Семейка Тененбаум / The Royal Tenenbaums
31.10.2002 37881   Комментарии (2)

Папаша Роял О'Рейли Тененбаум (Джин Хэкман) недолго сумел прожить под одной крышей со своим семейством: женой Этель (Анжелика Хьюстон), сыновьями Чезом (Бен Стиллер) и Ричи (Люк Уилсон), а также приемной дочерью Марго (Гуинет Пэлтроу). Нет, с ним не случилось никакого несчастья, просто старший Роял живет настолько богатой духовной жизнью - правда, можно поспорить с тем, считается ли подобный стиль жизни духовным, - что ее вполне хватает на него самого, но совершенно не хватает на Этель, сыновей и Марго.

В связи с этим Этель, устав от исканий папаши Рояла, которые она считает преступлением против семейных ценностей, выгоняет О'Рейли на все четыре стороны, о чем он и оповестил своих детей, не вызвав, впрочем, этим сообщением с их стороны никаких приступов горя.

Итак, папаша Роял исчез в голубой дали, а Этель решила сделать все для того, чтобы ее дети стали вундеркиндами. И ей это удалось. Чез в свои юные годы стал финансовым гением, причем ухитрился засудить собственного папашу и отобрать у него права на дом Тененбаумов, а Ричи и Марго - так просто прославились на всю страну. Ричи стал известным теннисистом, а Марго еще в совсем юные годы ухитрилась получить известную литературную премию за свои пьесы.

Что интересно, какое-то время контакт с папашей Роялом семейство поддерживало, приглашая его на всякие семейные вечеринки, но О'Рейли всю жизнь отличался совершенно детской непосредственностью и такой же прямотой в высказывании своего мнения, чем ухитрился окончательно восстановить против себя семью, так что на семейные сборища его приглашать перестали.

Прошло достаточно много времени, дети выросли, а для папаши Рояла О'Рейли Тененбаума настали тяжелые времена: он лишился всех источников денежных поступлений и крова над головой, так как ему уже нечем было платить за роскошную гостиницу, в которой он жил последние двадцать два года.

И тут на старости лет Роялу захотелось семейного тепла и уюта. Также ему захотелось восстановить отношения со всеми членами семьи, потому что он не без оснований считал, что его родные дети и бывшая жена (с которой он, кстати, официально не разведен) не любят блудного Тененбаума.

Детская непосредственность мистера Рояла сработала и в данной ситуации. Он просто заявился в свой бывший дом и объявил, что смертельно болен, и что жить ему осталось всего несколько месяцев. Разумеется, после такого заявления папашу Тененбаума поселили в доме, вызвали ему врача и стали пытаться проявлять к старику повышенное внимание. Но не так-то просто заставить себя полюбить человека, который, в сущности, для семьи давно стал чужим.

Кроме того, "мой друг Барни Купершмит тоже имеет свои проблемы"... Все члены семейки Тененбаум по-своему несчастны! Чез, рано потеряв жену в авиакатастрофе, воспитывает двух детей и помешан на их безопасности. Кроме того, он с детства не выносит папашу Рояла и даже не пытается этого скрывать. Ричи по непонятным причинам резко прервал свою более чем успешную теннисную карьеру и удалился в добровольное изгнание, тайно вздыхая по... Марго, которая еще в детстве была депрессивной и аутичной девочкой, превратилась в бесконечно погруженную в себя и совершенно унылую и скрытную женщину, проводящую по шесть часов в день в ванной, чем приводит в состояние неизбывной грусти своего мужа - Рейли Сент-Клер (Билл Мюррей) - тихого и безобидного книжного червя, пишущего книги о детях-идиотах. Одна Этель более-менее счастлива, потому что за ней ухаживает ее давний друг и помощник Генри Шерман (Дэнни Гловер), и миссис Тененбаум все-таки надеется наконец обрести счастье, чему изрядно мешает мистер Тененбаум.

Что получится из этой ситуации? А черт его знает. Или мир, счастье и благоденствие, либо же сплошные скандалы и безумные конфликты. Другого не дано.

***

Очень симпатичный фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Андерсону удалось снять очень своеобразное кино: с одной стороны, "Семейка Тененбаум" напоминает многие другие картины - стилем, настроением, средствами выражения, закадровым голосом и иллюстрациями к нему, некоторыми характерами и так далее, но с другой - это совершенно оригинальный фильм, после просмотра которого совершенно нельзя сказать, что Андерсон кому-то подражает.

Андерсон подражает только Андерсону, и если "Семейка Тененбаум" вам напомнит "Семейку Аддамс", которая взяла на воспитание "Амели", то это означает не внезапное появление дежавю, а только то, что фильм Андерсона обладает редкой способностью воздействовать на те чувства, которые обычно остаются совершенно незатронутыми при просмотре всяких ширпотребовских поделок.

Пожалуй, я бы охарактеризовал "Семейку Тененбаум" как "Мэри Поппинс для взрослых" - причем при отсутствии самой Мэри Поппинс (папаша Тененбаум более похож на престарелого и до предела обнаглевшего Хоботова, нежели на Мисс Совершенство), но зато с выросшими детишками, почти полностью потерявшими веру в Сказку, показанную им когда-то в детстве, и оттого сильно страдающими.

Фильм Андерсона на удивление светел и добр, однако в нем нет ни капли слащавости. Наоборот, героям фильма приходится сталкиваться с весьма неприглядными сторонами жизни, и они также ломаются под воздействием обстоятельств, как и любые другие люди. Но мы знаем, что все должно окончиться благополучно, причем не потому, что так запрограммировано в любом голливудском фильме, а потому что Тененбаумы заслужили хэппи-энд, даже если при этом папаша Роял погибнет, спасая свою семью с палубы тонущего авианосца...

"Семейка Тененбаум" - картина ироничная и умная, из чего можно сделать вывод, что она понравится только любителям по-настоящему хорошего кино и еще, разве что, "эстетам-пидерастам" (tm). Однако я очень удивился, когда узнал, что это фильм весьма успешен в прокате, да и на IMDB его рейтинг настолько высок, что он даже попадает в мировой Top250. Вот уж не ожидал...

Актерские работы - великолепны. Лучше всех, конечно, неугомонный папашка Тененбаум в исполнении блистательного Джина Хэкмена (за эту роль он получил премию "Золотой глобус"). Роял Тененбаум - анфант-терибль пенсионного возраста, очаровательный негодяй, только к старости попытавшийся понять, что жить только для себя - это, конечно, очень приятно, но не вполне правильно, - однако этого так и не понявший. Хэкмен играет потрясающе и даже если бы там больше не было ни одной хорошей роли, фильм уже стоило бы посмотреть, однако в картине кроме Хэкмена целый букет прекрасных актерских работ, вполне заслуживающих внимания.

Гуинет Пэлтроу меня просто удивила. Честно говоря, я ее никогда не любил и весьма прохладно относился ко всем ее фильмам. А здесь... Изумительная роль совершенно депрессивной и аутичной девушки, которая никак не может разобраться со своим внутренним, а главное внешним миром. Лучше всего по поводу этой роли сказал Stitch у меня на кинофоруме, отметив, что: "Гуинет Пэлтроу удалось блестяще сыграть Вайнону Райдер". Фраза шикарная, и мне остается только поаплодировать.

Весьма заметные роли у братьев Уилсон: Люк играет Ричи Тененбаума, несчастного парня, всю жизнь безнадежно влюбленного в свою сводную сестру, а Оуэн (он вместе с Андерсоном является автором сценария) изображает соседского паренька, близко общавшегося со всем семейством, который во взрослом возрасте стал известным писателем, но зато круто подсел на мескалин.

Анжелика Хьюстон (незабываемая Мортишия Аддамс) - просто блеск, особенно в сцене, когда мистер Шерман признается ей в любви. Неумелые поцелуи двух немолодых людей среди археологических раскопок - прекрасный эпизод. А уж взгляды миссис Тененбаум на своего непутевого мужа, который то совсем умирает, то вдруг намерен жить еще долго и счастливо, мешая счастью самой Этель - это нужно просто видеть...

А вот Бен Стиллер мне в этом фильме не очень понравился, но не столько из-за самого актера, сколько из-за сюжетной проработки характера. Как-то несколько большего ожидаешь от юного финансового гения, который во взрослом возрасте превратился в холеричного параноика. Впрочем, играет он хорошо, но как-то уж слишком традиционно, чем невыгодно отличается от остальных актеров, создавших очень яркие и оригинальные образы.

Билл Мюррей в фильме играет именно так, как и нужно играть несчастного мужа Марго. Он тих, печален и безобиден. Лишь раз Рейли Сент-Клер взрывается, узнав нечто бОльшее о внутреннем и внешнем мире своей жены, но затем снова возвращается в привычный образ грустного книжного червя, которому больше так и не доведется испытать бурных страстей. Впрочем, нужны ли они ему? Он будет по-своему счастлив со своими идиотами...

Не знаю, насколько имеет смысл всем рекомендовать посмотреть "Семейку Тененбаум". Несмотря на то, что мне фильм очень понравился, есть определенные сомнения в том, что он вызовет похожие эмоции у массовой аудитории. Тем не менее это очень милая, депрессивно-оптимистичная, грустно-хулиганская и довольно умная картина, которая, к тому же, оставляет еще и очень приятное "послевкусие".

По настроению ее часто сравнивают с "Семейкой Аддамс" и "Амели", а мне "Тененбаумы" больше напомнили "Быть Джоном Малковичем" - своей оригинальностью и добрым хулиганством. Хороший фильм, однозначно!

© 1998–2024 Alex Exler
31.10.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
очень симпатичная сказка для взрослых
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 2

Шикарно!
Спасибо, пересматриваю всего Андерсона.
09.06.19 08:54
0 0

Изумительный фильм, а уж что тут Пэлтроу наиграла, просто улёт.
15.08.12 06:42
0 0