Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Уилл Шарп
Отзыв кота Бублика
Луис Уэйн (Бенедикт Камбербэтч) родился 5 августа 1860 года. Он был старшим ребенком в семье, в которой кроме Луиса было еще пять девочек. Когда Луису было двадцать лет, умер его отец, и Луису пришлось содержать свою мать и пятерых сестер - в дальнейшем старых дев, ни одна из которых так и не вышла замуж.
Луис, у которого с детства был талант художника, изображал английскую сельскую жизнь - дома, усадьбы, животных, - и эти иллюстрации покупали некоторые издания, включая одну из самых популярных газет викторианской Англии Illustrated London News: ее издавал сэр Уильям Ингрэм (Тоби Джонс).
Луис был странноватым молодым человеком, плохо приспособленным к обычной жизни. В нем не было никакой деловой хватки, он никогда не мог потребовать для себя достойного гонорара, кроме рисования он боксировал, пытался изобретать какие-то странные устройства и даже писал оперы, также он был одержим идеей влияния природного электричества на отношения между людьми, и когда сэр Уильям Ингрэм предложил ему место штатного иллюстратора, то Уэйн поначалу отказался, потому что позиция свободного художника ему нравилась заметно больше.
Впрочем, пятеро сестер, которых Луис должен был содержать, потому что в то время женщины могли получить хоть какие-то средства к существованию, только выйдя замуж, ему быстро объяснили, почему он просто не имеет права отказываться от предложения издателя, после чего Уэйн согласился стать штатным художником Illustrated London News.
У сестер Луиса была гувернантка Эмили Ричардсон (Клэр Фой). Сестры хотели было отказать Эмили от места из банальной экономии, но этому, как ни странно, воспротивился сам Луис, поэтому Эмили осталась. У Луиса с Эмили возник роман, и в результате Уэйн сделал Эмили предложение, что в лондонском обществе вызвало определенный шок: женитьба представителя соответствующего сословия на гувернантке в те времена была просто-таки вызовом общественной морали.
Впрочем, Луиса, как человека несколько асоциального, не особенно волновало то, что в обществе думают по поводу его поступка. Они с Эмили любили друг друга и наслаждались обществом друг друга, однако, к сожалению, их счастье длилось совсем недолго: у Эмили врачи обнаружили рак груди четвертой степени.
В какой-то момент супруги нашли в саду маленького котенка черно-белой расцветки. Они взяли его в свой дом, назвали Питером, и Луис, которому всегда хорошо удавалось изображать животных, начал рисовать Питера, а потом и других котов. Причем если изначально это были просто изображения котов, кошек и котят, то позже Луис стал рисовать их антропоморфными, то есть придавал животным человеческие черты. На его картинах коты прогуливались на задних лапах, играли в покер, пили чай, а также всячески пародировали человеческое поведение.
***
Оригинальное название картины этого байопика о жизни реально существовавшего художника - "Электрические миры Луиса Уэйна". И для российского проката название изменили совершенно зря, несмотря на то что Луис Уэйн действительно был известен прежде всего как художник, создавший огромное количестве картин и рисунков котов: Луис совершенно изменил отношение британцев к этим пушистым негодяйским животным, которых до этого то обожествляли, то побаивались, считая их носителями колдовских чар. И в тогдашнем обществе было немыслимо взять котенка домой в качестве домашнего животного. Собаки - да, коты - да что вообще такое, эти коты?!!
Но фильм не столько о творчестве этого художника и о его "кошачьем периоде", сколько о его жизни как таковой, и постановщик картины Уилл Шарп постарался в фильме рассказать о большом отрезке жизни Уэйна от двадцати лет до конца его жизни.
Первая часть картины, рассказывающая о двадцатилетнем Луисе, снята в несколько комедийном ключе и по стилю постановки и цветовым решениям напоминает фильмы Уэса Андерсона. Момент знакомства Уэйна с гувернанткой своих сестер Эмили, которая была на десять лет его старше, а также последующий роман и их жизнь в браке показаны очень трогательно и романтично, однако как в жизни Луиса все резко меняется после смерти Эмили, так и в фильме тональность повествования также резко меняется.
После смерти жены, которую он очень любил, Уэйну как-то пришлось приспосабливаться ко всей этой чертовой жизни и его спасала работа - рисунки и картины, которые он создавал очень быстро и в огромных количествах: в реальности он мог делать до шестисот рисунков в год.
Но, впрочем, и это в фильме показано совершенно четко, несмотря на огромную популярность его рисунков, Луис на этом мало что заработал: он даже не озаботился тем, чтобы запатентовать права на свои изображения кошек, и их копировали все желающие, а Уэйн от этого не получал ни копейки. Также он часто продавал свои рисунки со всеми правами, включая права на переиздания, и другие люди на этом зарабатывали хорошие деньги, но не сам художник.
Ну и в результате его семья всегда была в долгах как в шелках, а в 1907 году Луис даже должен был бежать в Америку (в фильме это несколько смягчили, объяснив просто выгодным предложением, хотя на самом деле художник просто бежал после суда по поводу его задолженностей), где он был принят очень хорошо, но через три года он вернулся в Англию после смерти матери, после чего началась Первая мировая, Уэйн остался без средств к существованию и стал постепенно погружаться в пучины безумия.
В фильме это все, в общем-то, показано, просто в несколько смягченной форме. Также режиссер некоторым образом мечется между стремлением показать драму данного человека, воссоздать соответствующую эпоху и отразить некоторые сюрреалистичные видения Луиса Уэйна, который, конечно же, жил в несколько своем особом мире, однако смесь из всего этого получилась, как бы это сказать, не особенно цельной, на что указывают многие критики.
Тем не менее мне картина понравилась, хотя я тоже могу отметить некоторые ее слабые стороны. Вся первая часть - юность художника, его знакомство с Эмили, их женитьба и жизнь до кончины Эмили - отличная. Она очень здорово поставлена и сыграна. Последующие две трети фильма - там возникает такое ощущение, что постановщик толком не может решить, что и в каком стиле он будет снимать дальше: эпизоды триумфа Луиса сменяются скандалами в семье, потом толком не объясненный отъезд в Америку, причем американская часть сделана предельно невнятно, затем возвращение и далее несколько схематично показанная история того, как Уэйн постепенно сходил с ума.
Все это периодически перемежается видениями Уэйна, который в людях видит котов, причем коты в этих видениях иногда переходят во фракталоподобные узоры (это соответствует поздним работам Луиса, которые он рисовал, уже находясь в психиатрической больнице), но это как раз показано, на мой взгляд, несколько топорно и примитивно.
Актеры в картине заняты отличные. Бенедикту Камбербэтчу не впервой играть такую асоциальную и своеобразную личность со своими психологическими проблемами, и он Луиса Уэйна играет просто отлично. Роль сложная и многогранная: он не просто эдакий странноватый человек, который находился под постоянным прессом сестер, пошедший против общепринятой морали, женившись на женщине старше него на десять лет, да еще и из совершенно другого, намного более низкого социального слоя, он еще и постепенно теряет рассудок, и Камбербэтч, на мой взгляд, это все изобразил великолепно!
Также нужно отметить мастерство гримеров: в картине определенную часть времени показывается художник в старости и Уэйн выглядит очень даже реалистично.
Очень понравилась актриса Клэр Фой, сыгравшая Эмили. Обаятельная, понимающая, искренне увлеченная этим чудаковатым Луисом, Эмили свою болезнь, полученную именно в тот момент, когда в ее тяжелой жизни хоть что-то начало доставлять ей удовольствие, приняла с большим достоинством. Она никого ни в чем не обвиняла, она была благодарна за то счастье, которое ей хотя бы и ненадолго было предоставлено, и она очень мужественно это все встретила. Замечательная роль, прекрасно сыгранная.
Издатель сэр Уильям Инграм у актера Тоби Джонса также получился отличный. Вроде бы ничего особенного, роль достаточно эпизодическая, однако запоминающаяся. Инграму было сложновато выстраивать отношения с Луисом - человеком очень непредсказуемым, однако сэр Уильям отдавал должное таланту иллюстратора, и он сыграл важную роль в его жизни, помогая Уэйну и его семье в трудные моменты.
В малюсеньких ролях, практически камео, здесь появились Ричард Айоади (он сыграл дирижера Генри Вуда), Тайка Вайтити (американский издатель Макс Кейс) и - сюрприз, сюрприз - Ник Кейв (а вот не буду говорить, кого он сыграл).
Фильм получился не без недостатков, несколько, так сказать, сумбурный, однако я его посмотрел с удовольствием. Мнения зрителей и критиков по поводу данной картины разделились: одним фильм очень понравился, другие же утверждают, что режиссер фактически запорол потенциально выигрышную тему. Но я отношусь к тем, кто предпочитает обращать внимание на сильные стороны данного фильма - отличные роли, впечатляющую картинку, очень здорово воссозданную обстановку Викторианской эпохи, - которые все-таки компенсируют определенные огрехи постановки.
Ну и несколько изображений реального Луиса Уэйна и его картин.
Портрет художника.
Луис Уэйн за своим рабочим столом вместе с Питером. (Кстати, имя коту было дано в честь российского царя Петра Первого Великого.)
Несколько рисунков художника.
P. S. Фильм снят в старом формате кадра 4:3. (Сейчас практически все снимают в формате 16:9.) Что этим хотел сказать постановщик? Ну, видимо, пытался подобным образом создать эффект старых фильмов. На мой взгляд, он это сделал совершенно напрасно и такой формат только мешает восприятию картины, но он - художник, он так видит.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
хорошо, но не без недостатков
решайте сами
В общем, полфильма - очень мило и душевно. Ровно до того момента, где объявляют диагноз: у вас рак, и вам хана. После этого начинается какой-то рваный и пошлый калейдоскоп и совершенно омерзительная слезодавилка-соплевыжималка, в финале прямо таки превращающаяся в "Куда приводят мечты" (или мне показалось?).
Камамберч и Фой прекрасны безусловно. Да и все актеры хороши, особенно эта адская семейка. Ну, так бывает - все отлично поработали, а вместо кина вышло недоразумение.
Распространение электрического света как-то повлияло на его жизнь и творчество? Постоянно окружающие его кошки создавали слишком много статического электричества? Или у слова "electrical" есть еще какое-то значение кроме "электрический"?
Тася Туапсе.
Я тоже считаю, что японские прокатчики всё же не зря считают японцев тупее американцев. Все годы было загадкой, почему «Быть Джоном Малковичем» у них стал как «Дырка Малковича».
Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)
А кино обычно снимают в 2.35:1 или 2.4:1, именно поэтому при просмотре фильмов на обычных широкоформатных телевизорах сверху и снизу остаются черные полосы.