- Режиссер:
 - Терри Цвигофф
 
- В ролях:
 - Стив Бушеми, Скарлетт Йоханссон, Тора Берч, Иллена Дуглас
 
Энид
  (Тора Берч) и Ребекка (Скарлетт Йоханссон) только что закончили школу. Получение
  дипломов, выпускной вечер и все такое. Впрочем, подружки не склонны предаваться
  ностальгическим воспоминаниям о "чудесных школьных годах", потому
  что вся эта чертова школа им глубоко по барабану вместе с этими чертовыми одноклассниками.
  Энид с Ребеккой - "арийка и еврейка", как выражается один их знакомый,
  - дружат только друг с другом. Остальные существа из класса им совершенно неинтересны
  и даже где-то глубоко противны, потому что... Ну потому что замучили все эти
  придурочные красотки, мечтающие стать актрисами, прыщавые парни со своими идиотскими
  шуточками и дебильными приставаниями - ну, в общем, как несовершенен этот мир,
  знают только те, кому хоть раз в жизни было 16 лет.
Поступать
  в колледж они не хотят. Потому что это, во-первых, пустая трата времени и средств,
  во-вторых, тоска смертная, в-третьих, учиться надоело еще в школе, в-четвертых,
  там учатся такие же кретины, как и в их бывшем чертовом классе, в-пятых, сейчас
  хочется хоть немного отдохнуть, ну и, в-шестых, прежде чем идти учиться чему-то,
  нужно решить, чему именно. А вот это Энид с Ребеккой пока совершенно непонятно.
Они
  пока не очень хотят заниматься чем-то конкретным. У них есть свои маленькие
  радости в этой жизни, и этого достаточно. Основное их развлечение - наблюдать
  за окружающими их людьми, обсуждать их поступки и приходить к выводу, что все
  вокруг - полные недоумки. А кто не недоумок, тот, безусловно, тупоголовый
  идиотский дебильный кретин. Причем не то чтобы девочки считали себя одних суперумными
  и высокоинтеллектуальными - вовсе нет. Они не противопоставляют себя окружающим.
  Просто наблюдают за людьми, пытаясь увидеть ЧЕЛОВЕКА, а попадаются им все какие-то
  моральные уроды. Ну или кажутся все моральными уродами, что, в общем-то, одно и
  то же. 
Так
  они и живут, находясь в постоянном конфликте с окружающим миром, однако довольно
  скоро становится понятно, что их не разлей вода девичья дружба, которая еще
  полгода назад казалась на всю жизнь крепкой и незыблемой, вовсе не такая железобетонная.
  Потому что стоило им закончить школу, во время которой интересы Энид с Ребеккой
  полностью совпадали, отношение к жизни у подружек стало меняться.
Ребекка понимает, что с маской постоянного скучающего нигилизма на лице долго
  не протянешь. Нужно работать, снять квартиру и начать в конце концов получать
  удовольствие от этой жизни: знакомиться с парнями, заниматься сексом, ходить
  по дискотухам и клубам, словом, отрываться по полной. Танцуй, пока молодой,
  считает Ребекка, потому что уже начинает понимать, что молодость - она вовсе
  не вечна.
Поэтому
  Ребекку постепенно начинают утомлять циничные взгляды Энид, и между подружками
  пробегает сначала кошка, затем собака, а после - целый носорог. Пути-дорожки,
  раньше идущие строго параллельно, теперь расходятся. Ребекка работает, тусуется
  с парнями и занимается поисками квартиры, чтобы эти тусовки приняли отчетливый
  сексуальный оттенок, а Энид по-прежнему занимается поисками себя и анализом
  несовершенства окружающего мира. Работать у Энид никак не получается - из любого
  места ее выгоняют в первый же день, потому что, когда общаешься с людьми, нельзя
  высказывать вслух, что именно ты о них думаешь.
В
  какой-то момент девочки случайно знакомятся с очень странным парнем - Сеймуром
  (Стив Бушеми). На первый взгляд Сеймур - типичный неудачник. В свои уже немолодые
  годы он не женат, снимает квартиру на паях с толстым парнем - таким же неудачником,
  боится своей мамочки и занимается коллекционированием виниловых пластинок с музыкой
  двадцатых-тридцатых годов. "Полный поц", - решает Ребекка, познакомившись с
  Сеймуром. "Какой странный парень", - думает Энид, узнав обо всех увлечениях
  Сеймура, и как-то незаметно для себя влюбляется в него.
Впрочем,
  самой себе Энид в этом не признается - она считает Сеймура своим другом и настойчиво
  старается устроить его личную жизнь. Однако когда в жизни Сеймура с подачи Энид
  появляется некая "роковая блондинка", Энид понимает, что с Сеймуром ее связывает
  нечто большее, чем просто общий интерес к виниловым пластинкам...
***
Очень
  хорошее кино. Умное, оригинальное, с очень яркими и жизненными образами. Совершенно
  "неголливудское", хотя это как раз вполне понятно, ведь режиссер Терри Цвигофф
  с большим Голливудом принципиально не сотрудничает и занимается исключительно
  независимым авторским кино.
Что
  особенно интересно, этот фильм снят по "роману в картинках" (то есть комиксу)
  писателя Дэниэла Клувса, который вместе с Терри Цвигофф был автором киносценария.
  На фоне всяких кинокомиксоидных поделок вроде сорвиголовных людей иксхалков
  "Мир призраков" стоит настолько особняком, что Цвигофф с Клувсом были даже номинированы
  на "Оскар" в категории "Киносценарий, базирующийся на опубликованном произведении",
  и это единственный пока прецедент номинации фильма, поставленного по комиксу.
Чем
  так хорош этот фильм? Прежде всего - полной естественностью. Кажется, что это
  не кино, а просто выхваченный кусочек из жизни. Две девчонки, повзрослевшие
  чуть раньше, чем их сверстники, находящиеся в "точке разрыва" между детством
  и взрослой жизнью. Обе они уже понимают, что нужно искать компромиссы и пытаться
  как-то сосуществовать с этим миром козлов-мужиков и придурочных теток. Что,
  возможно, в этом мире все не так плохо, как кажется в 16 лет. Ну и кроме того
  (и это они тоже начинают понимать), как раз с переходом во взрослую жизнь все
  проблемы только начинаются, поэтому нужно переставать задаваться вопросом "Почему
  вокруг одни недоумки?" и пытаться найти в этих недоумках какие-то положительные
  черты. Под себя эту жизнь не переделать, поэтому есть только два варианта: или
  попытаться адаптироваться, или оставаться в конфронтации. Второй вариант проигрышен
  в любом случае, потому что и тебе такая жизнь удовольствия не доставит, и окружающим
  ты будешь создавать одни проблемы, чем, собственно, Энид и занимается, хотя
  и против своей воли.
Тора
  Берч играет блестяще! Крайне сложная роль - язвительная и саркастичная, но вместе
  с тем глубоко ранимая Энид - воплощена просто изумительно! Причем никакой нарочитости,
  никакой фальши, никакого переигрывания. Актерская работа на самом высоком уровне.
А вот Скарлетт Йоханссон выглядит на порядок слабее. Как бы для мебели. Впрочем, тут как раз трудно сказать, это сама Скарлетт "недотянула" роль или же так и было задумано режиссером - чтобы Йоханссон просто оттеняла Тору Берч и не отвлекала внимание зрителей на себя.
Стив
  Бушеми всегда хорош даже в эпизодических ролях, а здесь у него почти главная
  роль. Что интересно, частично характер персонажа Бушеми списан с самого Терри
  Цвигофф - он тоже маниакально собирает виниловые пластинки с музыкой двадцатых
  годов. Сеймур - закомплексованный невзрачный мужичок, и трудно было ожидать,
  что Бушеми сыграет его плохо. Ожидания подтвердились: отличная роль, очень яркий
  персонаж, и Бушеми на пару с Берч выглядят замечательно.
На
  мой взгляд, это один из лучших фильмов на тему "легко ли быть молодым". Редко
  бывает так, чтобы в изображении подобной непростой темы не было ни малейшей
  фальши. Цвигофф не давит слезу и не старается рассмешить. Однако в фильме много
  забавных и действительно смешных моментов, которые соседствуют с трогательными
  и даже трагичными эпизодами - все так же, как и в жизни.
Тем
  не менее трудно ожидать, что фильм понравится всем. По настроению, как говорят
  многие зрители, он чем-то слегка напоминает "Трудности перевода", поэтому, вероятно,
  он понравится тем, кому нравится "Трудности перевода", и покажется скучным и
  неинтересным тем, кому фильм Софии Копполы не пришелся по вкусу. Но в любом
  случае "Мир призраков" - это действительно очень хорошее кино.
***
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 5 | 
| Режиссерская работа | 5 | 
| Сценарий | 5 | 
хорошее кино
да