- Режиссер:
- Рене Харлин
- В ролях:
- Томас Джейн, Саффрон Берроуз, Сэмюэл Л. Джексон
Когда я стоял в океане...
(с) "Манго-Манго"
Очень жаль, что Рене Харлин (которого
на самом деле зовут Лаури Ренни Харьола) не
догадался вместо занудного саундтрека,
который не сильно подходит весьма
динамично развивающимся событиям в фильме,
использовать бессмертных "Аквалангистов"
группы "Манго-Манго". Потому что, во-первых,
"меня укусила акула, когда я стоял в
океане", во-вторых, "я оставался
спокоен, терпел, но закончил работу...", ну,
а кроме того: и ребята прибежали из третьей
ремонтной бригады, и акула узнала, почем
тонна динамита, да и аквалангисты - это ни
фига не игра. Короче говоря, все было в этом
фильме. Не было только этой прекрасной
песни...>
Доктор Сюзан МакАлистер (Саффрон
Берроуз) - ученый (в голове так и вертится
фраза из Хэмингуэя: "Он ученый, но только
в постели"). Как и все ученые, она
занимается счастьем человеческим. В
результате длительных и кропотливых
исследований тетка выяснила, что в мозгу у
акулы есть крайне полезное вещество,
которое может излечить человечество от
болезни Альцгеймера (это склероз, в
просторечии именуемый старческим маразмом).
Опыты, которые она делает, крайне важны,
поэтому очень богатый человек Рассел
Франклин (Сэмюэль Джексон) выделяет на
исследования Сюзан кругленькую сумму в
двести миллионов долларов в национальной
американской валюте. На эти спонсорские
подношения Сюзан строит под водой
небольшой исследовательский центр в три
подводных этажа.
Но в один прекрасный момент
Франклин начинает интересоваться у Сюзан,
когда же, наконец, доблестная тетка-ученый с
помощью своих акул победит старческий
маразм. Сюзан отвечает, что еще не все опыты
доведены до конца, но Франклин ставит
ультиматум: или результаты на бочку, или
закрываем всю эту богадельню к чертовой
матери, а из акул делаем чучела для
подшефных школ.
Причем Франклин озверел
настолько, что сам прилетает на
исследовательский центр, чтобы лично
проследить за результатами эксперимента.
Сюзан, конечно, весьма недовольна этим
обстоятельством. Во-первых, не все опыты
проведены так, как этого требует теория. Во-вторых,
Сюзан во имя науки сделала одну очень
нехорошую вещь, и теперь боится, что об этом
все узнают. Дело в том, что по Гарвардской
конвенции у акул запрещено генетически
увеличивать мозг. В Гарварде боятся, что
акулы тогда резко поумнеют и пойдут учиться
в тот же Гарвард, а у них для акул пока еще
нет аудиторий.
Но Сюзан пришлось увеличить
своим акулам мозг, чтобы хватило сырья для
опытов, потому что смежники все время
подводили с поставками новых особей. Однако
Сюзан - тетка хотя и ученая, но не учла одну
важную штуку: если акулам сильно увеличить
мозг, то они сильно поумнеют! А поумнев,
задумаются: "Фигли мы делаем на этой
чертовой станции, где нас держат впроголодь
и постоянно забираются шприцами в башку,
когда можно слопать всех этих дурачков и
свалить в голубой океан, где с нашими сильно
поумневшими кумпешками наверняка удастся
завоевать мировое господство". Подумано -
сделано, и акулы начинают разносить
глубоководную станцию вдребезги пополам.
И вот тут начинается сплошной "Титаник",
но только в глубоководном варианте. Главные
герои бегают туда-сюда по этажам, которые
периодически заливает водой, сражаются с
акулами и кадрятся. Богатый человек
Франклин вздымает руки вверх и произносит
прочувственную речь о дружбе, жвачке и о том,
как он сам в сорок втором поднял в атаку
целый взвод, но тут его сожрала акула, и мы с
Бубликом так и не дождались окончания этого
волнующего рассказа.
Основные переживания
развиваются на линии Сюзан - акулий пастух
Картер Блейк (Томас Джейн). Блейк - молодой
мускулистый полублондин, который слишком
хорош для Сюзан, потому что он умен, ловок,
сообразителен и даже неплохо выбрит. Однако
Сюзан, которая хоть и разыгрывает из себя
синий чулок, тоже недурна собой и настолько
сексапильна, что мы с котом Бубликом при
других обстоятельствах никогда не
заподозрили в ней серьезного ученого ("Даже
несерьезного - тоже не заподозрили бы!" -
пискнул Бублик). Поэтому развитие сюжета,
как мы считали, предопределено с самого
начала: вся эта гоп-компания будет
шарахаться туда-сюда по станции, продираясь
на поверхность, а значительно поумневшие
акулы будут эту камарилью кушать одного за
другим, не трогая, разумеется, Блейка с
Сюзан, которые должны выбраться на
поверхность, замочить всех акул и
отправиться в голубую даль, крепко держась
за руки или ласты.
К чести режиссера надо сказать,
что сюжет все-таки развился немного не так,
как предполагали мы с Бубликом, за что ему
большое человеческое спасибо. А как он
развился - рассказывать не будем, чтобы было
интересно смотреть...
***
В общем, как вы уже, наверное,
догадались, речь идет о самом что ни на есть
классическом боевитом триллере, куда до
кучи напихали чуть-чуть псевдонаучности.
Впрочем, научный пафос в картине фигурирует
только первые минут пятнадцать, а затем о
нем все забывают, - уж больно сильно акулы
долбятся в стены, двери и окна. Великая
ученая похожа на фотомодель, а акулий
пастух Блейк слишком умен для своих
мускулов. Акулы с такой легкостью разносят
гигантские стальные конструкции, что им,
похоже, не мозги раздули, а имплантировали
внутрь титановые балки. По поводу "актерской
игры", как вы понимаете, почти ничего
сказать нельзя, потому что главное в таких
фильмах - уметь выражать на лице чувство
глубокой тревоги, глубокой озабоченности и
глубокой нежности (все равно к кому: к
партнеру, к ценному научному анализу, к
акуле или микроскопу).
Впрочем, нет смысла выискивать
недостатки и тупости сюжета, которых вагон
и маленькая тележка, потому что в триллере
ничего умного быть не может. Давайте лучше
поговорим о плюсах, которых, как ни странно,
тоже немало. Во-первых, в действие введено
несколько довольно забавных персонажей.
Самые главные из них - симпатичный
чернокожий повар и его попугай, который с
поваром постоянно ругается. Во-вторых,
несмотря на то, что все эти акулы уже давно
надоели со времен "Челюстей" (которые,
кстати, Харлин в фильме постоянно цитирует),
фильм снят довольно динамично и
компьютерная графика временами впечатляет.
В-третьих, концовка несколько отличается от
ожидаемой, что уже хорошо, потому что когда
в голубую даль крепко держась за руки пошли
Блейк с... поваром, мы с Бубликом даже
зааплодировали.
Так что посмотреть эту лабуду
вполне можно, особенно если до того и во
время того выпить пива или еще чего-нибудь
покрепче. Еще рекомендуется наслаждаться
беготней героев на большом экране и с
хорошим звуком (впрочем, я "Глубокое
синее море" смотрел на кассете, но в
хорошем качестве). Кстати, в фильме режиссер
Харлин передал привет своей родной стране:
в одной из сцен празднования дня рождения
Сюзан (когда акулы еще не поумнели), повар
наливает богатому Франклину водку... "Финляндия".
После этого я стал ожидать, что Блейк с
Сюзан усядутся на край мостков, станут
болтать ногами в воде и переговариваться с
финским акцентом:
- Сюзан, мне кажет-тся, какая-т-то ак-ккула-а-а откусил-ла-а ногу-у-у.
- Прав-да-а-а?
- Мне так кажет-тса-а-а.
- Блейк, ког-гда кажет-тса-а-а, надо крестит-тса-а-а.
- Сюзан, как я могу креститс-а-а-а, когда эта ак-кула-а-а мне уже рук-к-ку-у откусил-л-лаа?
Однако ничего подобного не
произошло. Никто долго и нудно ногами в воде
не болтал, а если и болтал, то быстро
появлялись акулы с сумасшедшим IQ, после
чего народ опять начинал бодренько
носиться туда-сюда-обратно.
Короче говоря, ставлю этому захватывающему триллеру аж тройку с плюсом. Если учесть, что обычно такие фильмы у меня получают где-то примерно минус пятьдесят, можете считать это знаком, что картину даже можно посмотреть. Но под пиво! Не забывайте о пиве!
А закончить эту рецензию мы с Бубликом хотели бы нежной и лиричной песней, которую Ренни так несправедливо проигнорировал: ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ...
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 2 |
Режиссерская работа | 3+ |
Сценарий | 1 |
триллерочек
можно, но под пиво