Телефонная будка / Phone Booth
21.08.2003 25134   Комментарии (0)
Драма, США, 2002, 81 мин.
И ежели некий ангел случайно войдет сюда,
Я хотел бы знать, что ты ответишь ему.
Б.Г.

У голливудских продюсеров также есть свои мифы и легенды. Одной из таких легенд является расхожая история о грандиозном сценарии, позволяющем снять самый настоящий блокбастер за пять центов - в смысле, за лимон-другой. Голливудским продюсерам нравится идея снять блокбастер, который принесет лимонов пятьдесят, за лимон-другой. Потому что нелегка их доля. Часто все бывает наоборот - они вбухивают лимонов сто в какой-нибудь невероятный отстой, вроде "Поле битвы - Земля" или "Роллербол", а потом эти шедевры приносят миллионов двадцать-тридцать, после чего продюсерам приходится сосать лапу, одновременно пытаясь рвать на ней волосы, и мечтать о блокбастере за пять центов. Тем не менее иногда их мечты, что интересно, сбываются. Особенно когда кто-то из сценаристов вдруг, совершенно случайно, выдаст вполне приличный сценарий, который интересен сам по себе, безо всяких спецэффектов. Правда, бывает это нечасто - раз в пару лет, но бывает, и это означает, что сказка становится былью.

Именно такая история произошла с "Телефонной будкой". Когда Ларри Коэн написал сценарий "Телефонной будки" - продюсеры сильно оживились. Еще бы, у них появился шанс сделать интересный, динамичный и захватывающий фильм, все действие которого происходило бы в телефонной будке. Просто мечта, однозначно!

Студия Fox немедленно выкупила права на этот сценарий и стала подыскивать режиссера. Подыскала. Им оказался... Майкл Бэй. Режиссер, специализирующийся на всяких дурацких или сопливых, но очень дорогих боевичках, которые пользуются несомненным зрительским успехом - "Плохие парни" , "Армагеддон", "Скала", "Перл-Харбор".

Когда зрители узнали, что Бэй берется за пятицентовый блокбастер - все так и офигели! Это Бэй-то, который если снимает автомобильную погоню, то разносит весь Сан-Франциско, а если устраивает авиационный налет, то портит прическу Бэну Аффлеку, а вы представляете в какие деньги это обходится продюсерам... Так что никто не поверил, что Бэй сможет из этого сценария сделать конфетку. Точнее, все поверили, что из этой конфетки Бэй сможет сделать традиционную фигню, которая соберет хорошую кассу, но никто не верил, что ему на это не понадобится много-много всяких разных денег, но в одной валюте.

Как ни странно, знатоки не ошиблись. Бэй был готов снять лимонный (в плане стоимости) блокбастер, но... Но при условии, что ему на это выделят минимум десять лимонов. Только на съемки. Потому что на главную роль Бэй собирался пригласить своего любимчика... ну, хоть не Аффлека, а Уилла Смита, но Смит тоже, как вы понимаете, потребовал свои двадцать лимонов - вынь да положь! Потому что если вы, ребята, хотите иметь в своей картине черного парня, который еще и знаменитый - благодаря своим ролям в кино - рэппер, вам придется раскошелиться, мужики, однозначно! Ну и заодно Бэй еще сообщил, что раз роль белого парня будет исполнять вполне черный парень - одинокого киллера придется заменить огромной террористической группой, а пару полицейских - совместными силами ФБР и ЦРУ всех стран.

После этого на Fox'е все икали где-то с неделю, а потом сказали Бэю, что ценят масштаб знаменитого выпекателя блокбастеров, но от его услуг отказываются, потому что еще не чувствуют себя готовыми из простой телефонной будки сделать гнездо мирового терроризма.

Далее руководство Fox стало предлагать этот сценарий всяким другим крупным звездам. Все они поначалу как бы и соглашались, заявляя, что давно уже мечтали сыграть в драматическом, а не боевиковом кино, но потом требовали свои обычные 15, 20 и больше миллионов, после чего продюсеры Fox'а понуро уходили в голубую даль.

Внезапно этим проектом заинтересовался Джоэл Шумахер - человек, поставивший хороший - на мой взгляд - фильм "Восемь миллиметров" и плохой - все на тот же мой взгляд - боевик "Плохая компания" . Джоэла приколола идея снять за копейки блокбастер, и он сказал, что нашел кандидатуру, которая с этой ролью справится на все сто. Это... Джим Кэрри, ребята, штоп я сдох! На Fox'е, услышав имя "драматической звезды", все и сдохли. Однако режиссер Шумахер упрямством не уступал гонщику-Шумахеру. Он достиг договоренности с Кэрри, который всегда с легкостью соблазняется идеей сыграть хорошую драматическую роль, хотя уже давно понятно, что из этого у него ничего не выйдет никогда и ни под каким видом ( "Человека на Луне" я не считаю, потому что Кэрри фактически играл сам себя - невероятно эксцентричного, очень эпатажного, психически неуравновешенного и даже временами зловещего комика, коим был Энди Кауфман). После этого начались репетиции.

Но Шумахеру быстро стало понятно, что Кэрри, как ни крути, превратит трагедию в фарс. Правда, Кэрри очень старался. Но с его рожей сидеть в телефонной будке под прицелом снайпера и ждать, что тебя сейчас убьют - просто невозможно. Точнее, возможно, но зрители просто умирали от хохота, а у Шумахера была другая задача. И с Кэрри пришлось расстаться.

После этого роль главного героя предлагалась Марку Уолбергу (ни черта бы нормально не сыграл) и Брэду Питту (отлично бы сыграл), но в конце концов Шумахер остановился на почти никому еще не известном (на тот момент, потому что это был еще 2000 год) Колине Фаррелле, который был согласен на невероятно скромный, по сравнению с запросами других актеров, гонорар.

Снят фильм был за рекордно короткий срок - две недели. Но в прокате он не выходил очень долго. Сначала - события 11 сентября 2001 года, а в фильме речь шла о террористе. Затем, когда его уже практически выпустили на экраны, в Штатах объявился снайпер-убийца, и фильм опять затормозили. Но в конце концов "Телефонная будка" все-таки вышла на экраны, и вот что из этого получилось...

***

Стю Шепард (Колин Фаррелл) работает в шоу-бизнесе. Он то ли журналист, то ли пресс-агент - в общем, парень невероятно деятельный. Он на связи сразу со всеми, он всем все обещает, он умеет общаться с людьми, убеждая их, что принимает близко к сердцу их интересы, хотя на самом деле, как это и принято в шоу-бизнесе, Стю принимает к сердцу только свои собственные интересы.

Пройдя по 49-й улице Нью-Йорка, Стю входит в телефонную будку, чтобы позвонить молоденькой актрисе Памеле (Кэти Холмс), которая приехала в Нью-Йорк из маленького городка, чтобы - ну, конечно! - завоевать Большое яблоко. Стю - ну, конечно! - хочет трахнуть эту симпатяшку, поэтому заговаривает девушке зубы, обещая устроить ее карьеру. Почему он звонит из телефонной будки, когда этот анахронизм давно неактуален в связи с бурным развитием сотовой связи? Да просто потому, что ревнивая жена Стю, которую зовут Келли (Рэда Митчелл), контролирует телефонные счета мужа, пытаясь уличить его в измене.

И в тот момент, когда Стю положил трубку после разговора с Памелой, телефон зазвонил. Стю ответил и выяснил, что это звонит снайпер, который сидит в окне одного из окрестных домов, и прицел его винтовки направлен ровно в голову Стю. Зачем? Снайпер хочет убить Стю. Нет, не просто так. Он давно следит за парнем и знает все его проделки и прегрешения. Они не то чтобы уж очень велики, однако снайпер считает, что Стю заслуживает смерти. Нет, он вовсе не шутит. И в доказательство серьезности своих намерений снайпер убивает сутенера, который волею судеб оказался рядом с этой телефонной будкой.

После этого наехала полиция и будку оцепили. Полиция думает, что это Стю убил сутенера. А Стю не может положить трубку и выйти из будки. И он не знает, убьют его или нет. Похоже, этого и сам снайпер не знает, хотя его намерения очень серьезны. Просто все зависит от того, как именно будет вести себя сам Стю...

***

Что самое интересное - Шумахеру удалось сделать очень неплохой фильм. Несмотря на то что практически все события фильма происходят вокруг телефонной будки, в которой стоит главный герой, а непосредственно действия в картине довольно мало, "Телефонная будка" получилась вполне динамичной и захватывающей. Причем главный "виновник" этого - конечно, Фаррелл.

Я его первый раз увидел в "Особом мнении" и сразу понял, что парень станет звездой (если, конечно, не сопьется и не снаркоманится, как это нередко бывает у звезд). Потом я его увидел в "Рекруте" - и он мне тоже очень понравился. А уж в "Телефонной будке", где фактически весь фильм держится на нем, - Фаррелл меня просто поразил. Классный актер, просто классный. У него в картине присутствует весь спектр эмоций - от холодного цинизма до неприкрытого отчаяния, - и нигде не видно ни грамма фальши. Очень напоминает Брэда Питта в его лучших проявлениях (впрочем, у Брэда Питта я худших проявлений и не упомню), но напоминает - не в смысле подражает, а в смысле - демонстрирует похожий уровень мастерства.

Еще одно несомненное, на мой взгляд, достоинство фильма - отсутствие слюнявого морализаторства. Если бы герой Фаррелла был отъявленным мерзавцем, а снайпер заставил бы его раскаяться и начать жить по-новому (ну, или бы пристрелил его, как собаку) - мне это все вряд ли бы понравилось. Но Стю - вовсе не мерзавец. Эгоист? Да. А как иначе в мире шоу-бизнеса, да и вообще - в современном мире? Хочет трахнуть красивую девочку при наличии жены? Ну да. Но это вполне свойственно мужской натуре. Его жена наверняка также мечтает, чтобы ее трахнул какой-нибудь плейбой. Возможно, она эти мечты и не воплотит, если не подвернется подходящего случая, но мечтает же, правильно?

Поэтому Стю вовсе не выглядит злодеем и чудовищем. Обычный парень, каких много. Ничем таким особенным себя не запятнал. А снайпер - просто псих. Тоже мне, карающий меч Большого Парня, Который Там, Наверху. Он - не карающий меч. Он просто маньяк, которому нравится мучить людей. Ведь если бы снайпер хотел просто пристрелить Стю - он пристрелил бы его сразу. Однако снайпер играет с ним, как кошка с мышкой. Ему нравится, что Стю под страхом немедленной смерти выполняет все его приказания...

Таким образом, здесь нет морализаторства, здесь нет правых и виноватых. Здесь есть обычный парень и не совсем обычный псих. Однако при этом фильм каждого заставляет задуматься: а что ты сам будешь делать, если тебе в лоб направят ружье и предложат вспомнить все твои прегрешения, после чего покаяться?..

© 1998–2024 Alex Exler
21.08.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность -
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
хороший фильм
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0