Рейтинг Кинопоиск: 5,3
Рейтинг Экслера: 5,0
- Режиссер:
- Фрэнсис Форд Коппола
Отзыв кота Бублика
Марк Аврелий - не еврей ли?
Любопытство кота Бублика
При всех недостатках и недоработках, «Мегалополис» заслуживает внимания всех любителей философской фантастики. Это красивый, хоть и затянутый, насыщенный любопытными идеями эпос о борьбе идеализма и прагматизма.
Дмитрий Соколов, "Disgusting Men"
Про „Мегалополис“ я пока буквально не понимаю, что сказать… На сеанс шла с ощущением, что будет либо что-то великое, либо беспросветный кошмар. В итоге Коппола убил двух зайцев сразу: половину фильма хочется кринжевать, половину вроде бы и челюсть чуть-чуть отвисает. Наверное, надо просто сказать, что это был экспириенс.
Дарья Тарасова
"Мегалополис" Фрэнсиса Форда Копполы - это скорее творческий манифест, нежели убедительное повествование, переполненный опус, который в равной степени стимулирует и подталкивает к действию.
Общее мнение критиков RottenTomatoes
Это именно тот фильм, который намеревался снять Коппола, — бескомпромиссный, исключительно интеллектуальный, беззастенчиво романтичный, сатирический, но удивительно искренний в своем поиске не только дивных новых, но и лучших миров.
Дэвид Фиар, Rolling Stone
Марк Тулий Цицерон был рабом своего красноречия.
Гней Помпей был рабом своего успеха.
Гай Юлий Цезарь был рабом своего величия.
Один был в Риме свободный человек - раб Спартак.
Феликс Кривин
Слушайте, будет достаточно непросто кратко изложить завязку сюжета этой картины, но я попытаюсь. Итак...
Третий миллениум, XXI век, утопический Нью-Йорк будущего, который одновременно почему-то Новый Рим и Римская империя. Ну а где Римская империя, то там, как вы понимаете, весталки, гладиаторы, сатурнарии, вакханалии и симпозиумы, под которыми в то веселое время понимали совсем не то что сейчас.
Цезарь Катилина (Адам Драйвер) - главный архитектор Нью-Йорка, человек самовлюбленный, гедонистичный, мечтательный и романтичный, большой любитель секса с несовершеннолетними, что свойственно многим настоящим романтикам. К тому же у него таинственно умерла жена, и все подозревают, что именно Цезарь ее и убил.
Цезарь изобрел совершенно новый материал мегалон, из которого можно построить все что угодно - да хоть торговый центр. Но Катилина не хочет строить торговый центр. Он хочет построить Мегалополис - утопический город будущего. В котором всем будет так хорошо, так хорошо, что все в нем и утонут от счастья.
А еще Цезарь умеет останавливать время. На черта? Да фиг его знает. Говорит "Время, остановись" - оно все и останавливается. И все что не упало, так и висит в воздухе. А когда он говорит "Время, вперед" - оно все и падает на пол.
Катилина с презрением относится к городской нью-йоркской знати, которая платит ему полной взаимностью. Также Катилина с презрением относится к мэру Нью-Рима - Фрэнку (ну, знаете, как Синатра) Цицерону (Джанкарло Эспозито), который хочет построить в центре Нью-Йорка большой торговый центр с казино, блэк-джеком и столь необходимыми городу шлюхами
У Цицерона есть дочь Джулия - тоже, как вы понимаете, Цицерон (Натали Эммануэль). Цицерон-дочь с наслаждением предается разнообразнейшим наслаждениям ("Нет ли здесь тавтологии?" - поинтересовался грубиян кот Бублик), и разумно распределяет время между весельем, танцами, выпивкой и наркотиками.
А еще в славном городе Нью-Риме есть один-единственный банк, которым заправляет банкир Хамильтон Красс II (Джон Войт), отец таинственно погибшей жены Цезаря. Тем не менее Хамильтон готов вкладываться в финансирование Мегалополиса.
У Хамильтона есть племянник Клодио (Шайа ЛаБаф) - негодяйский и развращенный молодой человек, который ненавидит Катилину и готов на все, чтобы от него избавиться. Хамильтон надеется, что Клодио возьмет в руки его банковское дело, но парень думает только о пьянках, гулянках и сексе.
Ну и еще одна ключевая нью-римская особа - Вау Платинум (Обри Плаза), шлюховатая телеведущая. Она трахается с Цезарем. Но Катилина на ней жениться не будет, поэтому она выйдет замуж за Хамильтона и тогда будет трахаться с Клодио. Но ее чувства с Цезарю не иссякли.
Зато чувства Джулии по отношению к Цезарю вдруг забили полным ключом: Цицерон-младшая влюбилась, как малолетка, так что теперь хочет строить с Катилиной Мегалополис. А она такая, бедовая. Может, если что, кирпичи класть.
Цицерон-старший, конечно, страшно недоволен тем, что дочурка, в которой он души не чает, сошлась с этим гадом Цезарем. Цицерон употребляет все свое красноречие, чтобы уговорить дочку уйти от Катилины, но та хочет строить Мегалополис и не хочет уходить от Цезаря. Но зато, говорит она папе, если у нас родится сын, мы его назовем Фрэнсисом Фордом Копполой.
И над всем этим кромешным безобразием висит советский спутник на ядерном топливе. И что-то нам подсказывает, что этот спутник в какой-то момент ка-а-а-а-а-ак эбонётся...
***
Все-таки, я - очень хорош. Так стройно, аккуратно и красиво пересказать ту галиматью, которая происходит на экране - это нужно уметь. Пойду вознагражу себя конфеткой. Нет, лучше куриной ножкой...
Идея этого очень странного фильма возникла у Фрэнсиса Форда Копполы еще во время работы над картиной "Апокалипсис сегодня". Как известно, с "Апокалипсисом" во время съемок творился конкретный "производственный ад": вместо трех месяцев снимали почти год, филиппинские тайфуны разрушали декорации, Мартин Шин во время съемок пережил сердечный приступ, Марлон Брандо на съемки явился растолстевший до 136 килограммов и не готовый к роли, бюджет был значительно превышен и Копполе пришлось закладывать дом, чтобы компенсировать перерасход, и он пережил несколько серьезнейших нервных срывов.
Почему у него именно тогда родилась идея этого "Мегалополиса" - можно только догадываться, но самое в этом непонятное - то, что он с этой картиной носился потом аж сорок лет! Сценарий фильма занимал более 200 страниц, и он этим фильмом собирался заниматься после постановки недорогого мюзикла "От всего сердца", но с мюзиклом произошел жутчайший провал: первоначальный двухмиллионный бюджет картины из-за странного желания Копполы выстроить огромные дорогостоящие декорации вместо того, чтобы снять все на натуре - разросся аж до 26 миллионов, увеличившись в 13 (!) раз, режиссер снова вложил в постановку собственные деньги, а в итоге в прокате картина собрала по миру жалкие $655 тысяч, после чего Коппола вынужден был объявить себя банкротом, и потом лет десять он ставил картины только для того, чтобы выплачивать долги банкам.
Например, тот же "Крестный отец 3" снимался исключительно из-за денег, и режиссер яростно ругался с основным актерами по поводу их гонораров (Роберт Дювалл в итоге сниматься так и не стал). И только после "Дракулы", собравшего отличную кассу и получившего 3 "Оскара", Копполе удалось поправить свои дела, однако 80-миллионный бюджет на создание "Мегалополиса" ему все равно никто выделять не собирался.
Впрочем, в конце девяностых у Копполы вроде как должны были появиться деньги на то, чтобы профинансировать картину самостоятельно. Он там в 1998 году судился с Warner Bros. по поводу несостоявшейся картины "Приключения Пиноккио" и пары других проектов, и первоначально суд присяжных постановил, что студия должна выплатить режиссеру сначала $20 млн, а потом еще $60 миллионов в качестве штрафных санкций.
Однако в конце 1998 повторный суд отменил выплату штрафа в размере $60 млн. Cтудия Warner Bros. подала апелляцию на отмену компенсации в $20 млн, Коппола подал апелляцию на выплату штрафных санкций, и все это стало крутиться по судам.
Коппола все-таки рассчитывал, что у него в итоге будет крупная сумма на финансирование "Мегалополиса", и он вплотную начал заниматься проектом: проводил переговоры об участии в картине с Робертом Де Ниро, Полом Ньюманом, Расселом Кроу, Николасом Кейджем, Джеймсом Кааном, Умой Турман и Аль Пачино, и он даже сделал несколько тестовых съемок.
Но в марте 2001 года Апелляционный суд Калифорнии вынес решение не в пользу Копполы, в июле того же года Верховный суд Калифорнии отказался рассматривать новую апелляцию режиссера, ну и в итоге по этой тяжбе он не получил ничего. А в сентября еще и произошел известный теракт, и стало понятно, что у Копполы нет никаких шансов найти деньги на такое кино.
Кстати, в одном из вариантов сценария, написанного до 2001 года, в раскадровке была картинка, где главные герои наблюдают по телевизору за тем, как горят башни Всемирного торгового центра. В сценарии никак не объяснялось, что это и с чем связано. Впрочем, там таких моментов было полно.
Почему Коппола в конце концов решил все-таки поставить эту картину, вложив в нее все свои средства (для этого он продал свои виноградники) - догадаться несложно. Ему 85 лет, его дети и племянники - люди состоявшиеся и, безусловно, талантливые. Может мэтр порадовать самого себя и снять фильм так, как он его мечтал снять аж 40 лет, причем за свои собственные деньги? Да, конечно, может. Он это и сделал, пригласив принять участие в картине талантливую молодежь (условно говоря), голливудских ветеранов, ну и почти всех своих родственников, за исключением самого талантливого племянника.
На съемочной площадке, по свидетельству очевидцев, тоже творился конкретный адок. В The Guardian была большая статья на эту тему, и там рассказывается о хаосе, разворачивающемся на съемочной площадке. Многие члены съемочной группы увольнялись, специалистов по спецэффектам Коппола, как говорят, уволил сам почти в полном составе: он первоначально требовал делать картину по старинке, без использования компьютерной обработки, и он тратил кучу времени на то, чтобы путем неимоверных ухищрений за целый съемочный день снять то, что на компьютере можно было бы сделать за десять минут.
Например, в картине есть сцена, когда персонажу Драйвера "чинят" лицо с помощью то ли мегалона, то ли адаптаниума, то ли адамантия, и чтобы это все изобразить вживую, несчастного Адама аж на шесть часов прикрутили к креслу, и ему на физиономию проектировали всякую фигню из стодолларового проектора. В фильме эта сцена выглядит совершенно по-идиотски.
Но в итоге Коппола все равно пришел к тому, что большую часть сцен снимали на зеленом заднике, а потом все дорисовывали на компьютере.
Также бывали дни, когда съемочная группа вообще не знала, что снимать, а Коппола, как говорят, запирался в трейлере на несколько часов, курил марихуану, а когда выходил, то выдавал какую-то бессмыслицу. И некоторые члены команды после такого задавали себе вопросы из серии: "Этот парень вообще когда-нибудь снимал кино?" (Данную фразу в The Guardian вынесли в заголовок.)
Впрочем, хватит уже об истории создания, давайте о том, что у них в итоге получилось.
Картину показали в конкурсной программе на Каннском фестивале. "Мегалополис" наградили аплодисментами еще до показа. После показа публика также аплодировала несколько минут, однако, по свидетельству очевидцев, некоторые невоспитанные особы позволяли себе кричать "бу-у-у-у-у", что было крайне неучтиво, и это совершенно не принято в Каннах, где аплодисментами встречают даже фильм о романе кофемашины с тостером.
С критикой тоже все было неоднозначно. Одни критики, у которых нет никакого почтения к заслуженным режиссерам, прямо говорили, что фильм - неимоверно раздутая и пафосная пустышка, - однако другие отмечали размах, масштабность и амбициозность картины.
Мы же с Бубликом вам так скажем. Да, размах и масштабность присутствуют, но это размах и маштабность совершенно поразительной для такого режиссера инфантильной нелепицы. Мне почти сразу на ум пришел фееричный по своему идиотизму российский фильм "На свете живут добрые и хорошие люди", где сюжет очень похож, только главного главного героя зовут не Цезарь, а Дима, а город, в котором происходит действие, называется не Нью-Рим, а Зажопинск. И Дима мечтает построить не Мегалополис, а Переджопинск. Но в остальном - все то же самое. Только режиссер Дмитрий Астрахан потратил на тот фильм тысяч двести, а Коппола на свою картину угрохал сто двадцать миллионов - вот и все отличие.
При этом "Мегалополис", конечно, весьма размашист, все-таки денег потрачено немало. Другое дело, что эта размашистость никак не идет на пользу хоть какой-то цельности. Картина похожа на какую-то искрящуюся и сверкающую во все стороны свалку, в которую понапихали кучу абсолютно никак не связанных друг с другом вещей.
Этот Нью-Рим - то страшно утопический и весь какой-то из будущего, при этом тут же он перемежается кадрами самого что ни на есть обычного современного Нью-Йорка. Большинство персонажей расхаживает то в очень странных полудревнеримских одеждах, то во вполне обычной современной одежде, но временами их одевают так, как будто из театрального реквизита понахватали того, что было из совершенно различных времен.
Вставки с гладиаторами, а в особенности - с девственницей-весталкой "Тейлор Свифт", которая оказалась не девственницей, а следовательно - не весталкой, за чью весталическую девственность уже заплатили $145 миллионов - это прям что-то с чем-то, и чуем мы с Бубликом, что Коппола в трейлере вовсе не марихуану курил, потому что простая марихуана такой приход не дает.
Монологи и диалоги персонажей - чудовищные, по-другому и не сказать. Какая-то жутко пафосная хрень из серии: "Долго невозможно разглядывать солнце и собственную душу" или "Месть слаще всего, когда на тебе платье". Еще более дико смотрится, когда Цезарь вдруг начинает страшно нудно зачитывать целый кусок из "Гамлета", а Джулия шпарит по телесуфлеру Марка Аврелия. Причем временами персонажи чисто для разнообразия переходят на латынь - ну, Древний Рим же, а там все на латыни шпарили, даже дети!
Адама Драйвера откровенно жалко. Он хороший актер, ну и за что ему досталось тащить на себе пыльные многолетние долгострои, которые уже просто не могут не развалиться при попытке их реализовать? То "Человек, который убил Дон Кихота", то теперь этот "Мегалополис". Впрочем, с "Дон Кихотом" хотя все довольно плохо, но все-таки не отстойно, однако этот "Мегалополис" - это прям реально отстой. Адам очень старается сделать так, чтобы тот дурдом, который произносит его персонаж, звучал хотя бы не слишком по-дурацки, но ничего сделать с этим не может.
Натали Эммануэль тоже жалко, она тоже старается. И Джулия даже выглядит слегка поживее Цезаря, но, впрочем, не в те моменты, когда она цитирует Марка Аврелия, упокой римские боги его душу.
Самый живой персонаж здесь - Вау Платинум. Меркантильная шлюха - характер цельный и волевой. Обри Плаза ее играет в эдаком буффонадном ключе, а оно так и надо.
Кого тут изображает Шайя ЛаБаф - сказать очень сложно. Оно понятно, что придурковатый племянничек богатого дядюшки. Чисто теоретически он должен быть человеком очень опасным, способным поднять народные массы на восстание (в первоначальном варианте сценария он был полиглотом, который в совершенстве знал все языки, поэтому мог договориться с любыми горожанином утопического Нью-Рима), чисто практически это какое-то очень и очень странное существо, производящее крайне отталкивающее впечатление.
А еще здесь есть Лоренс Фишберн, работающий у Цезаря шофером (про машины в фильме я вообще молчу), и время от времени зачитывающий за кадром пафосные фразы, которые, видимо, должны кому-то что-то пояснить, но никому ничего не поясняют. Также тут есть Дастин Хоффман, который появляется в двух небольших эпизодах непонятно зачем. То же касается многих других актеров, вроде Джеймса Ремара, Джейсон Шварцмана и так далее: очень трудно сказать, кого они вообще тут изображают, а главное - зачем они здесь.
Интересно, кстати, почему Коппола все-таки изменил финал этой волнующей истории? В версии сценария десятилетней давности все заканчивалось хорошо - все нахрен помирали, что смотрелось совершенно логично. В конечной же версии Коппола почему-то наоборот - забабахал максимально слюнявый голливудский финал, полностью перечеркнув основной конфликт картины, ведь в ней все-таки был какой-то конфликт, я в этом уверен.
Но одно могу вам сказать совершенно определенно. У них родился мальчик, и его, как и обещали, назвали Фрэнсисом. Потому что если бы родилась девочка, то ее бы назвали Раиса Захаровна. Но раз родился мальчик - значит, быть ему Фрэнсисом, аминь.
Это поразительно нелепое кино, несмотря на богатый визуал, а, может быть, и благодаря ему. Смотришь и недоумеваешь: ну как сам Коппола, поставивший несколько действительно великих фильмов, мог снять такой лютый дурдом?
С другой стороны, он же это сделал за свои собственные деньги, правильно? Ну а тогда какие вопросы? Мне это пришлось смотреть из чисто профессионального киноведческого долга - просто чтобы понять, о чем вообще идет речь. Вам, конечно, это смотреть вряд ли имеет смысл, ну или же просто из чистого любопытства по поводу того, как Коппола вообще такое мог сотворить.
Какие-то критики напускают на себя вид пророков в своем отечестве и заявляют, что, мол, "фильм опередил свое время", и что, мол, "потомки его оценят". Это все полный бред. Полнейший. Про этот фильм забудут через полгода. Это просто реально очень и очень плохое кино. Но масштабное, да. Амбициозное. Амбиций там - полные штаны во все стороны
Извините, если кого вдруг не обидел.
P.S. Однако по крайней мере один положительный момент во всем этом есть. Я читал, что первоначально картина должна была идти порядка четырех часов. Как Коппола сумел наступить на горло своей песне и урезать фильм почти наполовину - при том, что у него было еще столько интересных идей, - не знаю. Но что-то очень положительное в этом есть, четыре часа я бы точно не выдержал, я два двадцать-то еле выдержал.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 2 |
Сценарий | 1 |
поразительно плохое кино
нет
Насколько помню, там его брату вертолетным винтом голову оторвало.
Не странно ли? Берём Спилберга. Даже не самые удачные его фильмы никак не назовёшь говном. Скорсезе? Земекис? Леоне? Тарантино? Неудачи были у всех.
Но говно? Вроде бы нет.
А вот у Копполы запросто. Последний приличный фильм он снял аж почти 30 лет назад. Потом была всякая муть. Да и ранее у него были фильмы "с претензией", при этом либо откровенно кринжовые вроде "Джека", либо попросту нудные, как "Разговор".
В общем, а гений ли Коппола?
А после конца фильма остаешься с мыслью - нахрена я вообще это смотрел? Великий фильм, несомненно.
Хотя мне медитативные фильмы неплохо заходят. Например, "Таксист" Скорсезе и "Мертвец" Джармуша среди любимых. А там тоже своеобразной нудятины в достатке. Но обыграно хорошо. Как бы навевает на мысли и чувства. А от "Разговора" осталось ощущение душной нудноты.
Блин, мне даже "Ностальгия" Тарковского в свое время вштырила. Хотя там есть совершенно статичные сцены минут на десять, где просто нифига не происходит. Идёт дождь и все. А вот "Разговор" просто усыпил фактически. Возможно, несоответствие ожиданий и реальности сказалось. Я ждал что-то в духе "Трёх дней Кондора", только от Копполы, а получил какой-то закос под Феллини.
При том, что Хэкман у меня в тройке любимых актеров с Де Ниро и Николсоном.
"Сорок первый" с Олегом Стриженовым. Смотрел в детстве не отрывая глаз от телевизора. Хотя хрень редкая.
"Последний дюйм" опять таки.
А Коппола предельно неровный режиссер. Даже с учетом того, что снимает он не так чтобы очень часто. Тот же его (почти) сверстник сэр Дед снимает гораздо чаще, но до откровенного отстоя за свою карьеру не опускался (и наверное не опустится). А Френсиса Форда начало карьеры на все временна, а потом покатилось от плохо до фигня полная. "Дракула" исключение.
"Апокалипсис сегодня" и "Разговор" - замечательные фильмы.
Несколько просто достойных, вроде КО3 (он затянут и вторичен, но именно как закономерный финал эпопеи вполне ничего) и Клуб Коттон.
И что примечательно, даже и не указана в титрах.
The movie is influenced by "Heart of Darkness" but it isn't a "movie version" of it, so they didn't deem it necessary need to mention Joseph Conrad's novel.
1. Так что всё же случилось со спутником? Можно под спойлер.
2. А помнит ли народ "Облачный Атлас"? Этот триумф воли, этот пирдуха, нерукотворный памятник поставленный себе бра... мнэээ... поставленный Вачовскими. Он уже нашёл своего зрителя? Преодолел недооценённость?
Это не только не триумф, но даже и не успех.
Я просто вспомнил про него, проводя параллели, когда задумался о желании творцов оставить после себя нетленку, монумент.
Нет, в целом не скажу, что фильм сильно крут, местами довольно затянуто. Но разок посмотреть вполне можно.
Но почему, тудыть его в качель, никто не отвечает на первый вопрос?!!
<шепотом>Мне Jupiter Ascending понравился 😉.
PS. А Долин вроде советовал Мегалополис посмотреть. Но кто их до конца поймёт, этих профессиональных критиков.
восторженно глядит на холст
и вдруг один седой и строгий
отчетливо сказал говно
© yapavlik
Вот, а ещё критиковать берётесь.
Так что ничего удивительного в фэйле этого фильма нет.
Да, знаю, что моя точка зрения тут непопулярна, минусы мне пофиг, просто любопытно, есть ли кто-то, кто согласится с этим.
берегите природу, не качайте эту муру.
Мой граничный маркер — шестёрка, я говорил об этом неоднократно.
—Chester A. Bum
> Актерская игра 3
> Режиссерская работа 2
> Сценарий 1
и при этом
> Рейтинг Экслера: 5,0
?
Чудны дела твои...
> Рейтинг Экслера: 5,0
=>
Рейтинг Экслера: 5,0 и Рейтинг Бублика: 5,0 тоже, баланс сошёлся.
5 == полный маразм.
8 == смотреть обязательно.
2,5 (среднее арифметическое) по 5-ти балльной системе как раз и соответствуют 5,0 по десятибалльной.
Да, иногда тут бывают странности, но точно не в этом случае.
Много цитат: "Месть слаще всего, когда подаётся в платье", "Ты просто чудик с ОКР, Цезарь, тебе лишь анал подавай".
Я в восторге. Просто смотреть надо с улыбкой, без серьезных щей 😉