Холодная война / Zimna wojna
15.11.2018 61703   Комментарии (38)
8,0
Рейтинг IMDB: 7,9
Рейтинг Экслера: 8,0
Прекрасный фильм.
Суровый отзыв кота Бублика

К сожалению, как это часто бывает, за пиршеством
формы скрывается блеклое содержание.
Алихан Исрапилов

«Холодная война» предстаёт как польский вариант «Любовного фильма» венгра Иштвана Сабо, только лишённого особой искренности, доверительности, нежности и лёгкости кинематографического письма.
Сергей Кудрявцев

Послевоенная Польша, 1949 год. Талантливый пианист и дирижер Виктор (Томаш Кот) вместе со своей помощницей Иреной (Агата Кулеша) объезжают польские деревеньки и прослушивают исполнителей народных песен. Партия и правительство Польши поставили перед ними задачу собрать фольклорный коллектив "Мазурку".

На одно из прослушиваний приходит некая Зузанна (Иоанна Кулиг), которая просит называть ее Зула. Девушка отлично поет - она исполняет на русском песню "Легко на сердце от песни веселой", - она яркая, симпатичная и обладает очень непростым характером. Ирена, которая сразу заметила интерес Виктора к Зуле, рассказывает ему, что Зула получила тюремный срок за то, что пырнула ножом своего отца.

Виктору с Иреной удалось создать отличный фольклорный коллектив, выступления которого идут с большим успехом. Администратором коллектива выступает представитель правительства товарищ Качмарек (Борис Шиц), который следит за тем, чтобы народные песни были посвящены кому надо, то есть гению великого товарища Сталина.

У Виктора с Зулой возникает роман, несмотря на то что они очень и очень разные люди. Кроме того, Зула признается Виктору, что Качмарек заставляет ее стучать на руководителя, а ей и деваться некуда: над ней висит условный срок, который может стать реальным.

Популярность коллектива все растет и растет, в песнях они демонстрируют высокую политическую сознательность, поэтому руководство собирается отправлять труппу на гастроли в Берлин. Это 1952 год, Берлинская стена еще не построена, и Виктор предлагает Зуле во время гастролей сбежать в ФРГ. Но все пойдет не так, как он запланировал.

***

С режиссером Павлом Павликовским была любопытная история. Он, вообще-то, режиссер-документалист, в основном жил и работал во Франции, Германии и Англии. Также работал в России, причем с Россией у него связано несколько документальных фильмов: "Москва-Петушки", "Путешествие Достоевского" и "Путешествие с Жириновским" (да-да, был у него и такой фильм).

С конца девяностых годов он начал ставить художественные фильмы, которые были не слишком известны, однако в 2012 году Павликовский вернулся в Польшу и снял фильм "Ида", который был номинирован на "Оскара" в 2015 году и этот "Оскар" выиграл (там как раз среди номинантов был "Левиафан" Звягинцева). "Ида" был снят в старом формате 4:3 и на черно-белую пленку. Я его почему-то не посмотрел, но теперь, судя по всему, посмотрю.

На съемках "Холодной войны" с Павликовским работал тот же оператор, что и на съемках "Иды", - Лукаш Зал. (Кстати, он же снимал фильм "Довлатов" Алексея Германа-младшего.) И "Холодная война" также снят в формате 4:3 на черно-белую пленку.

И снят он просто потрясающе! Если говорить только об операторской работе - там есть совершенно шедевральные кадры и сцены. Казалось бы, черно-белая пленка, а настолько это все ярко и выразительно, что там есть кадры, которые хочется вырезать и поместить на стену под стекло.

"История любви, пронесенная сквозь долгие годы", "История людей, разлученных режимом" - в таких темах можно скатиться в слезливую мелодраму. Но здесь этого не происходит. История Виктора с Зулой показана несколько пунктирно - все-таки в картине длительностью в полтора часа охватывается период в пятнадцать лет, поэтому здесь показывают создание ансамбля, известность ансамбля, побег, небольшой парижский период и финальный польский период.

За эти полтора десятка лет и Виктор, и Зула сильно меняются. Они совершенно разные, они не могут быть вместе, но в разлуке они все время стремятся быть вместе. Для некоторых зрителей их решения и действия в определенные периоды выглядят странными и нелогичными, однако для меня внутренняя логика в фильме присутствовала совершенно четко и тут не было никаких вопросов. Сейчас мы это обсуждать не будем, чтобы не спойлерить для тех, кто картину еще не смотрел (а ее надо посмотреть), поэтому обсудим сюжетные повороты ниже в постскриптуме к рецензии.

Поведение героев вполне естественное и не надуманное, да и, кроме того, там явно присутствуют какие-то элементы из жизни родителей Павликовского, именами которых названы главные герои: родители Павла вместе с ребенком бежали из социалистической Польши в Великобританию в 1971 году.

Томаш Кот и Иоанна Кулиг (она, кстати, играла в "Иде" эпизодическую роль) замечательно сыграли своих персонажей. Виктор - меланхоличный, слегка отстраненный, но не чуждый страстям. Зула - взрывная, очень темпераментная и независимая. Бывают пары, которые не могут друг без друга и одновременно не могут быть друг с другом - такая саморазрушающая любовь, которая ни до чего хорошего не доводит. А здесь еще социалистическая Польша, спецслужбы, своеобразный мирок богемного Парижа тех времен: и в мире происходят всякие страсти, и среди двух главных героев кипят всякие страсти.

И холодная война (в оригинале картина так и называется) - она не о противостоянии двух супердержав, она о противостоянии Виктора и Зулы.

Павел Павликовский - режиссер с очень ярким и оригинальным авторским стилем. Он рассказывает эту историю очень холодно и как бы отстраненно, чему также способствуют черно-белая гамма и блестящая операторская работа, но внутри истории эмоции просто зашкаливают: они мало кого могут оставить равнодушным.

Прекрасный фильм, очень рад, что его не пропустил! Режиссер за него получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. 

Кстати, начинал смотреть картину с одноголосым русским войсовером, но быстро понял, что это испортит все впечатление. Ее легко найти с русскими субтитрами, и я настоятельно рекомендую смотреть картину только так, потому что здесь крайне важны интонации актеров, а бубнеж переводчика все сильно портит.

Также фильм очень желательно посмотреть в хорошем качестве, ведь картинка там - потрясающая, несмотря на то что она черно-белая.

***

P. S. А теперь поговорим о некоторых сюжетных поворотах - для тех, кто картину уже посмотрел. Кто не смотрел - сразу переходите вот сюда.

Почему Зула не сбежала с Виктором, она сама четко объяснила. Она не была уверена, что они смогут жить вместе, а в чужой стране, без образования и с одним польским одна бы она просто не выжила.

Но она хотела вернуться к нему, поэтому выучила французский, выскочила замуж за первого попавшегося иностранца, чтобы иметь возможность уехать из Польши, и приехала к Виктору в Париж. Там он занялся ее карьерой как певицы и начал ее подкладывать под музыкального продюсера, от которого все зависело. Зуле эта парижская жизнь не понравилась совершенно, и она вернулась в Польшу, куда Виктору, как сбежавшему, доступа не было. Тут у многих зрителей возникает вопрос: почему она не осталась в Париже? Ну так а что бы она делала в Париже? Строить карьеру певицы так, как это сработало бы в Париже, она не хотела. Кроме того, ей надо было сбежать от Виктора - Польша для этого подходила на все сто.

Почему Виктор вернулся в Польшу, зная, что его тут же посадят, причем надолго? Ну, видимо, ничего не мог поделать, его тянуло к ней. Вот и вернулся. Да и, скажем честно, жизнь в Париже у него была достаточно безрадостной. Лабал на фортепьяно в заштатном кабаке за копейки.

Почему Зула вышла замуж за партейного Качмарека? Только для того, чтобы он вытащил Виктора из тюрьмы: там прямо говорилось, что это было четким условием.

Ну и почему такой финал? А что им вообще оставалось делать? Жить друг с другом они не могли. Жить друг без друга они не могли. Все закономерно.

© 1998–2024 Alex Exler
15.11.2018
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
прекрасный фильм
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 38

Будь я поляком, то оскорбился бы за попытку унизить нацию. Сбежал из польского совка - молодец. Звёзд с неба не хватаешь, но работаешь не дворником, а музыкантом - молодец. На жилье, хлеб с маслом и сигареты хватает. Приехала к тебе наконец-то любимая женщина, очевидно, обрубив концы и порвав с мужем-итальянцем - радуйся и цени. Каким надо быть жадным и продажным дерьмом, чтобы с ходу начать ей торговать ради попытки сделать ей (или себе?) музыкальную карьеру в Париже? Причем понимая, что ей это категорически не понравится... Плохо в Париже - езжайте в Чикаго, там миллион поляков и богатейшая музыкальная жизнь. Почему она вернулась в Польшу - а куда ей деваться... Почему он попёрся в Польшу, нелегально перейдя границу (как, кстати, ему такое удалось?!) - это вообще за гранью разума... В общем, досмотрел до момента, где он сидит в лагере, а Зула к нему приходит на свидание, и выключил. Подобный театр абсурда не для меня...
24.10.20 06:03
0 0

Великолепный фильм.
И в ту же тему сразу вспомнился ещё более великолепный роман Милана Кундеры "Невыносимая лёгкость бытия" (ну да, и ужасная экранизация Филипа Кауфмана)
27.01.19 20:26
0 0

Визуально просто с первых кадров восхитило. Прекрасное кино с непростым послевкусием.. Спасибо за рекомендацию!
23.12.18 20:41
0 0

В рецензии есть ошибка: Зула исполняла в начале фильма не "Легко на сердце от песни веселой", а "Сердце, тебе не хочется покоя" из фильма "Веселые ребята".
19.11.18 11:12
0 2

Вот проблемы у представителей искусства! 
Люди в то же время по 12-14 часов работают на фабриках и заводах, чтобы восстанавливать страну, а эти время не теряют, страдают!
Им нужно сочувствовать? Переживать за них?
19.11.18 09:50
2 1

Как гуманитарий, работавший одно время на заводе и по 16 часов, могу сказать, что в этом и состоит трагедия, мимо которой вы прошли: ты либо разрываешься между любовью и долгом, либо предаёшь что-то одно.

И когда эта трагедия становится вполне ясна, взаимное презрение работяг и людей богемы (не путать с искусством) выглядит по-настоящему пошло.
19.11.18 10:38
0 1

Замечательный фильм! Смотрела с английскими субтитрами - насладилась музыкой языка, интонациями... ничего не мешало. Шедевр! Рада, Алекс, что наши оценки полностью совпали!
18.11.18 14:30
0 0

Огромное спасибо за рекомендацию, Алекс. Фильм - шедевр, причём понимание этого идёт, начинаясь где-то с финальных кадров, всё более и более по нарастающей. Ещё буквально месяц назад я бы не понял данную картину, однако теперь - в середине четвёртого десятка - всё ж таки, что называется, дорос...
17.11.18 20:02
0 0

Только что вернулся из кинотеатра. Прекрасный фильм! Томаш Кот в своё время великолепно сыграл кардиохирурга Велигу в "Богах" и тут он прекрасен. Одновременно в соседнем зале шли "Фантастические твари..", ни одного пустого места. В нашем зале я был один, лишь через 10 минут пришла пара. Ну, наверное так и должно быть. Нынешний зритель смотрит другое. Увы.
vov
15.11.18 23:31
0 2

Одновременно в соседнем зале шли "Фантастические твари..", ни одного пустого места. В нашем зале я был один, лишь через 10 минут пришла пара. Ну, наверное так и должно быть. Нынешний зритель смотрит другое. Увы.
Ой, да ладно вам -- "Fantastic beasts..." же детский фильм, этакое расширение вселенной "Гарри Поттера".
У него совсем другая аудитория -- ну не пойдут же дети смотреть фильм про события холодной войны.
16.11.18 09:42
0 0

Не переходит по нажатию на "вот сюда".
15.11.18 21:51
0 1

зимняя война переводится с польскокго как холодная? а холодная как зимняя?
15.11.18 20:46
0 0

Она не зимняя, а зымна. Это и в украинском тоже означает холодная.
15.11.18 22:44
0 0

Если была "зимняя", то писалось бы как "zimowa".
vov
15.11.18 23:36
0 0

дела! век живи век учись.
16.11.18 04:51
0 0

"Прекрасный фильм, очень рад, что его не пропустил! Режиссер за него получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. "
---

Это ошибка. "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм "Магазинные воришки". Павликовский получил приз за лучшую режиссуру.
15.11.18 20:19
0 0

Вроде я это и имел в виду. Если непонятно, сейчас поправлю.
16.11.18 01:06
0 0

Наконец-то, свежее, хорошее, не голливудское кино
krl
15.11.18 20:00
0 0

Какие-то элементы из жизни родителей
echo.msk.ru
15.11.18 19:52
0 0

Интересно, спасибо, эту статью я так и не обнаружил.
16.11.18 01:07
0 0

Не спорьте, горячие эстонские парни! Есть критерий, безошибочно позволяющий определить, шедевр ли перед нами, или "хипстеров радуют". И я даже могу это сделать, не смотря сам фильм. Вышеуказанная актриса широко известна в узких кругах величиной своих... актерских дарований. Если она с экрана потрясла ими (зрителя), то - однозначно шедевр! А як ни то ни.
15.11.18 19:44
0 0

(очень вежливо) И где же она известна в узких кругах величиной своих дарований? Пруфлинк?
16.11.18 01:08
0 0

(удивленно) В гугле набираете "Joanna Kulig nude scenes", переходите на вкладку с видео и там одна, две, три первые ссылки на ее сцены из разных фильмов. Если вас не смущает ПорнХаб, что поделать, популярный сайт.
16.11.18 08:36
0 1

Посмотрел фильм три дня назад. Сразу после просмотра остались двоякие впечатления. Да, шикарная музыка и операторская работа, да режиссер не выжимает слезу, а как правильно написал Экслер, даже холоден и отстранен. Сразу после просмотра не сказал бы, что это шедевр. Но вот уже три дня все время возвращаюсь в мыслях к этому фильму. Тронул где-то за живое. Удивительное послевкусие. Чудесная картина.
15.11.18 17:46
0 0

Ну то есть, как я понимаю, все закончилось счастливо - все умерли. Жена такое любит 😄 Штоп все ГГ поумирали.
15.11.18 16:08
0 0

"Почему Виктор вернулся в Польшу, зная, что его тут же посадят, причем надолго? Ну, видимо, ничего не мог поделать, его тянуло к ней. Вот и вернулся. Да и, скажем честно, жизнь в Париже у него была достаточно безрадостной. Лабал на фортепьяно в заштатном кабаке за копейки."

Жизнь в польской тюрьме у него, видимо, будет намного менее безрадостной!
15.11.18 16:07
0 0

Так он приехал отсидеть и прийти к ней. Что вроде бы очевидно.
16.11.18 01:09
0 0

Алекс, а ты в курсе, кто оператор фильма? вот кто:
15.11.18 14:27
1 4

+++ Он решил расширить диапазон.
15.11.18 17:42
0 1

Вот и я позавчера посмотрел. Совершенно пустой фильм. Любовь, вокруг которой строится весь сюжет, оставлена за кадром, нам показывают лишь редкие случки. Чувства, мотивация поступков? Вероятно, как умный зритель я должен додумать. Ещё я ожидал, что Холодная война, вынесенная в заголовок, будет неким незримым барьером, постоянно возникающим перед героями, который они будут преодолевать наперекор и вопреки. Ан нет, вообще войны нет ни в каком виде. Усугубляет ситуацию и то, что обе главгероя - деятели культуры, которые имеют легальную возможность ездить в капстраны. Видимо, "железный занавес" тоже надо додумывать. Я слишком быдло-зритель, чтобы додумывать так много. Картина совсем не понравилась. НО! В ней отличная операторская работа и музыка.
15.11.18 11:00
2 1

Усугубляет ситуацию и то, что обе главгероя - деятели культуры, которые имеют легальную возможность ездить в капстраны. Видимо, "железный занавес" тоже надо додумывать.
Прям даже интересно, какой фильм вы на самом деле смотрели. Явно не этот.
15.11.18 11:35
1 3

Тут, Алекс нужно скорее спросить сколько лет newkamikaze.
Пионерский значок и ремень на даче, валяются. В комсомол не пошёл (польские кулаки, финский шпион и русский дворянин судья среди дедов/прадедов). Застал похороны генсеков 😄

И то мне не так легко понимать всю обстановку, а тут чёрно белое 4:3 и все страсти намёками
15.11.18 12:08
0 0

Тот же. Там же явно говорили, про гастроли ансамбля, правда в соцстраны. А лет мне 38.
15.11.18 12:26
0 0

Мало. Ездили они в соцстраны, кроме Франции после 1956 года, когда уже не было Сталина, и даже начались малые советские гастроли. Но всё таки это Польша, а не СССР, поэтому они могли гастролировать под присмотром. Но вы правы про умного зрителя.
vov
16.11.18 00:25
0 0

Блин, я рецензии на фильмы, которые не смотрел не читаю полностью, только резюме и оценки. А тут получается концовку знаю теперь 😄
Кстати, есть еще неплохой фильм "Жизнь других", про Восточную Германию 80-х. IMDB - 8,4.
15.11.18 10:16
0 4

Поэтому на буквах ps я пролистал, прикрыв глаза 😄
15.11.18 15:08
0 0

Кстати, есть еще неплохой фильм "Жизнь других", про Восточную Германию 80-х. IMDB - 8,4.
Да, фильм офигенный.
Кто не видел -- посмотрите, он того стоит.

а мне не понравился. Ну, не знаю...топорно как-то