- Режиссер:
- Эдвард Цвик
- В ролях:
- Брюс Уиллис, Дэнзел Вашингтон, Тони Шелуб, Аннет Бенинг
Крутой американский генерал Уильям Деверо (Брюс Уиллис) по собственной инициативе захватил некоего шейха Ахмеда Бен Таллада, который является ярым поклонником джихадов, террористических акций и прочих "развлечений", с помощью которых некоторые бравые хлопцы навязывают миру точку зрения своих лидеров, а себе обеспечивают благосклонность Аллаха.>
Генерал Деверо не имел права захватывать шейха, однако он сделал это, потому что уже давно вышел из того возраста и социального статуса, когда ему кто-то что-то может указывать. Это сам генерал указывает - кому, что и когда делать. Подчиняться - дело его солдат, а не самого генерала.
Члены организации шейха очень хорошо понимают, что генерал - мужчина серьезный и решительный, и что обычные методы убеждения на него не действуют. Поэтому они сразу идут на крайние меры - начинают устраивать взрывы в сердце Америки - Нью-Йорке. Причем для взрывов выбираются места большого скопления людей, чтобы погибло как можно больше народу и Америка испытала настоящий шок.
Она его испытывает. Потому что речь идет не об одном взрыве. Взрывы идут серией, и как только ФБР вроде бы обнаруживает исполнителей и арестовывает их, следом идет еще один взрыв. Энтони Хаббард (Дэнзел Вашингтон) - начальник отдела по борьбе с терроризмом ФБР - сбивается с ног, пытаясь отыскать это осиное гнездо, однако все тщетно.
Под давлением общественного мнения президент вынужден пойти на крайние меры: объявить в Нью-Йорке чрезвычайное положение и ввести туда войска под командованием все того же генерала Уильяма Деверо. Однако получилось, что американцы выпустили джина из бутылки. Взрывы не прекращаются, а военные устроили в городе настоящий террор, который коснулся не только всяких подозрительных "лиц арабской национальности", но и семьи ближайшего подручного Хаббарда - Фрэнка Хаддада (Тони Шелхайб), ливанца по происхождению, который десять лет работает в ФБР.
Теперь Энтони Хаббарду приходится не только искать людей, терроризирующих Нью-Йорк, но и пытаться обуздать генерала Деверо, который от демократии и прав человека в Америке не оставил и воспоминания. В этой работе Хаббарду помогает сотрудница ЦРУ Элис Крафт (Аннет Бенинг) - специалистка по Ближнему Востоку, которая много лет общается с различными политическими и религиозными течениями мусульманских стран.
***
На удивление - для такой темы - приличный и неглупый фильм. Здесь дело не в интриге и разворачивании сюжета, а в том, что создатели фильма задали себе и американцам вопрос: что будет, если терроризм действительно поднимет свою мерзкую голову так, что содрогнется вся Америка? И что вы тогда, ребята, будете делать? Потребуете выгнать всех "черножопых" из страны? Призовете военных, которые вас же поставят в соответствующую позу, а положение дел не улучшат ни на йоту? Что вообще делать в подобных ситуациях? Как противостоять терроризму?
Неглупость данного фильма заключается в том, что ответов на эти вопросы, в общем-то, нет. Ну да, по старой доброй голливудской традиции доблестный офицер ФБР все-таки решил данную конкретную проблему и нашел главного террориста. Нью-Йорк, понятное дело, был спасен, а негодяйского генерала арестовали за "злоупотребление властью". Но даже в этом же фильме четко говорится о том, что террорист-то - вовсе не один. Их несколько, а может быть - сотни. В современном мире вы не можете уследить за всеми. Формально вы закрываете въезд в страну людям, которые подозреваются в террористической деятельности, но в страну спокойно въезжают террористы под видом мирных пастухов, каменщиков, беженцев и так далее. Более того, если вы запретите въезд в страну "черножопым", тогда с помощью денег они найдут поляка, русского, югослава, да хоть того же американца. Что, кто-то откажется от огромных денег, которые ему будут предложены за ма-а-а-аленькую услугу? Черта с два! Ни один! Даже американец.
Поэтому с террористами нельзя бороться их же методами, в том смысле, что нельзя из-за угрозы взрывов терроризировать собственную страну. Это бессмысленно. Террористов подобные действия не остановят. А страна мало того что и так будет затерроризирована страхом перед новыми взрывами, так еще ей начнет создавать проблемы собственная армия.
Так вот, основная суть фильма в том, что у современного мира нет четких рецептов для борьбы с подобными явлениями. Нет, конечно, есть определенные схемы действий, есть методики поведения спецслужб в подобных ситуациях, однако если ситуация пойдет вразнос, то как действовать в этом случае так, чтобы и террористов остановить, и не нарушить демократических завоеваний - никто не знает. Народ сам будет требовать ввода войск, которые якобы должны его, народ, защитить. Через неделю после ввода войск народ сам будет требовать обуздать военных, которые вместо поимки террористов пачками арестовывают и пытают невинных людей.
В "Осаде" все эти проблемы показаны достаточно честно. Не без некоторого излишнего пафоса и определенных "политкорректностей", без которых вполне можно было бы обойтись, но честно. Кроме того, очень хорошо выбрали актера на главную роль. Мне вообще очень нравится Дэнзел Вашингтон - он имеет свое собственное оригинальное лицо и не подделывается ни под какую-либо знаменитость, а кроме того, эту роль он играет именно так, как ее надо играть в данном фильме с данным сценарием. Энтони Хаббард - несмотря на то, что он противостоит "плохим" террористам и "плохому" генералу Деверо - вовсе не супергерой, как их обычно принято изображать в боевиках. Нет, он, конечно, блестяще подготовлен, храбр и не теряется в момент опасности, однако он - не герой комиксов! Он живой человек, который прекрасно понимает сложность нынешней ситуации и пытается ее решить так, как это в реальности делают живые люди, а не выдуманные герои.
Уильям Деверо в исполнении Уиллиса получился намного более картинным и менее естественным, однако и с ним создатели фильма палку не перегнули. Ну да, Деверо самолично присвоил себе несколько больше власти, чем ему полагалось, однако в его действиях во время чрезвычайного положения в Нью-Йорке нет ничего уж слишком надуманного. Он солдат. Он не политик и не полицейский. Ему дали приказ обеспечить безопасность города - он его выполняет так, как считает нужным. Он не умеет иначе. Жалко только, что на роль Деверо пригласили именно Уиллиса. Свою знаменитую иронию Уиллису здесь проявить негде, поэтому Деверо получился какой-то достаточно искусственный.
Самый неудачный персонаж этого фильма - спец по Ближнему Востоку в исполнении Аннет Бенинг. Она как актриса-то не сильно блещет, а тут еще ей достался самый странный и самый "мутный" персонаж - неопределенная тетка неопределенных лет, неопределенного статуса и неопределенной должности, которая разбирается в Ближнем Востоке, тесно (максимально тесно) общается с некоторыми террористами и помогает Хаббарду распутывать клубок проблем. Персонаж совершенно гротескный и нежизненный. Сыграно под стать персонажу - гротескно и нежизненно.
Но несмотря на все эти неудачные роли, фильм смотрится довольно неплохо - прежде всего из-за важности поднимаемых проблем и из-за того, что рассказывается об этом не по-голливудски честно и неглупо. Да и снят фильм весьма неплохо, потому что страх - настоящий страх перед новыми проявлениями террористов - нагнетается весьма искусно.
Этим фильмом вас спрашивают: а как бы ВЫ поступили в подобной ситуации, если бы на ВАС была тяжесть решения? Вы уверены, что данный, придуманный вами метод - правильный? Если уверены, значит вы ничего не поняли из этого фильма. Потому что нет здесь абсолютно верных и правильных решений и методов. Просто нет. Этим-то и страшны подобные ситуации.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 3+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
очень неплохо
решайте сами