- Режиссер:
- Дж. Тодд Андерсон
- В ролях:
- Майкл Джетер, Майкл Рапапорт, Джон Кэрролл Линч, Джо Грифази
Обычно у зрителей (особенно американских) от этого фильма слегка едет крыша. Уж больно все как-то странно и нестандартно сделано. Ведь в американских фильмах, как правило, все предельно ясно: вот хороший герой, вот плохой; вот настоящая драма - кого-то убили, вот комедийный момент - детектив юморным жестом простреливает злодею башку; вот любовь, вот морковь, вот уругула, а вот огурец. >
В самом начале фильма - трагедия. В самом конце - хэппи-энд. Плохой негр компенсируется негром - начальником полицейского участка. Хороший белый полицейский компенсируется белым подонком, который является подручным плохого негра. Араб-террорист компенсируется хорошим арабом, каким-то образом помогающим полиции: он или шерстит компьютеры, или готовит им "шишка-баб". Евреи... Евреи вообще все сплошняком хорошие, даже обидно. Но вот зато русские - плохие, однозначно. Но это же американские фильмы, а русский - потенциальный враг. Поэтому русский грязен, вонюч, ходит в ушанке, пьет водку литрами, спит с медведем, а из благ цивилизации признает только прокладки "Олвейз", которые очень удобно использовать вместо стелек в сандалиях.
Короче говоря, голову ломать нигде и ни над чем не нужно. А вот "Голый король" обломал непритязательного зрителя по полной программе. Да что там зрителя - даже критики долго и задумчиво чесали репу, чтобы разразиться очень осторожными и неуверенными рецензиями, потому что как-то трактовать этот фильм надо, но как - это еще большой вопрос...
Так чем же эта картина так озадачила зрителей и критиков? Начинается все, вроде, как крепкий сентиментальный боевичок...
Эдварда Блиса (Майкл Рапапорт) в детстве обижали одноклассники. Но мальчик вовсе не желал терпеть все эти издевательства, поэтому пошел заниматься спортом, накачал здоровенные мышцы, а кроме того - обнаружил в себе настоящий талант борца. Однако когда Эдвард вырос, он освоил еще одну смежную профессию - врача-хиропрактика. Что, не знаете, кто такой хиропрактик? В России их называют мануальными терапевтами. Да нет же, это не те, которые говорят: "Мануал не прочитали? К терапевту!" Хиропрактик - это такой врач, который хрустит вашим позвоночником и костями так, что вы падаете в обморок, но зато после этих сеансов немножечко лучше себя чувствуете и даже начинаете прорубать творчество символистов.
Карьера Эдварда развивается вполне успешно. Днем он вправляет диски позвоночника больным, а вечером участвует в борцовских соревнованиях под именем "Голый человек" (Эдвард одет в жуткий костюм, повторяющий муляж человека с содранной кожей; подобные муляжи обычно используются в качестве учебного пособия у медиков). При этом, казалось бы, одно неловкое движение - и вправляемый позвоночник у больной обернется свернутой шеей, а сворачиваемая шея у соперника обернется вправленным позвоночником, однако Эдвард никогда не промахивается! Впрочем, для себя он пока еще так и не решил, что ему больше нравится: вправлять шеи или их сворачивать. Но и тем и другим он занимается с удовольствием.
И вот в тот самый момент, когда у Эдварда, вроде, сбываются все мечты - его жена ждет ребенка, и они с Эдвардом переезжают в городок, где живут родители Эдварда, чтобы парень там смог заняться частной хиропрактикой, - происходит страшное. Пока Эдвард разъезжает по магазинам, в аптеку его отца, где находится вся семья Эдварда - родители и беременная жена, - заявляется богатей-инвалид Стикс Вэрона (Майкл Джетер), владелец целой сети аптек, которые приторговывают наркотиками, в сопровождении придурковатого сопровождающего (Джон Кэрролл Линч), косящего под Элвиса Пресли, и эта странная парочка устраивает в аптеке бойню, расстреляв всю семью Эдварда...
Вот такие дела. Ну, по логике вещей, дальнейшее развитие сюжета вполне понятно: Эдвард наденет на голову повязку смерти, поклянется жестоко отомстить за семью, разыщет этих двух негодяев, покрошит их охранников, а самих убийц подвергнет мучительной казни на каком-нибудь заводе. Ведь верно, ведь правильно? Сюжеты с подобным началом всегда развиваются именно так.
Однако когда на сцене появился Стикс с Пресли, сразу стало понятно, что дальнейшее развитие событий предугадать довольно сложно. Уж больно прикольная это парочка - стеб на стебе. Собственно, дальше и пошла сплошная фантасмагория. У Эдварда полностью съехала крыша, и он путешествует по стране, сворачивая шеи всем, кто только попадется под руку. На сцене, когда Эдвард в одиночку разгромил банду байкеров, мне пришлось коту Бублику даже закрыть глаза рукой, чтобы чувствительное животное не обрыдалось вконец.
Но параллельно Эдвард все же ищет убийц своей семьи, чтобы уж им-то вправить позвоночник так, чтобы он просыпался из трусов. А самого Эдварда ищет детектив Альберт Карски (Джо Грифази). Потому что Эдвард, как ни крути, уложил кучу народу, и, хотя парень вне себя от горя, народ детективу тоже жалко. Особенно байкеров. Там все бильярды и барные стойки были усеяны их телами...
***
Очень забавный фильм. По стилю временами довольно сильно напоминает "Большого Лебовского", что, впрочем, неудивительно: Итан Коэн был одним из авторов сценария, а Дж. Тодд Андерсон (это его режиссерский дебют) работал в качестве художника практически над всеми фильмами Коэнов.
Фильм, в общем-то, чистая буффонада с элементами пародии. Андерсону развитие сюжета не сильно важно само по себе. Ну найдет Эдвард этих преступников, ну расправится с ними... Прикол не в этом. Прикол в самих преступниках - это до безумия колоритная парочка: желчный коротышка-инвалид, у которого в костылях скрываются пистолеты-пулеметы, и одетый в костюм Элвиса сопровождающий, представляющий собой нечто жирное, бочкообразное и дебиловатое.
Прикол в Эдварде, который в своем жутком костюмчике носится туда-сюда и сворачивает всем шеи и другие части тела, произнося прочувствованные речи о важности хорошего состояния позвоночника.
Прикол в детективе... Впрочем, детектив - это особая песня. Мне он понравился больше всего. Представьте себе одинокого детектива, который дни и половину ночей проводит на работе, а живет в какой-то грязной и неимоверно захламленной квартирке. Вот тут Андерсон как художник проявился по полной программе! Эта жуткая холостяцкая квартирка, эти сцены с приготовлением завтрака - просто супер! Вообще эпизоды с детективом Альбертом Карски - лучшие в фильме!
Создатели фильма поприкалывались на славу. В принципе, можно аккуратно проанализировать различные эпизоды и понять, что именно здесь пародируется, однако в этом вряд ли есть смысл, настолько колоритно сделано большинство эпизодов и с постановочной, и с художественной точки зрения. Поэтому лучше просто смотреть этот фильм и веселиться над довольно черным юмором создателей. А он весьма черный. Чего, например, стоит эпизод, когда у "Элвиса" внутренности наматываются на винты самолета, и печенка аккуратно выпадает на асфальт. Не всякий зритель это выдержит...
Но несмотря на определенную чернуху, юмор этого фильма очень забавный. И не пошлый. Кроме того, они замечательно поиздевались над штампами американского кино, да и всего общества в целом. Мы-то над этими вещами не очень задумываемся, но тот факт, что в фильме основные негодяи - калеки-инвалиды (у Стикса парализованы ноги, а "Элвис" выглядит законченным дебилом), - выглядит очень пикантно. Инвалид негодяй... Это, между прочим, вызов всей до идиотизма старательно насаждаемой политкорректности. В приличном фильме надо было бы обязательно сделать инвалида-полицейского. А у Андерсона полицейский, правда, спит в одежде и пахнет от него, вероятно, просто ужасно, однако только из-за этого его нельзя считать полноценным инвалидом, ведь так?
Отдельных теплых слов заслуживает игра актеров. Практически все - просто блеск. Майкл Рапопорт настолько светел, наивен и убедителен в своем фанатизме хиропрактики, что за него откровенно радуешься. А когда в конце он радостно сказал, что адвокаты назвали его случай идеальным для защиты по линии убийства в состоянии аффекта, я чуть было не заплакал, глядя на его просветленное лицо. Инвалид Стикс в исполнении Майкла Джетера - это просто шедевр. Такой маленький злобный хорек, ненавидящий всех вокруг. А уж сцена с его танцем в самом конце... Впрочем, я лучше не буду рассказывать, чтобы не портить вам удовольствие.
Резюмирую. Очень забавный и стильный фильм. Прям светлое пятно в длинной череде бесконечных пустых и дурацких клонов. Впрочем, Коэны никогда не отличались заштампованностью, скорее, наоборот.
Мне картина очень понравилась, я повеселился от души, чего и вам желаю. Но сразу предупреждаю, что если вы не фанат черного юмора, то этот фильм лучше не смотреть. Вы ужаснетесь, увидев, над чем веселятся Коэны с Андерсоном. Но даже если вы решите фильм целиком не смотреть, тогда обязательно промотайте кассету до эпизода с завтраком детектива Альберта Карски. Это просто шедевр!
Кстати, "Большой Лебовский" вам понравился? Ну тогда без сомнения смотрите "Голого короля". Это, конечно, другое кино, но по духу очень похоже. А вот если вы не понимаете, над чем восторгаются любители "Большого Лебовского", тогда и "Голого короля" не смотрите. Не врубитесь.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 5 |
очень забавный фильм
да