- Режиссер:
- Пол Томас Андерсон
- В ролях:
- Пол Дэно, Дэниэл Дэй-Льюис, Киран Хайндс
твой в руку твою и простри руку твою на воды Египтян:
на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище
вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей
земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.
Исход, 7:19
Фильм посвящен режиссеру Роберту Олтмену, с которым Пол Томас Андерсон снимал как второй режиссер последний фильм Олтмена "Компаньоны".
Конец XIX века, Соединенные Штаты, нефтяная лихорадка. Некий Дэниэл Плейнвью (Дэниэл Дэй-Льюис) занимается поиском нефтяных месторождений. В те времена это делалось с помощью примитивнейших инструментов и без соблюдения хоть какой-то техники безопасности, поэтому люди часто калечились и гибли. Плейнвью как-то раз тоже здорово покалечился - получил серьезный перелом, после чего на всю жизнь остался хромым и был вынужден спать на полу из-за травмированной спины. Однако при этом он обнаружил нефть, получил за участок неплохие деньги, после чего смог... нет, не бросить это занятие, а наоборот - целиком посвятить себя поиску и разработке месторождений, только уже в качестве капиталиста-нефтедобытчика.
Плейнвью собрал целую бригаду работников, которые могут быстро и эффективно забуриться в любых условиях (периодически погибая, но Дэниэла это мало волнует), завел себе помощника Флетчера (Киран Хайндс) и стал сколачивать свой капитал. У одного его погибшего во время несчастного случая рабочего остался грудной ребенок по имени Эйч-Дабл-ю. Плейнвью взял его к себе на воспитание, и, когда ребенок превратился в мальчика, Дэниэл стал его всюду возить с собой: на подготовку сделок, заключение договоров, встречи с землевладельцами. На людей производила хорошее впечатление приверженность Плейнвью "семейным ценностям" - вон как он любит своего сынка, думали землевладельцы, раз он везде возит его с собой.
Как-то раз к Дэниэлу пришел странноватый молодой человек, назвавшийся Полом Сандеем (Пол Дэно), который предложил за пятьсот долларов выдать местонахождение участка, где нефть фактически выходит наружу. Участок можно купить за бесценок, объясняет Пол, так как владельцы толком и не догадываются, сколько это может стоить.
Деньги немаленькие, учитывая тот факт, что сразу эту информацию проверить нельзя. Но Плейнвью не хочется упускать подобный шанс, поэтому он все-таки выплачивает деньги Полу, предупредив, что, если тот оказался обманщиком, его никто не будет искать, чтобы вернуть деньги. Его найдут для того, чтобы убить.
Дэниэл вместе с Эйч-Дабл-ю приезжает на эту землю - якобы чтобы пострелять куропаток. Оказывается, что Пол не обманул, - там, судя по всему, действительно богатейшее месторождение. А живет на этой земле - семья Пола, включая его брата-близнеца Элая (Пол Дэно), который выступает священником-проповедником в местной религиозной общине.
Теперь Дэниэлу предстоит за бесценок купить этот участок и многие другие участки, относящиеся к месторождению, придумать гениальную идею качать нефть прямо по трубе до самого океана, где ее можно грузить на корабли, проложить трубопровод и стать миллионером. За все это время с ним рядом не будет ни одной живой души, которой бы он доверял. За одним-единственным, но вполне печальным исключением.
***
Фильм "Нефть" в оригинале называется "И будет кровь" (цитата из Библии, книга "Исход"). Наши прокатчики, вероятно, посчитали, что для российских зрителей подобная цитата будет слишком тяжела для восприятия, поэтому вместо нормального перевода дали фильму название романа, по мотивам которого он поставлен, - "Нефть" Аптона Синклера. Зачем они это сделали, исказив замысел режиссера, непонятно, но я уже давно отчаялся хоть как-то объяснить действия этих странных людей.
Режиссер фильма Пол Томас Андерсон в представлениях, в общем, не нуждается. На мой взгляд, это один их лучших режиссеров авторского кино в современной Америке. А этих режиссеров там буквально единицы. Пол Томаc Андерсон снял немного фильмов, но практически все они - шедевры: достаточно вспомнить "Ночи в стиле буги", "Пьянящую любовь" и "Магнолию".
При этом надо сказать, что свои фильмы Андерсон снимает в достаточно разной манере - вышеперечисленные три картины очень сильно отличаются друг от друга практически по всем составляющим.
"Нефть" - фильм эпический. Он охватывает большой кусок жизни очень незаурядного человека, стоящего у истоков нефтебума и последующего нефтебогатства. Этот человек, с одной стороны, восхищает - железной волей, стремлением во что бы то ни стало достичь своей цели, умением и желанием быть первым во всем, но с другой - вызывает омерзение тем, какими способами он всего этого достигает.
Однако Пол Томас Андерсон тем и хорош - он, как настоящий мастер, не дергает зрителей за ниточки, расчетливо вызывая то одни, то другие чувства. Подобные приемы - удел коммерческих режиссеров. Также он не занимается морализаторством - в фильме нет каких-то однозначных выводов и кисло-сладкой морали.
Дэниэл Плейнвью - при всех отталкивающих сторонах своей натуры - вовсе не какой-то там монстр. Он, так сказать, настоящий капиталист. Человек, который смог подняться с самых низов, выжить в тогдашнем нефтяном мире и сколотить состояние, - в общем, и должен был быть таким. Он не имел права отступать, проявлять жалость и сочувствие. Он очень опасался кого-то любить - просто потому, что это признак слабости. Даже Эйч-Дабл-ю он ни капли не любил - несмотря на то что самолично его вырастил и воспитал. Мальчик ему нужен был только как фасад - это хорошо действовало на землевладельцев, вот и все.
Однако насколько по-другому ведет себя Дэниэл, узнав, что у него, оказывается, есть брат по отцу. Несмотря на крайне холодный прием - а кто его знает, что это на самом деле за человек, - посмотрите, как он сближается с Генри (Кевин Джей О'Коннор) и как быстро делает его своим ближайшим помощником, обойдя даже Флетчера, который у него более или менее доверенное лицо много лет. Почему? Да потому что какая-никакая, а родная кровь. У Плейнвью поблизости нет родных людей, ему некому доверять. Тот же Флетчер для него, несмотря на все годы, проведенные бок о бок, просто одна из пешек - это хорошо видно по тому, как он с ним общается.
Что интересно, у Пола Томаса Андерсона не было никаких других вариантов на роль Плейнвью. Его должен был играть Дэниэл Дэй-Льюис - и больше никто. А Дэй-Льюис снимается нечасто (всего семнадцать художественных фильмов за всю актерскую карьеру - у многих актеров к пятидесяти годам их на порядок больше), и заполучить его в картину - дело непростое. Но Дэй-Льюис оказался большим поклонником фильма "Пьянящая любовь", поэтому сразу согласился. Причем образ Плейнвью он создавал, базируясь на старых записях актера, режиссера и продюсера Джона Хьюстона (создатель фильма "Честь семьи Прицци", исполнитель роли Ноа Кросса в знаменитом "Чайнатауне", ну и, кстати, отец актрисы Анджелики Хьюстон). Дэй-Льюис использовал манеру речи Джона Хьюстона и некоторые детали его образа.
Как Дэниэл Дэй-Льюис играет Плейнвью? Да никак не играет. Он просто живет этим персонажем и в этом персонаже. Дэй-Льюис относится к той редкой породе актеров, которые абсолютно погружаются в своего героя и живут на экране его жизнью. Ни в одном эпизоде фильма нет ощущения, что это Дэй-Льюис показывает "ойлмена" Плейнвью. Там только Плейнвью - мощный, невероятно харизматичный, очень жестокий, по-своему несчастный и бесконечно одинокий.
Как Дэй-Льюис ухитряется так играть - никто не знает. Но что роль Мясника в "Бандах Нью-Йорка", благодаря которой этот фильм все-таки гениален, несмотря на недоработки сценария, навязанный Скорсезе монтаж и очень слабую роль Ди Каприо, что роль в "Нефти" - это что-то потрясающее. Уровень актерской игры можно сравнить разве что с Николсоном из "Пролетая над гнездом кукушки" или с Нортоном из "Американской истории Х". Да и то - Дэй-Льюис, на мой взгляд, мощнее.
Его игра - как напалм, который подавляет и выжигает все вокруг: от партнеров по площадке до зрительного зала. Он затмевает собой все, поэтому рядом с ним актерам крайне сложно быть хотя бы просто заметными.
Но в этом фильме молодой актер Пол Дэно, сыгравший роли близнецов Пола и Элая, все-таки смог себя проявить. (До "Нефти" Дэно сыграл практически бессловесного паренька в довольно известном фильме "Маленькая мисс Счастье".) И с ним здесь была интересная история.
Первоначально Пола Дэно пригласили сыграть роль Пола Сандея - там всего один эпизод, когда Пол предлагает Дэниэлу за пятьсот долларов указать координаты участка. Однако у Дэй-Льюиса не сложились взаимоотношения с актером, приглашенным Андерсоном на роль Элая (в нашем дубляже, насколько я понял, его называют по-библейски Илия, однако в фильме его называют на американский манер - Элай), после чего Андерсон предложил Полу Дэно сыграть также роль Элая, который первоначально вовсе не был братом-близнецом Пола. Дэно согласился, и у него было всего четыре дня для подготовки к этой роли. (У Дэй-Льюиса для этого был целый год.)
Мне понравилось, как Дэно сыграл и Пола, и Элая. И если у Пола был всего маленький, но запоминающийся эпизод, то Элай - фактически один из главных персонажей фильма. Личность крайне непростая и также противоречивая. С одной стороны, религиозный парнишка, как бы пекущийся об интересах местных землевладельцев и церковной общины. С другой - абмициозный, хитрый, очень лицемерный и подловатый мужичок, который в реальности больше похож на предводителя сектантов, решающего свои задачи с помощью "зомбирования" доверяющих ему людей. Элай, как и Плейнвью, с одной стороны, в чем-то ярок, харизматичен и убедителен, но с другой - мерзок и противен.
Впрочем, не могу сказать, что Дэно сыграл всю свою роль на пятерку, - все-таки как проповедник, делающий чудеса, которому безгранично доверяет вся община, он был чуть менее убедителен, чем нужно. Однако роль, безусловно, сыграна достойно и ярко, а за два-три эпизода Полу Дэно так просто можно поставить высшую оценку.
Также еще нужно отметить хорошего актера Кевина Джея О'Коннора (я его заметил еще в "Мумии" и "Подъеме с глубины", где он играл очень колоритных мерзавцев), который здесь выступил в небольшой роли брата Дэниэла Генри. Вроде ничего особенного, а персонаж колоритный и запоминающийся.
А вот Киран Хайндс (имя этого ирландского актера как только ни пишут, однако в реальности имя и фамилия произносятся именно так), который в сериале "Рим" блеснул в роли Гая Юлия Цезаря, здесь на фоне Дэй-Льюиса совершенно потерялся. Впрочем, у него все-таки была совершенно эпизодическая роль...
Действие в "Нефти" разворачивается очень обстоятельно. Пол Томас Андерсон не использует никаких новомодных (и изрядно раздражающих) приемов - нет ни мельтешения камеры, ни клиповой суеты. Все ровно, внушительно и нарочито неторопливо - на фоне завораживающей музыки Джонни Гринвуда, которую по воздействию, на мой взгляд, вполне можно сравнить с медитативными мелодиями Нила Янга из "Мертвеца" Джима Джармуша.
В
результате получился практически
шедевр - великолепная постановка,
потрясающая игра Дэй-Льюиса и прекрасно
подобранная музыка. Оценки зрителей и
критиков также очень высоки:
Это один из самых сильных фильмов из всего, что я видел в последнее время!
P. S. Я специально не пошел на "Нефть" в кинотеатр - не понимаю, как можно озвучивать Дэй-Льюиса. Поэтому дождался фильма в оригинале - и очень рад этому обстоятельству.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5+ |
Сценарий | 5+ |
шедевр
обязательно
Дэй Льюис великолепен как и всегда. Не случайно он ЕДИНСТВЕННЫЙ актёр имеющий три Оскара.
П.С. Мне кажется или в дубляже его озвучивает Артур Ваха?
madwolfa: Да, смотреть только в оригинале.
Как быть с теми, кто не знает английский?
Я смотрел в авторском переводе Сербина, у него как и всегда - на "отлично". Рекомендую.
AshShor: Хотя бы субтитры.
Обычно не люблю так смотреть, поэтому даже наверное и в кино почти не хожу, но этот фильм в принципе вполне нормально должен с субтитрами смотреться, ибо диалогами не слишком перегружен и они в основном довольно неторопливы, так что такого дискомфорта, как при просмотре "пулемётного" Доктора Хауса, не будет 😄
В чем-то фигура Дэниэла пересекается с фигурой Уолтера Уайта с его "мой бизнес - не создание наркотиков, а создание империй". Ему не нужна роскошь, не нужно признание, не нужна семья, хотя был момент с псевдобратом. Ему нужно переиграть и уничтожить, без иронии. И последняя сцена фильма только подтверждает это. Он переиграл проповедника и его просто прёт. "Дренааааааж!" "Дренаааж!"
Поэтому нет, ему повезло, но бизнес он не продал. Сотни других продали (потому что Стандард Ойл реально всех скупил, первая компания сделавшая владельца долларовым миллиардером), а он нет. Это не была его цель.
А от игры Пола Дано я вообще пришел в восторг. До сих пор я его в видел в каких-то соплях типа "Соседки", а тут такая мощная роль и в таком драматическом фильме!
Но я вот не понимаю одного - чего это Экслер так восхищается оригинальным звучанием. Я посмотрел вот этот вот вариант фильма
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2198706
то есть блурей-рип. и в полном дубляже, и в оргинале.
Запомните - английский язык - бедный на эмоции язык. Его даже французский способен безумно украсить и расцветить, не говоря уже о русском языке. Я как-то посмотрел франкоязычный полный дубляж гайритчевского фильма "Snatch" и просто выл от восторга, это было еще круче, чем перевод Пучкова.
То же наблюдаем и здесь. Озвучка роли особо не играет, меня больше всего поражали взгляды, жесты, мимика героев, однако русскоязычный дубляж сделан очень добротно, и качественно.
Понимаете, я сам знаком с нефтяниками. Уже очень долго. И люди, отдавшие этой професии более половины жизни... на них есть отпечаток этого. Особенно у тех, у кого много денег.
И этот фильм - он... ну понимаете, это как расковырять старую рану. Зачем - чтобы стало больно?? А может, люди без этого как раз и не могут, это нужно, чтобы себя как-то ощущать в мире..
Если у вас есть возможность, смотрите это фильм в максимальном качестве. Буквально ощутите атмосферу фильма, запах пота, крови, нефти на лицах героев, лишь по лицам уловите эмоции, которыми живут герои.
Но этот фильм хорош даже на экране палмтопа, не говоря об остальном.
Фильм заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Заслуживает своих наград.
М-да. Ну, промолчу. Еще круче, чем перевод Пучкова - куда уж круче, действительно.
Что касается основной идеи: всё это напоминает вторую часть "Крёстного отца". Майкл также идёт к заветной цели, также видит везде врагов и предателей, также ненависть копится в нём - и всё это до тех пор, пока он не остаётся совсем один. И чего он добился? Кстати, как и в "отце" Дэниэл убивает брата (пусть он и самозванец), в "отце" Майкл прогоняет свою жену, Дэниэл - сына. На мой взгляд, всё это небольшое дежа вю - крайне положительный момент "Нефти", так как не стырили, а самостоятельно к этому пришли.
И отдельное спасибо Джонни Гринвуду - за создание неповторимой атмосферы фильма.
Включил русскую дорожку, чтоб пересмотреть последнюю сцену.
Оказалось, "I'm finished" = "можно убирать". И голос, переводящий Льюиса...
Слава людям, выкладывающим релизы с оригинальной дорожкой. А фильм нужно прикупить. пусть будет.
Это только здесь, в комментариях. Неправильно ссылка преобразовывается. Спасибо, поправим.
Да, яркий актер. В "Призраке Оперы" играл мсье Фирмена - совершенно другой образ, комедийная роль, да еще и с пением.
а сам кинотеатр как? в плане зала, экрана, звука, контенгента (?)
Спасибо, ждал рецензии.
Смотрел в странном дубляже - в основном на русском, но в некоторых сценах переводчик замолкал. Наверное тоже считает, что их можно смотреть только в оригинале.
Нет. Это намёк на то, что он пишет всякую чушь.
Правила очень простые - можно писать все, что угодно. Но и я в ответ на это пишу все, что угодно. Если мне пишут всякую чушь, я оставляю за собой право сказать, что это чушь.
Насколько реально у вас в Москве посмотреть подобное кино в приличном кинотеатре именно в оригинале, в т.ч. и с субтитрами? В Киеве такие сеансы стали практиковать несколько ведущих залов (например "Киев" и "Жовтень"). Пару месяцев назад с превеликим удовольствием посмотрел на большом экране "Суини Тодда" Бёртона. При этом в зале было всего человек 15-20. Шикарно 😄
Посмотрите, если еще не видели, Гражданина Кейна, многие считают лучшим из лучших. Очень близко по смыслу и сюжету. По мне - все эти фильмы про мужиков со стальными яйцами похожи друг на друга. Бывают женские романы в розовых обложках, а это, скорее, их мужской антипод. Про изломанные судьбы и характеры. Ну да, цельный фильм, сильный. Главный герой - три четверти всего впечатления. Режиссура не супер оригинальная, но, безусловно, достойна самой высокой оценки. Остальное под вопросом. Не уверен, что этот фильм вы сами через пару лет не будете вспоминать с таким же восторгом.
Да я и не нервничаю - с чего это? Я просто постарался ответить в вашем же стиле.
Pauls: Посмотрите, если еще не видели, Гражданина Кейна, многие считают лучшим из лучших.
Я смотрел.
Pauls: По мне - все эти фильмы про мужиков со стальными яйцами похожи друг на друга.
Бывает. Я же говорю - смотрите про бета-телок.
Pauls: Не уверен, что этот фильм вы сами через пару лет не будете вспоминать с таким же восторгом.
Да я как-нибудь сам разберусь, что и как я буду вспоминать. Просто не понимаю, что вы мне хотите доказать. Опять разговор из серии "да нет, тебе вовсе не так понравилось, как тебе понравилось".
Нет, я все понимаю, оценки субъективны, личное мнение и все такое...
Фильм оценен максимальными баллами, это, блин, показатель.
А он что, зрелищнее Матриц Властелинов Колец и т.п.?
Сценарий намного мощнее, чем, скажем, Бойцовский Клуб?
Костюмы в стиле начала 20-го века и романтика дикого капитализма
они, конечно, внушают. Диалоги, да, опять-таки... Но _шедевр_?
Понятно, что Алексу нравятся альфа-самцы в стильных и раритетных
американских костюмах. Желательно еще с пистолетами, угу.
Крестный отец, Однажды в Америке. Теперь вот "Нефть".
Фильм незаурядный, но производит впечатление не тем, что супер-зрелищный
или сценарий гениальный. Просто цепляет тех, кто любит вот такие
мужские истории, с костюмами, пыльными ботинками, неспешными планами,
небритостью, скупыми диалогами и иногда даже скупой слезой.
Я не вправе ничего возразить против того, что это ваш
любимый фильм. Но покомпонентные оценки относительно других фильмов
лучше выставлять более взвешенно, иначе страдает вся система.
М-да. Тяжелый случай.
Pauls: Но покомпонентные оценки относительно других фильмов лучше выставлять более взвешенно, иначе страдает вся система.
Я вам больше того скажу. У меня оценки - компетентней не бывает. Система работает прекрасно. Создайте свою - и выставляйте какие угодно оценки бета-самкам с большими сиськами.
По поводу рецензии - подпишусь под каждым словом.
p.s. - не за долго до "Нефти" посмотрел "Ночи в стиле буги" (в оригинале само собой), отличный фильм, по-моему одна из самых сильных ролей М.Уолберга (+ Отступники конечно), а Берт таким, я ни в одном фильме не видел.
Да, меня тоже поразило, что он там сделал с Рейнольдсом, да и вообще - как обошелся с такой более чем пикантной темой.
Сто процентов играл - us.imdb.com
Если бы я не знал, что у него уже был один за главную роль, я бы подумал, что это его первый))) Алекс, он же получал уже Оскар за главную роль в 1990 году за фильм "My left Foot: The Story of Christy Brown". А теперь стало быть второй, а всего у него 4 номинации. 😉