Ультиматум Борна / The Bourne Ultimatum
27.08.2007 29655   Комментарии (23)
Боевик, США, 2007, 111 мин.
Бюджет: $110 млн.  Сборы по миру:  $210 млн
МЭТТ ДЭЙМОН.
Мэтт Дэймон
Как же они заколебали этим Борном.
Кот Бублик
Вызывайте Специалиста.
Коронная фраза замдиректора ЦРУ Ноа Восена
- Не убивай меня!
- Я не хочу тебя убивать.
Гениальный диалог из фильма

Совершив идентификацию и доказав свое превосходство, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с ребятами из Universal решил не останавливаться на достигнутом, а замочить уже все это ЦРУ к чертовой матери. Но сначала он все-таки должен докопаться, кто он, что он, зачем он, почему и какого черта с ним сделали. Вот интересует его этот вопрос, и все дела. В конце концов, парню все равно нечем заняться, потому что единственное, что он умеет делать, - это выслеживать и убивать, а деньги в кармане у него не заканчиваются никогда - есть у Борна такая приятная и удобная особенность.

А тут журналист Саймон Росс (Пэдди Консайдайн) задачку подкинул: он опубликовал в газете совершенно секретную информацию о том, кто такой Джейсон Борн и как он связан с совершенно секретной церэушной программой "Замочилово", которая позволяет убивать кого угодно, где угодно и по какому угодно поводу, лишь бы это нравилось лично господину Ноа Восену (Дэвид Стретэйрн), заместителю директора ЦРУ.

Разумеется, этот журналист сразу заинтересовал и Джейсона Борна, и лично господина Ноа Восена, который со своими парнями тут же организовал за журналистом слежку и даже вызвал Специалиста - так называется человек, который немедленно убивает по заданию ЦРУ. Борн успел раньше, поубивал груду церэушников, но журналисту все равно не повезло - дело в том, что Специалист обладает редкой способностью: имея на руках фотографию заказанного персонажа, он может мгновенно найти его в таком пустынном месте, как вокзал Ватерлоо в Лондоне, занимает правильное место для выстрела и простреливает клиенту башку.

Но журналист много чего раскопал, поэтому Борн, в свою очередь, примерно знает, где и кого ему искать. Он и ищет, переезжая из страны в страну по своим паспортам, выданным ему ЦРУ, а Восен в бессильной злобе мечется по штаб-квартире, требуя от своих людей немедленно уничтожить Борна. Честно скажем, Восен просто дурак. Он не знает, что Борн - неуязвим. Его в свое время так натренировали, что высылай против него хоть двоих спецназовцев, хоть целый полк - все равно Борн их всех положит фактически голыми руками и сбежит. Кроме того, он умеет проходить сквозь стены, у него есть карточки-отмычки ко всем суперсекретным замкам ЦРУ, так что у Восена нет шансов.

А вот работница ЦРУ Памела Лэнди (Джоан Аллен) понимает, кто такой Борн. Поэтому она - за Борна и против Восена. Памела много раз говорила Восену, что не стоит отдавать приказ грохать кого угодно за малейшую провинность, а он ее так и не послушал. При этом не понятно, почему Восен с подобными наклонностями не грохнул Памелу. Впрочем, может быть, просто режиссер не разрешал.

А Борн... Борн будет бесконечно убивать спецназовцев и посланных киллеров, грустить по потерянной еще в прошлом сиквеле Мари и выяснять, каким образом его сделали машиной для убийства, но нормально не трудоустроили.

***

М-да. Честно говоря, после первого сиквела "Превосходство Борна", который мне совершенно не понравился, второй я и смотреть-то не собирался, тем более что его снял тот же режиссер - Пол Гринграсс. (Первый фильм "Идентификация Борна", напомню, снимал Дуг Лайман.) Но "Ультиматум" с самого начала проката собрал просто фантастическую кассу и вызвал такой восторг у зрителей (картина уже входит в Top250 на IMDB, а это обычно что-то значит), да и рецензии киношников, посмотревших "Ультиматум" на пресс-показах, были почти все как одна восторженные, и я решил, что нужно все-таки сходить посмотреть: может, Гринграсс ко второму сиквелу исправился? Хотя у меня, если честно, на это было очень мало надежд.

Посмотрел. Вышел из кинотеатра в полном недоумении. Потому что фильм, на мой взгляд, больше чем на троечку никак не тянет. С чего вдруг такие восторги - совершенно не понятно. Правда, тут нужно учитывать, что в российском прокате фильм еще и традиционно испохабили переводом (такое ощущение, что перевод делал человек со словарным запасом слов в двести), однако это не тот случай, когда перевод может убить весь фильм, - собственно, это же боевик, так что диалогов тут мало.

Над сценарием работали аж три человека, но соорудить что-нибудь более или менее свеженькое у них не получилось просто по определению. "Борн", который изначально делался как антибондиана - обычный паренек, превращенный спецслужбами в машину для убийства, ищет правду на этом свете, - постепенно и неуклонно превращается в новый вариант этой бондианы, теряя хоть какие-то признаки реалистичности. Если в первой части Борн еще вполне живой человек, а ЦРУ хоть как-то похоже на то, что оно собой представляет в действительности, то во второй, а особенно в третьей части Борн уже превратился в неубиваемого киборга, который мочит всех быстрее, чем кролики трахаются, и с которым не совладает ни один спецназовец.

О "ЦРУ" в этом фильме лучше вообще молчать. Более дебильной организации, чем то, что изображено в "Ультиматуме", трудно и придумать. Ноа Восен - ну просто зайчик какой-то. Постоянно сурово хмурит брови и требует убить этого, этого, того, ту и еще человек десять - ну просто до кучи. Журналист какой-то статью написал? Грохнуть его! Причем желательно - на вокзале в чужой стране, чтобы до кучи еще кого-нибудь пришибить - какого-нибудь англичанина. Борн где-то возник? Грохнуть его. Не получилось? Опять грохнуть. Снова грохнуть. Да грохните же вы мне этого Борна! Девка какая-то церэушная вроде как Борну помогла? Грохнуть ее! Немедленно!

Впрочем, если посмотреть на то, какие доходяги эти церэушники в фильме, становится понятно, почему Борн их всех делает, как котят. Суперсекретная организация сидит в здании из стекла и бетона, все важные документы читаются в непосредственной близости от окон, на которых принципиально нет штор, все важные сейфы стоят так, чтобы из окна напротив можно было бы увидеть набираемый шифр, а уж если какому-то вшивому Борну вдруг понадобится пробраться в кабинет замдиректора ЦРУ - да нет проблем, он проберется туда в момент и даже не запылится. Сценаристы даже не стали заморачиваться вопросом того, как разыскиваемый парнишка пробрался в кабинет замдиректора ЦРУ, - а просто пробрался, вот и все. Он же шустрик, этот Борн. Кроме того, все цереушники свалили ловить Борна на улице, так что в лавке никто и не остался - гениальный ход!

О романтике не забыли - ну как же... О давно убитой в чисто сценарных целях Мари Борн вспоминает непрерывно. Для некоторого оживляжа ему подбросили церэушную старлетку Никки Парсон (Джулия Стайлс), которая уже фигурировала в "Превосходстве", и здесь с ней даже сделали сцену покраски волос, присутствующую в первом фильме. Но Никки Парсон Мари заменить никак не может: во-первых, потому что в сердце Борна Мари живее всех живых, а во-вторых, потому что Никки Парсон, судя по ее поведению, такая дура, что просто удивительно, как ее вообще взяли в ЦРУ. Точнее, неудивительно, потому что в ЦРУ, судя по "Превосходству" и "Ультиматуму", все такие.

Никки все время смотрит на Борна невероятно тупым взглядом, в котором читается что-то вроде: "Вот сейчас попробую разыскать у себя хоть какие-нибудь мозги, и ими, может, получится подумать", и это, вероятно, намек на романтику.

Еще одна вещь, за которую Гринграсса и его оператора нужно убивать просто на месте, - манера съемки. Даже в первом сиквеле эта долбаная дерганая камера уже ухитрилась достать просто до невозможности, но в "Ультиматуме" Гринграсс фактически достиг совершенства: возникает полное впечатление, что оператор понятия не имеет, что такое штатив и как снимать так, чтобы картинка была более или менее ровной, поэтому все снимается практически "с плеча", камера все время дергается, лица дергаются, картинка дергается, и лично мне хотелось просто встать и уйти - ну невозможно смотреть фильм, который снимается оператором в состоянии эпилептического припадка.

Знающие люди мне рассказали, что это теперь модно - мол, возникает эффект документальности. Ребята! О какой "документальности" может идти речь с таким дебильным сценарием? Они снимают обычный боевик - сиквел не первой свежести, в котором ничего не осталось от первого "Борна". Ну и на черта его еще уродовать этой эпилептической камерой - вот этого я никак не могу понять!

Ну и после всех этих ругательств возникает вопрос: что, фильм действительно так плох и в нем вообще нечего смотреть? Да нет, со зрелищной частью они явно поработали, и это несколько скрашивает все остальное безобразие. Эпизоды на вокзале сняты эффектно и динамично, несколько автомобильных погонь смотрелись вполне достойно, а уж сцены беготни по крышам в Танжере сделаны просто отлично. Сражения Борна со сцецназовцами чисто теоретически тоже сделаны неплохо, но дерганая камера все усилия постановщиков сводила на нет: при такой технике съемки можно было и не стараться оттачивать схватки до мелочей, ведь все равно ни черта не видно.

Так что погони на машинах, драчки и всякий там паркур - единственное, что можно посмотреть. Судя по всему, большинству зрителей и рецензентов этого было вполне достаточно, и они смогли отрешиться от идиотизма сценария, совершеннейшей блеклости и картонности персонажей, ну и от трясучки оператора. А я отрешиться так и не смог. И когда читал о том, что "Ультиматум", дескать, держит в напряжении от начала и до конца, и о том, что там вообще сплошной адреналиновый драйв, - был жутко удивлен. На мой взгляд, удачные экшен-сцены не могут полностью компенсировать тот дурдом, который они наснимали.

Однако еще раз подчеркиваю - я со своим негативным мнением явно нахожусь в меньшинстве. Фильм прокатывается просто отлично, зрители в основном в восторге, а мы с Бубликом, соответственно, не врубились и не оценили. Видать, так оно и есть - не врубились и не оценили. Но высказать свое мнение - имеем полное право. Фуфло этот ваш новый "Борн", вот и весь наш сказ. От весьма симпатичного первого "Борна" не осталось и следа. И даже Мэтт Дэймон стал напоминать пародию на самого себя из "Команды Америка", уж на что он действительно хороший актер.

***


© 1998–2024 Alex Exler
27.08.2007
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 2
Кратко о фильме:
фигня с беготней
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 23

Мировые сборы свыше 400 миллионов, кажется
17.12.22 14:46
0 0

"Но "Ультиматум" с самого начала проката собрал просто фантастическую кассу"
"Бюджет: $110 млн, Сборы по миру: $210 млн"
В чём фантастичность кассы? 😄
Bug
19.07.18 12:01
0 0

Доставляют комментарии. Всё бы ничего да вот с оригинальным произведением из присутствующих "поддакивал" мало кто знаком. Ну с Алексом всё понятно, в резонанс с двумя последними картинам не вошёл и хорошо. За это большинство этот блог и читает, альтернативное мнение и всё такое.
Я вообще удивлён как из той шизни Ладлэма сценаристы слепили нечто вменяемое. Загонов по книгам просто не счесть. Причём, как оказалось во всяко разных переводах это дело пытаются исправить, посему, скажем, английский и французкий варианты, несколько разнятся по схемотехнике и действиям, читать было забавно. В общем Ладлэм тот ещё наркес.
Вторая и третья (да и первая) части - обычные, как швабра, фильмы без заявок на гениальность. Просто банальный выпад в сторону бондианы, которую, к последним франчайзам начали таки лепить под Борновский флер (экшн-сцены). Ну а первая часть просто вынос тела по частям. Такого пофигизма со стороны абсолютно всех участников съём. группы я не видел давно. Казалось что они не выходили из запоя на всё время съёмки. Начиная от похабного монтажа и заканчивая такой банальщиной как маячня всех присутствующих, по ту сторону объектива, в отражении автомобилей 😄. Деймон сыграл интересно конечно. А вот Франка со своим бычьим взглядом хиппарки в завязке там явно не к месту. Она мне напоминает героиню автобиографии Клео Одзер. Без какого либо понятия что ей нужно делать - "А?", "Шо?", "Куда?", "Зачем?" и т.д.
Благо к последним двум избавились от фимоза на подобии - полёт через лестничные клетки с подстилкой из трупа, хотя и в последующих дуристики хватало но поменьше. Мне как патологоанатому интересно было бы из здешних "поддакушек" провести такой эксперимент 😄. Прорвавшие кожу рёбра и как минимум, вывих челюсти (то ещё зрелище) обеспечены. А у Борна всего лишь голень чуть пострадала.

Для понимания смысла трясучки и полнейшей непричастности оператора к такой ерунде (точнее виновник отчасти и он, но делается это не от его псих наклонностей или фетиша). Есть 2 человека и оператор, один замахивается и имитирует хук\удар -> второй имитирует принятие фейсом удара и послед повреждений. Ежели снимать такое камерой на штативе то получим невероятно унылый удар показывающий как кулак летит в полуметре от противника (потуги боливуда все видели?). А ежели прибавить имитирующую дерганину - получим нечто невнятное но явно скрывающие такие огрехи как надолёт кулака, а тело уже бездыханно 😄. Ну а так как потасовки в трилогии преобладают по коридорчикам и не "один на один", а "толпа на одного" - годно снять такое камерой на штативе сложновато, согласны? Вот оператора и нагибают не стоять как парад снимающий.

Моя оценка трилогии 3\5, не понимаю что люди (те кто требовал нечто эдакого от боевичка) хотели увидеть в картинах снятых по шизонутейшей нудятине обдолбавшегося в хлам автора.
21.06.12 16:14
0 0

Вообще странно, в Голливуде очень часто фигурируют именно немецкие тачки.
20.02.08 12:01
0 0

В третьем фильме Туарег в хлам протаранил американский седан среднего класса, во втором фильме российский седан очень среднего класса протаранил Мерцедес-Бенц Г. Причем без повреждений всегда остается водитель НЕ немецкой машины. Очень Гринграсс германский автопром не любит, видать.


Тупой взгляд у Стайлз - это типа страх она так показывает. Боится, блин, этого страшного Борна.
20.02.08 12:00
0 0

"Так что погони на машинах, драчки и всякий там паркур - единственное, что можно посмотреть"



так в них-то все и дело, и восторги, и такой рейтинг!



сценарий, книга, Чемберлен, выражения на лицах Дэймона, Стайлз и проч. - все это где-то очень далеко, потому что ТАКИХ погонь и драк нигде не было!

(особенно погоня в Нью-Йорке и драка в Марокко - просто обалдеть, при первом просмотре скачущая камера действительно раздражает, я просмотрел несколько раз - при статичной камере было бы совсем не то, а так - всякие матрицы курят в сторонке 😄
02.11.07 03:04
0 0

Никки все время смотрит на Борна невероятно тупым взглядом, в котором читается что-то вроде: "Вот сейчас попробую разыскать у себя хоть какие-нибудь мозги, и ими, может, получится подумать"

Отлично сказано!

А мне всё время казалось что она думает что-то вроде: "И чего ж я (такая тупая) в актрисы то пошла?" Но Вы конечно её "мысли" точнее передали 😄

А с рецензией согласен: дурацкий сюжет, дурацкое ЦРУ, дурацкая дёрганая камера.
18.02.08 10:36
0 0

Уважаемый товарищ Экслер! Можете не сильно огорчаться, что якобы лишь Вы не приняли эту кину. Спешу присоединиться к Вам. Примитивность ЦРУшников, де...овый текст перевода, эпиллептическая камера и тому подобные достижения современного синема у меня практически вызывают рвотные рефлексы, простите за натурализм. Это тем более огорчает, что я большой поклонник Борна, который идентифицировался.
28.09.07 09:08
0 0

Фильм полный бред сивой кобылы.а экшен сцены были бы хороши если бы не переизбыток оных от которых вконце слегка подташнивает.Я все три фильма проржала.Первый фильм с Ричардом Чемберленом прекрасен и он в роле Борна гораздо убедителен .Мэтт Дэймон хороший актер но здесь у него лицо тупого янки.
16.09.07 02:33
0 0

Alex Exler: Постоянно сурово хмурит брови и требует убить этого, этого, того, ту и еще человек десять - ну просто до кучи. Журналист какой-то статью написал? Грохнуть его! Причем желательно - на вокзале в чужой стране, чтобы до кучи еще кого-нибудь пришибить - какого-нибудь англичанина. Борн где-то возник? Грохнуть его. Не получилось? Опять грохнуть. Снова грохнуть. Да грохните же вы мне этого Борна! Девка какая-то церэушная вроде как Борну помогла? Грохнуть ее! Немедленно!



"У вас мания с возрастом появилась - кончать! Кончать будете только через мой труп!" (с) "Ширли-Мырли"... Улыбнуло 😄

На самом деле новые фильмы начал смотреть, помятуя о великолепных фильмах с Ричардом Чемберленом в главной роли... "Идентификация" ни капельки не разочаровала, т.к. старую шпионскую историю перенесли в наше время. Но осталось все равно большое НО... "старый" Борн -Чемберлен смотрелся все же круче, хоть и не откалывал таких кунштюков, как "новый" Борн - Дэймон.
30.08.07 15:34
0 0

Никогда не любил мутные фильмы про сверхсекретных агентов.
30.08.07 10:18
0 0

Еще бы, Алекс, понять, за что ты так первый фильм расхвалил... Единственное достоинство - свежее лицо, причем не какая-нибудь туповатая гора мускулов, а универсальный, естественно смотрящийся в разных ролях Мэтт Дэймон. Ну можно за это к троечке добавить плюсик. Максимум - "четыре с минусом". Потому-что в остальном это совершенно шаблонный, да еще и несколько затянутый и нудноватый боевичок.
Ты не пробовал первый фильм посмотреть еще раз?
28.08.07 20:51
0 0

За что не люблю сиквелы-триквелы - они, заразы, разочаровывают. Вроде бы, наученный горьким опытом, уже и не надеешься ни на что - а результат всё равно оказывается ЕЩЁ ХУЖЕ.
28.08.07 01:37
0 0

Несогласен с рецензией. Реально классный фильм. Держит в напряжении, в самом деле. Манера сьемки лично мне очень понравилась, да, дергается но все же совсем не так как в фильмах где действительно снимать не умеют 😄 Дергается она там специально, и правильно, именно так как и нужно дергаться 😄:):) Это добавляет не документалистичности, конечно, а скорее реалистичности.

Фильм - супер!
27.08.07 19:20
0 0

Зато у подобных фильмов есть одно полезное свойство - после просмотра хочется завязать с куревом и начать бегать по утрам 😉
27.08.07 15:55
0 0

В рецензии два одинаковых кадра с Борном на фоне поезда. Так и должно быть или это случайность? 😄
27.08.07 11:54
0 0

Зачем в конце фильма поставили ремикс Extreme Ways? И на кой черт сняли "Превосходство" и "Ультиматум"?.. Лучше бы создали прибор для стирания памяти, чтобы заново посмотреть "Идентификацию Борна"..
CIA
27.08.07 09:53
0 0

мой предыдущий коммент отредактирован, чтобы избежать непонимания и разночтений.

------------

в этом фильме меня удивил еще один момент: куда делся Фома Киняев??? 😄
27.08.07 00:18
0 0

Я? Я не забыл, я не стал.
27.08.07 00:16
0 0

я об этом забыл упомянуть, спасибо, что вы меня поправили 😄
27.08.07 00:14
0 0

***Совершив идентификацию и доказав свое превосходство, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с ребятами из Universal решил не останавливаться на достигнутом, а замочить уже все это ЦРУ к чертовой матери.

***



Фильмы про Борна созданы на основе соответствующих книг, коих и вышло три штуки - "идентификация", "превосходство" и "ультиматум".



кстати, у авторов фильма еще есть где разгуляться. После смерти автора первых трех книг какой-то умный дядя написал еще две: "Наследие Борна" (The Bourne Legacy) и "Предательство Борна" (The Bourne Betrayal)



Так что ждем еще два фильма 😄

а какие-то умники вообще игру начали по нему делать - The Bourne Conspiracy 😡

-----------------

на данный фильм я ходил в кино. Потраченных 200 рэ имхо он стоил. Отключаем моск и тупо смотрим на экшн, потому что любая примитивная мыслительная деятельность сразу найдет в фильме много ляпов и нестыковок.

Удивляет, как Борн ухитряется скакать по всему миру, и ни одна таможня его не тормознула, хотя все его паспорта прописаны в базе ЦРУ и в конце фильма бедолагу запалили именно по одному из них.

Сцена, где его машина протаранила несколько других на полном ходу, попутно сделав сальто, вообще заставляет тупо ржать, т.к. Борн, завернувшись в ремень безопасности, не получил ни царапины, а Спец из одной из машин сидел весь в кровище и не мог пошевелиться...



В любом случае, фильм из серии "посмотрел и забыл".
26.08.07 23:41
0 0

Dreadlord: Фильмы про Борна созданы на основе соответствующих книг, коих и вышло три штуки - "идентификация", "превосходство" и "ультиматум".



Если вы читали эти книги, то узнали бы, что они с фильмом не имеют вообще ничего общего - только фамилию персонажа. Даже первый фильм от книги уже сильно отличался.
26.08.07 23:44
0 0

Вокзал Ватерлоо находится в Лондоне. Как и редакция "Гардиан" 😉
26.08.07 21:23
0 0