Рейтинг Экслера: 6,5
- Режиссер:
- Мэтт Росс
Das ist fantastisch.
Кот Бублик о совсем другом фильме
Кот Бублик об этом фильме
Из отзыва
Некий Бен (Вигго Мортенсен) и его жена Лесли (Трин Миллер) разочаровались в американском капиталистическом образе жизни и вместе со своими детьми сбежали в леса северо-запада Соединенных Штатов. Всего у них родилось шестеро детей - три мальчика и три девочки.
Бен с Лесли учат детей выживать в условиях дикой природы, для чего они проходят ежедневные тренировки, убивают и разделывают животных собственными руками, занимаются натуральным хозяйством, а по вечерам при свете костра детишки учат иностранные языки, изучают теорию струн, политическое устройство США, Билль о правах, занимаются алгеброй, геометрией, химией, физикой, пением и народными промыслами.
У Лесли - сильное биполярное расстройство, она периодически слетает с катушек и становится опасной. В конце концов Лесли уезжает, а Бен остается воспитывать детей в полном одиночестве.
В очередной раз выехав в город, чтобы пополнить запасы, Бен узнает, что Лесли покончила жизнь самоубийством. И что ее похороны состоятся через пять дней, причем родители Лесли не хотят видеть Бена на похоронах.
Бен сообщает эту печальную новость детям, однако дети заявляют, что они должны присутствовать на похоронах матери. Бен понимает, что там дело может дойти до его ареста по настоянию тестя с тещей, но соглашается отправиться с детьми на похороны - у него для путешествий всей семьей есть старый переделанный школьный автобус.
***
(Внимание - дальнейший разбор полетов сумасшедшей семейки будет содержать спойлеры. К сожалению, в данном случае без них никак не обойтись.)
В американском кинематографе термином "инди-кино" называют недорогие фильмы, снятые независимыми студиями или режиссерами. Для инди-фильмов есть собственные кинофестивали вроде "Сандэнс", также эти фильмы очень любят критики крупных фестивалей вроде Каннского и Фестиваля американского кино в Довиле.
Данный фильм, вышедший в 2016 году, уже обласкан различными фестивалями: он получил семь наград и пять номинаций, среди которых каннский приз режиссеру Мэтту Россу, аж два приза и одна номинация фестиваля в Довиле, приз Россу в Карловых Варах, приз Россу международного фестиваля в Сиэтле, приз Россу южнокорейского фестиваля фантастических (!) фильмов (это на меня произвело особое впечатление).
(На обложке российской лицензии почему-то указано, что это лучший фильм года по версии фестиваля "Сандэнс", но это вообще какой-то бред: данная картина там даже не была в списке участников конкурсной программы, что легко проверить.)
Кстати, Мэтт Росс известен как актер - он снялся в сорока трех фильмах и сериалах. Как режиссер до этого он снял только мелодраму "28 спален", которую почти никто не заметил.
И вот теперь - "Капитан Фантастик", поставленный Россом по собственному сценарию, и этот фильм привел в восторг именитых критиков и имеет такой высочайший рейтинг на IMDB, что почти уже вошел в Top 250 лучших фильмов всех времен и народов.
Я данное кино давно планировал посмотреть, тем более что очень хорошо отношусь к Вигго Мортенсену, ну и вот теперь сподобился.
Сразу скажу - картина у меня оставила чувство сильного недоумения. Потому что я никак не мог определиться, как ее воспринимать. Ну, ладно, сумасшедший папаша сильно левацких взглядов загнал своих детей в лесную чащу, лишил почти всех благ цивилизации и учит их жить в лесу на манер трапперов-охотников.
Ну, ладно, за один ежевечерний час (весь день они тренируются, охотятся, занимаются хозяйством), проведенный у костра за чтением обтрепанных книжек (причем трогательно держат книжки так, что в них ни хрена не видно), они получают университетское образование, знают по шесть языков, изучают теорию струн, теорию большого взрыва и еще кучу всякого черта лысого. Ну да, ну да, очень смешно, я поржал, спасибо. Только совершенно не понял, в чем там суть и где ха-ха. А, да, он же получил приз на фестивале фантастических фильмов, ну тогда ладно, примем это за ненаучную фантастику.
Ну, хорошо, в лесу они жить научились, университетское образование получили, включая самую малолетку в трогательной шапочке из шкуры манула, а дальше-то что? Папаша-то их вообще собирается в нормальную современную жизнь выводить или нет? Если не собирается, тогда на черта им по шесть языков и теория струн? Если собирается, тогда на черта он их держит в лесу, как зверей, и ежедневно обучает вещам, которые в городе никому не могут понадобиться по определению?
Ну да, ну да, общество потребления, мать его, все жирные, кока-кола вредная, школьное образование неэффективное, чиновники чванятся, да и гаджеты эти заколебали. Ну так сиди в лесу и не высовывайся. Обучай детишек валить оленя и давай им сожрать печень животного для посвящения в настоящие мужчины, чем он, собственно, и занимается. Только им эсперанто-то в лесу на черта? Эсперанто, который они каким-то образом выучили самостоятельно, потому что Бен, как выяснилось, эсперанто не знает.
С того момента, когда вся эта гоп-компания двинула на похороны мамы, началась совсем веселуха. К нормальной жизни они не приспособлены и даже чужую овцу, пасущуюся на поле, завалить не могут, потому что она, видите ли, не двигается, как муфлон. В кафешке им Бен есть не разрешает, потому что, цитирую, еда вся вредная. (Чем ему не угодили зеленые салаты, овощи и обычное мясо - я не знаю.)
Тогда они идут в магазин и там - только не ржите - проводят обряд "освобождения еды", что означает банальное воровство: Бен делает вид, что у него приступ, детишки коммуниздят продукты и с ними сбегают. При этом Бен предлагает им альтернативу нездоровому питанию в кафешке - здоровенный жирнющий торт. И они отмечают день рождения какого-то ученого-лингвиста (я его фамилию не запомнил), потому что они всегда отмечают его день рождения вместо Рождества. Ибо Рождество - это буржуазный праздник, а день рождения ученого-лингвиста - это то, что они будут отмечать.
Я все это смотрел и думал, что же там будет дальше. В чем смысл всего этого безобразия? Где должен быть хеппи-энд? Полиция ловит сумасшедшего папашу (тем более что он еще и трясет своим хреном на виду у всего кемпинга, ибо возврат к природе и все такое), детей передают бабушке-дедушке, они потихоньку социализируются и все счастливы?
Ну, в общем-то, что-то в этом роде там происходит, только режиссер постарался максимально угодить и вашим, и нашим, сделав так, что папаша вроде бы раскаялся, но потом он все-таки нашел компромиссное решение: все помирились, спалили труп мамы и спустили пепел в унитаз - как, собственно, мама и завещала.
А старший сынуля, который заочно поступил во все самые крутые университеты страны (из леса письма писал с оказией, видать, я не знал, что в Штатах так просто поступить в университет из леса), учиться не пошел (а чему тебя может научить, спрашивает сына сумасшедший папаша, Массачусетсский технологический, ведь ты же все и так знаешь), а поехал - барабанная дробь - в Намибию. С какого, вы спросите, буя?
Да он сам ни хрена не знает, их же растили в лесу и заставляли жрать сырую печень оленя - от такой жизни не только в Намибию, в Урюпинск можно уехать! Но тут главное, что папец евонный на прощанье дал ценный совет обязательно уважать женщину, которую он будет трахать, даже если он ее не будет любить. А сам сынуля младшему братуле дал наказ: "Вся власть - народу". Также фабрики - рабочим, землю - крестьянам, ацидофилин - ацидофилам.
Так вот. Первое. Сумасшедшие папаши (мамаши) подобного рода быстро не прозревают от того, что дочка свалилась с крыши и чуть было не осталась инвалидом на всю жизнь. Да у него эти детишки на скалах руки ломали, и им было велено дальше карабкаться, ибо "учимся выживать". А тут в городе с крыши свалилась - делов-то.
Второе. Упорное желание всей сумасшедшей семейки обязательно выкопать из могилы и спалить на костре труп любимой мамочки, а потом ее пепел обязательно спустить в первый попавшийся унитаз, ибо так мамочка написала в своем завещании, - оно, с одной стороны, вызывало бы уважение, но все семейство, хотя оно и сумасшедшее, знало, что у мамочки - сильнейшее биполярное расстройство. А если бы она потребовала свой пепел вместе со школьным автобусом впечатать в толпу, например, детишек - они это также фанатично исполнили?
Третье. Трогательное умиление некоторых зрителей папашей, который наливает по полбокала вина в том числе трехлетним детям и потом на следующий день дарит им всем здоровенные охотничьи ножи, - я так думаю, что тут на психическую полноценность нужно проверять не только папашу, с ним все и так понятно, но и этих зрителей.
Я читал в отзывах, что многим зрителям понравилась сама идея: увести, дескать, детей из буржуазного общества потребления и в условиях чистой природы воспитать из них настоящих лидеров. И вот тут я совсем ничего не понимаю. Да, я понимаю идею увести детей из общества потребления, поселиться вместе с ними в лесу и жить в тесном контакте с природой, слившись с этой природой по самые сколопендры. Но тогда это осознанный выбор, собственно говоря, навсегда. Если ребенок с раннего детства до зрелого возраста воспитывается в лесу и никак не социализируется, то при возврате в общество потребления (а на фига вообще оттуда уходили, спрашивается, если потом вернулись?) он никаким лидером не будет по определению, он будет долго и дико трудно социализироваться и, скорее всего, навсегда останется парией или фриком.
И каких таких лидеров тут готовили совершенно долбанутые папаша с мамашей - я не понимаю в упор. И почему режиссер и какие-то зрители и критики этим восхищаются - я также не понимаю в упор.
Соответственно, и фильм этот мне не просто не понравился, он у меня вызвал явное раздражение. Я не понимаю, кому тут сопереживать, мне просто очень жалко детей, которых искалечили родители. И если первая часть фильма еще представляла какой-то интерес, пока я пытался понять, что мне вообще пытаются сказать, то где-то начиная с похорон это все было просто неприятно смотреть, если честно.
Да, актеры тут играют хорошо - в рамках сценария, по которому они действуют. Вигго Мортенсен, при всей как минимум странности своего персонажа, старается вовсю, и какое-то время этот Бен даже может вызывать теплые чувства и ты пытаешься понять его резоны. Но, впрочем, через некоторое время понимаешь, что он просто на всю голову больной, - и после этого уже с нетерпением ждешь, когда его арестуют и отдадут детей под надзор органов опеки.
Детишки - хорошие, две средние девочки - просто классные! Впрочем, старший сынишка, которому счастливый отец дал гордое имя Бодеван (там у всех детей имена заковыристые, кто бы сомневался), мне не слишком понравился. Актера Джорджа МакКэя я уже видел в сериале "11.22.63" - мне он там тоже как-то не показался.
Тут намного ярче выглядит средний парнишка по имени Рэллиан, которого играет Николас Хэмилтон: тот хоть ненавидит своего долбанутого папашку и этим вызывает уважение. А старший - такой же коммунистический лесной выживальщик, как и Бен. Ну хорошо хоть в Намибию свалил, хоть где-то делом займется.
В общем, это никакой не дас ист фантастиш! Это даст ист дурдомиш! Это могло быть дас ист фантастиш, если бы режиссер осуждал подобных родителей. Но он им явно сочувствует. И за это ему наш суровый - НЕЗАЧЕТ.
Дурацкое кино, короче говоря, на хрена я это вообще смотрел?..
P. S. Но вот сын подрастет, я ему обязательно это кино покажу. Смотри, сын, скажу я, какие у некоторых детей бывают дебилы родители...
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 2 |
дурацкое кино с приличными актерами
нет
А суть фильма, возможно, это посыл молодым родителям, чтобы они задумались о воспитании своих детей. И ответа как раз особо нет в фильме, разве что призыв не вдаваться в крайности, а искать золотую середину.
Бахубали? Я целиком еще не смотрел.
- Do you speak English?
- Yes, I do, а хули толку?
А так - да, почти все герои раздражали в разной степени. Самые приличные люди во всем кине это бабушка и дедушка.
en.wikipedia.org
... с моделью, похожей на описанную в фильме: пасешь коров, живешь натуральным хозяйством, и изучаешь фунадментальные дисциплины (гуманитарные, в основном). Потом выходишь в реальный мир и становишься лидером. В 40-е гг это работало. Так что американцам такие идеи вполне понятны.
www.newyorker.com
Лично мне фильм очень понравился, хотя в конце можно было бы и позлее постебаться.
Я все понимаю, что это прям свежая струя в кинематографии, томик стихов на полке с комиксами и прочие "видения художника", но честно говоря напоминает помесь Ералаша с Американским пирогом и Теорией Большого Взрыва.
Кому охота альтернативного взгляда на общество потребления, воспитание детей и т.д. в США - думаю, куда полезнее, правдивее и интереснее посмотреть "Аляска. Семья из леса" (Alaskan bush people) по Discovery. Хотя хз, может там и постанова - утверждать не буду, но тогда играют чертяки, вот прям "верю"!
(задумчиво) Почему эти дебилы такие предсказуемые, ну почему?
Тот случай, когда сначала лучше посмотреть фильм, а потом прочитать рецензию. Чтобы не согласиться с автором. Если бы я сделал наоборот, смотрел бы фильм другими глазами ("Где ж ты их взял-то?")
И достаточно разжеваный посыл - исправить не поздно даже со старшими детьми. Но не доводя до взрослости, ибо однажды это будет мамин сценарий, когда накроет понимание поломанной жизни.
А так, со всем согласен. Жалко было детей. Но у младших ещё есть шанс. Только ножи отобрать. На всякий случай.
Мне понятно недоумение Алекса, простого деревенского паренька, который не понимает жизни без хорошего стейка и бутылки вкусного вина, но у всех же разные представления об уровне жизни.
Вот я бы, конечно, не отдал бы своих детей расти в лесу, но однозначно осуждать папашу из фильма не буду. Все-таки дети у него получились отличные, несмотря на все прелести такой жизни.
А то, чо парень у ехал в Намибию - так это как раз про то, что он сам принял это решение, а не пошел по накатанной социальными стереотипами тропе. Поживет, поймет, чего хочет, тогда уж и поучиться можно.
Это видимо и был фантастический момент. Потому как так не бывает.
Т.е. если снять художественный фильм про гомеопата, успешно лечащего водичкой рак и ВИЧ, то это послужит триумфальным аргументом в споре дебилов с людьми, не знающими, что с дебилами не спорят?
Алекс совершенно правильно подметил несообразность этой жизни в картине - хочешь жить в лесу и питаться хорошими стейками собственноручно убитого оленя? - но тогда зачем тебе изучать теорию струн, билль о правах и эсперанто, что ты с ними делать будешь? Ежикам рассказывать?
А избегать накатанных социальных стереотипов можно и в городе.
АААтличное кино. Просто ааатличное.
Вот я бы, конечно, не отдал бы своих детей расти в лесу, но однозначно осуждать папашу из фильма не буду. Все-таки дети у него получились отличные, несмотря на все прелести такой жизни.
Дети у него отличные получились только потому что так захотел автор фильма. В реальности из них в лучшем случае выросли бы отличные лесные отшельники, что-то вроде Лыковых, тех староверов, что прожили свыше 40 лет отшельниками в Саянах. Так что, в лесу выжить они бы смогли, но не более того. Алекс прав.
Только потому, что в сценарии так написано.
Это как давным-давно гремели холивары насчёт хайнлайновской идеи давать избирательные права только отслужившим в армии. Основной аргумент "за" - но ведь какое отличное общество создала такая система! В книге...
Однако да, поверить в то, что один человек может столькому научить детей, довольно сложно)
И сцена с трупом матери - перегиб.
Но в целом - очень неплохо.
Видимо, для них, для тех, кто занимается обучением, это кино очень много значит.
Описанные в кино проблемы, видимо, вас лично, Алекс, не коснулись.
Но это не означает, что кино - плохое.
Насколько же они не верят в систему образования тогда?
А какие именно там проблемы описаны?
Жирная еда, кока-кола, общества потребления? И чтобы избежать этого, обязательно надо жить в лесу и валить оленей ножиком?
Да, нынешние преподаватели - те ещё спецы... Даже в университетах.
Вроде там объяснили, для чего весь процесс затевался парочкой. Они хотели вырастить лидеров новой формации, не лесных людей, а именно новых лидеров. То есть планировалось потом выпустить детей в социум. Идеализированно, но красиво.
Так я об этом в рецензии и пишу. Какие, на хрен, лидеры получатся при таком воспитании? Никакие.