- Режиссер:
- Нил Бергер
- В ролях:
- Пол Джиаматти, Эдвард Нортон, Руфус Сьюэлл, Джессика Биель, Эдвард Марсан
Вена, рубеж XIX и XX веков. Юный сын столяра по фамилии Эйзенхейм повстречал странствующего волшебника, который открыл ему нечто странное и удивительное, после чего парнишка увлекся фокусами. Затем Эйзенхейм познакомился с юной девушкой, которая оказалась герцогиней Софи фон Тэшен. В юные годы дети не задумываются о классовых различиях, поэтому герцогиня и крестьянский сын дружат и встречаются, невзирая на явное неодобрение взрослых, а также планируют сбежать вместе к светлому будущему. Однако у герцога фон Тэшен несколько иные планы относительно своей дочери, поэтому Софи увозят в дальние края, и дети надолго расстаются.
Пятнадцать лет спустя Эйзенхейм (Эдвард Нортон) объявился в Вене. Теперь это знаменитый иллюзионист, на чьих представлениях всегда полный аншлаг. То, что он демонстрирует со сцены, нельзя назвать пошлым словом "фокусы", потому что это что-то мистическое, выходящее за рамки обычного человеческого понимания. Однако блистательный кронпринц Леопольд (Руфус Сьюэлл), наследник престола, уверен, что это все - обычные трюки, которые вполне можно объяснить с точки зрения физики и механики. Образованный человек, в отличие от быдла, считает кронпринц, не купится на такую дешевку. Его невеста герцогиня фон Тэшен (Джессика Биель) с Леопольдом не согласна. Ее восхищает представление Эйзенхейма, а кроме того, она узнала в иллюзионисте того мальчика, с которым дружила в детстве.
Эйзенхейм явно раздражает Леопольда. Кронпринц даже пригласил артиста выступить в своем замке, чтобы перед своими гостями унизить его, однако и на чужой территории Эйзенхейм остался на высоте, а кронпринц, в свою очередь, остался в дураках. Мстительный, высокомерный и себялюбивый Леопольд не может простить такое оскорбление, поэтому привлекает преданного ему шефа-инспектора полиции Ульма (Пол Джиаматти), который должен найти на иллюзиониста какой-нибудь компромат и что-то уже сделать с этим нахальным выскочкой.
Впрочем, у Леопольда есть и другие заботы. Нынешний император все никак не собирается умирать, кронпринц все никак не может взойти на трон, поэтому он занимается плетением довольно сложной государственной интриги, в которой особая роль отводится герцогине фон Тэшен. Однако Софи, в которой проснулась старая любовь к Эйзенхейму, не собирается быть послушной игрушкой в руках кронпринца. Когда-то давно их разлучили, но теперь Эйзенхейму подвластны самые настоящие чудеса, и он должен защитить Софи и самого себя от кронпринца. А получится ли это у него, учитывая статус и влиятельность Леопольда, - совершенно неизвестно.
***
"Иллюзиониста" часто сравнивают с "Престижем" Кристофера Нолана - оба эти фильма посвящены противостоянию фокусников, обладающих огромным и временами мистическим мастерством. Только в "Иллюзионисте" фокусник противостоит кронпринцу, а в "Престиже" два искусных престидижитатора противостоят друг другу.
Однако это довольно разные фильмы. Если "Престиж" - драма с элементами мистики, то "Иллюзионист" - нечто среднее между сказкой и мелодрамой с элементами детектива, а с точки зрения драматургии - заметно ниже, чем "Престиж". Потому что история любви - достаточно наивна (ах, герцогиня полюбила сына плотника и предпочла его аж кронпринцу), детективная составляющая весьма прозрачна, а развязка всего сюжета - практически гротескна и лично мне заметно испортила впечатление, и это даже если не задумываться над очевидными логическими несостыковками (не буду их обсуждать, чтобы не портить впечатление тем, кто еще не смотрел этот фильм). И с таким сценарием "Иллюзионист" мог бы стать совершенно проходной картиной, если бы не просто-таки блестящий актерский ансамбль Эдварда Нортона, Руфуса Сьюэлла и Пола Джиаматти.
Эдвард Нортон - один из лучших американских актеров, и плохо он играет только тогда, когда его к этому вынуждают. Яркий пример - фильм "Ограбление по-итальянски", где Нортон снимался только потому, что был связан контрактом, в результате чего он, как обиженный ребенок, продюсерам и зрителям сделал "козью морду" - сыграл просто кошмарно.
Однако когда он заинтересован в проекте, то играет так, что вызывает восхищения, до того этот актер со своей вроде бы совершенно заурядной и неприметной внешностью умеет одними глазами изобразить такую гамму чувств и эмоций, что большинство голливудских суперзвезд, получающих десятки миллионов за роль, глядя на это, должны зарыдать и переквалифицироваться в разносчики пиццы.
Здесь как раз тот самый случай, тем более что роль Эйзенхейма изначально писалась в расчете именно на Эдварда Нортона. (Литературным источником сценария выступил небольшой рассказ Стивена Милхаузера "Иллюзионист Эйзенхейм".) Нортон в этом фильме великолепен. Причем играет он очень сдержанно, практически на полутонах, но в его взгляде, изящных и плавных артистических движениях скрывается целая буря эмоций.
Кстати, ни режиссер Нил Бургер, ни Эдвард Нортон очень не хотели отдавать трюки Эйзенхейма (по крайней мере те, которые не были связаны с призраками) в руки компьютерных специалистов. Поэтому Нортон серьезно обучался у известных престидижитаторов секретам мастерства и большинство фокусов в фильме выполняет сам. Что интересно, трюк с растущим апельсиновым деревом был на самом деле придуман еще в XIX веке французским фокусником Жаном Эженом Робером-Уденом (Jean Eugene Robert-Houdin), чья фамилия потом послужила псевдонимом одному из самых известных и загадочных фокусников Эриху Вейсу, выступавшему под псевдонимом Гарри Гудини.
Следующие комплименты в части актерской игры - британцу Руфусу Сьюэллу, изобразившему кронпринца Леопольда. До этого фильма данного актера я видел только в двух фильмах: в пародийной "Истории рыцаря" он сыграл достаточно проходную роль графа Анжуйского, а вот в приключенческой картине "Легенда Зорро" Сьюэлл уже явно блеснул в роли подлого масона Арманда.
И вот теперь - великолепное исполнение роли кронпринца Леопольда. Причем исполнение вовсе не карикатурное. Леопольд - в общем, не злодей. Он кронпринц. Это определяет его высокомерие, снобизм, презрение ко всем, кто ниже его по происхождению, ну и соответствующие политические планы. Оно понятно, что персонаж, в общем-то, неприятный и отталкивающий, но Сьюэлл его настолько замечательно изобразил, что я Леопольдом просто наслаждался - ну хорош, мерзавец, просто хорош. Каждый поворот головы, каждый жест, закуривание сигареты, выпивание бокала вина - все это буквально дышит аристократической надменностью.
Основное противостояние в фильме разворачивается между Леопольдом и Эйзенхеймом, так что персонаж шефа-инспектора Ульма является как бы второстепенным. Однако эта роль досталась прекрасному актеру Полу Джиаматти, и он из инспектора сделал целый фонтан противоречий: человек из низов, который при Леопольде благодаря своей преданности поднялся очень высоко и может подняться еще выше - вплоть до мэра Вены. Но одновременно Ульм - в общем-то, человек порядочный, поэтому он сочувствует Эйзенхейму и осуждает кронпринца. Вот ему и приходится разрываться между собственными амбициями, чувством долга и своей совестью. Джиаматти сумел изобразить все эти нюансы очень тонко и очень точно.
Четвертый главный персонаж в фильме - герцогиня фон Тэшен. Однако ее Джессика Биель сыграла, скажем так, средненько. Роль ничем не запомнилась, каких-то ярких красок просто нет. Насколько я знаю, на эту роль планировали Лив Тайлер, и тогда герцогиня могла бы получиться значительно эффектней, но Лив по каким-то причинам отказалась, поэтому женская партия в этом ансамбле получилась совершенно вторичной и осталась где-то на задах у колосников.
Поставлен фильм на очень высоком уровне. Декорации, музыка, костюмы - все отлично продумано и подчинено общей задаче. Много удачных операторских решений - например, посмотрите, как снят приход Ульма к Леопольду в самом начале фильма: с одной стороны, камера смотрит на него снизу и человек при этом кажется более величественным, но с другой - Ульм идет по галерее, стены которой увешаны бесчисленными рогами животных (намек на любимое развлечение Франца Фердинанда, который за свою жизнь истребил более десяти тысяч самых разнообразных зверушек), и видно, как его это подавляет - маленький человек идет на заклание к сильному мира сего.
Таким образом, если со сценарной точки зрения фильм собой ничего особенного, в общем-то, не представляет, то Нортон, Сьюэлл, Джиаматти и постановка поднимают "Иллюзиониста" на уровень незаурядного явления в кино. Впрочем, похоже, что у нас его заметно подпортили озвучкой. Особенно хорошо это видно по российским и зарубежным рецензиям. Российские критики картину приняли крайне сдержанно, причем нередко даже ругают, а в англоязычных странах отзывы на порядок более благожелательны. Оно и понятно - уберите из фильма актеров, и в нем мало что останется. Я специально ждал, когда он выйдет с оригинальной дорожкой, поэтому получил полный комплект удовольствия. Немного послушал дубляж - Джиаматти озвучили более или менее прилично, а Сьюэлла и особенно Нортона озвучкой явно испортили. Ну, тогда все вполне объясняется.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4- |
блестящие актерские работы
вполне можно
- кронпринц Леопольд, действительно покончил с собой после смерти своей невесты
Только его звали Рудольф, сын небезызвестной императрицы Сисси
Есть еще версия, что это дело рук революционеров
Все несколько не так. Про что это я ... а, да !
Дело в том, что мне повезло быть на экскурсии в Конопиште (замок рядом с Прагой), где собственно и снимались сцены этого фильма. Попался мне не профессиональный гид, а человек, который знает и любит историю.
Так вот. Это история не совсем про фокусника. Это пересказ реальной истории:
- кронпринц Леопольд, действительно покончил с собой после смерти своей невесты,
- на стенах весят реальные трофеи, они все переписаны - кого, когда; но не уверен, что именно этого из братьев, просто не помню, кто там в семье был заядлым охотником (?убийцей).
Этим когда-то грешил Дюма, вспомните его версию убийства лорда Бэкингема в "Трех мушкетерах". То есть объяснить реальные события, своим не совсем реальным путем.
Я думаю, что фильм для европейцев имеет несколько иной оттенок. Иллюзии в большей степени антураж, самая история основа.
Сам фильм - отличный. Нортон выше всяких похвал. Джиамати - наверное, первый раз заметил его как актера. Хотя мелькал он много. Что поделать, зависимая профессия, нет материала - нет роли. Но тут он на месте.
Oleg
Написать рецензию не обязательно = просмотру.
А фильм (Темный город= Dark sity) ничуть не хуже Иллюзиониста.
Где-то был целый сайт, где показывались содранные в Матрице аналоги.
И Сьюэлл там просто прелесть
Congratulations. Ты не врубился, что ссылки ставятся только на те фильмы, на которые у меня есть рецензии. Бывает. Наверное, очень трудно догадаться.
хотя бы "Уденом"
Поправил, спасибо. Что-то меня сегодня клинит.
А "Темный город"?
У меня не было рецензии на этот фильм.
Специально смотрел -- вроде вся команда (оператор, режиссер, ...) у всех трех фильмов разная (общего -- только Хью Джекман в двух случаях). А вот манера -- почему то очень схожая... То ли это нынешняя голливудская мода на съемки сказок о прошлом?
Выходит фокусы там показаны реальные? Вот ни за чтобы не поверил. Читал в отзывах, что фокусы в этом фильме слишком фантастичны, так не бывает и т.д.
Фильм изумительный!
Какая прелесть.
Volga: Фильм изумительный!
А в рецензии написано, что фильм - говно? Правильно ли я вас (а не Вас) понял?
Пол Джиамати , и Джиаматти Пол
Джессика Бьел и Биель Джессика
- не одни и те же люди?