Мгла / The Mist
28.04.2008 27532   Комментарии (21)
Триллер, США, 2007, 126 мин.
Бюджет: $18 млн.  Сборы по миру:  $44 млн
Серый туман и дождь, светает, шесть утра.
Майк
Везде погода ясная, рассеялся туман.
Велюров
Фигня. А мы-то думали...
Отзыв кота Бублика

Семья Дрейтонов - художник Дэвид, его жена Стефани и сын Билли - живет в доме у озера в Новой Англии. Как-то раз на озере разразилась жуткая буря - такая сильная, что семье пришлось в целях безопасности прятаться в подвале. Как выяснилось, спрятались они не напрасно: буря свалила старое дерево, росшее рядом с домом, и оно, падая, пробило окно студии Дэвида. После бури на озере поднялся странный туман, который совершенно скрыл противоположный берег.

Оценив разрушения, Стефани отправила Дэвида с Билли в магазин, находящийся в городке неподалеку. С Дэвидом также увязался их сосед - известный адвокат Брент Нортон (Андре Браухер), машина которого была разбита упавшим деревом. В магазине не работало электричество, поэтому там скопилось много народу.

Внезапно в помещение магазина вбежал мужчина с разбитым лицом, который кричал о том, что надвигается туман, в котором есть что-то опасное. Через несколько минут туманом заволокло все стеклянные витрины магазина.

Далее почти весь фильм большая группа людей будет находиться в магазине, не смея выйти наружу, постепенно выясняя, что за жуткие существа скрываются во мгле, а также - что вообще произошло. Некоторые их них все-таки рискнут выйти наружу - с весьма переменным успехом.

Ожидание в магазине будет тем более неприятным и опасным, потому что среди людей находится миссис Кармоди (Марша Гэй Харден) - сбрендившая на религии тетка из магазина антиквариата, которая практически непрерывно будет делать страшные пророчества различного уровня идиотизма, однако вокруг нее будет собираться все больше и больше последователей, так что ситуация может быстро стать критической.

***

Как известно, у Фрэнка Дарабонта отлично получаются фильмы, поставленные по, так сказать, психологическим романам Стивена Кинга - "Побег из Шоушенка", "Зеленая миля". Поэтому когда он выбрал в качестве литературного источника кинговский рассказ "Туман" - киноманов это несколько удивило. Дело в том, что "Туман" - это как раз типичный кинговский ужастик, традиционный и ожидаемый. (Кинг написал их чуть ли не сотню.) Люди находятся в замкнутом пространстве, а вокруг в тумане носятся всякие твари, вызванные к жизни больным кинговским воображением подлыми военными, которые так экспериментировали с использованием передвижных кашеварен для доступа в параллельные пространства, что вдупель доэкспериментировались до полного затуманивания.

Рассказ, в общем-то, совершенно типовой и проходной (я его честно прочитал, хотя вовсе не фанат Кинга). Все эти твари и монстры, внезапно материализовавшиеся вокруг магазина, были в куче книг и фильмов, поэтому совершенно без разницы, откуда они взялись: из подпространства, параллельной вселенной, из опытов ученых, дурости военных или хамства политиков. Ну, вылезли и вылезли. Ну, кого-то сожрали - ах, какая неприятность.

Интересно в этом рассказе только одно: поведение людей, оказавшихся во внештатной ситуации плюс личность долбанутой религиозной тетки. Тетка - самое яркое пятно в этом произведении. Она показывает, насколько опасны фанатики, оказавшиеся в условиях, когда к ним начинают прислушиваться, и насколько быстро большинство людей позволяют запудрить себе мозги всяким бредом.

Дарабонт экранизировал рассказ очень близко к тексту. Поэтому тетка Кармоди и у него играет весьма важную роль и является, пожалуй, самым ярким персонажем картины. А вот всякие летающие, ползающие и шагающие твари - слишком вторичные, резиновые и компьютерные, чтобы производить заметное впечатление. Ну, летают, ну, ползают, ну, шагают - эка невидаль!

Саспенса у Дарабонта толком нагнать не получилось. Да, туман выглядит достаточно угрожающе, да, из него периодически вываливаются всякие инсекты и очень даже членистоногие - ну и только-то.

Томас Джейн свою роль главного героя отыгрывает очень старательно и добротно, но его персонаж никак не впечатляет. Кингу просто нужно было строить рассказ вокруг кого-то - он его и строит. Наиболее яркие персонажи в основном присутствуют рядом с Дэвидом: религиозная фанатка, продавец Олли, адвокат Брент Нортон, даже дама по имени Аманда, которую играет Лори Холден (она играла одну из главных ролей в совершенно провальном и нелепом фильме Дарабонта "Мажестик"), - и то ей было выделено достаточно много экранного времени, причем тут как раз сработал некоторый блат Холден у Дарабонта, потому что в рассказе ее персонаж присутствует в значительно меньших количествах.

О концовке сказать надо, но не очень понятно, каким образом, чтобы избежать спойлеров. Скажу только, что Дарабонт с концовкой очень сильно перемудрил. Сам Кинг себя финалом утруждать не стал - в рассказе его просто нет: похоже, что Кингу надоело работать над этим произведением, и он его закончил из серии "по этой картинке, по этой картинке, которую мы рисовали для вас, придумайте сами, придумайте сами, придумайте сами веселый рассказ". Дарабонт такую концовку оставить просто не мог - его бы зрители провели по "Зеленой миле". Но выдавать типичный голливудский финал из серии "национальная гвардия подоспела в тот момент, когда подлые твари приготовились откусить ляжку у главного героя" ему тоже не хотелось. Поэтому он пошел на некий компромисс, который, по мнению одних, выглядел достаточно оригинально и ярко, а по мнению других, к которым я присоединюсь, выглядел несколько идиотично. Сам Кинг, правда, данную концовку одобрил, но так как он явно чувствовал себя виноватым, не придумав для финала ничего интересного, его мнение мы во внимание принимать не будем.

В результате у Дарабонта получилось достаточно странное кино. С одной стороны, в нем есть яркие персонажи, штук пять неплохих моментов и общий налет явного мастерства в постановке. С другой - это мало чем примечательный ужастик, который отличается от триллеров класса B только профессиональностью постановки и яркой, но весьма спорной концовкой. От Дарабонта я такого не ожидал. Я думал, что в фильме будет более мощная литературная основа - в конце концов, уж Кинга-то он экранизировать умеет, а кроме того, раньше проявлял больше вкуса в выборе материала. В данном случае основа была слабенькая, да и Дарабонт на ней разгуляться толком не смог. Как следствие - не смогли разгуляться и актеры, за исключением разве что Марши Гэй Харден. Вот и все.

Резюмирую. На удивление слабая - с точки зрения сценария - картина для Дарабонта, которую можно оценить не более чем на троечку. Несколько удачных моментов общую картину не меняют. Весьма спорная концовка дает скорее минус к общей оценке, чем плюс.

В общем, разочарованы. Не смертельно, конечно, но не того мы ждали от режиссера "Побега из Шоушенка" и "Зеленой мили". Один эпизод из "Зеленой мили" - "Это ангелы. Точно такие же ангелы, как на небесах" - покрывает всю эту "Мглу", как бык овцу. Так что не сложилось у Фрэнка. Жаль. Очень жаль. Подождем, когда рассеется туман.

P. S. Кстати, в оригинале фильм называется именно "Туман", а не "Мгла". Прокатчики решили изменить название, чтобы народ не путал этот фильм с "Туманом" (The Fog) Карпентера и соответствующим ремейком.

© 1998–2024 Alex Exler
28.04.2008
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
очень средненько
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 21

А мне концовка показалась уместной. Она, конечно, печальна, но вполне логична, если считать самым опасным туманом не тот, в котором плохо видно, и из которого лезут монстры, а тот, который затуманивает рассудок и доводит человека до отчаяния. Мне кажется, ради этой мысли фильм и затевался. Да и Кинг наверняка это же имел в виду.
30.04.13 16:24
0 2

Да ну, хорошая концовка. Они ж думали, что типа туман теперь по всей Земле, и всех людей покушали злобные мухи/пауки/монстры-с-щупальцами/монстры-с-крыльями/огромные-монстры-с-клешнями/гигантские-монстры-х.з.-кто. Обычный человек, завидев такую махину, укакался бы со страху, неудивительно, что люди впали в отчаяние.

Хотя лично я, со свойственным мне временами цинизмом, очень громко смеялся от такой концовки. И непонятно, если он застрелил всех и пять минут вопил, то почему, когда они ещё были живы, никто не слышал военных? В тишине, не нарушаемой шумом города, людей и машин, не услышать кучу солдат/танков/вертолетов максимум в одном километре от тебя? Ну не может же так туман глушить звуки...
10.05.08 21:12
0 0

Sir AlexN-VV: В тишине, не нарушаемой шумом города, людей и машин, не услышать кучу солдат/танков/вертолетов максимум в одном километре от тебя?

Это не ляп, а незатянутая такая мораль этой легенды. Там даже туман в конце быстро (символически) рассеялся. Главный герой принял неправильное решение и не суть важно в скольки километрах от спасения. Так-то.
11.05.08 02:14
0 0

P. S. Кстати, в оригинале фильм называется именно "Туман", а не "Мгла". Прокатчики решили изменить название, чтобы народ не путал этот фильм с "Туманом" (The Fog) Карпентера и соответствующим ремейком.

Лично я сначала перепутала с фильмом "Тьма"))
03.05.08 16:31
0 0

Давно не испытывала такого разочарования, как после просмотра этого фильма. Два часа смотришь, как человек с остервенением сражается за свою жизньи жизнь сына с разнообразными монстрами для того, чтобы в конце убить близких просто типа от безысходности.. Даже не дождавшись появления какого-нибудь свино-клюво-рыла... Банальный сюжет, концовка - просто глупость. Зачем же уж так жестоко...
02.05.08 11:14
0 0

Что, даже надписи в конце нет про советский метеорологический спутник, уничтоживший всех тварей? Нет, тогда смотреть не буду:-(
01.05.08 18:24
0 0

Просмотром фильма остался вполне доволен. Не сказать, что нахожусь в неописуемом восторге - однако и не жалею, что глянул. Концовка, на мой взгляд, получилась весьма добротная.
30.04.08 23:52
0 0

Абсолютно согласен с Антониусом - идиотичней этой концовки придумать было трудно, даже традиционный хэппиенд был бы лучше. Не понимаю - главный герой решил, что лучше уж все без мучений НАВЕРНЯКА погибнут, чем мучительно МОЖЕТ БЫТЬ от руки... эээ... щупальца... какой-нибудь твари? По-моему крайне нелогично. А Кингу, видимо, было по барабану, что там к его книжке в конце прилепят.

И по поводу Томаса Джейна - неплохой актер, но в этом фильме он действительно какой-то совсем неприметный... Я даже не сразу понял, что это он.
30.04.08 16:37
0 0

Концовкой заинтриговали, пришлось аж на ruinedendings.com идти чтоб почитать, чем закончилось.
30.04.08 11:38
0 0

Какая идея... с туманом, жаль, что ее как следует не развили. А вообще хотелось бы увидеть экранизацию Лавкрафта - что-нибудь про Инсмут, или "Тварь на пороге", например.
29.04.08 15:06
0 0

"нужно ли смотреть? -нет."
никак не могу согласится. сценарий хороший. сам фильм понравился, концовка конечно не понравилась, но очень впечатлила своей неожиданностью. потому фильм стоит посмотреть.
и говорить, что зеленая миля лучше, думаю неправильно, это разные фильмы ничем не связанные.
29.04.08 10:06
0 0

maars: и говорить, что зеленая миля лучше, думаю неправильно, это разные фильмы ничем не связанные.



У меня все заметки - субъективные. "Зеленая миля" МНЕ понравилась на порядок больше. Так что фраза "так говорить неправильно" - она звучит более чем странно.
29.04.08 10:08
0 0

Фильм отличный. Концовка трагична. Алекс комичен. Рецензия цинична.
29.04.08 01:37
0 3

Хм, а рассказ, по слухам, положил начало Half-Life)
28.04.08 16:30
0 0

Мдаааа.... когда он совершил массовый суицыд - это был образец последней степени идиотизма. Я был в ауте, это не то что кончили за упокой,это лучше бы их эта тётка пристрелила.
28.04.08 15:53
0 0

Антониус: Мдаааа.... когда он совершил массовый суицыд - это был образец последней степени идиотизма. Я был в ауте, это не то что кончили за упокой,это лучше бы их эта тётка пристрелила.

А Алекс так старался избежать спойлера....
28.04.08 17:10
0 0

Антониус: когда он совершил массовый суицыд

"Массовое самоубийство"? Оригинально.
29.04.08 02:39
0 0

Кино действительно оставило такое же впечатление, как и у Алекса.
А вот насчёт рассказа - не соглашусь.
Рассказ - один из лучших ужастиков у Кинга.
И вообще, в некотором роде эталон рассказа-фантастического триллера, разве что оставлящий в некотором разочаровании из-за отсутствия концовки (вернее из-за отсутствия продолжения тома на 2)))
Но видимо в киноварианте это просто не смотрится, раз уж и Дарабонт не справился..
28.04.08 13:36
0 0

А мне фильм понравился. Хотя Кинга-ужасмейкера не очень люблю. Актера на главную роль могли бы подобрать получше, конечно, а так - вполне зачетное кино. По крайней мере, никак не на "троечку", это вы, Алекс, слишком его опустили ))
28.04.08 12:07
0 0

Алекс, а почему в ролях - Андре Браухер, а в тексте - уже Браухе?
28.04.08 11:40
0 0