Рейтинг Кинопоиск: 7,7
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Николай Арсель
Отзыв кота Бублика
"Бастарда" в российском прокате следовало бы переименовать не в "Меч короля", а в "Сельский час": Мадс Миккельсен бесконечно рыдает над картохой, которая плохо растёт и колосится на датских пустошах 18 века.
Зинаида Пронченко, "ведущий европейский кинокритик" (с) Станислав Белковский
Дания, середина XVIII века. Король Фредерик V, раздраженный тем, что вересковые пустоши и болота на полуострове Ютландия никак не осваиваются, и от них нет никаких поступлений в виде налогов в казну, требует от своих министров профинансировать основание там поселений, где бы люди занимались сельским хозяйством и что-нибудь выращивали. Однако земли пустошей очень плохо подходят для земледелия, и сколько правительство королевства ни выделяло денег для основания поселений, в итоге ничего хорошего из этого не вышло: на пустошах ничего не растет, там нет поселений, и там можно встретить только всяких бродяг и бандитов.
Людвиг Кален (Мадс Миккельсен), отставной капитан, прослуживший двадцать пять лет в армии, решил попробовать свои силы в освоении пустошей. Он хочет там выращивать совершенно новую для Дании культуру - картофель. Дело в том, что картофель - неприхотлив, и может расти на таких землях, на которых не будут расти другие культуры.
Людвиг пришел с этим планом в министерство, однако там ему заявили, что казна больше не будет финансировать подобные попытки. Но капитан заявил, что он не просит денег - все расходы он намерен покрывать из своей мизерной капитанской пенсии. Он просит только одного: в случае, если его предприятие увенчается успехом, то король предоставит ему дворянское звание.
В министерстве знают, насколько королю важно освоение этих земель, и там подумали, что они ничем не рискуют, обещая Калену дворянское звание в случае создания агрокультурного поселения, поэтому ему дали требуемое, равно как и разрешение заселить какой-нибудь район пустошей, принадлежащих королю.
Людвиг нашел участок, который он посчитал подходящим, нанял нескольких местных жителей, среди которых - двое сбежавших от местного землевладельца фон Шинкеля муж и жена Йоханнес Эриксен (Маортен Хее Андерсен) и Энн Барбара (Аманда Коллин), - и начал строительство дома, который он назвал "Королевский дом" (Kongenshus). После окончания строительства дома, Кален с работниками начинает готовить почву под посадку картофеля.
Все это страшно не нравится тому самому Фредерику фон Шинкелю, крупнейшему землевладельцу. Если у Людвига получится освоить королевскую землю, и туда приедут поселенцы, то сам фон Шинкель уже не будет играть такую важную роль в этом районе. Шинкель - не только влиятельный человек, он еще и представитель закона, так как занимает должность судьи. К тому же он еще и человек подлый и мстительный, так что Людвигу будет нелегко ему противостоять. И мы не знаем, справится он с этим или нет.
***
В основу сценария этой картины лег роман Иды Йессен "Капитан и Энн Барбара". Над сценарием картины работал сценарист и режиссер Николай Арсель: он писал сценарии к фильму "Девушка с татуировкой дракона", всей трилогии "Мистериум", мини-сериалу "Миллениум" и фильму "Королевский роман", который он сам и поставил, и этот фильм получил "Серебряного Медведя" на Берлинском кинофестивале за лучший сценарий.
В 2017 году, через 5 лет после выхода "Королевского романа", Николай Арсель ввязался в постановку картины по культовой серии книг Стивена Кинга "Темная башня", о чем впоследствии сильно пожалел: критики картину растоптали (15% на Rottentomatoes), зрители дали рейтинг 5,6 на IMDB, в прокате фильм также фактически провалился, не собрав и двух бюджетов.
Вернулся после этого Николай Арсель как режиссер только через шесть лет с данным фильмом, который в оригинале называется "Bastarden" (бастард, незаконнорожденний - речь идет о самом Людвиге Калене, который был незаконнорожденным сыном одного аристократа). Первоначальное название этой картины - "Земли короля", а "Меч короля" - не такая уж и отсебятина, потому что "мечом короля" себя называет Людвиг Кален в картине.
"Меч короля" строится по проверенным лекалам предыдущего успешного фильма Арселя "Королевский роман". И именно под эти лекала Арсель адаптировал роман Иды Йессен, потому что в романе основная линия - это история непростых взаимоотношений капитана Людвига Фриса (его так зовут в романе) с Энн Барбарой на фоне трудностей освоения природы Ютландии, - а здесь этим взаимоотношениям уделяется заметно меньше внимания.
В "Королевском романе" рассказывается о романе юной датской королевы с придворным врачом-немцем Иоганном Фридрихом Струэнзе, которого тоже играл Мадс Миккельсен. Датский король Кристиан VII был показан сдвинутым на всю голову капризным и инфантильным развратником: его сыграл Миккель Боэ Фельсгор, и он за эту роль получил "Серебряного медведя".
В "Мече короля" тоже присутствует некий роман между кузиной фон Шинкеля Эдель, на которой фон Шинкель должен жениться, и Людвигом Каленом, а фон Шинкель показан явно сдвинутым на всю голову капризным и инфантильным развратником с явными садистскими наклонностями.
Впрочем, этот роман занимает совсем не центральную часть картины, но и взаимоотношения между Людвигом Каленом и Энн Барбарой тут тоже уделяется не слишком много времени. Центральная часть повествования - противостояние фон Шинкеля и Калена. Противостояние, как вы понимаете, совершенно неравное: несмотря на то, что Кален себя и называет "Мечом короля" и настаивает на том, что он обрабатывает королевские земли, а следовательно, находится под защитой короны, в реальности он и сам хорошо понимает, что никто за него вступаться не будет, при том что фон Шинкель в этих краях - самая важная персона, и он может творить всё что угодно.
Но Кален - человек очень хладнокровный, упорный и даже упёртый. Он - незаконнорожденный, он всего в этой жизни добился сам. Если он сумеет освоить этот участок земли и создать поселение, то он получит вожделенное дворянское звание. Так что на кону стоит очень многое, и он не намерен отступать перед этим фон Шинкелем.
Мадс Миккельсен - актер сильный и разноплановый. Но больше всего ему идут вот такие роли - людей немногословных, обладающих жестким характером и не собирающихся прогибаться ни перед кем. И мне понравилось, что в этом образе не было ни капли какого-то лубка. Несмотря на то, что Людвиг - герой исключительно положительный, и мы ему сопереживаем, он вовсе не какой-то добряк-раздобряк. Наоборот, он - человек сугубо прагматичный, и он делает все для того, чтобы добиться своей цели. Он может пожертвовать многим, чтобы её добиться, и это показано совершенно четко.
Хорош Симон Беннебьерг в роли Фредерика де Шинкеля. Законченный мерзавец, извращенец и садист. Он упивается своей властью, которую ему дают деньги, и он совершенно уверен в том, что никто не сможет ему противостоять. И понятно, почему Людвиг Кален вызывает у него такую ненависть: он посмел не подписать кабальный договор с ним, де Шинкелем, он посмел не взять деньги и свалить, когда ему предлагали.
Но все-таки больше всех после Миккельсена мне здесь понравилась Аманда Коллин, сыгравшая Энн Барбару. Вроде бы обычная служанка, сбежавшая от своего господина. Ее разыскивают, у нее ничего своего нет. Но видно, что она тоже имеет совершенно несгибаемый характер, она - женщина сильная, волевая, и у нее с Людвигом Каленом возникают интересные взаимоотношения: поначалу вроде как от безысходности, но потом это всё развивается в нечто большее.
А еще тут есть совершенно чудесная цыганская девочка Анмаи Мус, которую сыграла восьмилетняя Мелина Хагбер. Это ее самая первая роль, и Мелина сыграла замечательно: Анмаи забавная и естественная, и с ней в картине немало всего связано.
Ну и местный священник Антон Эклунд, которого сыграл Густав Линд. Антон становится другом Людвига, он переживает за это предприятие и всячески Калену содействует. Вроде бы персонаж не особенно важный, однако интересный и запоминающийся.
Поставлено это все хорошо. Вроде бы немудреная история - что нам какой-то там отставной капитан, выращивающий картошку на вересковых пустошах, - а смотрится прямо-таки здорово, мне ни разу не было скучно. Никто над картошкой, как пишет Пронченко, не рыдает, наоборот - Людвиг демонстрирует несокрушимое упорство в достижении своей цели, ему при этом приходится преодолевать многочисленные преграды и временами кажется, что всё, ничего не получилось. Но он не опускает руки и начинает всё заново, продолжая сражаться.
Депрессивная обстановка, крайне тяжелые условия для жизни, нищенское существование, суровые люди, обладающие чувством собственного достоинства и неимоверным упорством. Наблюдать за этим действительно интересно, и ты понятия не имеешь, чем это все закончится: кинематографисты скандинавских стран не имеют привычки заканчивать фильмы обязательным слюнявым хэппи-эндом, как это принято в Голливуде.
Хорошее кино, мы с Бубликом получили большое удовольствие.
P.S. Реальный капитан Людвиг фон Кален (Ludvig von Kahlen) в 1755 году действительно построил дом на пустошах в Центральной Ютландии, который он назвал "Королевским домом". Восемь лет он бился, выращивая картошку, но эта земля так и не стала давать хорошие урожаи. Он и привозил туда несколько немецких колонистов, которые оттуда сбежали, и нанимал местных работников, но тоже не смог их удержать. В итоге он сдался и уехал, чтобы вернуться к воинской службе.
Вот рисунок, на котором запечатлен Людвиг фон Кален.
P.P.S. Кстати, в итоге картофель в Дании внедрил тот самый врач-немец Иоганн Фридрих Струэнзе, герой "Королевского романа", который в реальности провел в Дании серьезные реформы и много на что повлиял.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4+ |
хорошее кино
вполне можно
Зинаида Пронченко, "ведущий европейский кинокритик"
Это Зинаида Пронченко "Марсианин" не смотрела...
А фильм скачал, исключительно ради Мадса Миккельсена; он талантлив и разнообразен.
В крайнем случае я выключу этот фильм через четверть часа. Но укушу!
А вот пример, когда Мадс проявился во всей красе и для меня:
Человек сыграл в "Ещё по одной" и в "Охота"; такого уровня артистов поискать надо.
Не знаю, как в фильме, может, там всё переврали. Но в жизни чувак бился-бился с безнадёжным делом на бесплодной земле, ничего не добился, плюнул и отступился.
Но посмотреть интересно, нет?
Если прилагать множество усилий к совершенно бессмысленному делу, это не доблесть, а тупость?
- Полуторный?
- Нет. Ублюдочный.
В общем, отбрехались. Помниться, в ролике оттуда выражение лица Мадса при вопросе было эпичным. Так и читалось "Какого хера?!" Он чуть водой не подавился.
Там же рассказ о том, как в бедную кенийскую деревню приходит чернокожий пожилой чувак, который рассказывает таким же неграм о Маннергейме. Ну и, соответственно, дети представляют себе Маннергейма вот таким.
Ни логика, ни причинно-следственные связи ничуть не страдают.
Были и другие осовремененные версии. Но если Ромео и Джульетта в Вероне эпохи Возрождения, в антураже реальной истории, с дуэлями и родовой честью, то никаких негров. Хотите негров? Перенесите сюжет в Африку. Или куда угодно, где подобное возможно. Сюжет позволит после небольшой переделки.
Иначе нахер.
А вот военный на рисунке в конце рецензии одет в форму начала XIX века, что-то не клеится
А как же Марсианин?
О том, что свята жизнь любая
Убив картошку, как шакал
И жадно плоть её глодая
Не дав ей шансов хоть немножко
И, власть свою употребя,
Насильно хавал полной ложкой
Мизокартофельный маньяк
Ты утвердил своё желанье
Судьбу чужую взяв в кулак,
Ты не достоин оправданья
Можно также помять, то же действие. Но только не подмять! Подмять (под себя) — применить насилие, чтобы подчинить себе.
Когда с сольцой её подмять!"