Рейтинг Экслера: 6,0
- Режиссер:
- Роберт Эггерс
Кот Бублик, зевая
Омлет с мясом.
Кратко о содержании фильма от кота Бублика
Футбольчик мне, кстати, понравился.
Признание кота Бублика
От брутальности «Варяга» сводит зубы и болят скулы, растут волосы и вырабатывается тестостерон, а от помпезного саундтрека и поистине грандиозных сцен сражений попросту забываешь, как дышать.
Вадим Богданов, InterMedia
У него болят скулы от брутальности. И сводит зубы от тестостерона.
Уточнение кота Бублика
Фильм, видимо, дорогой, прежде всего чувствуется, что немало средств ушло на актерский состав. Эта инвестиция себя не очень показала, хотя история позволяла проявить исполнительское мастерство.
Егор
В очередной раз мы наблюдаем очередную подмену истории от лица Империи Лжи. Что можно сказать об историчности? Ничего, её нет.
Злой
- Как тебя зовут?
- Офелия.
- Офелия? Это же...
- Да, я знаю, баба Гамлета.
(с) "Поменяться местами"
Исландия, 895-й год. Король Аурвандил (Итан Хоук) по прозвищу "Ворон Войны", муж королевы Гудрун (Николь Кидман) и отец маленького Амлета (Александр Скарсгард), принца викингского, вернулся домой после дел ратных. В походе короля подранили, поэтому он поспешил провести со своим сыном Амлетом обряд инициации, символизирующий превращение мальчика во пса войны. Обряд не слишком сложный: нужно полакать из миски, повыть на Луну, после чего шут и по совместительству шаман Хеймир (Уиллем Дефо) обкурит мальчика всякой дурью, и тот словит забавный приход.
Впрочем, сразу после инициации выяснилось, что не все ладно в викингском королевстве. Брат Короля бастард Фьельнир (Клас Банг) решил собственнозадно сесть на трон, для чего убил Аурвандила, взвалил себе на плечо простоволосую Гудрун в одной ночной рубашке, а инициированного Амлета приказал убить. Впрочем, мальчик оказался шустрый, так что он нанес существенный урон внешности подручному Фьельнира, сел в лодку и уплыл куда глаза глядят.
Выросший Амлет в составе группы боевых викингов занимался стандартным викингским ремеслом: они грабят корованы, захватывают и жгут деревни, продают пленных в рабство - в общем, развлекают себя, как могут.
Но тут в какой-то момент колдунья рассказала Амлету, что его подлого дядю свергли с престола и тот осел где-то в Исландии, куда как раз викинги собираются отправить рабов на продажу. Пепел Аурвандила стучит в сердце принца викингского, так что он обрезает себе волосы, одевается в рабскую одежду и под таким прикрытием отправляется в Исландию на встречу с негодяйским родственником.
Во время долгого путешествия на драккаре Амлет подружился с Ольгой (Аня Тейлор-Джой) - девушкой из той деревни, которую уничтожила группа викингов вместе с Амлетом. Но Ольга не выдает принца. Она сама надеется сбежать из плена, а Амлет - он парень очень и очень крепкий. Ольга даже бы сказала - брутальный. И помощь такого парня явно будет сильно нелишней.
Сможет ли Амлет отомстить за своего отца? Смогут ли они с Ольгой бежать из плена навстречу новым приключениям? Эти вопросы невероятно не волнуют известного синемана кота Бублика.
***
Сердцем и мотором этого фильма был шведский актер Александр Скарсгард, сын актера Стеллана Скарсгарда и брат еще четырех Скарсгардов, причем все они - тоже актеры. Именно Александр мечтал сыграть викинга, и он к этой роли серьезно готовился как в физическом плане, так и в интеллектуальном: Александр перечитал большое количество различных материалов по истории викингов. И они с продюсером Ларсом Кнудсеном некоторое время работали над сценарием такого фильма, но как-то без особого успеха.
В какой-то момент Скарсгард поделился этой идеей с режиссером Робертом Эггерсом: того все эти викинги мало волновали, но он незадолго до этого посетил Исландию и эта страна привела его в восторг - Эггерсу очень хотелось показать ее на экране. Также Эггерса очень интересовали истории о всяких древних исландских обрядах и колдовстве, и в какой-то момент певица Бьорк, с которой Эггерс общался, познакомила режиссера со скандинавским писателем Сьоном, автором многих книг на эту тему.
В результате Сьон вместе с Эггерсом начали работать над сценарием фильма, в основу которого они решили положить скандинавскую легенду о принце Амлете, и Александра Скарсгарда это все вполне устроило.
Кстати, сюжет легенды об Амлете, встречающийся в "Деяниях данов" Саксона Грамматика, написанных в начале XIII века, и в "Хронике конунгов из Лейре", действительно очень напоминает историю шекспировского Гамлета, принца датского, причем в "Деяних данов" королеву, мать Амлета, зовут Геруда (в "Гамлете" она Гертруда). И есть определенные предположения в том, что Шекспир при написании "Гамлета" вдохновлялся именно этими легендами. Хотя нельзя не заметить, что подобные сюжеты на самом деле к нам пришли из совсем древних времен, когда еще и письменности-то никакой не было.
Ставилась картина Эггерсом на студии Focus Features, дочерней компании студии Universal Pictures. В производство проект был запущен в октябре 2020 года, а в декабре 2021 года, на этапе постпродакшена, стало известно о различных трениях Эггерса с продюсерами, которых не устраивал режиссерский монтаж: на тестовых показах зрители были очень недовольны концовкой и студия требовала от режиссера определенных переделок.
Эггерс до этого ставил только авторские картины - "Ведьма", "Маяк" - и не привык к диктату продюсеров, однако здесь речь уже шла о достаточно высокобюджетном фильме, так что своевольничать режиссеру никто не дал, и ему пришлось перемонтировать картину так, как этого требовала студия.
Позже режиссер говорил, что это было очень болезненным опытом, который он вряд ли захочет повторять в дальнейшем. Эггерс хотел бы снять еще один большой фильм с крупным бюджетом, но он прекрасно понимает, что полной творческой свободы в этом случае он получить не сможет.
Впрочем, замечу, что известны многие случаи, когда студия, стремясь заполучить какого-то известного режиссера, может ему предоставлять очень широкую творческую свободу. Но, впрочем, об отсутствии контроля на стадии финального монтажа - о таком даже в подобных случаях я не слышал.
Что получилось у Эггерса? На мой взгляд, у него получилось нечто вроде "Конана-варвара", только значительно дороже, заметно брутальнее, кровавее и натуралистичнее, с колоритнейшими пейзажами северной Ирландии, которая здесь изображала Исландию. При этом картина набита всякой мистикой и достаточно дикими ритуалами, которые специально показывали в любимом стиле этого режиссера: сплошная темень, всполохи огня, среди которых появляются всякие человеческие тела - или почти обнаженные, или одетые во всякие причудливые шаманско-колдовские одежды.
Сам режиссер в интервью признавался, что при создании этого фильма он действительно вдохновлялся "Конаном-варваром" плюс "Андреем Рублевым" Тарковского. От "Андрея Рублева" сюда даже перекочевала сцена празднования дня Ивана Купала (тут неважно, как этот праздник назывался тогда - наверняка что-нибудь типа "дня Рагнара Торстейна"), ну и более ничего, а оригинальный "Конан-варвар" при всей своей простоте и примитивности, пожалуй, будет явно повеселее.
При этом сюжет Амлета, короля викингского, предельно прост и примитивен. Помимо упомянутой завязки нам показывают повзрослевшего Амлета, который под прикрытием пробрался на остров подлого дяди, коего он должен убить, ибо месть и все такое. Но сначала ему условный Мерлин вручит волшебный меч, Амлет волшебным мечом покрошит большинство приспешников Фьельнира в яичницу с сосисками, а потом черед дойдет и до дорогого дядюшки, ясный Один.
Чисто для развлечения почтеннейших зрителей параллельной линией введена история любви Амлета с русской ведьмицей Ольгой, так что это не только фильм о мести, что было бы слишком скучно, но и о любви. Впрочем, замечу, с любовью менее скучным фильм не становится - на наш с Бубликом, разумеется, взгляд.
Эггерс по полной эксплуатирует свою привычную манеру типа как сильно загадочной многозначительности, с удовольствием обнажает персонажей, смакует жестокие убийства, всякие кровь, кишки, расчлененку и свежетрупные инсталляции, при этом его персонажи, как и в "Маяке", не забывают пердеть и рыгать, но это, понятное дело, не как в дурацких американских комедиях, а исключительно во имя художественного посыла и исторической достоверности.
С диалогами сценаристы - Эггерс и Сьон - не парились совершенно. Диалоги страшно напыщенные, дубовые и пафосные, и у некоторых зрителей тут возникает впечатление, что они смотрят какую-то школьную постановку - правда, с хорошими актерами и бюджетом в 90 миллионов долларов.
Александр Скарсгард для роли Амлета действительно раскачался не по-детски, респект ему и уважуха. До статей тогдашнего Шварценеггера-Конана не докачался, но на такое вообще мало кто способен. Изо всех сил изображает страшно брутального викинга-убийцу, и ему, в общем-то, веришь до определенного момента, но когда он начинал выть волком и изображать типа как ярость берсерка - это, на наш с Бубликом взгляд, смотрелось совсем натужно. Но Скарсгард старался изо всех сил, это мы признаем.
Замечательная Аня Тейлор-Джой в роли Ольги не впечатлила совсем, но это никак не вина актрисы, просто сам персонаж, как и почти все остальные персонажи фильма, прописан, как говорится, грубым помолом. Картонка, а не персонаж, так что Ане тут просто нечего было играть. Но понятно, что она не могла отказать Эггерсу, ведь на актрису обратили внимание именно после того, как она сыграла главную роль в фильме Эггерса "Ведьма".
Николь Кидман - это просто какая-то трагедия. Если в сериале "Отыграть назад" ее изрядно отшлифованное пластическими операциями лицо смотрелось еще хоть как-то уместно - в конце концов, она играла очень богатую женщину за пятьдесят, которая спокойно могла прибегать к услугам пластических хирургов, - то для королевы викингов в конце восьмисотых годов оно выглядело как-то предельно неуместно.
К тому же сценарно ее персонажу постарались добавить неоднозначности, а учитывая то, насколько у сценаристов никак не получаются хоть сколько-нибудь приличные диалоги, сцена финальной встречи мамаши с драгоценным сынулькой Амлетом получилась настолько предельно нелепой, фальшивой и бездарной просто со всех сторон, что мы с котом Бубликом на ней просто прикрыли лицо руками, отметив, что режиссер не преминул для этой сцены спереть эпизод из "Гамлета", где Полоний прячется за установленным на подрамнике гобеленом в комнате Гертруды.
Но есть и хорошие новости. Рассказывают, что после завершения съемок несколько актеров получили подарки со съемочной площадки. Николь Кидман получила меч. Бьорк получила трех лошадей. Александр Скарсгард получил окровавленные стринги из фильма, которые он носил в течение недели, когда снимали финальную сцену боя Амлета с Фьельниром. А Уиллему Дефо достался настоящий всамделишный драккар, а также искусственный фаллос, которым его персонаж-шут дразнил королеву. Кстати, Роберт Эггерс в интервью рассказывал, что этот фаллос был один в один сделан с выдающегося прибора самого актера. Ну, понимаете, реализм и достоверность - это очень важно!
Ну, видите? Значит, не зря снимали! Также я должен похвалить горловое пение, которое тут завывает весь фильм. Горловое пение создавало определенное настроение, и мне даже хотелось достать мой сисадминский варганчик, чтобы этому пению подыграть и хоть как-то себя развлечь, потому что смотреть эту тоску зеленую было невыносимо скучно, и я дошел до конца только из чувства глубочайшего непрофессионализма, потому что только профессиональный критик может себе позволить писать рецензию после просмотра нескольких кусков картины.
Как восприняли этот фильм? Ожидаемо восприняли. Критики в восторге (они от "Маяка", который любой обычный зритель немедленно выключит после десяти-пятнадцати минут просмотра, потому что смотреть этот дурдом решительно невозможно, просто писались от счастья) - у этой картины 89% на сайте RottenTomаtoes (при зрительских 64%), касса совершенно провальная, но зрительский рейтинг на IMDB - аж 7,6. Я поставил 6,0, но только за горловое пение, физическую форму Александра Скарсгарда и виды дорогой моему сердцу Северной Ирландии.
P. S. Да, примерно половина фильма снята в черно-белой гамме. Ну, просто Эггерс временами вспоминал, что в "Маяке" это дело прокатило, так что и "Варяга" местами обесцвечивал. И скажем спасибо, что он кадр не сделал квадратным, как в "Маяке". Низкий ему за это поклон. Хотя многие критики, конечно, этим недовольны.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 2 |
пафосная тоска зеленая
нет
Есть класс фильмов которые Алексу не заходят, а значит вполне понравятся мне. И хорошо что Алекс их смотрит и выкладывает рецензии, иначе откуда бы я о них узнал?)
Маяк, кстати, шикарен, надо будет пересмотреть.
И Кидман - старая (временами), и Ольга (типа деревянная), я ей поверила, не обязательно быть эмоциональной истеричкой. Для меня этот фильм ни разу не "Конар". Там идеи довольно современные, в смысле, гуманизма. А здесь непричесанный мир, где бесполезно просить пощады и никто никого не спасает, в лучшем случае мстит. Я по молодости прочитала много саг. Так там примерно так и описывается жизнь. Без жалости, без надежды, но с целью. Хотя, имхо.
Есть просто какие-то удачные стандартные паттерны, по ним дизайнеры и штампуют, ничего страшного. Зачем велосипед изобретать каждый раз?
Викинги из Беверли-Хилз, блин.
Там конкретно про сериал не упоминается, в целом о викингах, и о заблуждениях, связанных с ними.
Как из той байки про гоплитов - "Настоящие боевые π2расы"
В общем, шутка про омлет с мясом не так уж далека от истины. Вот видео, где тренер рассказывает, чем он Скарсгарда кормил.
P.S. что-то вспомнился фильм "И на камнях растут деревья", пересмотреть его, что ли...
Голая девица на три секунды, опять таки.
Прогрессивную общественность интересует, какое количество викингов в кадре негры, и сколько среди присутствующих викингов геев? Или они на Оскара даже и подаваться не собираются?
Из древнеэпического за последнее время понравилась "Крепость Анси", такая себе корейская "Троя".
>>>нужно полакать из миски, повыть на Луну
>>>собственнозадно
Такой слог подразумевает рейтинг не выше 2.0 -- а тут целые 6!
"Норман" - спутают с мультиком "Паранорман".
Надо смотреть!
- сюжет примитивный и предсказуемый
- очень малобюджетный, во всем фильме снялось 10 человек и лошадь
- один балл за обнаженку в исполнении шахматистки
Сйон - вот так и читается?
Сам внешний типаж Тейлор-Джой как то не очень подходит под эту эпоху. Но, это уже субъективная оценка, не более
В 1-м кварто "Гамлета" - Gerterd, во 2-м кварто, видимо, наиболее полно отражающем авторскую волю (кто бы ни был автором), королеву уже зовут Гертрард (Gertrard).
И только в Первом фолио, по всем признакам посмертном, появляется знакомая нам Гертруд (Gertrude) - в ремарке, открывающей 2-ю сцену 1-го акта:
Enter Claudius King of Denmarke, Gertrude the Queene.
У меня первая мысль была: "Тогда надо было побольше показать чёрно-белых кадров в тексте статьи". Но затем я понял, что тем, кому хочется посмотреть, как это выглядит, достаточно будет щёлкнуть на "Кадры из фильма" под статьёй, где подобных примеров собрано немало.
Справедливости ради, это не совсем типичная чёрно-белая гамма, а, скорее, слегка подсвеченная, обработанная так, чтобы какие-то цвета всё же ощущались и воспринимались, пускай и сильно приглушённые.
А есть "Трудно быть богом" Германа, которое полное говно. Во всех смыслах. Но критики в восторге, да.
Похоже, "Варяг" из вторых будет.
Спасибо за обзор, я и ранее особо не рвался смотреть, а теперь и подавно.
Калдырство! 😄
когда показали Скарсгарда и Аню Тейлор-Джой. Я просто удивился что меня никто не опередил.
И вообще, потрясающему роману АБС с экранизациями не свезло. Не уверен, что его вообще можно адекватно экранизировать, разве что в виде сериала, и тот не факт.
Но фильм Германа это вообще не АБС. Это рвотно-фекальный высер на тему, что жизнь и люди говно. Непонятно, зачем Герману для такого вообще понадобился текст АБС. Снял бы фильм про ГУЛАГ, например. И было бы норм.
www.mirf.ru
А тут просто - принц Амлет и подруга его Глазунья.
С другой стороны на фоне стерильного крупнобюджетного кино (более 50 млн $)- ну хоть что-то.
Вообще, конечно, синопсис вызывает острый разрыв шаблона у любого человека, мало мальски знакомого с историей Европы. Исландия, тащемта, была страной норвежских эмигрантов, которые радостно улепётывали из родной Норвегии от монархии. Какой может быть "король Исландии" в 895-м, если там уже были зачатки демократии - сначала местные веча-тинги, а потом и всеисландский альтинг, здравствующий и поныне.
но уже исправили, "через дойдет" и еще кажется встречал про "ороля викингковсткого" и кажется еще что-то было.
просто обычно я вообще опечаток не вижу. может начинаю читать позже и уже все "выловлено".
но это ни как не претензия. просто мысли вслух. рецензия, как всегда, отличная.
и почему сразу "орать"?
Мне как раз нравится вот эта "пафосная тоска зеленая", типа Снайдерката и т.д. А если там ещё и есть смакование брутальности и пр. - так это вообще почти "Хранители" получаются. 😁
Буду смотреть сегодня обязательно, + в цифре уже вышел в пятницу. Нелегально в РФ, конечно, но уже в качестве.
И про музыка попала в тон - ну да, гудит немного похоже. Но вот как фильмы отличаются, ровно также отличаются и саундтреки - у Вангелиса великолепный альбом, который ценнен и сам по себе, у Циммера же - старательная работа-подражание по мотивам, которую никто в отрыве от фильма и не вспомнит.
А сами детали проработаны хорошо, а некоторые моменты прям берут за душу. Чего стоит только тест на стабильность)
Ну и музыка Ханса нашего Цимера очень хороша- он смог и новое что то изобразить, и попасть в тон оригинального фильма.
Также напоминаю про Бегущего по лезвию 2049- ты, кажись, обещался еще разок попробовать посмотреть))
Ну ок, принято-понято.
Посмотрю и сравню.)