Рейтинг Кинопоиск: 8,2
Рейтинг Экслера: 8,1
- Режиссер:
- Бен Стиллер
Отзыв кота Бублика
Дэвид Суэт (Пол Дэно) и Ричард Мэтт (Бенисио дель Торо) - заключенные тюрьмы строгого режима городка Даннемора, штат Нью-Йорк. У Суэта - пожизненный срок за убийство шерифа, у Мэтта - двадцатипятилетней срок за жестокое убийство своего бывшего работодателя.
Сорокадевятилетний Мэтт пользуется немалым влиянием и среди других заключенных, и среди охраны тюрьмы. Дело в том, что Мэтт - очень неплохой художник и ему особо удаются портреты. Он рисует портреты известных людей, а также по фотографиям рисует изображения членов семей охранников - и пользуется за это различными льготами.
Охранник Джин Палмер (Дэвид Морс) даже становится другом Мэтта, и у него дома - несколько картин Ричарда. Взамен Палмер оказывает заключенному различные мелкие услуги - снабжает его холстами и красками, также приносит ему с воли и другие предметы, которые Мэтт может менять в тюрьме на то, что ему нужно.
Мэтту нравится смышленый парень Суэт, и он оказывает ему покровительство: учит рисовать картинки для охранников, ну и помогает выживать в суровых условиях тюрьмы строгого режима.
И Суэт, и Мэтт - на хорошем счету у начальства, поэтому каждый из них имеет свою отдельную камеру, также им разрешают работать в местной пошивочной мастерской, где к тому же еще и неплохо платят.
Руководит пошивочной некая Джойс Митчелл (Пэтриша Аркетт), которую все называют Тилли. Это перезрелая блондинка сорока восьми лет с пылким темпераментом и явным отвращением к своей жизни и своей работе. Она живет в этом чертовом городке Даннемора, где из трех тысяч девятисот человек населения порядка трех тысяч содержатся в тюрьме, а остальные жители так или иначе на эту тюрьму работают. Она уже двадцать лет замужем за туповатым простачком Лайлом (Эрик Ланж), которого она уже и на дух не переносит.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Тилли положила глаз на молоденького Суэта: она не только его подкармливает всякими вкусняшками, но и трахается с ним в закоулках швейного склада, о чем уже знают и многие заключенные, и многие работники тюрьмы.
За отношениями Дэвида с Тилли очень внимательно наблюдает Мэтт. Он сразу понял, что эти отношения им с Дэвидом могут стать очень и очень полезными. Но тут на Тилли настучали начальству и Дэвида немедленно убрали из мастерской, так что она больше с ним не может видеться.
И тогда на передний план выходит Мэтт. У него с Тилли будут совсем не такие отношения, как у нее с Дэвидом, где она выступала в лидирующей роли. Мэтт - типичный альфа-самец, а Тилли, которая не выносит мужчин-"тряпок", очень подвержена влиянию сильных мужчин, так что Мэтт заставит ее делать все, что нужно ему и Суэту для того, чтобы организовать один из самых громких в истории побегов из тюрьмы строгого режима.
***
В данном случае действительно поставлено по реальным событиям, которые к тому же произошли совсем недавно - в 2015 году, причем именно в той самой тюрьме Даннемора. Что там произошло - я расскажу в постскриптуме к данной рецензии, чтобы не спойлерить для тех, кто сериал еще не смотрел. Скажу только, что в сериале все происходящее изложено максимально близко к тому, как это происходило на самом деле.
Побег из тюрьмы - ну, вроде бы совершенно навязшая на зубах тема, о которой сняты, наверное, не одна сотня фильмов и не один десяток сериалов. Но, впрочем, среди этих фильмов и сериалов есть "Побег из Шоушенка", который в Top 250 лучших фильмов всех времен на IMDB занимает первое место, да и среди сериалов есть очень нашумевший "Побег из тюрьмы", который, по крайней мере до выхода персонажей на свободу, смотрится очень захватывающе.
Бен Стиллер в режиссерское кресло первый раз сел еще в 1994 году, сняв фильм "Реальность кусается", и в его послужном режиссерском списке такие картины, как "Кабельщик", "Зулендер", "Солдаты неудачи" и тепло принятая "Невероятная жизнь Уолтера Митти". Это первый сериал в его режиссерской карьере, и он решил снимать данную историю максимально достоверно, очень близко к тому, как оно все происходило на самом деле.
Для этого он даже получил разрешение что-то отснять внутри тюрьмы Даннемора, чтобы декорации максимально соответствовали реальным локациям. И тут надо отметить, что руководство тюрьмы такое разрешение дало, несмотря на то что история с этим побегом - жесточайший прокол и руководства этого заведения, и охранников, и обслуживающего персонала.
Ради той же достоверности и главные герои, и второстепенные персонажи подбирались похожими на своих прототипов.
Лучше всего была подобрана Тилли, которую с невероятным самоотречением сыграла Пэтриша Аркетт, которой для этой роли пришлось из вполне привлекательной женщины превратиться в очень неприятную на вид расплывшуюся тетку.
Пэтриша Аркетт (слева) и ее прототип
Сравните с ее фотографией из сериала 2015-2016 годов "CSI: Киберпространство".
Впрочем, истины ради замечу, что в фильме 2017 года "Завивка" она уже вот такая. И по габаритам не слишком отличается от Тилли из "Побега из тюрьмы Даннемора".
Я читал в интервью Пэтриши, что она неоднократно общалась с Джойс Митчелл, чтобы уловить особенности ее манеры общения и поведения.
Вот одно из ее интервью (англ.) уже после съемок сериала.
Ну и вот Пэтриша в 2019 году на получении "Золотого глобуса" за свою роль. Опять-таки, почувствуйте разницу.
Роль у Аркетт, на мой взгляд, получилась просто выдающаяся. И, повторюсь, надо отдать должное ее самоотречению, потому что нужно очень сильно напрячься, чтобы в этой Джойс хоть что-то могло вызвать симпатию. Но симпатия ли, антипатия - персонаж получился очень яркий и сыгран Пэтришей с большим количеством интереснейших полутонов в том, как она властно смотрит на Суэта, как совершенно по-другому смотрит на Мэтта - как кролик на удава - и как она общается с собственным мужем, которого вроде как жалко, но с другой стороны, а чего он вообще ждал от этого брака, учитывая обстоятельства, о которых нам расскажут далеко не сразу?
Там, кстати, в сериале сделан очень интересный и нестандартный ход. Ты пять эпизодов наблюдаешь за Дэвидом, Ричардом, Тилли и ее мужем, и кажется, что ты их хорошо знаешь. Однако предпоследний, шестой, эпизод содержит флешбэки из жизни всех четверых, и после этого твое восприятие этих персонажей определенным образом и расширяется, и меняется.
Пол Дэно - очень хорош в роли Суэта. Я вообще этого актера очень люблю: он даже в роли бессловесного странного подростка в "Маленькой мисс Счастье" был очень заметен, а уж какую мощнейшую роль он сыграл в "Нефти" - он там был совершенно на равных с самим Дэниэлом Дэй Льюсом, которого я считаю самым великим среди всех современных актеров.
Вот Пол (справа) со своим прототипом. (С сайта создателей сериала, канала Showtime.)
Дэно - из тех актеров, которые умеют создавать очень емкий и достоверный образ без каких-то особых внешних эффектов, без бурных эмоций и мимики. Вроде бы тихий парнишка, который, однако, имеет свой собственный стержень и без целеустремленности и упорства которого никакого побега бы не было. Кстати, Пол также встречался с Дэвидом и беседовал с ним, перед тем как воплотить этого персонажа в сериале.
Бенисио дель Торо (справа) не настолько похож на своего прототипа - тот, кстати, как рассказывал потом сам Суэт, был эдаким толстячком и пару раз из-за этого застревал в трубе, как Винни Пух, - но роль получилась просто отличной. Эдакий немногословный манипулятор, который умеет дергать за очень многие пружинки внутри тюремного организма, аккуратно подчиняющий своей воле Тилли, но при этом не он является движущей силой этого побега. Этот Ричард Мэтт только запускает соответствующие процессы, а разгребать землю, кирпичи и дерьмо будет смышленый Дэвид. Мэтт будет валяться на постели, попивать ром и ждать, когда можно будет свалить.
И очень интересно наблюдать за тем, как меняется поведение этих персонажей уже после побега. Оба оказываются в совершенно непривычной для себя среде и оба ведут себя не так, как ожидалось.
Остальных персонажей также очень хорошо подобрали. Вот Эрик Ланж (слева) и реальный Лайл Митчелл.
Дэвид Морс (слева) и реальный Джин Палмер.
Ну и Бонни Хант (слева) в роли генерального инспектора Кэтрин Скотт, расследующей это дело по поручению губернатора штата.
Стиль происходящего в сериале - достаточно неторопливый, однако, на мой взгляд, заскучать там нигде не придется, и сериал захватывает буквально с самого первого эпизода. В процессе действие нигде не провисает, сюжет раскручивается очень планомерно, а совершенно неожиданные флешбэки в шестом эпизоде - эдакий достаточно резкий срыв стереотипа, дающий к тому же, как я уже написал, дополнительные штрихи к пониманию персонажей.
Ну и финал совершенно не разочаровал, но, впрочем, там все показано именно так, как оно было на самом деле.
Мне очень понравилось, посмотрел с большим интересом: постановка - отличная, а уж роли главных персонажей - просто выдающиеся, особенно роль Пэтриши Аркетт, причем она за эту роль получила "Золотой глобус" 2019 года как лучшая актриса телесериала.
Всего у этого сериала семь номинаций и пять наград, включая главный приз гильдии режиссеров США Бену Стиллеру.
P. S. Ну а теперь поговорим о том, что там было на самом деле, - для тех, кто этот сериал уже посмотрел.
Тогда, в 2015 году, двое заключенных - те самые Дэвид Суэт и Ричард Мэтт - сумели совершить дерзкий побег, сделав лазы из своих камер в технический коридор.
Тот самый лаз из камеры Дэвида
Лаз из технического коридора
В течение длительного времени каждую ночь Дэвид вылезал в этот коридор и устранял препятствия к внешней стене тюрьмы. Мэтт ему практически не помогал, он только сделал лаз из своей камеры и один раз вылезал с Суэтом, но при этом застрял в трубе, и Дэвид решил, что без Мэтта ему уж точно сподручнее.
Подкоп под внешней стеной или попытка продолбить стену заняли бы не менее пяти лет, и их бы при этом неминуемо обнаружили, но тут помог случай: после ухода холодов труба, по которой подают горячий пар для обогрева, стояла совершенно пустой. Именно по ней они и сбежали наружу, пропилив в трубе два отверстия.
Труба с лазом
О взаимоотношениях Тилли с Дэвидом и Ричардом в тюрьме было хорошо известно, поэтому ее арестовали через несколько дней после побега. Запираться ей было бесполезно, она пошла на сотрудничество со следствием и рассказала, как передавала Мэтту полотна ножовки по металлу в гамбургерах через охранника тюрьмы Джина Палмера. (В фильме гамбургеры заменили на мясной фарш.) Свою сексуальную связь с Суэтом и Мэттом она, впрочем, отрицала, говорила только, что Мэтт как-то склонил ее к оральному сексу. Однако многочисленные свидетельства и других заключенных, и охранников утверждали, что Тилли врет.
Кстати, на своей должности в мастерских Тилли появилась в 2013 году, за два года до побега.
Те самые мастерские
История была очень шумная: скрывались беглецы в течение трех недель и полицейская операция обошлась налогоплательщикам под тридцать миллионов долларов. Губернатор штата Нью-Йорк тогда взял дело под свой контроль и лично изучал технические коридоры, через которые заключенные сбежали.
Губернатор штата Нью-Йорк на осмотре технического коридора
Кстати, актер Майкл Империоли (Крис из "Клана Сопрано") на губернатора штата тоже чем-то немного похож.
Ну и закончилась история именно так, как и показано в сериале: Мэтта застрелили (по свидетельству Суэта у Ричарда на воле совершенно поехала крыша, так что Суэт с ним расстался), а Дэвида ранили, но он остался жив и теперь сидит в другой тюрьме строгого режима.
Дэвид после побега
Тилли отсиживает свой срок, но Лайл утверждает, что дождется ее из заключения - несмотря на всю эту историю.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный сериал
вполне можно
Сделать мерзких персонажей настолько мерзкими - признак большого мастерства.
Фамилия режиссера ничего всем не скажет, но предыдущий его сериал (Почетные портные) был просто шедевром с точки зрения проработки более 20 персонажей, каждый из которых был на своем месте и отлично запоминался.
А какая она красотка в Настоящей Любви!
Уэстлейк заметил, что для нарушения всех правил понадобился всего лишь один звонок из Голливуда. Это сработало примерно так, как работал звонок из Кремля в Мосфильм. Только наоборот. Священный трепет перед "кино-вечностью".
Фильм офигенный, в одном аспекте просто единственный такой.
В случае с Побегом из Шоушенка фильм о тюрьме, но не о побеге как таковом. Там даже в оригинальном названии слова побег нет.
А касательно сериала Побег из тюрьмы, от себя скажу, там и 2-йсезон блестящий, когда они уже выбрались из тюрьмы. Остальные сезоны действительно смысла смотреть нет.
А там ещё было телевизионная полнометражка, и в прошлом или позапрошлом году сериал получал продолжение.
» Побег из тюрьмы - ну, вроде бы совершенно навязшая на зубах тема, о которой сняты, наверное, не одна сотня фильмов и не один десяток сериалов. Но, впрочем, среди этих фильмов и сериалов есть "Побег из Шоушенка"
Вы упомянули об этом фильме, как о фильме про эту тему. Но фильм не про эту тему. Пускай она там и проявляется ненадолго.
Хотя в АНГЛИЙСКОМ названии слово "redemption" всё же есть: "Rita Hayworth and Shawshank Redemption".
Короче -- тонкие аспекты перевода.
the action of saving or being saved from sin, error, or evil
И Шоушенк, конечно же, и про побег, и про тюрьму.
К тому же, даже если бы в оригинальном названии было бы конкретизирован факт побега посредством использования слова более однозначно его обозначающего, это бы всё равно для нас не сделало этот фильм фильмом о побеге. Потому как о нём идёт речь только в последней заключительной части фильма. Даже если бы мы смотря фильм сидели и ждали, когда же побег случится, фильм фокусирует внимание на 90% на абсолютно других вещах.
Строгого, Алекс. Ох уж эти гого окончания.
На оригинальных итальянском+английском - офигенный сериал