Человек в железной маске / The Man In Iron Mask
15.07.2002 25599   Комментарии (2)
Боевик, США, 1998, 127 мин.

Честно говоря, я был не совсем прав по поводу голливудских сценаристов. Напрасно я их ругал за фильмы "Граф Монте-Кристо" , "Мушкетер" и прочие. Я просто не понимал изюминки подобных сценариев. А теперь понял! Достаточно было посмотреть "Человека в железной маске", чтобы понять - эти сценаристы настоящие молодцы! Потому что какой смысл снимать фильм строго по Дюма? Неужели кто-то не читал этой ветхой истории о знаменитой бижутерии, которую д'Артаньян и его верные друзья вернули Франции, неужели кто-то не знает о кознях зловещей миледи, неужели вы не помните байку о несчастном близнеце короля по имени Филипп, который томился в Бастилии под железной маской? Какой смысл, рассуждают голливудские сценаристы, преподносить все эти истории, не облагородив их какими-нибудь пикантными и живительными подробностями?..

Так вот, Рэндальф Уоллес, получив карт-бланш на свою собственную постановку после ошеломляющего успеха "Храброго сердца", для которого он писал сценарий, рассудил точно так же: возьмем-ка мы древнюю историю о человеке в железной маске и перепишем-ка ее на наш, голливудский манер. Чтобы все наконец стало на свои места. Чтобы зрители, прихлебывая пиво и пожевывая попкорн, не ломали свои мозги в попытке уследить за хитросплетениями сюжета. Ведь сюжет должен быть прост, эффективен, несколько соплив (чтобы прослезились), а главное - максимально идиотичен. Чтобы ни один, даже самый тупой зритель, не подумал, что киношники умнее его. В соответствии с этими критериями и был снят потрясающий по накалу страстей и хитросплетениям сюжета фильм "Человек в железной маске"...

Париж - самый красивый город на Земле. Люди должны быть безумно рады, что они живут в этом благословенном городе, однако счастливы в Париже почему-то только богатые. Бедные же постоянно ворчат, негодуют и все время недовольны тем, что им, дескать, нечего кушать. Ну не идиоты ли они? Впрочем, что взять с бедных?!! Они же все совершенно бестолковые.

Король Людовик XIV (Леонардо ДиКаприо) не сильно озабочен судьбой беднейших слоев населения. Как и полагается настоящему королю, он высокомерен, скуп, циничен и мерзок. Ему наплевать на бедняков слюнями с высокой башни. Король озабочен только своими собственными удовольствиями: танцами, балами, а также сексуальными контактами с парижанками из высшего света. Однако даже с ними король себя ведет совершенно недостойно: поматросит он такую девушку - да и бросит ее, изгнав в провинцию. Ему от этих несчастных девушек нужно только ОДНО! А добившись своего, король тут же ищет себе другую жертву.

Все было бы хорошо, но как-то раз король положил глаз на некую Кристину, за которой ухаживает молодой офицер Рауль, сын Атоса (Атоса играет Джон Малкович). Как водится, королю наплевать, что у девушки есть жених. Он отправляет жениха ловить поросенка во имя своей королевской прихоти, а сам нагло пристает к девушке у сарая. Но чу - близок враг! Грозный и ужасный враг крадется из-за стены сарая, высоко поднимая свой кинжал, чтобы поразить короля в какой-нибудь важный королевский орган! Но д'Артаньян (Гэбриел Бирн) - на месте! Он издалека следит за приставаниями короля к невесте сына Атоса, поэтому кидает свою шпагу так, чтобы она крутилась в воздухе, как лопасти вертолета, и снесла башку врагу народа Парижа и короля. Враг умирает. А король понимает, что врага подослали иезуиты. Да-да, те самые негодяйские иезуиты, которые давно мечтают свергнуть королевскую власть и установить по всему Парижу демократию.

Но король - хитер! Поэтому он срочно вызывает Арамиса (Джереми Айронс) и дает ему важное правительственное задание: срочно найти главу иезуитов и убить его любым удобным для Арамиса способом - на дуэли, ножом из-за угла, пришибить табуреткой или утопить в канале. Арамис несколько смущен. Собственно, он сам и есть глава иезуитов, поэтому задание получилось весьма пикантное, но отказывать королю не принято, поэтому Арамис и не отказывает.

Успокоившийся король немедленно возвращается к ухаживаниям за красоткой Кристин, а чтобы Рауль ему не мешал, король отправляет юношу в театр боевых действий, где дает четкий приказ: поставить парня напротив вражеских пушек, чтобы они разнесли парнишку вдребезги пополам. Так и происходит. Не успел Рауль приехать на место, как его поставили к пушке, и из нее выстрелили враги. Рауль умер, перед смертью успев написать письмо Кристин о том, что он ее прощает, но заклинает не общаться с королем без средств предохранения, ведь король известно какой развратник.

Атос вне себя от ярости. Он берет шпагу и приезжает во дворец с намерением отпилить королю голову. Однако мушкетеры начеку, и Атос успевает всего-навсего пришибить несколько мушкетеров, а до короля так и не добирается, потому что д'Артаньян встает между ним и королем. "Между нами все кончено, - сурово заявляет Атос д'Артаньяну, - ты сука и предатель". После этого Атос приходит к Арамису и говорит, что готов участвовать в любых кознях против короля.

А у Арамиса как раз есть одна любопытная козня! Дело в том, что в Бастилии сидит в заточении брат-близнец короля Филипп, лицо которого закрыто железной маской. Мы выкрадем Филиппа, предлагает Арамис, посадим его на место Людовика и заставим сделать нас советниками. Как мысль? Мысль отличная, соглашаются Атос и Портос (Жерар Депардье). Только д'Артаньяну, которого они по традиции пригласили на военный совет, эта мысль не нравится. Д'Артаньян не хочет идти против короля, хотя он понимает, какой король мерзавец, скотина и идиот идиотский. Но у д'Артаньяна есть личные причины, о которых он говорить не хочет, поэтому уходит с совета и начинает целоваться с королевой. У них, как выяснилось, старая любовь. Просто, ну понимаете, в давние времена д'Артаньян дежурил у покоев королевы, а ей было скучновато ночью, ну и, вы понимаете, д'Артаньян оказал монархии даже несколько излишнее уважение.

Впрочем, все это давно быльем поросло, но королева Анна - заплаканная и мятущаяся тетка, которая только и знает, что слоняться по коридорам туда-сюда за д'Артаньяном, бросаясь на него аки тигра лютая и шепча: "Д'Артаньяша, я вся горю без ваших поцелуев".

Но пока д'Артаньян занят королевой, заговорщики времени не теряют. Они быстренько выкрадывают Филиппа из Бастилии - о, для них это раз плюнуть: Арамис сначала под видом исповедника приходит к Филиппу, пронеся на своем животе труп человека в железной маске, а потом выносит из Бастилии на своем животе самого Филиппа. План, как видите, простой, но сработал гениально. После этого за пару недель они учат Филиппа сражаться, кадриться и хулиганить так, как это подобает королю, а дальше, уличив момент, во время бала-маскарада меняют королей местами.

Однако д'Артаньян начеку! Он вдруг заметил, что Людовик, который теперь Филипп, перестал материться как извозчик и вообще - ведет себя крайне мягко по отношению к остальным. Тут что-то не так, подумал д'Артаньян, поднял на ноги мушкетеров и раскрыл заговор.

Мерзавца Людовика вернули на место, Филиппа опять посадили в Бастилию. Три мушкетера опять пришли его освобождать, но на этот раз к ним присоединился д'Артаньян, который вдруг понял, какой Людовик подлая сволочь. А подлая сволочь Людовик встал во главе мушкетеров д'Артаньяна, чтобы арестовать мушкетеров и Филиппа.

И завязалась кровавая драка. Молодым мушкетерам нелегко сражаться против своего капитана, но они очень стараются. Филипп в железной маске сражается бок о бок с легендарной четверкой. Они приняли его в свои ряды, когда узнали, что и Филипп, и Людовик - сыновья д'Артаньяна. Ведь он не зря услаждал королеву во время дежурств. Времена были старые, реальных средств предохранения практически не было. Вот теперь всю эту кашу и приходится расхлебывать. "Папа!" - кричит Филипп д'Артаньяну, утирая слезы. "Буратино!" - стонет в ответ д'Артаньян, берет шпагу и бросается в сражение против другого своего сыночка, Людовика. Впрочем, стоп! Второй-то близнец был не от д'Артаньяна! Он был от Людовика Справедливого - Людовика Тринадцатого! Поэтому он был негодяй и придурок. А вот Филипп - он был как раз от д'Артаньяна, поэтому был умный и благородный.

Молодые мушкетеры не смогли устоять перед напором четверки друзей. Людовик попытался было заколоть Филиппа ножом, но бравый д'Артаньян, спасая свою кровиночку Филиппа, ловко парировал удар ножа собственной спиной и умер, повторяя в бреду имя своей возлюбленной - королевы. Он был в таком бреду, что даже заявил, что никого, кроме королевы, в этой жизни не любил. Его друзья мушкетеры, конечно, сразу вспомнили о Констанции Бонасье, но деликатно промолчали...

Д'Артаньяна похоронили в красивом тенистом уголке Лувра. Вероломного Людовика навеки заточили в Бастилию. А сын д'Артаньяна Филипп стал править мудро и справедливо, в результате чего народ тут же перестал бунтовать и вернулся к своим обычным занятиям. Филипп, блюдя наставления д'Артаньяна, больше никогда не матросил девушек просто так. Он если матросил, то потом, перед высылкой в провинцию, делал им какой-нибудь щедрый подарок: бонбоньерку с конфетами, кружевной платочек или даже розу из петлицы своего камзола. И воцарилось на земле Франции процветание. Аминь.

***

Я не все рассказал в этом кратком переложении сюжета. Там была еще потрясающая по драматизму история, когда Кристин на балу орет королю, что она написала генералу Рауля, и тот ей сказал, что король потребовал поставить Рауля под пушки врагов. И если раньше она, Кристин, думала, что король хороший, то теперь она точно узнала, что король - негодяйская скотина.

Также я ничего не рассказал о Портосе. А он там весьма мил. Правда, страдает всякими разными болезнями (как сказано в фильме, ему "больно писать и какать, поэтому хочется повеситься"), поэтому находится в суицидальном состоянии и периодически вешается. Но хитрый Арамис все время подстраивает всякие козни, и Портос никак не может отправиться на небеса. Но Арамис - он такой. Хитрая бестия.

Смотреть этот бред, конечно, невозможно. Меня уже давно не удивляют голливудские сценарии "по мотивам Дюма", однако здесь случай довольно нетипичный - актеры-то какие сильные! Причем это не какие-нибудь дутые голливудские звезды, а действительно серьезные актеры. Взять хотя бы Малковича, Айронса, Бирна и Депардье. Они очень стараются. Но они ничего не могут сделать с этой дремучей сценарной тупизной. Да и с постановкой тоже что-то сотворить трудновато. Уоллес проявил себя в полном блеске. Он написал весь этот бред, он же его и поставил.

Честное слово, мне было больно смотреть, как целое созвездие весьма хороших актеров (кстати, Ди Каприо я тоже считаю хорошим актером) уродуются в этой бредятине. Причем действительно - очень стараются. Уж лучше бы они не старались. Не так бы дико смотрелось.

Как вы понимаете, смотреть этот кошмар не нужно. Ну разве только для того, чтобы похохотать над очередным голливудским извратом на тему Дюма. Потому что когда выясняется, что д'Артаньян - любовник королевы, а нынешний король и его брат - от д'Артаньяна... Ну что тут можно сказать? Только тихо сползти с дивана на пол, дабы в истерике не расшибить голову о его спинку.

Интересно, что там на очереди? "Графиню де Монсоро" они еще, вроде, не уродовали. Вероятно, скоро появится. Ну что ж, ждем с нетерпением...

© 1998–2024 Alex Exler
15.07.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3
Режиссерская работа 2
Сценарий -256
Кратко о фильме:
традиционная голливудская клюква "по мотивам Дюма"
Нужно ли смотреть:
ни в коем случае
Комментарии 2

Фильм, действительно, дебильный. Во кто мне понравился - это Ди Каприо. Я считаю, очень неплохо сыграл.
03.01.21 17:54
0 0

А мне понравилось. Я мысленно переименовал всех персонажей и полностью абстрагировался от Дюма. Если бы авторы фильма не стали бы использовать раскрученый бренд французского кулинара, скорее всего он бы и вам понравился. Попробуйте представить себе этот фильм только без Д'Артаньяна и троицы. Например был старый фильм с Ричардом Чемберленом. Не по Дюма.


Ну и еще: фильм из серии фильмов про двойников. Она идет со времен немого и чернобелого синема. Весь фильм снимают ради комбинированных съемок когда один и тот же актер играет две роли. "Двойной удар" с Ван Даммом, тупизм про клонов со Шварценеггером (Не помню название, но вы ради нас мучали себя просмотром и выложили рецензию. Это даже круче чем доктор Малахов который мучал себя уринотерапией, чтобы мы видели результат и не повторяли...). И кадр когда один Ди Каприо ходит вокруг другого в те времена был прорывом. Их переплюнула только фигня с Джетом Ли и молодым Джейсоном Стетэмом (еще волосатым) где Джет Ли молотил сам себя.
21.06.10 15:01
0 0