Полночь в саду добра и зла
26.02.2001 21517   Комментарии (1)

Как известно, рекламные аннотации, которые печатают на кассетах, нередко представляют собой верх идиотизма и почти всегда показывают, что автор аннотации даже и в глаза не видел фильма, который он рекламирует... Однако на этот раз ребята превзошли сами себя. Я всю аннотацию цитировать не буду, но вторая ее половина - просто класс. Цитирую: "Ночью один из гостей, молодой друг хозяина, погибает. И его смерть, равно как и последовавшие за этим события, кажутся столь необычными и таинственными, что сама собой напрашивается мысль о магии и колдовстве".>

На самом деле неведомый рецензент прочитал аннотацию на одном из западных сайтов, затем врубил фильм на середине, увидел сцену с негритянкой, которая ночью на кладбище произносит заклинания, после чего дал волю свой фантазии. Потому что самое необычное и таинственное событие, которое происходит в фильме, - это то, что картина все-таки закончилась после 148 минут тоскливого и нудноватого действия. Вот это было необычно и таинственно! Я-то уж думал, что он никогда не прекратится, и они вечно будут расследовать весьма обыденное убийство. Впрочем, комментарии будут позже, а сейчас поговорим о сюжете...

Молодого и не очень удачливого писателя Джона Келсо (Джон Кьюсак) через известную газету приглашают в качестве репортера в городок Саванна на рождественскую вечеринку, которая должна пройти в особняке очень влиятельного человека по имени Джим Уильямс (Кевин Спейси).

Келсо соглашается и приезжает в этот городок. Поначалу, вроде, ничего особенного не происходит. Келсо знакомится с Уильямсом (выяснилось, что тот читал его книгу, поэтому приглашал не просто репортера, а именно Келсо), затем случайно попадает на другую вечеринку, где знакомится с симпатичной девушкой. На следующий день происходит та самая знаменитая вечеринка в доме Уильямса, на которой... ровным счетом ничего не происходит. Келсо шатается туда-сюда с шампанским, затем становится свидетелем ссоры между Уильямсом и неким молодым человеком по имени Билли Хэнсон (Джуд Лоу), затем ему становится скучно, и он отправляется спать.

Правда, утром выясняется, что после окончания вечеринки Уильямс застрелил Билли, якобы при самообороне. И теперь Уильямса будут судить. А в молодом писателе разыгралась мысль о том, что он из этого сюжета сделает целый роман, поэтому Келсо не уезжает домой, а остается в городишке и проводит собственное журналистское расследование.

Уильямс знает, что Келсо собирается на эту тему написать книгу, но не возражает и не препятствует Келсо в сборе данных. А один раз даже возит писателя на кладбище, где некая старая негритянка провела над могилой Билли обряд магии вуду, чтобы Билли, дескать, оставил Уильямса в покое.

Далее Уильямса сажают в предварительное заключение, а Келсо и адвокат Уильямса собирают всякие данные, могущие помочь защите. Пикантность ситуации заключается в том, что Билли был любовником Уильямса, и теперь адвокат боится, что присяжные, узнав об этом, заорут: "Пидерасты проклятые!", и осудят Уильямса за его сексуальные предпочтения, а не за убийство.

В процессе расследования Келсо знакомится с довольно странной теткой, которая называет себя Леди Шабли (Леди Шабли), причем выясняется, что тетка - трансвестит, и раньше она была мужиком. Тетка дает Келсо кое-какую информацию о том, что на самом деле собой представлял убитый Билли.

Собственно, всю вторую половину фильма показывают то поиски Келсо, которые мало чем увенчиваются, то судебный процесс. Основной вопрос, который, по замыслу Иствуда, должен волновать зрителей - посадят Уильямса или нет. Впрочем, нас с котом Бубликом этот вопрос, если честно, как-то очень мало волновал. Уильямс нам был мил в любом качестве: что за решеткой, что у себя дома.

***

В общем, мне не понравилось, несмотря на то, что я очень люблю Кевина Спейси и довольно благожелательно отношусь к Джону Кьюсаку. К актерской игре у меня претензий нет (они играли по сценарию, и не их вина, что сценарий был настолько тоскливый), но есть довольно большие претензии к сценарию и постановке. Дело в том, что фильм поставлен по роману Джона Берендта - роману, который, в свою очередь, написан на основе реальных событий. Я, правда, вообще не понял, в чем суть описания "реальных событий", ведь в фильме практически нет никакой интриги, никакого действия, никаких действительно интересных диалогов. 

Ну, приехал молодой писатель, чтобы сделать репортаж о скучной, хотя и богатой рождественской вечеринке в доме местного богатея с не очень хорошей репутацией. Ну, выяснилось, что богатей был педерастом и пристрелил своего молоденького любовника, потому что любовник охамел сверх всякой меры. И дальше часа полтора вопросы крутятся вокруг того, выстрелил сначала любовник в богатея, а потом он в него, или любовник не стрелял, а богатей превысил пределы необходимой самообороны.

В фильме довольно тонко показывается вся эта судебная казуистика: какие доводы выдвигает обвинение и на чем строит свою позицию защита, но, честное слово, все это очень затянуто. Кроме того, то ли киносценарий сделан очень небрежно, то ли режиссер рассчитывает на то, что все зрители читали роман Берендта, - в фильме есть эпизоды, которые не особенно хорошо объясняются и непонятно зачем вообще вставлены в картину. Особенно сцены с этой негритянкой, колдующей на кладбище... Вероятно, в романе это все исполнено какого-то глубокого мистического смысла, однако в фильме это все в лучшем случае очень невнятно, а в худшем - выглядит как откровенный фарс.

Правда, в фильме есть один довольно яркий персонаж, который вносит приятное оживление в эту тоску. Персонаж представляет собой чернокожую эстрадную артистку из бара, которая называет себя Леди Шабли, однако на самом деле это мужчина-трансвестит. Леди Шабли, как я уже рассказывал, выдает Келсо кое-какую информацию по поводу убитого (ничего интересного в этой информации нет), однако сама (сам) тетка - отдельный писк, и сцены с ее участием я посмотрел с удовольствием. Особенно когда Келсо попросил ее отвлечь внимание докторов в приемном покое, и Леди Шабли ворвалась к докторам с дикими криками о том, что у нее, дескать, "отошли воды" и она сейчас родит.

К сожалению, более-менее яркие сцены были связаны только с этим трансвеститом, а все остальное показалось мне достаточно скучным. На мой взгляд, картина безбожно затянута (Клинт Иствуд, вероятно, брал пример со своего "крестного отца" в кино - Серджо Леоне, но Леоне умел снимать четырехчасовые фильмы так, что они смотрелись на едином дыхании, а у Иствуда в данном случае это ну никак не получилось). Если картину сократить хотя бы до полутора часов, то она смотрелась бы намного динамичнее. А так... Сидишь и ждешь, когда или что-нибудь действительно произойдет, или выяснится нечто жуткое и кровавое... но весь фильм только и выясняют, выстрелил Билли в Уильямса первый или не выстрелил. И даже Кевин Спейси эту тоску спасти не смог.

Кот Бублик во время просмотра картины так утомился, что с тоски полез по шторе к карнизу, но посередине пути заснул, бедняжка.

Резюмирую. Если совсем нечего делать, то можно посмотреть ради Кевина Спейси и Леди Шабли. Но в общем и целом - не выше троечки. Причем постановка - эдак примерно на троечку с минусом. Похоже, что Клинт Иствуд напрасно взялся за экранизацию такой тоскливой судебно-педерастической драмы. Длиннющая тоска зеленая - вот и весь мой сказ.

© 1998–2024 Alex Exler
26.02.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3+
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
тоска зеленая
Нужно ли смотреть:
не нужно
Комментарии 1

Иствуд достаточно сентиментальный режиссер. От того, того, что Вы называете тоска "зеленая" до "фильма чтобы задуматься". А как Вам его "Непрощенный"? Кроме того, актеры (хорошие), снимающиеся у него, не просто так идут в его фильмы, нет?
14.05.09 21:25
0 0