Рейтинг Экслера: 6,8
- Режиссер:
- Паоло Соррентино
Хорошее кино. Мне не понравилось.
Отзыв кота Бублика
Замечание кота Бублика, пытающегося казаться умнее, чем он есть
Отзыв кота Бублика, не пытающегося казаться умнее, чем он есть
чтобы один раз пописать без катетера.
Хайман Рот
Анонс на Film.ru
Швейцарские Альпы, элитный отель со спа-комплексом. Фрэд Беллинджер (Майкл Кейн) - знаменитый дирижер и композитор. Он уже отошел от дел, не сочиняет и не дирижирует. Фрэд просто отдыхает, проводя целый месяц в этом отеле. К его услугам - массаж, расслабляющие процедуры, бассейны, джакузи, грязелечебницы, прогулки на свежайшем горном воздухе. Но не сказать, что Фрэда это как-то радует. Он совершенно апатичен и проделывает все необходимые телодвижения и процедуры просто потому, что так полагается для постояльцев данного отеля.
Из апатии его не выводят ни визит дочери Лены (Рэйчел Вайс), у которой проблемы в семейной жизни, ни визит организатора королевских мероприятий, который предлагает Фрэду получить рыцарство в честь очередного дня его рождения, а заодно и выступить перед королевой и принцем Филиппом: Беллинджер должен дирижировать оркестром, исполняющим его знаменитейшее произведение "Простые песни" ("Да принц Филипп, - говорит представитель королевы, - только его и слушает".) Фрэд категорически отказывается исполнять "Простые песни" - по личным причинам, которые он не собирается объяснять.
Также в отеле находится старинный друг Беллинджера - известный кинорежиссер Мик Бойл (Харви Кейтель). В отличие от Фрэда Мик вовсе не вышел на пенсию, а усиленно работает над своим "завещанием" - картиной "Последний день моей жизни". Вместе с Миком над сценарием работает группка молодых сценаристов, преклоняющихся перед Бойлом. Тот учит молодняк жизни и пытается добиться от них новых идей.
Кроме двух великих стариканов в отеле живет немало любопытных персонажей. Один из них - известный киноактер Джимми Трии (Пол Дэно): он сыграл немало ролей, но прославился ролью робота из фантастического фильма, причем в этом фильме даже не было видно лица Джимми. В настоящий момент Трии готовится к исполнению новой роли, для чего внимательно наблюдает за постояльцами отеля и запоминает их характерные жесты.
Другой персонаж - великий футболист Диего Марадона (Роли Серрано). Он страшно разжирел, но периодически вспоминает о своем футбольном прошлом и начинает чеканить ногой теннисные мячики.
Ну и среди остальных: чопорная семейная пара, которая за едой никогда не произносит ни слова; дежурная отельная проститутка; массажистка, учащаяся танцам; "Мисс Вселенная", оказавшаяся не такой тупой, как о ней все думали, и другие прекрасные люди.
Будет ли Фрэд в конце концов дирижировать для королевы, снимет ли Мик свой фильм-завещание - все это совершенно не будет волновать ни зрителей фильма, ни швейцарских коров, в изобилии пасущихся на живописных зеленых лужайках среди холмов.
***
Во первых строках сразу же скажу, что я не буду предварять рецензию обязательным рассказом о том, что Паоло Соррентино - современный киноклассик итальянского кино, главная надежда итальянского кино, большой поклонник Феллини, Антониони, Кастельяно, Макаруни и Берлускони. И что один его фильм получил "Оскара", другой фильм заставил зрителей плакать над теми, кто смеялся, и что в своих фильмах он исследует исчезающую красоту помпезного декадентствующего метафорического нерва. Потому что я все равно об этом ничего не знаю и ни единого его фильма не смотрел. Так что сразу к делу.
Что вам сказать об этом фильме? Во-первых, как в том старом анекдоте, это красиво. Да-да, снято очень красиво. Альпийский роскошный (на чисто швейцарский, впрочем, манер) спа-отель, чудесные зеленые лужайки, как бы сошедшие с десктопа Windows XP, горы и сосны, бассейны и джакузи, совершенно обнаженные и изысканно одетые человеческие телеса самых разнообразных форм и габаритов - многие кадры хочется останавливать и рассматривать в качестве картинок. Впрочем, зрители всех стран останавливают и рассматривают практически только одну-единственную картинку: где "Миссис Вселенная" совершенно обнаженная заходит в бассейн, в котором плещутся два старых пердуна - Фрэд и Мик. И рассматривают они, замечу, вовсе не старых пердунов.
Этот кадр послужил одним из плакатов картины, а российские дистрибуторы использовали его и в качестве плаката, и в качестве обложки к диску, хотя во всех остальных странах в качестве обложки использовался кадр из одного видения Беллинджера - вот этот.
Кстати, насчет видений, мечтаний и снов - тут тоже с этим все в порядке. Соответствующие сюрреалистичные эпизоды поставлены очень красиво и, кажется, спокойно могут жить своей отдельной жизнью вне самого фильма.
Вся беда, как мне кажется, заключается в том, что Соррентино явно нарочито заключает все происходящее в вызывающе глянцевую обложку, причем делает это как бы в насмешку, однако у меня создалось ощущение, что обложка тут была первичной, а не вторичной. И что увлекшись насмешками, Соррентино скорее посмеялся сам над собой. Впрочем, это мое личное частное предположение и я не готов доказать его истинность в суде.
Первая половина фильма мне явно нравилась: как всегда обаятельнейший Кейн, глубокий и интереснейший Кейтель, и если бы режиссер не стал постепенно поднимать градус драматизма, уползая в несколько карикатурную сторону, и не стал все больше внимания уделять каким-то визуальным и символическим деталям без раскрытия какого-то смысла во всем этом (из серии, что если вам уже сделали красиво, то стоит искать в этом какую-то подоплеку), то мне бы и дальше все это, скорее всего, нравилось бы.
Однако чем дольше шел фильм, тем дальше Соррентино уносило в какую-то совсем другую сторону, так что к концу, надо сказать, мое впечатление от фильма заметно изменилось в худшую сторону.
Кстати, интересно, а почему и в материалах к фильму, и в некоторых рецензиях встречается фраза о том, что финальное дирижирование оркестром сильно напоминает "Репетицию оркестра" Феллини? Я "Репетицию оркестра" помню покадрово и не заметил никакого сходства. Впрочем, если им любое дирижирование любым симфоническим оркестром напоминает данный фильм Феллини - тогда, конечно, вопросов больше нет.
Странный получился фильм. В принципе хороший, да. Но какой-то излишне театральный, излишне напыщенный, и мне показалось, что многие визуальные сцены были снято исключительно ради визуала и в повествование картины толком не вписывались. Также некоторые эпизоды как бы повисали в воздухе и было не понятно, зачем вообще это все было сделано.
Тем не менее актеры тут очень хороши: кроме Кейна и Кейтеля очень понравилась Рэйчел Вайс, а Пол Дэно, которого я после "Нефти" считаю одним из лучших молодых американских актёров, отлично изобразил этого Джимми, который мечтает сыграть хоть Гамлета, хоть Гитлера, лишь бы избавиться от славы исполнителя роли робота.
И была одна сильнейшая сцена, из-за которой можно было посмотреть весь фильм, - когда Беллинджер все-таки объясняет представителю королевы, почему он не будет исполнять "Простые песни" перед монаршими особами. Эта сцена получилась какой-то очень искренней, в отличие от некоторых других эпизодов, которые, казалось бы, должны давить у зрителей слезу, а на деле из этого мало что получалось - по крайней мере, в нашей с котом Бубликом морде.
Ну и хороша сцена, когда "Миссис Вселенная" заходит в бассейн с Фрэдом и Миком. Тут, конечно, полагается во все глаза смотреть на стати "Миссис Вселенной", однако на самом деле интереснее было наблюдать за взглядами двух стариканов - это забавно было поставлено.
Ключевая сцена объяснения музы Мика кинозвезды Бренды Морель (Джейн Фонда) с режиссером мне показалась крайне фальшивой и натянутой. Хотя вроде бы все логично: понятно, что Мик все равно снял бы какое-то говно, а Бренде нужно успеть срубить бабла, пока ей еще хоть за что-то платят, но все равно - не понравилось категорически.
В общем, странное получилось кино. Тут тебе и современный киноклассик, и мне сделали красиво, и актеры отличные, и есть одна отличная сцена и несколько хороших, но одновременно не оставляло ощущение некоторой фальшивости и натянутости происходящего.
Наверное, я бы предпочел, чтобы престарелый композитор и престарелый режиссер отдыхали в каком-нибудь задрипанном пансионате где-нибудь в Монино, где хамящие медсестры и ржавые потеки в санузлах. Было бы совсем не так красиво, но намного более жизненно.
А чего вы хотите от простого деревенского паренька? Ну не люблю я, когда бессмысленно красиво. Я люблю, когда сама жизнь.
Кроме того, вот на хрена он все-таки попёрся выступать перед королевой? Тоже мне, Леди Гага! А я так надеялся на оптимистичный финал: все умерли, а массажистка наконец-то сняла свои чертовы брекеты. Это было бы в духе итальянского реализма. А Соррентино мне что подсунул? Классический голливудский финал: давайте, зрители, обрыдайтесь, потом меньше пописаете.
Кстати, "Простые песни" - фигня полная. Неужели не могли придумать что-нибудь более интересное - чисто в музыкальном плане? Какой он после этого великий композитор? "Не верим", - сказали мы с котом Бубликом, услышав это дело.
От такие дела, малята!
P. S. Да, я знаю, что по поводу этой кощунственной рецензии будет много "дакаконвообщепосмел"-ов - это ради бога. Но я хочу предостеречь вас от одной претензии, не имеющей права на существование. Многим старпёрам захочется написать что-то вроде: "Этот фильм не сможет понять и прочувствовать человек, которому не исполнилось хотя бы пятьдесят". Так вот, а тут, бабуленция, обломись по полной программе, поэл?!!
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
вычурно и надуманно
решайте сами
Интересно, что режиссер знает о любви, но не разбирается в многолетней затаенной ненависти.
По "Человеку в Высоком замке" сериал сделали.
По поводу "Простых песен" - мне показалось, что так и было задумано - что-то вроде самого попсового сочинения великого композитора, которое нравится всем по умолчанию...
Еще нет, но посмотрю.
Рыдал...
Ставки растут.
Даже веришь, что он русский аристократ.
Народ, на какой минуте Мисс Вселенная входит в бассейн?
Ближе к концу. Кстати, она не "Мисс Вселенная", это у нее просто роль такая.