Последний дон I и II / The Last Don I & II
25.03.2004 20427   Комментарии (0)
"Я вас уничтожу с глупым вашим доном! Ворон не найдет места вашего!"
Дон Клерикуцио - домочадцам дона Сантадио
"Ступайте, дон Клерикуцио, ступайте! Да глядите, не попадайтесь мне: а не то я вам, дон Клерикуцио, всю морду побью!"
Дон Сантадио дону Клерикуцио
"А вы, дон Сантадио, совершеннейший гусак, порка мадонна!"
Дон Клерикуцио дону Сантадио

"Последний дон" - телевизионный мини-сериал (три видеокассеты или два DVD), поставленный по повести Марио Пьюзо. В качестве литературной основы "Последнему дону" послужили "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Гоголя, а также "Ромео и Джульетта" Шекспира. Однако Марио Пьюзо с успехом развил эти два незатейливых сюжета, в результате чего простенькие истории о ссоре двух благородных донов и любви юноши из одной итальянской семьи к девушке из другой итальянской семьи разрослись во все стороны так, как баобаб разрастается в чахлом английском садике: вытягиваясь ввысь и в стороны, раскидывая мощные сети корней по всей территории, потихоньку захватывая и соседние участки...>

Семейство американца итальянского происхождения дона Доминико Клерикуцио (Дэнни Айелло) издавна враждовало с семейством дона Сантадио. Почему? Да примерно потому же, почему Иван Иванович враждовал с Иваном Никифоровичем. То ли знаменитую итальянскую лупару двухзарядную не захотел продавать дон Клерикуцио дону Сантадио - ни за два ящика оливкового масла, ни даже за два ящика плюс изображение святого Януария, - то ли не поделили они друг с другом свои традиционные сферы влияния: игорный бизнес и проституцию. И такая пошла вражда у этих благородных семейств, что никто из других пяти Семей Нью-Йорка не смог помирить дона Клерикуцио с доном Сантадио, как ни старались они воззвать к голосу разума благородных донов и к звону их кошельков.

Ну поссорились - и поссорились. В конце концов, это двое взрослых итальянцев, которые умеют решать подобные проблемы. Теперь просто все мальчики, юноши и мужчины семьи Клерикуцио должны, завидев мужчин, юношей и мальчиков Сантадио, отстреливать их всевозможными способами, чтобы загладить жуткую обиду дона Клерикуцио. Ну и, разумеется, представители семьи Сантадио должны делать то же самое, в результате чего на протяжении двух-трех поколений будет продолжаться красивая джентльменская кровная вражда, которая когда-нибудь закончится сама собой, когда одна семья изведет другую на корню.

Но случилось страшное! Несмотря на то что Монтекки... пардон, Клерикуцио и Сантадио никогда не ходили по одной стороне улицы и не посещали одну и ту же оперу, юная девушка Роз Мари Клерикуцио (Кирсти Элли) полюбила Джимми Сантадио - младшего сына жилистого старика дона Сантадио. Ну, полюбила и полюбила - в конце концов, Роз Мари могла насладиться этой страстью тайно, и никто бы никогда ничего не узнал. Однако она, как честная итальянская американизированная девушка, пришла к дону Клерикуцио и сказала, что хочет выйти замуж за Джимми, чтобы одновременно убить и второго зайца - положить конец вражде двух почтенных семейств...

Нелегкий выбор встал перед доном Клерикуцио. С одной стороны, все зашло уже так далеко, что он не может твердо сказать нет, - в том смысле, что юношеская дружба сказалась на Роз Мари четвертым месяцем беременности. С другой, каждая семья понесла уже такие тяжелые потери, что дон Клерикуцио не может оставить убитых родственников неотомщенными. А тут еще молодые Сантадио в очередной раз отличились - поймали где-то в городе одного из Клерикуцио и убили его самым подлым образом. Как может дон Клерикуцио породниться с семьей таких негодяев? Но и как он может оставить свою дочь незамужней, причем с ребенком от Сантадио?

И тогда дон Клерикуцио принимает не совсем безупречное с точки зрения этики, но зато верное с точки зрения стратегии решение: свадьба состоится. Однако на ней никого из семьи Клерикуцио не будет. Кроме Пиппи Де Лена (Джо Мантенья) - племянника дона Доминико, который одновременно является Карающим Молотом семьи Клерикуцио...

Пиппи долго и страстно танцевал на свадьбе Роз Мари и Джимми, приводя в смущение молоденьких родственниц дона Сантадио, а затем ночью, когда не слишком пышная свадьба закончилась и все отправились отдыхать, помог пробраться в дом сыновьям дона Клерикуцио, и они быстро и эффективно извели род Сантадио на корню: поубивали всех мужчин в доме, начиная с дона Сантадио и заканчивая молодоженом Джимми. По идее, сестру они также должны были убить - ведь она предала семью, а кроме того, носила в себе отпрыска Сантадио, - однако дон Клерикуцио пощадил дочь, и они просто забрали ее с собой...

Это все - только завязка. А дальше начнется длинная-предлинная история семьи Клерикуцио, история ее взлетов и падений, история угасания одного из последних донов - Доменико Клерикуцио. Роз Мари родит мальчика Данте, которого будет воспитывать дон в духе послушания семье Клерикуцио и верности ее мафиозным идеалам. Но из этого ничего не выйдет. Пережив страшный удар во время первой брачной ночи, Роз Мари так и не оправится и медленно сойдет с ума. А из Данте вырастет хитрый и злобный убийца, который даст клятву отомстить за отца.

Пиппи Де Лена будет верой и правдой служить семье Клерикуцио, однако женится на американке, чем вызовет недовольство дона (порядочный итальянец должен жениться на итальянке), и будет отправлен в Лас-Вегас, присматривать за игорным бизнесом, а параллельно Пиппи продолжит выполнять щекотливые поручения дона. У Де Лены родится сын Кросс (Джейсон Гедрик). Когда сын вырастет, дон захочет именно его сделать новым Карающим Молотом семьи Клерикуцио, однако Кросс, в отличие от отца, как-то не чувствует в себе призвание к убийствам. Не то чтобы он осуждал это почтенное занятие, но оно как-то не для него. Кросс - мечтательный юноша, который хочет учиться, ухаживать за красивыми девушками, и все такое.

Тем не менее Кроссу приходится взять на себя роль Карающего Молота. Ненадолго. Пока дон Клерикуцио не поймет, что настоящий Карающий Молот - это Данте. Парень, которому пофиг. Который убьет кого угодно - хоть родного дядю. И вот тогда над жизнью Кросса нависнет огромная опасность. Потому что Данте прекрасно знает, кто убил его отца. А Кросс - сын этого человека...

***

И действительно - длинная-предлинная история, в которой рассказывается о жизни фактически целого поколения этой мафиозной семьи. Несмотря на то что это написано Марио Пьюзо, на "Крестного отца" фильм похож довольно мало. Размах не тот, накал страстей не тот, постановка не та, да и актеры - совершенно из другой серии. Это именно сериал из жизни мафиозного клана, а не художественный фильм, разбитый на серии (как тот же "Крестный отец").

Тем не менее один раз его посмотреть - вполне интересно, и я не согласен с отзывами некоторых зрителей, которые написали, что мини-сериал "Последний дон" - это тоскливое кинцо, поставленное по хорошей книге. Книгу я читал. Она не менее тосклива, чем фильм, а фильм не более тосклив, чем книга. То есть как постановка - вполне неплохо. Однако в ней есть весьма серьезные недостатки, и самые главные из них - подбор и игра некоторых актеров. Точнее, игра исполнителя одной из самых главных ролей - Джейсона Гедрика! Я не знаю, почему они его взяли на роль Кросса, но из Джейсона такой же Кросс, как из меня - Роз Мари Клерикуцио. Серая и совершенно невзрачная физиономия, полное отсутствие хоть какой-то харизмы, а также явное неприсутствие хоть какого-то актерского дарования. И это исполнитель центральной роли, вокруг которой крутится два часа фильма! Вот он - все испортил! Если бы на роль Кросса взяли - ну, я не знаю - хотя бы Роба Лоу или Мэтти Дилона (я не прошу Аль Пачино или Брэда Питта, вполне будет достаточно актеров из очень среднего эшелона), уже было бы значительно веселее, хотя эти парни в зрелом варианте смотрятся совсем не так, как в юном, когда им прочили великое будущее. Но этот Гедрик - полный кошмар! Тоска зеленая! Даже аморфный Джей Мор, который в фильме "Мафия", в частности, пародировал того же Кросса, - и тот выглядел лучше. По крайней мере - живее...

Да и вполне мною любимый Дэнни Айелло в "Последнем доне" выглядел настолько не лучшим образом, что я был просто удивлен! Вероятно, ему просто не нужно играть донов. Точно так же, как и Хоффману не нужно играть голландцев шульцев и других боссов мафии. У них не идет. Не получается. Дэнни Айелло в роли последнего дона - сер, как церковная мышь! Вот уж трудно было это предположить...

Тем не менее в фильме все-таки есть роли, которые приятно посмотреть. Вполне хорош Джо Мантенья в роли Карающего Молота - галантного мужчины, отличного танцора и профессионального убийцы. Героя Мантеньи безжалостно прикончили в третьем "Крестном отце" - он там играл Джоуи Заза, - а в этом фильме Мантенья, обретя элегантную эспаньолку, сам как следует оттянулся.

Рори Кокрейн просто блестяще сыграл Данте - несчастного ребенка, лишенного отца, чья мать медленно но верно сошла с ума, и который сам в конце концов превратился в полное чудовище. Вот это - очень яркий типаж с головы до ног. И какой разительный контраст наблюдается между его манерой одежды - Данте обожает носить дурацкие венецианские шапочки - и повадками безжалостного убийцы. Причем если прошлый Карающий Молот - Пиппи Де Лена - убивал по необходимости, чтобы избавить семью от врагов, то нынешний, Данте, убивает потому, что это ему доставляет наслаждение. И очень интересно наблюдать, как семья Клерикуцио, с одной стороны, всячески поддерживает Данте, потому что он ей нужен и полезен, но с другой - опасается этого волчонка, ведь каждый в семье понимает, что Данте может прикончить любого из них.

Резюмирую. Неплохой мафиозный сериал. Длинноватый, но один раз посмотреть вполне можно. Глубина подтекста "Крестного отца" здесь явно отсутствует, однако перед героями несколько раз встают довольно интересные вопросы, и то, как они на них отвечают, - весьма познавательно. Кроме того, там довольно значительный кусок фильма посвящен Лас-Вегасу и всякой возне вокруг него - это довольно интересно... Если бы на роль Кросса пригласили бы более подходящего актера - фильм бы заметно выиграл. А так, на мой взгляд, картину заметно испортили этим парнем. Впрочем, не до конца...




 

© 1998–2024 Alex Exler
25.03.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4-
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
неплохо
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0