В ожидании Дали / Esperando a Dalí
14.09.2023 45385   Комментарии (18)
8,0
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг Кинопоиск: 7,5
Рейтинг Экслера: 8,0
Чудесное, очень атмосферное кино, люблю такое.
Отзыв кота Бублика

Восхитительная сказка об искусстве жизни, любви и кулинарии.
Отзыв режиссера Гильермо дель Торо об этом фильма

И как будто в награду за всеобщее предательство в финале – появление в разрушенном ресторане мерзкого старика со знаменитыми усами. На удивление, в этом испанском фильме нет красивых женщин, впрочем, на картинах Дали их тоже нет. Впрочем, может быть, я не понял великого замысла режиссёра Давида Бужоля, решившего изобличить бессмысленность и пустоту Европы 70-х, а заодно и нынешней?
Шедевры некоего Кондрашева из "Литературки"

Испания, 1974 год, остается меньше года до смерти каудильо Франко. Барселону сотрясают молодежные волнения: коктейли Молотова, столкновения с полицией, слезоточивый газ и аресты. В этих беспорядках активно участвует повар модного французского ресторана со звездой Мишлена Альберто (Поль Лопес). Его старший брат Фернандо в беспорядках не участвует: он в этом же ресторане работает су-шефом и подает большие надежды как повар-творец, повар-революционер. 

Однако шеф-повар этого ресторана Пьер (Бруно Раффаэли), которого страшно раздражает манера посещающих ресторан политиков не обращать внимание на то, что именно они едят, советует Фернандо бежать из этого заведения, потому что Пьер считает, что в ресторанах такого типа Фернандо не сможет проявить свой потенциал. Ему, утверждает шеф, нужно найти место, где он сможет готовить все так, как он хочет.

На следующий же вечер братья выяснили, что за Альберто охотится полиция, так что ему нужно скрыться из Барселоны, и его друг Франсуа (Николя Казале) предлагает поехать в Кадакес, где живет его невеста Лола (Клара Понсо). Отец Лолы Жюль (Хосе Гарсиа) владеет рестораном, где часто меняются повара из-за своеобразного характера владельца. 

Братья приезжают в Кадакес и устраиваются на работу в этот ресторан, который называется El Surreal. Жюль - большой поклонник Сальвадора Дали, дом которого находится в Кадакесе, интерьер ресторана имитирует произведения знаменитого каталонца, и мечта жизни Жюля - угостить обедом самого Дали. Однако до сих пор художник так и не удостоил ресторан своим посещением, а в ответ на попытки Жюля пригласить Дали через Галу та требует за визит супруга 10 тысяч долларов, которых у Жюля просто нет.    

Некоторое время братья работают в El Surreal под руководством приглашенного Жюлем шефа-француза, но тому быстро надоедает терпеть закидоны владельца заведения, он из ресторана сбегает, и тогда Жюлю ничего не остается, как сделать шефом самого Фернандо. И вот тут-то Фернандо получит возможность экспериментировать с блюдами так, как ему хочется. 

***

У этого фильма есть интересная предыстория. В 2010 году режиссера Давида Пужоля пригласили снять документальный фильм о легендарном ресторане El Bulli и его не менее легендарных шеф-поварах Ферране Андриа и Альберте Андриа. В итоге у Давида получился целый сериал, состоящий из 15 серий. 

Первоначально, в 1961 году, это был скромный бар для отдыхающих, созданный супружеской парой из Германии рядом с городом Росас. В конце шестидесятых, когда кухня стала играть в этом заведении все более важную роль, бар переоборудовали в ресторан. 

В семидесятые годы ресторан получил свою первую звезду Мишлен, в начале восьмидесятых - вторую звезду Мишлен, в ну и в девяностых тогдашний директор ресторана Джули Солер и шеф-повар Ферран Андриа привели заведение к третьей звезде Мишлен. El Bulli четыре года подряд признавали лучшим рестораном мира по версии британского гастрономического журнала Restaurant.   

Однако в 2011 году ресторан был закрыт: он ежегодно приносил убытки в полмиллиона евро, и его в итоге преобразовали в центр исследований в области высокой кухни. 

Также "Фонд Дали" заказал у этого режиссера документальный фильм о жизни и творчестве Сальвадора Дали, и Давид Пужоль в итоге выпустил три фильма, посвященных этому художнику: "Дали. Аллегория памяти", "Последний шедевр Дали" и "Сальвадор Дали: в поисках бессмертия". 

Ресторан El Bulli находился буквально в 10 километрах от Кадакеса, где жил Сальвадор Дали на пике своей славы. Давид Пужоль знал, что Дали никогда не посещал El Bulli, и у него появилась мысль сделать фильм о вымышленном ресторане в Кадакесе, владелец которого одержим творчеством Дали и мечтает о том, чтобы Дали посетил его заведение. 

При написании сценария к этому фильму Пужоль, конечно же, вдохновлялся и историей El Bulli, которую он хорошо знал. Прототипом Фернандо был Ферран Андриа, прототипом его брата - Альберто Андриа, а прототипом Жюля был Джули Солер, директор El Bulli в восьмидесятые и девяностые. 

Пужоль говорил в интервью, что Солер был удивительным человеком, не похожим ни на кого, и временами окружающим казался безумцем, до того он был увлеченным своими идеями. 

И этот фильм - эдакая фантазия режиссера на тему того, что было бы, если бы Ферран и Солер занимались бы рестораном в Кадакесе в середине семидесятых. В сериале о El Bulli Пужоль рассказывал о тридцатилетней истории этого ресторана, а в фильме он это все сжал буквально до нескольких месяцев, чтобы показать, как Фернандо приходит к своим открытиям в области молекулярной кухни, которая прославила ресторан. В реальности, заметим, молекулярная кухня появилась лет на пятнадцать позже, но режиссер имел право пофантазировать. 

Причем в фильме использованы некоторые реальные блюда El Bulli: режиссера консультировал сам Ферран Андриа и член команды El Bulli Эдуард Бош. 

Снимали это в самом Кадакесе: ресторан El Surreal в фильме находится рядом с пляжем Platja d'en Pere Fet.

Что у них из всего этого получилось? Получился очень симпатичный, атмосферный и настроенческий фильм, напоминающий лучшие примеры подобного жанра. Ничего такого особенного в нем нет, но я "Ожидая Дали" посмотрел с большим удовольствием. 

Здесь есть несколько важных мыслей, вкладываемых в картину режиссером. Первая мысль - революционность. Альберто является убежденным революционером, борющимся против тирании Франко, Фернандо является революционером в кулинарии, борющимся против традиционных представлений о высокой кухне. Сальвадор Дали, на творчестве которого в картине много построено, тоже является своего рода революционером в искусстве: да, это часто искусство эпатажа, но то, как умел эпатировать Сальвадор Дали - это уже искусство само по себе. 

Вторая мысль - о том, как важно следовать мечте и добиваться ее. Конечно, Жюль со своей одержимостью Дали - эдакий фрик. Но фрик увлеченный и очень симпатичный. Ну да, он мечтает, чтобы сам Дали посетил его ресторан - почему нет? Он и добивается этой своей мечты всеми силами и всем нам хочется, чтобы его мечта осуществилась. Ну правда, Дали, ну что тебе стоит: "Sólo ven a este lugar una vez, joder, ¿es dificil para ti?" Ой, пардон: "Vine una vegada a aquest lloc, carai?!!", конечно. 

Также здесь хорошо показана эта эпоха: страна бурлит перед смертью диктатора, молодежь жаждет перемен, в Испанию приезжают люди из свободного мира - французские и нидерландские хиппи, которые живут коммуной в Кадакесе и сталкиваются с местными испанскими полицейскими. Кстати, среди хиппи неведомыми путями затесалась русская девушка Леся, сыгранная Варварой Бородиной. (Впрочем, Гала Дали, она же Елена Ивановна Дьяконова - тоже, знаете ли, не очень французская девушка...)  

Ну и все это - в обстановке совершенно чудесного уголка Коста-Брава городка Кадакеса с его заливами, бело-голубыми домиками, ресторанчиками с морепродуктами, чисто испанского расслабона, Средиземного моря, вкусной, хотя и несколько экспериментальной еды, отличного вина, влюбленности и ожидания чуда. 

Фернандо, очень хорошо сыгранный Иваном Масаге - так же, как и Ферран Андриа, чрезвычайно сосредоточен на том, что он делает. Он обладает холодным темпераментом, но имеет буйную фантазию: он не принимает вещи такими, какими их привыкли видеть другие люди, он, как и Сальвадор Дали живет в некоем сюрреалистичном мире, и это позволяет ему совершить определенную революцию в кулинарии - он делает то, что до него не делал никто, и он постоянно экспериментирует. 

Его брата Альберто сыграл Поль Лопес. Альберто - полная противоположность Фернандо. Он как раз имеет буйный темперамент, он по натуре - революционер, и из-за этого он постоянно попадает во всякие неприятности, откуда его обычно вытаскивает брат. Хорошая роль, вполне достойная. 

Но самый интересный персонаж в этом фильме - неистовый Жюль: мечтатель, человек страстный, предельно эмоциональный и очаровательно нелепый. Его сыграл Хосе Гарсия - испанец по происхождению, рожденный во Франции. Жюль - совершенно чудесный, чрезвычайно понравился. 

Заметную роль в картине играет шофер Дали Артуро, которого сыграл Хосе Анхель Эхидо. Он вдохновлен реальным человеком, Артуро Каминаду, который для художника был намного больше, чем просто шофер - он был его доверенным лицом (как и повариха Росита, которая тоже есть в фильме), и без него Дали был как без рук. 

Из остальных ролей можно отметить пылкого Франсуа, очаровательную Лолу, молчаливого помощника Жюля Луиса, который каждый раз ухитряется спасти бутылку с коньяком работы Дали, к которой прикладывается Жюль, и начальника местной полиции лейтенанта Гарридо, которого, кстати, сыграл Пако Тоус - "Москва" из "Бумажного дома". 

В общем, мне очень понравился этот фильм. Я люблю картины, где отлично передается атмосфера самого места (тут сразу вспоминается "Хороший год" и "Под солнцем Тосканы"), я очень люблю Кадакес и бывал там несколько раз, я несколько раз был в доме-музее Сальвадора Дали в Кадакесе (а также в театре-музее Дали в Фигерасе и в замке Пуболь, который Дали подарил Гала), но тут дело не в творчестве Дали и не в том, были ли вы когда-нибудь в Кадакесе или нет, хотя радость узнавания этих чудесных мест, конечно, играет определенную роль. 

Тут дело в том, насколько искусно и как-то очень искренне это все показано. Видно, что режиссеру близка эта тема, и в этом фильме он воплощает некую красивую фантазию, базирующуюся однако на вполне реальных прототипах.

Здорово, просто здорово, очень понравилось.

P.S. Послушал официальный дубляж. Сделано очень неплохо, но все-таки часть колорита при этом теряется: там примерно половину фильма персонажи говорят на французском. Кстати, Гала с Дали общались на французском, насколько я читал в воспоминаниях. 


Официальный трейлер:

 

© 1998–2024 Alex Exler
14.09.2023
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
отлично сделано
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 18

Спасибо. Посмотрел по рекомендации, правда очень хорошо.
Но проникнется скорее тот человек, который понимает подтексты и любит самого Дали. Ну и конечно, то что я был в Кадакесе и в музее тоже добавило ощущений.
Без всего этого много потеряется в смыслах.
29.10.23 20:29
0 0

Гарсия решил не напрягаться над созданием образа и скосплеил Тони Старка.

А фильм душевный, очень зашло.
15.09.23 20:30
1 1

Гарсия решил не напрягаться над созданием образа и скосплеил Тони Старка.
Вообще ничего общего.
15.09.23 20:53
0 0

Алекс, а где фильм взяли или в кинотеатре?
На стримингах нет нигде. 😒
--
Пора писать ликбез как качать торренты из ЕС не привлекая к себе внимание санитаров (зачёркнуто) провайдера.
s@m
15.09.23 10:01
0 1

Только что посмотрел на КиноПоиске.
15.09.23 19:22
0 0

(зачёркнуто)
S ... /S (в квадратных скобках)
16.09.23 22:41
0 1

Некоторое время братья работают в El Surreal под руководством шефа-француза, но тому быстро надоедает терпеть закидоны Жюля, он из ресторана сбегает, и тогда Жюлю ничего не остается, как сделать шефом самого Фернандо.
Ничего не понял. Кто кому надоел и кто от кого сбежал?
15.09.23 06:53
0 0

Кто кому надоел и кто от кого сбежал?
Жюль шефу. Шеф от Жюля.
15.09.23 08:35
0 0

Спасибо за наводку, Алекс, вот прямо сразу прочитав рецензию и глянув трейлер, нашел и посмотрел. Чудесно, понравилось даже больше чем "Хороший год". Напомнило Кустурицу, но легче и позитивнее. Хосе Гарсия великолепен, тащит как боженька, да и остальные актеры не подкачали (за исключением Бородиной, сорри). Буду пересматривать!

Тем, кто собирается, рекомендую смотреть в оригинале с субтитрами - там постоянные переходы с испанского на французский, на русский и обратно, это прям завораживает.
15.09.23 00:01
0 0

Тем, кто собирается, рекомендую смотреть в оригинале с субтитрами - там постоянные переходы с испанского на французский, на русский и обратно, это прям завораживает.
А где брать? В "нехороших местах" нашёлся Web-Rip selezen, пока неясно, есть ли хотя бы в самом большом файле оригинальная дорожка, но есть сомнения.
15.09.23 07:07
0 0

Я на HDRezka смотрел, там есть в 1080 - оригинал с сабами и русский дубляж.
15.09.23 08:14
0 0

Как правильно: романтичная комедия или романтическая?
14.09.23 13:35
0 0

Романтическая, конечно, это у меня описка. Исправил, спасибо.
14.09.23 14:01
0 0

Ромком 😉
14.09.23 15:30
0 2

Роматическая комедия для романтичного совместного просмотра.
14.09.23 16:14
0 0

Если на "Хороший год" похоже, то это гуд, будем посмотреть.
14.09.23 13:03
0 1

О-о, это мы смотрим, это мы любим.
14.09.23 12:18
0 1

"Робинзон на луне". С романтикой так себе, но хорошее настроение гарантировано. Главное, не смотреть версию с субтитрами на норвежском.
17.09.23 17:31
0 0