- Режиссер:
- Петр Домалевский
Отзыв кота Бублика
Фильм Петра Домалевского, ставший настоящим хитом в Польше, придется по душе тем, кто желает скрестить социальную драму с рождественской виньеткой. Тут и богатая провинциальная натура, и смешные диалоги, и мягкий, примиряющий финал.
Наталья Серебрякова
"Польша, показанная в этом фильме, - это уродливое, унылое, грязное место, полное агрессивных примитивов, не дающее никаких жизненных перспектив". Поляки в "Тихой ночи" изображены закомплексованными, примитивными (публично пренебрежительно отзываются о совокуплении), агрессивными, жадными (мочатся на людях, потому что не хотят тратить несколько злотых на туалет на заправке), пьяными (в пьяном виде ходят, как зомби, по общественным дорогам, вечно пьют водку), монстрами, мучающими животных и жен, (главный герой арендует дорогую машину и убеждает семью, что это его машина), ворами, пьяницами. Несколько раз герои фильма обсуждают тот факт, что польские женщины дикие".
Перевод с английского отзыва на IMDB некоего Jan Bodakowski
Тридцатилетний поляк Адам (Давид Огродник), работающий в Нидерландах, возвращается к Рождеству в Польшу, в деревенский дом своих родителей. Формально - чтобы в кругу своей большой семьи встретить Рождество, но на самом деле у Адама есть своя четкая цель. Дело в том, что его девушка Ася, живущая в Польше, беременна, у них скоро должен родиться ребенок, так что Адам планирует перевезти подругу в Нидерланды и там создать свою фирму.
Первоначального капитала у Адама нет, банк ему кредит не даст, а единственный актив, который есть у семьи, кроме дома, в котором они все живут, - дедушкин дом, который в настоящий момент стоит пустой, потому что крепко пьющего после смерти бабушки деда родители Адама забрали жить в свой дом, чтобы дед по пьянке чего-нибудь не натворил.
Вот Адам и задумал продать дедовский дом, на вырученные деньги запустить свою фирму, а потом, когда фирма раскрутится, Адам остальным членам семьи выплатит их доли. Ну, точнее, такой план себе составил сам Адам, однако не очень понятно, сможет ли он на это получить согласие отца и других своих братьев и сестер, коих у него четверо: два брата и две сестры. И отношения у Адама с родственниками, особенно со средним братом Павлом (Томаш Зитек), достаточно напряженные.
***
"Тихая ночь" (Silent Night - по-английски, Cicha noc - по-польски) - название знаменитого рождественского гимна, исполнение которого призывает семьи собраться за рождественским столом и вместе отметить один из главных праздников года.
Данный фильм - полнометражный дебют актера и режиссера Петра Домалевского, который в самой Польше вызвал фактически фурор: он получил на кинофестивале в Гдыне сразу семь призов, включая главный.
Почему картина получила такой резонанс? Да потому что в ней Домалевский рассказывает о вещах, которые многим полякам очень близки: провинциальная беспросветная жизнь, сложные семейные отношения, на которые, конечно, очень влияет убогий быт, необходимость уезжать на заработки за границу, разобщенность семей, из-за того что кормилец подолгу отсутствует, зарабатывая для семьи, при этом практически не принимая участия в воспитании детей, - все это хорошо знакомо и понятно как многим полякам, так и самому режиссеру, который во многих интервью говорит о проблемах миграции и о детях из семей мигрантов, коих называют "евросиротами", ведь массовый отъезд поляков за границу в поисках работы начался в две тысячи четвертом году, с того момента, как Польша стала членом Евросоюза.
Взаимоотношения в семье Адама Домалевский показывает с явной симпатией к этим запутавшимся и усталым людям. И он сам говорил, что прототипами некоторых персонажей картины были его родственники, поступки которых он сам таким образом пытался объяснить и понять.
То есть тут нет такой осознанной чернухи, когда демонстрируется уж совсем днище (в чем режиссера на английском упрекает человек с польской фамилией в отзыве на IMDB), одновременно нет стремления как-то упростить и приукрасить все эти очень непростые взаимоотношения. Это просто большая семья как она есть - со всеми ее достоинствами и недостатками.
Поэтому тут будут и ссоры, и водка, и почти неизбежный в таких случаях мордобой, но фильм-то не об этом. Не о водке и не о мордобое. А о жизни, о семейных обидах, о взаимопонимании и о прощении.
И, как в любом реалистичном и жизненном фильме, здесь практически нет плохих и хороших, это просто люди со своими желаниями, надеждами, разочарованиями и обидами. Каждый из них по-своему и плох, и хорош.
Главный герой картины Адам - симпатичный и обаятельный, ему поначалу сочувствуешь, но в процессе просмотра понимаешь, что в его действиях немало чисто эгоистичных мотивов. Он принял решение уехать от этого опостылевшего деревенского быта и увезти свою невесту, и он для этого хочет продать единственный более или менее ценный семейный актив, обещая когда-нибудь потом вернуть доли другим членам семьи. Если захочет вернуть. И если сможет вернуть, что вовсе не факт, потому что уверенность Адама в том, что его собственный бизнес в чужой стране будет успешным, - она, вообще говоря, ни на чем не основана.
И нам практически в самом начале показывают, что Адам явно собирается пускать семье пыль в глаза - он арендует на сутки пижонский "Лексус" и родным говорит, что это его собственная машина.
Давид Огродник очень органичен в роли Адама: играет на полутонах, достаточно сдержанно, но его персонаж достаточно интересен и ему сочувствуешь, несмотря на то что некоторые поступки Адама не слишком этичны, да и в отношениях с родственниками в нем как-то нет особой теплоты - ну, разве что кроме как по отношению к обеим сестрам, что старшей, что младшей. Однако это все вполне объяснимо: Адам не может простить отца, что того практически не было в его детстве, со средним братом у него по нескольким причинам проблемы во взаимоотношениях, причем несмотря на то, что вроде как Адам обижен на брата (там в начале объясняется почему), и сам Павел к брату относится с явной неприязнью.
Томаш Зитек в роли Павла тоже понравился. Он совсем неразговорчивый и неприветливый, и видно, что у парня внутри много всего накопилось, так что лучше не оказаться рядом, когда это все прорвется. Но, впрочем, там на самом деле все еще сложнее и запутаннее, чем кажется вначале.
Из других актерских работ мне очень понравились Аркадиуш Якубик, сыгравший отца Адама (его по имени ни разу не называют), и Агнешка Сухора, сыгравшая Тересу, маму Адама. Отец Адама всю жизнь вкалывал за границей на черных работах, стараясь обеспечить семье достойное существование, из-за этого с семьей практически не виделся, что дети ему ставят в вину. А что он в действительности мог сделать, если в их краях работу было не найти, а так был хоть какой-то шанс?
Ничего заметного в жизни он не добился, вернулся домой с подорванным здоровьем, от тоски и отчаяния крепко пил, но, впрочем, на какое-то время завязал, хотя понятно, что все равно скоро сорвется. При этом у Якубика получился персонаж совсем не жалкий, а, наоборот, чем-то очень даже симпатичный. Видно, что он - хороший человек, просто жизнь как-то вот так прошла - несколько нелепо, а ничего вернуть уже нельзя.
Мама Тереса тоже вызывает симпатию и сочувствие. Большая семья, муж все время далеко, пятеро детей, большой дом, куча проблем. Дети выросли - проблем только добавилось. Теперь Тересе надо как-то собрать семью на рождественский ужин, помирить Адама с Павлом, из-за ссоры которых она очень переживает, не дать сорваться мужу с выпивкой, не дать деду нарезаться в лоскуты. А видно, что в молодости она была красивой, и даже все эти бесконечные бытовые заботы не превратили ее в зачуханную домохозяйку, и она изо всех сил пытается сделать так, чтобы семья достойно встретила Рождество.
Хорошее кино, понравилось. История вроде простенькая, но запоминается и оставляет хорошее послевкусие: у меня после просмотра это все потом несколько раз всплывало в памяти, а ведь часто бывает, что посмотришь какой-то фильм, выключишь - и забыл о нем навсегда. Нет, этот прям остался в голове, а это признак того, что показанная история чем-то, что называется, зацепила.
Потому что здесь это все близко, понятно и реалистично: возникает ощущение, что смотришь семейное видео празднования Рождества большой семьи, а не кинопостановку. (И там любительская камера все время фигурирует: сначала на нее сам Адам снимает все вокруг для своего будущего ребенка, а потом камеру берет его младшая сестра и тоже снимает все происходящее.) А я люблю такие фильмы в стиле "срез жизни", и здесь этот срез сделан достаточно искусно.
Мне только непонятно, почему жанр данного фильма определяют как трагикомедию (и это явно вводит в заблуждение каких-то зрителей, судя по отзывам на IMDB). Конечно же, это драма, в которой, впрочем, есть определенные черноюморные элементы, но и только-то. Но тут нет и явной чернухи, это просто такая семейная история. Бывает, да, случается.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
кино в стиле "срез жизни"
решайте сами
Вероятно, её Вам рекомендовали посмотреть после "Не смотри вверх" (если выбор фильма был из комментариев).
:)
Вроде уже 18 лет в ЕС и 23й год как в НАТО состоят, а всё че то не хватает.
Фильм конечно получился с явным евроскептическим уклоном, поэтому скорее всего в одной незалежной стране многие кинокритики назовут его ватной пропагандой. 😄
зы, Аааа, польская ночь...
тогда - другое дело.
Видно при наведении мыши на ссылку.
https: // www exler ru /films/ www.kinopoisk.ru/film/234518/
www.imdb.com
Офигенно сыгранная криминальная драма. Умная и страшная. Симпатичный главный герой и харизматичные Роберт Вечкевич и Ян Фриш в роли криминальных боссов.
А вот французских сколько не пытался взлюбить, ничего, кроме Каина, на пошло. Попытки хохмить натужные, сопли. Люпен, да, хорош. Но это не детектив, а авантюрный "роман".
Ну, и "Учитель" первый сезон тоже очень хорош. Вообще польские детективы были открытием в 2020. В прошлом - итальянские.
Если понравиться, есть шикарный минисериал от тех авторов и приблизительно в таком же стиле - "Майя и три воина" - 9 серий по 30-35 минут.
rezka.ag
P.S.
И из чего сделан вывод "настолько плохо"?