Подземка / Subway
17.05.2000 26332   Комментарии (1)
Бюджет: FRF 17 000 000. 

После хвалебной рецензии на "Голубую бездну" Люка Бессона и такой же хвалебной заметки на фильм "Почему я" с Кристофером Ламбертом, многие читатели настоятельно рекомендовали мне посмотреть фильм "Подземка", где, по их словам, режиссерский гений Бессона воссоединился с актерским гением Ламберта. Честно говоря, несмотря на все эти многообещающие сочетания признаков, я мало чего ожидал от "Подземки". Во-первых, я не в особом восторге от Бессона как режиссера (не подумайте ничего плохого: как от мужчины я от него тоже не в восторге). "Голубая бездна" - это, пожалуй, единственный фильм, который мне у него действительно понравился. Я видел не все его фильмы, но "Пятый элемент" - совсем не пошел, "Леон" - тоже, хотя там в главной роли мой любимый Жан Рено... Говорят, что "Никита" в бессоновском варианте - очень хороший фильм, но я его еще не посмотрел.>

Ламберта, впрочем, я тоже не фанат. В "Почему я?" он мне понравился, но особых восторгов на его тему я никак не испытываю (по крайней мере, судя по другим фильмам с ним, которые я видел; в "Горце" он мне просто резко не понравился). Вот с такими настроениями я засунул подмышку кота Бублика (чтобы хоть не одному смотреть этот фильм), поставил кассету и стал смотреть...

На этот раз, действительность не стала грубо обрывать мои юношеские мечты. Если бы не ажиотаж, который был поднят в моей почте на тему этого фильма, я бы его или обругал, или просто не стал о нем писать. Почему? Давайте разбираться. Сначала - о сюжете...

Едет машина (марки Пежо). Едет быстро. В ней сидит панкующий Кристофер Ламберт (это были еще те времена, когда он назывался на французский, а не на голливудский манер) с волосами, покрашенными в блондинистый цвет (выглядит это довольно кошмарно) и, типа, убегает от здоровенного Мерседеса, где сидит куча мужиков в смокингах, которые явно гонятся за Ламбертом (по фильму его зовут Фред, и дальше мы его будем называть именно так, потому что надо уважать труд сценариста). Ага-а-а-а, подумал я, Пежо и Мерседес! Извечная тема соперничества этих двух марок автомобилей, которые имеют для Бессона поистине мистическое значение! Недаром в фильме "Такси" (где Бессон был сценаристом) половина фильма построена на том, как главный герой имеет на своем суперском Пежо плохих дядек на вшивых пятисотых Мерседесах. Причем имеет просто как девочек и даром.

Поэтому я приготовился к тому, что Фред сейчас втопчет в пол педаль газа и унесется от несчастного Мерседеса как Сольвейг от своего Пергюнта. Ан, ничего подобного! Фред вообще к гонке относился как-то пофигистически: рылся в бардачке машины и выискивал музычку по душе, как будто бы за ним совсем не гонятся. Впрочем, мужики в смокингах тоже за ним гнались как-то вяло: не стреляли, практически не делали попыток парня обогнать и прижать к обочине, а только временами нежно "целовали" Фреда в задний бампер.

Но гонка закончилась, практически так и не начавшись. Панкующий Фред въехал на Пежо в метро и слинял от похитителей. Дальше он позвонил некой дамочке и стал ее грубо шантажировать - мол, приходи, как стемнеет, к сараю, пардон - в подземку, принеси сотню тысчонок парижских денег, а я тебе за это отдам твои бумажонки-документики. Чистый шантаж! Мы с Бубликом были возмущены.

Через некоторое время в подземку является та самая девушка по имени Элен (Изабель Аджани), которая мало того, что наряжена в шикарное вечернее платье, но еще и притащила с собой кучу сопровождающих, которые то ли полицейские, то ли я вообще не понял. Короче говоря, Фред денег не получает, но успевает смотаться от преследования в глубинах подземки.

И дальше весь фильм Фред шляется по подземке, знакомясь с обитателями этого - в полном смысле слова - андерграунда, и совершает ряд совершенно непонятных поступков. Действие разворачивается как-то рвано. На сцене (в смысле, в коридорах подземки) появляются то одни, то другие герои, которые то связаны между собой, то не связаны между собой, то общаются, то не общаются. 

Короче говоря, подземка живет своей нормальной жизнью: роллер (парень на роликовых коньках) постоянно ворует сумочки у пассажиров, Жан Рено (его в фильме никак не зовут) ходит везде с барабанными палочками и долбит ими по всему, чему можно и чему нельзя (я сразу вспомнил себя в молодости), здоровенный негр со страшной силой качается и пальцами разрывает наручники, которые время от времени надевают на Фреда, полицейские охотятся за роллером и так далее. 

На все это из-за угла смотрит очень странный подземный продавец цветов, который, разумеется, в курсе всех перипетий подземной жизни и который - ожидали мы с Бубликом - как ружье должен выстрелить в самый последний момент. Он, кстати, выстреливает, но как-то совсем слабенько.

Начавшаяся было детективная завязка сюжета - что за документы, почему Фред их спер, куда они делись и так далее - как-то быстро затухает и сходит на нет. В середине фильма Элен объясняет, откуда взялся Фред, и что это за документы, но лучше бы она этого не объясняла. Ближе к концу фильма всем уже становится глубоко фиолетово - найдутся эти документы или нет, но в этот момент они почему-то находятся.

Элен в жизни подземки, как ни странно, принимает самое активное участие. Она приходит к подземкиному комиссару с требованием найти Фреда и документы, но буквально через пять минут сама спускается в эти катакомбы, где всем угрожает пистолетом, после чего довольно быстро находит Фреда. При этом Фред рассказывает трогательную историю из своего детства, от которой я разрыдался прямо на Бублика, но на Элен история не произвела впечатления, поэтому она надела на Фреда наручники.

Чуть позже они подружились (Фред, Элен, роллер и Жан Рено в роли безымянного барабанщика) и стали шляться по ночной подземке, пить ворованное шампанское и смотреть на красные искры от сварочного аппарата. Затем Элен из подземки вытаскивает муж - большая шишка и крупная сволочь, который подло ведет ее на ужин к префекту. На ужине Элен внезапно понимает, какие все богатые плохие и какие хорошие обитатели подземки, после чего говорит гадости префекту и его жене, а затем убегает. Видать, обратно в подземку. И тут я вспомнил, где эту сцену видел раньше. В "ТИТАНИКЕ"! То же самое! Кейт Уинслет ненавистно общество до отвращения богатого мужа, зато ее постоянно тянет ко всяким маргиналам с нижней палубы. И она точно так же говорит гадости представителям богатых кругов.

Но учитывая тот факт, что "Подземка" появилась аж за 14 лет до камероновского "Титаника", право первородства восстановлено, и я торжественно заявляю, что "Титаник" списан с "Подземки". После этого мне стало интересно, и я стал с волнениям ждать, что подземку вот-вот затопят водой, Элен с Фредом будут там метаться туда-сюда, а чернокожий качок начнет башкой прошибать им двери к спасению... Ан, нет. Ничего такого не происходит. Происходит нечто уж совсем невнятное, о чем даже рассказывать не хочется. Короче говоря, Фред собрал ансамбль, на пару с хитрованным продавцом цветочков ограбил машинистов, тут его и кокнули. Но он, как выяснилось, не умер, а продолжал лежать, смотря в небо подземки с "трала-ла" на губах. А тут еще Элен намекнула, что его любит. Тут и сказочке, как говорится, конец! Или, окрашивая эту фразу в национальный колорит, "ля комеди э фини" (наверняка чего-то я сказал неправильно, но на это наплевать)!

Резюмирую. Эдакая "новая волна" середины восьмидесятых, где отсутствие приличного сценария пытались скрыть за внешним раздраем. Мол, пускай зрители сами наполнят эту пустую чехарду высоким философским смыслом, а мы посмеемся. Судя по реакции некоторых зрителей, Бессону это удалось (да простят меня эти зрители; впрочем, им лучше не обижаться, потому что можно считать, что я просто не врубился).

Ламберт в роли панкующего бомжа-медвежатника меня не вдохновил. Ну, панкует. Ну, медвежатник... Короче говоря, я не в восторге. А вот Изабель Аджани - класс! Очень стильная и даже красивая тетка с припухшими губками. Симпатичная. Играет, в общем, туда-сюда, но не впечатляет. То есть впечатляет как стильная француженка (кот Бублик со мной согласился), но не как актриса. В "Убийственном лете" она мне понравилась намного больше. Зато очень понравились две яркие фигуры - все видящий парень, продающий цветы (Ришар Боринжер) и комиссар Жебер (Мишель Галабрю). Вот эти образы придуманы и сыграны очень даже здорово.

А все остальное... Средненько. Такое ощущение, что Бессон не сильно понимал, чего и зачем он снимает. Да и большинство актеров тоже не очень в это врубались. Эдакая анархия - снимаем, чего снимется, играем, чего сыграется. Интересно, сценарист у этого фильма вообще был? (Экслер полез смотреть.) Был. Аж два: Люк Бессон и Пьер Джолив. Ну, значит, сценарий все-таки присутствовал. Хоть это радует.

Впрочем, не следует воспринимать эту заметку так, что, мол, "Подземка" - полный отстой и отвратительная дешевка. Ничего подобного! Даже этот фильм - безусловно лучше большинства голливудских "блокбастеров". Но в общем и целом, я совсем не впечатлился. Где-то на четверочки с минусом, приближающейся к троечке с плюсом, да простят меня поклонники этого фильма.

© 1998–2024 Alex Exler
17.05.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 3-
Кратко о фильме:
бесцельные блуждания с претензией на психологичность
Нужно ли смотреть:
только если ради интереса
Комментарии 1

5+

очень интересно прочитать посмотреть фильм *не своими глазами* ! И при этом замечательно написана рецензия!

А меня фильм так очень впечатлил, то есть я его смотрела два раза, не специально, но при возможности - посмотрела еще раз. Почему?

да потому, что своеобразно передана атмосфера парижской подземки, и пофиг, насколько реальны детали раворачивающегося сюжета и каков сам сюжет в плане приближения к реальности. Образ-фантом.

Если упростить, то для меня фильм - это картинка впечатления от моих парижских впечатлений ))) в отражении ... нет, не абсурдном, но через своеобразную оптику.

Да, вот кстати, демарш Элен на обеде я тоже не поняла, попытка объяснения, почему она то да се... "ломает" канву фильма . А не надо было объяснять))

Этот фильм не стОит раскладывать ... Он просто проплывает мимо, и ты либо вплываешь в него, либо смотришь с бортика. 😄

Я вплыла)

Кстати, еще один факт в пользу неординарности фильма - я его помню))) Обычно я фильмы забываю. Или - фабула остается в памяти. И, что интересно, забываю те, которые критика либо не замечает, либо низко оценивает. Хотя, если честно, я читаю критику только после *просмотра*.






22.06.10 21:36
0 0