Рейтинг Кинопоиск: 7,0
Рейтинг Экслера: 7,2
- Режиссер:
- Дмитрий Киселев
Когда смотришь - очень нравится.
Отзыв кота Бублика
Замечание кота Бублика
2х2
waterstream
СССР, начало шестидесятых. Идут холодная война и космическая гонка между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Первоначально намеченный на 1967 год выход советского космонавта в открытый космос Брежнев требует сделать на два года раньше - в 1965 году, чтобы обогнать американцев.
Главный конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) категорически возражает: космический корабль "Восход-2" недостаточно отлажен, у него то тут, то там возникают неполадки, электрическая система корабля барахлит - в процессе подготовки от удара током погиб профессиональный электрик.
Однако руководство СССР непреклонно: как хотите, но мы обязаны обогнать американцев.
В космос планируется отправить экипаж из двух человек: командира корабля Павла Беляева (Константин Хабенский) и второго пилота Алексея Леонова (Евгений Миронов), которому и предстоит выйти в открытый космос.
Во время пробного полета без экипажа ракету не смогли вернуть на Землю. Королев говорит руководству, что отправлять в космос ракету с людьми - означает, что экипаж идет на верную смерть. Но руководство готово рискнуть - лишь бы обогнать американцев. В конце концов, не руководство же будет рисковать своими жизнями, а космонавты. А у них - работа такая, рисковая.
Королев выкладывает свои соображения космонавтам и предлагает им самим принять решение. Беляев и Леонов говорят, что готовы лететь.
Во время полета, как и ожидалось, стали происходить самые разнообразные нештатные ситуации и жизнь космонавтов неоднократно висела на волоске.
***
Хорошо, что я заранее не знал, кто именно делал этот фильм. Просто слышал о том, что наши сняли вроде как хороший фильм про первый выход советского космонавта в космос, - и все.
Если бы я знал, что в продюсерах там Тимур Бекмамбетов, а в режиссерах Дмитрий Киселев - эта парочка подарила миру страшно распиаренный, но при этом очень тупой боевичок "Черная молния", - то, вероятно, и смотреть бы не стал, несмотря на присутствие в главных ролях трех отличных актеров. А так - взял и посмотрел.
Предыстория у этой картины была следующая. Инициатором ее создания выступил актер Евгений Миронов: он читал различные материалы по поводу того самого первого выхода в космос Алексея Леонова и подумал, что вот на такой-то истории американцы сумели бы сделать самый настоящий блокбастер. А почему бы его не сделать в России, подумал Евгений, после чего встретился с Алексеем Леоновым, получил его поддержку и благословение - и колеса проекта завертелись: Евгений стал продюсером картины, Алексей Леонов выступал в качестве консультанта.
В режиссерах фильма первоначально числился Сергей Бодров, однако съемки стартовали под руководством режиссера Юрия Быкова (создателя очень ярких фильмов "Майор", "Дурак" и сериала "Метод"). Однако после того, как Быков отснял все драматические сцены, он по каким-то неизвестным причинам покинул проект, и всякие экшен-эпизоды снимал уже давний подельник Бекмамбетова режиссер Дмитрий Киселев.
Что у них в результате получилось? На мой взгляд, получилось очень хорошо. Правда, начиналось это все не очень бодро и оставляло впечатление некоторой лубочности, картонности - туповатый генерал, карикатурный Брежнев, несколько невнятная история взаимоотношений между Беляевым и Леоновым, какие-то абсолютно иллюстративные семейства обоих космонавтов - буквально картинки из журнала "Работница".
Однако чем ближе к старту, тем все это становилось интереснее и интереснее, а сам полет, выход в открытый космос и почти невозможное возвращение - там, знаете ли, возникает такой, так сказать, саспенс, что голливудские блокбастеры отдыхают.
Конечно, на восприятие очень сильно влияло то, что это все было на самом деле. Это вам не "Гравитация" с сюжетом из серии "детский сад, трусы на лямках": прилетели - началась катастрофа, еще прилетели - началась катастрофа, снова прилетели - началась катастрофа. И мужественный Ковальски как кукла Кен, и мужественная доктор Райан в труселях управляет китайским спутником, наобум тыча пальчиками в кнопки с иероглифами. Фигня фигней.
А здесь это все так оно и было. Тут ничего и придумывать не надо - сама жизнь подкидывала такие ситуации, что просто волосы дыбом.
И вот весь полет сделан просто отлично - и с точки зрения взаимоотношений Беляева и Леонова, и с точки зрения того, что происходило в ЦУПе, и с точки зрения постановки и спецэффектов. Ну вот тут просто как будто посмотрел этот полет со всеми подробностями - это очень здорово сделано.
Хабенский и Миронов - одни из лучших российских актеров и здесь выкладываются по полной. Павел Беляев Хабенского - более старший и более уравновешенный, что компенсирует порывистость и даже некоторую безбашенность Леонова. Миронов Леонова сыграл очень ярко и искренне - видно, что он реально "болеет" этой темой.
Владимир Ильин просто потрясающе сыграл Сергея Королева - совершенно замечательно. На мой взгляд, это была самая сильная роль в фильме: человек, на котором лежит колоссальная ответственность, которого заставляют отправить в космос людей, чьи шансы на выживание исчезающе малы, одновременно его достают военные, партейные работники и лично наш дорогой Леонид Ильич. И он должен стиснуть зубы и через все это пройти. А если космонавты погибнут, то все это будет исключительно на его совести - не на совести же нашего дорогого Леонида Ильича. Владимир Ильин все эти переживания главного конструктора передал ярко и достоверно - прям аж больше пробирало при взгляде на него, чем при взгляде на космонавтов, раз за разом попадающих в нештатные ситуации.
Кстати, космонавт Алексей Леонов, когда посмотрел эту картину, сказал, что ему самому было страшно в нескольких моментах. А во время полета, сказал он, страшно почти не было, мы об этом просто не думали - выполняли свою работу.
Они такие люди, их так готовили.
Несмотря на то что события в фильме во многом совпадают с тем, что происходило на самом деле, "Время первых" не нужно рассматривать как чисто документальный фильм. Это все-таки кинематограф со своими законами и своими условностями, поэтому тут все-таки есть определенные преувеличения и неточности (вроде сильно напряженной сцены с поисковым вертолетом, у которого заканчивалось горючее, и еще пары-тройки сцен). Но это в частностях, а в общем и целом - почти так все и было.
Картина, на мой взгляд, получилась очень хорошей, я ее посмотрел с большим удовольствием, а начиная с какого-то момента фильм захватывает так, что оторваться практически невозможно. Да, не везде, что называется, дотянули, к "Времени первых" есть определенные претензии - в основном к первой части, - но тут все искупает общее впечатление, а оно как минимум очень хорошее.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
вполне достойное кино
да
Два момента:
1. театральщина, бросающаяся в глаза - впрочем, это свойственно многим нашим фильмам. Слишком слащавые и неестественные диалоги.
2. если бы консультантом был Беляев, а не Леонов, то мудаком бы выглядел Леонов, а молодцом - Беляев. Но я на самом деле ничего больше не читал и не интересовался, поэтому это довольно смелое предположения "по ощущениям". Заинтересовался темой, уйдет какое-то время на самообразование. Но Беляев явно показан довольно странным там. Не боец нифига. Не верю, что вот так люди сдаются.
А вы - драматизьм, драматизьм... Эх! 😄
Спасибо комментирующим за наводку на "Время первых - антисоветская сказка" - смотреть было намного интересней, чем сам фильм.
Почитала историю в Википедии. Совершенно поразила биография Королева: одной из причин смерти "отца" советской да и мировой космонавтики послужила травма, полученная после пыток во время ареста.
Сидел, был сослан на Колыму и при этом разработал невероятное количество ракетно-космической техники сделав СССР передовой державой в этой области.
Аргументы за то, что фильм художественный, а не документальный и может позволить некоторые неточности, не работают. При таких несопоставимых расхождениях в событиях (а не то, что к заклёпке придрались) — это чушь, а не аргументы. В байопиках вольности допустимы в сторонах, не освещённых историей — личные отношения, какие-то размышления и поступки тех, о ком мы уже ничего не узнаем.
А нагнетание высосанного из пальца экшена в тех эпизодах, про которые известно досконально, совершенно неуместно. Хотите дать полёт своей фантазии, дорогие авторы? Пожалуйста, снимайте фильмы по мотивам с собирательными образами и вымышленными персонажами. "17 мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя" и так далее. А то так у вас и "Линкольн против вампиров" получится. Но тот фильм имеет право на жизнь, потому что правильно позиционируется.
И ещё. Вот так, из желания больше впечатлить, задеть зрителя и пусть будет хуже фактам, и появляются потом "панфиловцы".
Как я понял к нагнетанию прямое отношение имееет консультант фильма товарищ Леонов. Человек несомненно героической профессии, но себя судя по всему слишком любит. Давно рассказывает как трое суток замерзали в лесу, пока их не нашли. Зачем это рассказывает не ясно. Цену набивает? Блин, ты первый человек в открытом космосе, куда дальше то?? Зачем принижать действия спасателей, которые и нашли быстро, и одеждой с едой обеспечили, и эвакуировали вполне профессионально и оперативно.
"гонка" была - кто первый высадиться на луну.
ну и ляпов и несуразностей в фильме хватает. тут и половины не назвали. хотя конечно их меньше чем в "легенде номер 17"
btw
даже установку "нам нужен выход в космос в 65" давал Никита Сергеевич а не Леонид Ильич.
Ну если один участник запускает первый искусственный спутник, потом первый корабль с живыми существами, потом первого космонавта, потом первый выход в открытый космос, то второму участнику остается искать достойный ответ в виде первой высадки на Луну. Почему одно следует считать гонкой, а другое нет мне не понятно. По мне всё это гонки.
Сиди и вычисляй, чтоже на самом деле произошло. И я не уверен, что нашел. Как на чужом опыте учиться?
ТУ-126, советский авакс при чем тут. МИ-8, когда там были МИ-4, МИ-1. Как плохо быть инженером...
Причем совсем свежая модификация МТВ-5 с характерным широким носовым обтекателем РЛС... 😄 А сам Ми-8 в ВВС СССР только через два года(в 1967) после полета Леонава-Беляева на воружение поступит... 😄 Нужно было кровь из носа персонажа Лобанова сюжетно закольцевать? Ну так посадите его в кабину поискового Ил-14, который их первый по наводке радиолюбителей и обнаружил. Но с другой стороны, спасибо что Лобанов не на Ка-52 прилител... 😄
Кстати почему господин инжинер не заметил что катапультное кресло в МиГ-15 Леонова не родное, а от МиГ-21 с огромным заголовником? 😄
Нет, почему, нытик в скафандре за книжными полками вполне правдоподобно получился! Вполне точно высчитанный математически, как и сверхмассивная чёрная дыра, с помощью Кипа Торна и другого, пускающего слюну учёного! Тот фильм - вполне вне конкуренции по уровню абсурда происходящего!
Этот - другой.
Плохие условия для прыжка с парашютом? Похер, на инструкции - прыгнул Леонов, товарищ следом. Леонову поезло, у Беляева травма.
После чего Леонов ему еще и в больнице чуть ногу не доламывает. И весело убегает. Ну вот такой весельчак и орел).
К вновь назначенному напарнику относится как к говну, причем так снисходительно свысока. Ведь неизвестно поправится Беляев или нет, ну так веди себя с новым напарником по-человечески, ведь в космос с ним лететь.
Напарника вообще показали каким то дурачком на фоне Леонова. То бегающего Беляева старичком обзывает с ухмылкой на лице, то в шлюз раком-боком лезет, не подумав. В отличиие от Леонова, который целую схему скафандра накидал, и товарищ Королев само собой принял к сведению.
Перед стартом снег и плохие погодные условия. Беляев не отрицает что старт могут отложить, Леонов же георически заявляет что клал на приказы, заднюю не дам. А ты Беляев мол шмотки собирать начал. Пафосно про детство, отца кулака и прочие беды расказал, Королев накатил коньяка и решил после этого запускать.
Будучи в открытом космосе до последней секунды молчал в эфире, хотя мог отвечать. Тем самым подвергал опасности Беляева, тот почти вышел за ним в шлюз.
Летят потом 22 часа, но Леонов спать не хочет, скромно рисует самого себя. Хотя казалось бы силы и бодрость могут понадобиться в случае чего.
В процессе разговора вдруг замечают ухудшение самочувствия, ВДРУГ смотрят на прибор, и вдруг замечают отклонение от нормы в ДВА раза. Передают это на землю, и на земле ВДРУГ Королев просит помошника посмотреть точное значение по прибору!! То есть ни земля ни алмазы вообще не следили за важным прибором, дождавшись отклонения от нормы в два раза.
Земля не может толком расчитать место посадки, а Леонов на картонке прикидывает типа где то возле Перми. Причем это всё было ДО того как они начали направлять корабль на землю, и там несколько градусов влево или вправо вообще могут корабль мимо Земли направить. А Леонов на кратонке расчитал)
При ручном спуске, видимо от скуки, открывает ящик с едой. Пачка галет улетает по кабине, крышка от тюбика борща тоже, сам Леонов весело брызгает борщом на лицо Беляева. И пофиг что при посадке лишние предметы в кабине могут натворить бед(а вертело и вращало их не слабо). И похер что при нештатной ситутации эта еда на земле может сильно помочь. Леонову пофиг, он весело играется едой)
Ну и последнее, если есть кто из тайги: бывает ли в густой, труднопроходимой тайге чуть ли не ураганный ветер прямо на уровне земли? Ощущение что они не в тайге сидели а на каком-нибудь голом, плоском как стол антарктическом плато.
Я кончил)
Я. Не бывает, вверху шумит, внизу почти тихо, даже когда такая катаклизма, что более-менее отдельно стоящие деревья валит. Но зимой таких бурь не бывает. Ну и вообще, как тут уже отмечали, переборщили в конце с дешевым тупым драматизмом. В тайге, имея дрова, огонь и еду, помереть нужно постараться. Что мешало этим деятелям просто костер развести побольше, а не сидеть замерзать героически. Короче, финал сильно подпортил впечатление, а так было бы вполне прилично, особенно на общем фоне всяких свежих чужих и живых.
Интересный факт о связи между "Гравитацией" и "Временем первых":
Альфонсо Куарон придумал «Гравитацию» под влиянием детских воспоминаний: в Мексике он был влюблен в советскую космонавтику, а на стене спальни у него висели портреты Гагарина и Леонова. Рассказ последнего о смертельно опасном выходе в космос и возвращении домой (когда они вместе с напарником Павлом Беляевым чудом остались в живых) и стал источником клаустрофобной атмосферы «Гравитации». meduza.io/feature/2017/04/06/vremya-pervyh-s-mironovym-i-habenskim-gravitatsiya-nostalgii
Вообще, американцы чтут достижения Советского Союза. Примеров много - от музея Космонавтики в Вашингтоне, до "камео" нашей Белки (Стрелки?) в "Стражах Галактики".
А у нас РПЦ помещение музея Юрия Гагарина в Оренбурге отжимает.
На мой взгляд - чересчур! Какое-то "прыганье с парашютом на дорожку", какое-то лазание в окно с самодельной конструкцией противовесов для тренировок сломанной ноги. Такого Леонова вряд ли бы взяли в лётную школу. Слушал интервью с ним на радио "Маяк" - вполне уравновешенный товарищ.
Alex Exler: ...есть определенные преувеличения и неточности (вроде сильно напряженной сцены с поисковым вертолетом, у которого заканчивалось горючее, и еще пары-тройки сцен)
Если бы Бекмамбетов снял сцену в лесу, где Беляев и Леонов отстреливались от стаи волков тогда бы точно было бы напряжёньенько! 😄
А так - весьма достойное кино. Особенно на фоне нынешнего новодела.
Но у каждого есть (да и должно быть) свое мнение.
Не буду вдаваться в полемику. Но приземлившихся Беляева и Леонова нашли сразу и помощь прибыла уже через три часа (не считая того, что сперва были два профессиональных лесника, а потмо были и 20 человек и теплые вещи и горячая еда и поставленная времянка), а вся эта истерика и замерзание на морозе в киноверсии - какой-то адище.
Ну тогда самого Леонова почитайте - для разнообразия. Там было не совсем так, но на морозе они конкретно сидели и довольно долго. Вытащили их только через сутки.
Всё-таки не ракета, а корабль.
"Главный конструктор Сергей Королев (Владимир Ильин) категорически возражает: ракета недостаточно отлажена, у нее то тут, то там возникают неполадки, электрическая система ракеты барахлит - в процессе сборки ракеты от удара током погиб профессиональный электрик."
Всё-таки не ракета, а корабль.
Да. И дальше по тексту по поводу возвращения ракеты. Естественно, возвращали корабль, а не ракету. Надо исправить. 😉
Если кому интересно, на Гиктаймсе есть ряд статей разбирающих этот фильм "на винтики". И излишний "драматизм", и физика, и киноляпы
Лично мне такое читать совершенно неинтересно.
Да, статья "Как космический зануда на «Время первых» ходил" Филиппа Терехова познавательная.
Открываю ленту: "США с 23 августа этого года приостанавливают выдачу неиммиграционных виз по всей России."
lenta.ru
:) Был забор железный. Тепереча он железо-бетонный. Осталось только остановить свободное хождение валют.
А сейчас досматриваю сериал (4 серии) - Люди, сделавшие землю круглой .
Ну Очень интересно!