Рейтинг Кинопоиск: 7,3
Рейтинг Экслера: 7,6
- Режиссер:
- Сантьяго Митре
Отзыв кота Бублика
¡Nunca Más!
Julio Strassera
В 1983 году в Аргентине закончилась так называемая "Грязная война", период военной диктатуры. Генералы не смогли справиться с экономическим кризисом, от отчаяния развязали "маленькую победоносную войну" с Великобританией за Фолклендские острова, эту войну проиграли, после чего сами сложили с себя полномочия, предварительно законодательно запретив преследование всех, кто принимал участие в диктатуре и ее ужасающих преступлениях.
Однако победивший на выборах кандидат от левоцентристской партии Рауль Альфонсин не собирался оставить руководителей хунты безнаказанными. Буквально через несколько дней после своего избрания он создал Национальную комиссию по делу о массовом исчезновении людей: за семь лет "Грязной войны" было убито десять тысяч человек, без вести пропало порядка тридцати тысяч человек, а те из шестидесяти тысяч человек, которые провели много лет в тюрьме и выжили, рассказывали чудовищные вещи о том, что с ними там происходило.
Руководители хунты согласились предстать только перед военным трибуналом, и за семь месяцев рассмотрения этих дел трибунал толком никуда не продвинулся. Тогда Рауль Альфонсин решил, что этим делом должна заняться гражданская юстиция, а именно - Федеральный апелляционный суд. И главным обвинителем в этом деле стал прокурор Хулио Сесар Страссера (Рикардо Дарин).
Страссера очень не хотел заниматься этим делом. Он работал прокурором и при хунте, и не верил в то, что военных удастся привлечь к ответственности. При этом генералы открыто издевались над правосудием - они требовали от Федерального апелляционного суда расследования преступлений жертв, утверждая, что все, что делала хунта, было в интересах государства, а их жертвы были преступниками.
На Страссеру была возложена огромная ответственность. Если бы он не смог собрать надежную базу доказательств преступлений хунты, то Федеральный апелляционный суд был бы вынужден оправдать генералов.
Хулио понимал, что один он с этой задачей не справится, ему нужна хорошая команда. При этом почти все его знакомые расследователи были так или иначе связаны с хунтой, и он им не мог доверять. И тогда Страссера собрал свою группу из молодых юристов, которые были уверены в том, что хунта должна понести наказание за свои преступления.
Ближайшим помощником прокурора стал Луис Морено Окампо (Питер Лансани) - выходец из аристократической военной семьи, чья мать ходила в одну церковь с диктатором Виделой. Луис пошел против собственной семьи, но также был убежден в том, что они обязаны добиться справедливого суда над виновными в преступлениях - прежде всего в память о жертвах этой "Грязной войны".
***
Фильм поставлен по реальным событиям, и в известной степени его даже можно считать реконструкцией того, что тогда происходило: в конце картины показываются реальные кадры из судебных заседаний (для Аргентины этот судебный процесс имел огромное значение, и он широко освещался в средствах массовой информации), и хорошо видно, насколько скрупулезно режиссер Сантьяго Митре подбирал актеров на главные роли.
Тогда никто не верил, что генералов можно привлечь к ответственности, некоторые чиновники в руководстве страны выступали с заявлениями из серии, что, дескать, во имя национального согласия и примирения нужно обо всем забыть, что не надо раскачивать лодку и все такое, и почти всем в стране казалось, что это все так и спустят на тормозах.
Однако группа Страссеры провела огромную работу и собрала неопровержимые доказательства совершенно ужасающих преступлений военных. Также они нашли свидетелей, готовых выступить в суде. И в процессе судебных заседаний вся Аргентина узнала о том, какому террору и каким истязательства были подвергнуты десятки тысяч людей - в основном, это были левые активисты, студенты, журналисты, марксисты и прочие противники хунты. Также военные терроризировали и совершенно случайных людей - "в профилактических целях".
На суд, прокурора, его группу и свидетелей очень сильно давили, им постоянно поступали совершенно недвусмысленные угрозы. В первый же день судебного заседания по телефону сообщили, что в здание заложена бомба. Но председатель суда понял, что если они перенесут заседание, то подобное будет повторяться при каждом следующем заседании, и этот суд также окончится ничем, и они решили игнорировать данное предупреждение.
В итоге, и это хорошо известно, им все-таки удалось осудить самую верхушку хунты - генерала Хорхе Рафаэля Виделу, адмирала Эмилио Эдуардо Массеру и бригадного генерала Орландо Рамона Агости, - и некоторых других высших военачальников.
При этом в 1989 году осужденные были помилованы - во имя все того же "национального примирения", а в 2005 году Конституционный суд признал это решение незаконным.
Расследования преступлений хунты продолжаются и по сей день, за это время порядка тысячи человек было осуждено.
Надо сказать, что поставлена картина с большим мастерством и напоминает лучших представителей жанра судебной драмы: от замечательного, хотя и не слишком известного фильма "Правосудие для всех" (это был первый фильм, в котором я увидел Аль Пачино) до недавнего "Суда над чикагской семеркой".
Нужно обладать большим мастерством, чтобы очень увлекательно показать судебную драму, к тому же еще и продолжающуюся (не хочу употреблять слово "растянутую", потому что ничего растянутого тут нет) два часа двадцать минут, но у режиссера Сантьяго Митре это отлично получилось сделать.
Митре очень искусно комбинирует снятые сцены с натуральными документальными съемками, он часто имитирует съемку со старой кинокамеры, он очень дозировано показывает непосредственно судебные заседания, он наблюдает за работой группы Страссеры, и он аккуратно и кропотливо занимается исследованием самого аргентинского общества, бывшего сильно расколотым (многие считали, что хунта действовала на благо страны и боролась с предателями) и оказавшемся в глубочайшем моральном кризисе.
Хулио Сесар Страссера - вовсе не рыцарь справедливости в белых одеждах. Он был прокурором при хунте, он много чего знает об этой хунте, и у него самого, скажем прямо, рыльце в пушку. Нет, к явным преступлениям он, конечно, не причастен, но на компромиссы с совестью ему неоднократно приходилось идти.
И становиться главным обвинителем на этом процессе - для Аргентины сравнимого с Нюрнбергским - Хулио совершенно не хотел: он не верил в то, что хунту удастся осудить, он считал, что это будет просто фарс, а его самого просто хотят использовать для постановки дурного толка. Однако убежденность президента, убежденность председателя и некоторых других членов суда, полных решимости добиться справедливости, убедили и самого Страссеру в том, здесь все настроены очень серьезно, и для него данный суд стал средством искупить свои собственные прегрешения.
Рикардо Дарин, сыгравший прокурора, один из ведущих аргентинских актеров. Я его видел в неплохом фильме "Героические лузеры", в "Диких историях", также он сыграл главную роль в хорошем фильме "Тайна в его глазах", но там его роль мне не слишком понравилась.
Но здесь - совершенно другое дело! Роль очень яркая, разноплановая и интересная. Страссера, как и любой нормальный человек в подобной ситуации, боится за свою жизнь и за жизнь своих близких: он понимает, что очень сильно рискует. Но он уже принял решение идти до конца - и он идет до конца. При этом прокурор - с неплохим чувством юмора и иронии, и очень интересно наблюдать за тем, как он общается со своим старым другом, который его консультирует, помощником Окампо и членами своей команды. Образ получился очень жизненный, разноплановый и интересный, Дарин мне здесь очень понравился.
Вторая по значимости роль - помощник Страссеры Луис Морено Окампо, которого отлично сыграл Питер Лансани. Окампо фактически пошел против своей семьи: его мать считает, что один из глав хунты генерал Видела - большой патриот и всегда действовал на благо страны, и для Луиса этого очень большой моральный выбор: он не просто идет против самой системы, здесь уже чисто личные мотивы.
И Питер Лансани эту роль сыграл очень здорово: кроме опасения за свою жизнь, как и у всех остальных участников обвинения, большая моральная дилемма, но вместе с тем - уверенность в том, что страна должна узнать о произошедшем ужасе и что виновные должны понести наказание, и Окампо, который первоначально кажется таким слегка бесхребетным юристом, будет биться плечом к плечу со Страссерой до конца - и так оно и было на само деле.
Кстати, замечу, что впоследствии, в 2003 году Луис Морено Окампо был избран первым прокурором Международного уголовного суда в Гааге, и он этот пост занимал десять лет.
Из остальных ролей я бы прежде всего отметил Алехандру Флейшнер, сыгравшую жену Страссеры Сильвию. Буквально несколько небольших эпизодов, но видно, что это очень сильная женщина, которая явно повлияла на решимость своего мужа заняться этим не только очень сложным, но и предельно опасным делом.
Мне очень понравилось. И, как реальная история, оставляет надежду на то, что и в других странах с диктатурами, где развязан террор против части собственного населения, виновные в конце концов будут названы и понесут наказание.
Сам прокурор Страссеро и его помощник Окампо не верили в это, но они сделали все, чтобы это произошло - и это произошло.
Я, честно говоря, и не ожидал, что мне настолько понравится этот фильм. Какие-то судебные баталии, думал я. Но это фильм на очень важную тему, и он отлично поставлен и отлично сыгран!
P.S. Картина получила две премии Венецианского кинофестиваля, испанскую премию Гойя, и что самое главное - выиграла "Золотой глобус" как "Лучший фильм на иностранном языке": Рикардо Дарин перед церемонией награждения призывал съемочную группу не волноваться и не настраиваться на победу, потому что, мол, у них нет шансов победить. Не очень понятно, лукавил он или нет, но он ошибся.
P.P.S. Несколько фото реальных участников событий.
Страссера и Окампо в том самом суде.
Страссеро уже не выдержал и начал показывать обвиняемым генералам издевательские жесты (это было показано в фильме).
Группа Страссеро с обвинительными материалами.
Обвиняемые генералы хунты.
Очень интересный реальный кусочек (на испанском, разумеется) из того самого судебного заседания - заключительная речь прокурора Хулио Сесара Страссеры.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
здорово сделано
вполне можно
(Ушла плакать.)
Девять королев (2000)
Ближайший аналог это "Отпетые мошенники" ,
в чем-то очень похоже, ну разве что комедийного здесь почти нет, но общий смыл - мошенник со стажем недооценивает мошенника-стажера , сохраняется. Некоторые пишут, что это типа аргентинского Остапа Бендера.
Фильм точно заслуживает того, чтобы быть в коллекции.
Можно еще того же режиссера Фабиана Бьелински посмотреть 2 фильма ( он рано умер ) , я смотрел, неплохо, но слабее "королев" точно. У него в каждом фильме Рикардо Дарин снимался
К слову, я недавно посмотрела еще один фильм, где очень здорово сочетается игровое кино и документальная съемка. Французский фильм "Tu me Ressembles" (англ. "You Resemble Me"), про арабскую иммигрантку, которую ошибочно посчитали первой женщиной-терраристкой во время аттак в Париже в 2015 году
Советский Союз покупал у Аргентины зерно и мясо. Причём в годы диктатуры стал импортёром номер один. Компартия аргентины не особо критиковала диктатуру, а диктатура не трогала руководство компартии, которое все эти годы жило в Буэнос Айресе, изредка катаясь в СССР и в США. При том, что гораздо более умеренные партии был уничтожены диктатурой, а простые студенты исчезали за "марксизм".
Может поэтому в СССР главгадом стал Пиночет, а не Видела и СССР так горячо поддерживал Аргентину в мальвинском конфликте.
© Ян Аарри „Записки школьницы“.
В истории XX века за примерами далеко ходить не надо:
Белый Террор на Тайване,
Военная диктатура в Южной Корее.
В вышеуказанных странах мало кто из военных понес за это какое-либо наказание.
Резня в Лиге Бодо
Арестованные протестующие во время восстания в Кванджу.
Восстание в Кванджу
Просто в определённые времена нужны определённые решения. А уж потом потомки будут судить тех, кто их принимал.
По мере приближения северокорейской армии к Тэджону, южнокорейские военные убили около 7000 политических заключенных, включая мужчин, женщин и детей, захоронив их в братских могилах. Американские офицеры сделали фотографии данного массового убийства, которые были засекречены до 1999 г. Это был лишь один из многих эпизодов массовых казней политических заключенных со стороны Южной Кореи в первые месяцы войны. Вина за многие из этих убийств была возложена южнокорейской пропагандой на Северную Корею.
As the North Korean army was nearing Daejeon, the South Korean paramilitary forces executed around 7000 political prisoners, men, women, and children in mass graves as American officers took photographs which were kept classified until they were released in 1999. This was merely one of many such mass killings conducted by South Korean forces against political prisoners in the first months of the war. Many, including the Daejon Massacre, were propagandistically blamed on the North Koreans.
Пак пришёл к власти в результате переворота (свергнув демократическую вторую республику), и каждый раз последовательно отодвигал дату собственного ухода, переписывая конституцию и имитируя выборы. Но при этом экономика при нём действительно рванула с космической скоростью, а за ним и уровень жизни рядовых корейцев.
И честно скажу, что в молодые года болел на Фолклендах за Аргентину. А уж когда британский эсминец потопили, так прям народная радость была. Сейчас странно все это.
Хотя хунта точно хуже, да и жизнь в ВБ явно привлекательнее.
Кстати в Великобритании в 60-70ые XX века в рамках процесса деколонизации собирались вернуть Фолкленды Аргентине, но каждый раз откладывали, так как население надо было переселять в метрополию, а денег на это было жалко, да и популярности такое решение не добавляло.
P.S. если что, это не оправдывает нападение Аргентины на Фолкленды или не делает хунту "белой и пушистой".
P.P.S. вообще рекомендую книгу "Битва за Фолкленды", там неплохо как сам конфликт описан, так и его предистория.
Я не про то, как оно все было. Я про то, как я когда-то ощущал и думал.
Хунта всё равно бы ушла рано или поздно, а Мальвинские острова остались бы частью страны.
И честно скажу, что в молодые года болел на Фолклендах за Аргентину
А сам фильм хороший, его бы можно было назвать слегка затянутым, если бы он был абстрактной судебной драмой, но учитывая реконструкцию реальных событий - по другому не получилось бы.
Если в России что и будет, так это вариант Каддаффи или Хусейна.
У меня они если и вышли бы из Холоми, то глубокими немощными и беззубыми старцами.