- Режиссер:
 - Сидни Люмет
 
даже не могет говорить хорошо по-английски!
- Не может говорить хорошо по-английски.
Нью-Йорк.
    Лето. Жуткая жара. Судебное заседание по делу 
Таким образом, в небольшой и
    очень душной комнатушке оказываются двенадцать
    мужчин - присяжных заседателей, которые должны
    проголосовать за тот или иной вердикт, причем
    единогласно: если согласия среди них не будет, то
    дело будет отправлено на рассмотрение другого
    состава присяжных, что крайне нежелательно.
Председатель суда присяжных,
    да и практически все остальные мужчины,
    присутствующие в комнате, долго с этим делом
    тянуть не намерены. Доказательства, на их взгляд,
    были вполне убедительны, парень принадлежит к
    отбросам общества, а значит, он виновен - и точка!
    Проголосуем "за", пускай общество избавят от
    этого волчонка.
Однако в
    процессе голосования неожиданно выясняется, что
    восьмой присяжный (Генри Фонда) не согласен с
    вердиктом "виновен" и воздерживается.
    Остальные одиннадцать присяжных удивлены. Какое
    воздерживание, когда вина практически очевидна?!!
    А теперь из-за воздержавшегося они не могут
    покинуть эту раскаленную комнату - ведь вердикт
    должен быть вынесен единогласно. В противном
    случае им предстоит несколько часов сидеть
    здесь, обсуждая ситуацию и пытаясь прийти к
    какому-то общему решению: виновен, не виновен,
    отправить дело на рассмотрение другого состава
    присяжных.
Восьмой
    присяжный объясняет свою позицию. Он не считает
    подростка полностью невиновным. Однако, на его
    взгляд, доказательства, приведенные обвинением,
    достаточно шатки, а свидетельства очевидцев
    вызывают определенные сомнения. Нельзя на
    основании подобных улик отправлять парня на
    электрический стул, утверждает этот человек.
Это
    заявление вызывает глубокое уныние у остальных
    присяжных. Один из них опаздывает на бейсбол,
    другого ждут дома, третий договорился
    встретиться со знакомыми в кабачке - в общем, у
    всех них есть занятия получше, чем сидеть в
    душном помещении и выяснять, насколько
    достоверны свидетельства обвинения, приведенные
    во время заседания.
Но восьмой присяжный не отступает, поэтому им всем все-таки придется погрузиться в обсуждение данного дела, борясь с духотой, жарой, клаустрофобией и стремлением послать все к чертовой матери вместе с этим настырным мужиком - восьмым присяжным.
***
Фильм "12
    разгневанных мужчин" снят режиссером Сидни
    Люметом по известной пьесе Реджинальда Роза,
    которую ставили в театре и на телевидении. Что
    интересно, это режиссерский дебют Люмета, причем
    дебют поистине уникальный: фильм был номинирован
    на три "Оскара", получил еще шесть номинаций и двенадцать
    наград. Сейчас он находится на четырнадцатом месте в Top250 фильмов всех времен и
    народов на сайте IMDB.com. Вы можете
    вспомнить хоть один подобный дебют? Я - нет.
Впрочем, в
    режиссуре на тот момент Люмет был уже не новичок -
    он начал ставить телевизионные сериалы еще с 1948
    года, просто "12 разгневанных мужчин" были его
    первым художественным фильмом.
Что интересно, снимая эту картину, Люмет презрел многие тогдашние кинематографические правила постановки и пустился в довольно смелые эксперименты. Ему нужно было максимально воссоздать обстановку душной маленькой комнатки, в которой на протяжении полутора часов парятся двенадцать взрослых мужчин, постоянно вступающих в перепалки, поэтому для съемок была выбрана самая настоящая комната присяжных заседателей реального суда.
Перед
    началом съемок Люмет две недели репетировал с
    актерами, в результате чего снял всю картину за
    беспрецедентно короткий срок - двадцать один день.
    В составе двенадцати присяжных два актера - Джозеф
    Суини и Джордж Восковец - играли эти роли в телепостановке.
    Генри Фонда на этом фильме также выступил в роли
    продюсера, для чего ему пришлось испрашивать
    специальное разрешение у компании "Юнайтед
    артист", в которой он состоял. Однако ему
    настолько не понравилось быть продюсером, что он
    дал обещание больше никогда не связываться с
    подобной должностью - и выполнил его.
Казалось
    бы, практически невозможно сделать
    захватывающий и динамичный фильм, в течение
    которого двенадцать мужчин спорят о чем-то в
    маленькой душной комнате, но Люмету это удалось,
    причем только за счет весьма искусного и
    высокопрофессионального комбинирования сразу
    нескольких составляющих: постановки, актерской
    игры, операторской работы. В фильме 365 сцен,
    причем все они сняты с разных точек - этим Люмет
    добился определенной кинематографичности, в
    противном же случае картина смотрелась бы как
    обычный спектакль, перенесенный на экран.
Двенадцать
    присяжных намеренно обезличены. В кастинге они
    так и называются: член жюри присяжных номер один,
    два, три и так далее. В фильме только двое
    присяжных в самом конце произносят свои имена:
    персонаж Генри Фонды - Дэвис и персонаж
    Джозефа Суини - Маккэрдл. Остальные
    участники так и остаются под номерами. Зато все
    они - весьма яркие и разнообразные типажи. В
    процессе развития сюжета почти каждый из них
    проявляется характерным образом и влияет на
    остальных и процесс голосования. В пьесе
    присяжные характеризуются по своей работе или
    по своему роду занятий: тренер высшей футбольной школы,
    банковский клерк, владелец курьерской службы,
    биржевой брокер, маляр, менеджер по продажам,
    архитектор, владелец гаража, часовщик,
    специалист по рекламе.
Среди
    противников персонажа Фонды наиболее выделяются
    два типажа: тренер футбольной школы (Мартин
    Бэлзам) и третий член жюри, которого блистательно
    сыграл Ли Кобб (он же играл главного мафиозо в не
    менее известной картине Элиа Казана "В порту").
Очень интересно смотреть, как и за счет чего восьмой присяжный постепенно, по одному человеку, перетягивает всех на свою сторону. Тут и психология, и наблюдательность, и сила убеждения. Причем концовку фильма можно предугадать в течение буквально первых пяти минут, однако это не имеет никакого значения, вся прелесть картины вовсе не в концовке, а в том, как Люмет и актеры сумели показать эту историю - клаустрофобную, психологическую и остросоциальную драму. Это высший класс мастерства!
Замечу также, что этот фильм, которому исполнилось уже пятьдесят лет, до сих пор не потерял своей актуальности и отлично смотрится. Не смотрели? Приобщитесь к классике!
***
 
    
 
    
 
    
 
| Зрелищность | - | 
| Актерская игра | 5 | 
| Режиссерская работа | 5 | 
| Сценарий | 5 | 
классика
решайте сами