Статский советник / Statski sovetnik
25.04.2005 31163   Комментарии (3)
Костик! И вы туда же!
Хоботов
Еду-еду - не свищу, а наеду - не спущу.
Паратов
С почином вас, Глеб Георгиевич!
Копченый
Соев, я вас прошу, посмотрите... Ну, вы поняли.
Велюров

Россия, конец XIX века. В городе Москве свирепствует банда революционеров-террористов, оставляющая на месте преступления зловещую метку "БГ". Эти гады красят стены в коричневый цвет и пишут на крышах слова. На счету таинственной группы несколько громких убийств и ограблений (деньги нужны на дело революции). Новая успешная операция группы "БГ" и ее главного боевика-террориста Грина (Константин Хабенский) - убийство прямо в поезде Петербург-Москва генерала Храпова. Грин при этом выдавал себя за Эраста Фандорина, статского советника, который отвечал за безопасность Храпова в Москве, благодаря чему и смог подобраться к генералу на расстояние кинжального выпада.

Для расследования этого преступления из Петербурга в Москву прибыл князь Глеб Георгиевич Жегло Пожарский (Никита Михалков) - вице-директор департамента полиции и гений сыска. Местные московские власти - генерал-губернатор Владимир Андреевич Долгоруцкий (Олег Табаков) и начальник губернского жандармского управления Петр Иванович Бурчинский (Федор Бондарчук) - неприязненно отнеслись к прибывшему "варягу", и Петр Иванович даже затеял против Глеба Георгиевича каверзу. Однако князь Пожарский с легкостью разгадал неуклюжую подставу Петра Ивановича, и тому в награду за усердие светит должность полицейского надзирателя на Камчатке.

Впрочем, Пожарский прибыл в Москву не ради пикировок с местным начальством. Его основная задача - поймать и обезвредить банду "БГ", и прежде всего Грина, который является и мозгом организации, и главной боевой единицей. У Фандорина, как у статского советника при генерал-губернаторе, те же задачи. Кроме того, для него - Эраста Петровича - это дело чести, ведь Грин во время убийства генерала Храпова выдавал себя за него.

Поначалу Пожарский пытается подружиться с Фандориным. Он всячески ищет общения с ним и предлагает работать, так сказать, в одной упряжке. Но Фандорин не склонен принимать руку дружбы, протянутую Пожарским. Он не доверяет князю и предпочитает играть свою игру самостоятельно. Кроме того, у них слишком разные методы. Пожарский работает в классическом стиле тайной полиции: предатели, осведомители, подкуп, шантаж. А Эраст Петрович - поклонник метода дедукции, при котором преступления разгадываются с помощью кропотливого мыслительного анализа ситуации.

Проблема осложняется тем, что среди высшего руководства и людей, вовлеченных в операцию против банды террористов, есть предатель, скрывающийся за подписью "СДД". Этот человек информирует Грина обо всех важных действиях, которые против него предпринимает полиция, а кроме того, выдает ему местонахождение людей, приговоренных "БГ" к смерти. Среди этих людей - Пожарский и Фандорин. И Эрасту Петровичу нужно вычислить предателя, иначе его жизнь будет в страшной опасности.

***

Скажу сразу, "Статский советник" мне в принципе понравился. С различными оговорками, но тем не менее. Потому что фильм достаточно цельный, интересный, динамичный, а главное - поставлен во вполне классическом стиле, в котором явно прослеживается высокопрофессиональная рука Никиты Михалкова. Как известно, именно Михалков должен был ставить этот фильм (и Акунин, как говорят, давал согласие на экранизацию, именно услышав фамилию предполагаемого постановщика), однако позже режиссером все-таки сделали Янковского-младшего (он ставил фильм "В движении"), а Михалков ограничился ролью, как заявлено в выходных данных картины, генерального продюсера и художественного руководителя и не особо ограничился ролью Пожарского. Впрочем, об этом позже.

В отличие от "Турецкого гамбита", создатели которого напихали в картину совершенно никуда не клеящиеся и весьма раздражавшие своей неуместностью компьютерные спецэффекты, в "Статском советнике" нет ничего лишнего. Тем не менее фильм достаточно зрелищный - с точки зрения воссоздания соответствующей исторической обстановки, работы художников, костюмеров и декораторов.

Однако у "Статского советника" есть явный, очень бросающийся в глаза и весьма раздражающий недостаток - совершенно "никакой" главный персонаж, то есть Эраст Петрович Фандорин (Олег Меньшиков). Что он там делает - вообще непонятно, хотя, по идее, он должен являться центральным персонажем картины. Когда Фандорин появляется в компании начальника губернского управления Бурчинского, сотрудника охранки Мыльникова (Михаил Ефремов) и князя Пожарского - он выглядит там совершенно чужеродным элементом. Но не с точки зрения, так сказать, неземного воспарения светлого ума среди мирской суеты пошлых людишек, а просто как нечто искусственное и ни к чему не клеящееся образование.

По идее, расследование Фандорина - это центральный стержень фильма. Но этого стержня нет и в помине! Когда Фандорина в очередной раз показывают после серии блестящих эскапад Пожарского или боевых действий Грина - в первые секунды даже удивляешься: а он-то тут при чем? И когда Фандорин что-то там действительно нарыл и сдедуктировал - на мгновенье снова удивляешься, как это он так смог, но потом внимание тут же переключается на действительно ярких персонажей.

Меньшиков роль Фандорина просто угробил! Убил и закопал! Если бы я не знал, кто такой Меньшиков - блистательный Костик из "Покровских ворот", изумительный гэпэушник Митя из "Утомленных солнцем", отличный юнкер из "Сибирского цирюльника", театральный актер европейского уровня, - я бы спросил, откуда они вытащили эту скучающую бездарность. Не знаю, что случилось с Меньшиковым. Но вся его роль - это тоскливое выражение на физиономии, постоянное задирание подбородка (вероятно, оно должно было символизировать высокомерие и аналитический ум) и бесконечные выпучивания глаз, что, вероятно, должно было изображать бурные эмоции. Отвратительная игра, на твердую двойку с минусом!

И дело именно в Меньшикове! Эту роль можно было превратить в картинку, ее можно было сыграть очень ярко! Тот же Бероев в "Турецком гамбите" получился вполне приличным Фандориным. Меньшиков же эту роль не то что не сыграл, но даже и не сделал попытки! Просто носил себя, любимого, туда-сюда, выпучивая глазки, а в сравнении с молодецким напором Михалкова вообще впадал в полное ничтожество. Если бы я не знал, как Меньшиков умеет играть в паре с тем же Михалковым, можно было бы предположить, что его просто задавил Никита Сергеевич. Однако в аналогичных ситуациях Меньшиков смотрелся блестяще! А здесь - просто никак! Просто кошмар и именно "ужас, ужас"!

А уж когда Фандорин в лице Меньшикова изображает из себя коварного соблазнителя, уложившего в постель оторву-богатейку Эсфирь (Эмилия Спивак), якшающуюся с революционерами... В общем, смотрится это до того фальшиво, что уж лучше бы он уложил в постель своего камердинера-японца Масу - по крайней мере, по отношению к Масе Фандорин проявлял хоть какие-то эмоции... Кроме того, очень сильно раздражал тот факт, что весь фильм Меньшиков носил на себе очень заметный макияж - старательно подведенные глаза и так далее. Актерский грим - дело, конечно, хорошее, но я всегда считал, что он не должен быть заметен. А Фандорин с подведенными глазами - это, извините, уже Джек Воробей какой-то...

Причем, что интересно, уже после премьеры Меньшиков в интервью заявлял, цитирую: "Потому что серьезно ставить "Турецкий гамбит" и "Статского советника" - это катастрофа! Надо сразу предупреждать: ребята, мы шутим-хулиганим". Если Меньшиков считает, что пучеглазый тормоз, которого он изобразил в "Статском советнике", - это шутник-хулиган, то у него очень серьезные проблемы с восприятием окружающей действительности.

Зато Михалков-Пожарский искупает все! Блистательная роль, роскошные фразы, неимоверная мощь и напор! Я от Михалкова здесь просто в восторге! Ну да, в тандеме с Меньшиковым он полностью перетащил одеяло на себя, но этим как раз и спас фильм, потому что, если бы центральным персонажем остался этот совершенно амебообразный Фандорин, фильм можно было бы хоронить. Но Михалков картину вытащил! Потому что Пожарский - это что-то невероятное! На мой взгляд, сыграно даже круче, чем роль Паратова, а уж Паратов - это тоже нечто совершенно особенное!

При этом, конечно, заметным диссонансом выглядит некая боязнь Пожарским Фандорина. Он перед ним чуть ли не заискивает, ищет дружбы, предлагает работать вместе, а в конце признается, что побаивался Эраста Петровича... Кого побаивался-то? И кто? Пожарский?!! Эта огромная глыба, этот матерый человечище - и боялся кукольного Эрастика? Бред сивой кобылы!

Впрочем, подробно говорить о том, что там вытворяет Михалков, и восхищаться деталями отдельных эпизодов не имеет смысла. Это нужно просто видеть. Потому что каждая сцена, в которой появляется Пожарский, великолепна! Манера речи, жесты, фразы, мимика - все это невероятно эффектно, а кроме того - достаточно разнообразно. Я бы не сказал, что Михалков, например, полностью перенес образ Паратова на Пожарского - ничего подобного! У Пожарского есть свои собственные, вполне оригинальные черты...

Также вполне понравились практически все остальные персонажи. Очень хорошо, на мой взгляд, Хабенский и Фандера сыграли террористов-революционеров Грина и Иглу. Образы созданы очень яркие, но вовсе не гротескные. Про Хабенского говорят, что он везде одинаковый, но я бы сказал, что он везде одинаково ровный, а это плюс. Роль Грина можно было трактовать по-разному: от явного психопата до совершенно трагичной личности. Хабенский, на мой взгляд, нашел очень правильную интонацию: его Грин - тот самый профессиональный террорист-революционер, но не псих и не пафосный трагик.

Неожиданно яркой получилась у Михаила Ефремова роль сотрудника охранки Мыльникова. Я к ролям Ефремова отношусь более чем прохладно и помню, что он нигде не впечатлил. Но здесь - просто блеск, несмотря на то что роль очень небольшая. Тот самый случай, когда буквально несколько коротких появлений актера весьма запоминаются. А уж фраза по поводу чая, приготовленного им Пожарскому: "Делал как себе-с", произнесенная с соответствующим угодливым поклончиком, - это просто блеск!

Резюмирую. В общем и целом - понравилось. Посмотрел с удовольствием. Меньшиков разочаровал безмерно, Михалков очаровал безмерно. Остальные роли - на твердую четверку, временами поднимаясь и выше. Поэтому толком не знаю, как оценивать актерскую игру скопом: Меньшикову, безусловно, двойку, Михалкову - пятерку с плюсом, остальным - от четверки до пятерки.

Однако имейте в виду, что многие зрители со мной не согласны. Я почитал обсуждения: многие девушки просто тащатся от Меньшикова и вовсю костерят Михалкова - за то, что он, дескать, "пытался забить Олежека". На их взгляд, Михалков просто кривлялся, а не играл, зато Меньшиков, дескать, выстроил свою роль тонко, многозначительно и благородно. Не буду с этим спорить, однако сохраню собственное, прямо противоположное мнение.

***






***

© 1998–2024 Alex Exler
25.04.2005
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
вполне прилично
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 3

А я опять поздно и не в тему, хоть и в тему (частично). Насчет "С. советника" согласна с рецензией абсолютно. Я про "Азазель", которого только вот посмотрела. Поскольку не нашла у Алекса другого места, где "не промолчать", пишу здесь. Потому что увидела еще одного кошмарного Фардорина, а до этого думала, что Меньшиков - худший. Это даже не комсомолец, даже не пионер, это - юный октябренок, желающий перескочить в комсомольцы без промежуточной стадии. Но еще ужасней Безруков, который просто явно и беспардонно изображал Михалкова в роли Бриллинга. Убрать этих двух - и экранизация вполне могла бы считаться удачной.
24.12.12 14:04
0 0

С отзывом соглашусь. Те же чувства по фильму.

Но со своей стороны отмечу также очень хорошо сыгранные женские роли. Не так уж часто видишь, чтобы девушки действительно хорошо играли. Здесь образы получились живые, одно удовольствие наблюдать. И Эсфирь, и Игла, и Жули - просто прелесть.



irlita :

Во-первых, Фандорин в книге "Азазель" именно юный пионер или даже октябренок - честный, прямой, но очень-очень наивный. О взрослеет по мере его расследования и окончательно "ломается" и полностью преобращается после смерти Лизы. Так что в сериале "Азазель" он очень близок к первоисточнику. Я считаю из трех экранных Фандориных - этот самый удачный.

Во-вторых, не наговаривайте на Безрукова. Он может сыграл и плохо (мне вообще никак не понравилась его трактовка), но изображать Михалкова он не мог. Михалков в роли Пожарского снялся на четыре года позднее. Да и не похож Бриллинг Берзурова ни на одного из Михалковских героев.






А на мой взгляд, Хабенский сыграл куда хуже Меньшикова. Во всяком случае, по книге Фандорин уже достиг всех высот, каковых может достичь человек с его принципами на государственной службе ,и он, в общем-то, и Акуниным описан в бледных тонах, совершающим одну ошибку за другой, и только финал - расставание с государственной службой - превращает его снова в того Фандорина, которым можно восхищаться. А вот Грин в книге - фигура трагическая. Человек необычайных способностей, обладающий исключительной силой воли, идет ложным путем и благодаря г-ну Пожарскому успевает осознать это за считанные минуты до смерти (хотя и не вполне ясно, осознает ли он ошибочность самого пути, или всего лишь тактическую ошибку, которую совершил, поверив неизвестному доброжелателю- на то и режиссер и исполнитель роли, чтобы пояснить это или, наоборот, оставить Большой Загадкой). Но ничего этого в фильме нет. Есть местечковый еврей, который думает, что вырвался из своего местечка, а по сути только слегка высунул голову, чтобы тут же ее потерять.
14.12.09 18:51
0 0