Идеальные дни / Perfect Days
12.09.2024 33121   Комментарии (65)
7,5
Рейтинг IMDB: 7,9
Рейтинг Кинопоиск: 7,8
Рейтинг Экслера: 7,5
Сборы по миру:  $25,6 млн
Созерцательный фильм о счастливом уборщике туалетов.
Отзыв кота Бублика

Чему могло бы научить ребенка это насквозь неправдивое кино, прикидывающееся ходячей мудростью? Тому, что «идеальные дни» могут продолжаться бесконечно, надо только вовремя просыпаться на работу и не забывать смотреть на природу во время обеденного перерыва? Ну разве что несмышленые младенцы в такую «мудрость» и поверят.
Никита Лаврецкий, Афиша

Шестидесятисемилетний Хираяма (Кодзи Якусё) работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Он одинок, живет в небольшой квартирке, а на работу вместе со всем своим снаряжением добирается на своем небольшом рабочем фургончике, которому не сильно меньше лет, чем самому Хираяме.

Жизнь Хираямы подчинена нехитрым ритуалам, которым он следует неукоснительно. Перед сном он немного читает очередную книгу, которую приобрел в отделе магазина, где книги продаются с очень большой скидкой, утром он ухаживает за растениями, которые разводит в своей квартире (он в парке выкапывает маленькие ростки, а потом выращивает их у себя дома), затем покупает банку холодного кофе в уличном автомате, после чего едет на работу, слушая в машине на старой кассетной магнитоле кассету из своей внушительной коллекции. Хираяма предпочитает британские и американские хиты шестидесятых-семидесятых. 

Днем Хираяма приходит в парк, чтобы съесть сэндвич и полюбоваться на то, как лучи солнца пробиваются сквозь кроны деревьев, там он делает несколько снимков на старый пленочный фотоаппарат. По выходным Хираяма ходит в баню и в прачечную самообслуживания, отдает в проявку пленку из фотокамеры, а вечером в субботу ходит поужинать в один и тот же скромный ресторанчик, хозяйка которого радует посетителей теми песнями, которые нравятся Хираяме. 

На работе у Хираямы есть напарник - молодой придурковатый парень по имени Такаши (Токио Эмото). Такаши страшно не нравится эта работа, он все делает спустя рукава и удивляется тому, что Хираяма свою работу всегда делает образцово. Такаши вечно жалуется на то, что у него нет денег, и ему не на что сводить свою девушку Аю (Аои Ямада) куда-нибудь повеселиться. И как-то раз, когда к Такаши на работу пришла Ая, и у него не завелся мопед, Такаши попросил разрешения взять машину Хираямы. 

***

История этого фильма началась с проекта городской реконструкции района Сибуя в Токио - The Tokyo Toilet, который стартовал в 2020 году. Идея этого проекта принадлежит известному предпринимателю Кодзи Янаи, директору Uniqlo и Fast Retailing.

В рамках этого проекта в этом районе были перестроены 17 общественных туалетов, проекты которых заказывались у очень известных архитекторов, среди которых есть и лауреаты Притцкеровской премии - очень престижной премии в области архитектуры. 

Для продвижения проекта Кодзи Янаи пригласил сценариста Такуму Такасахи написать сценарий фильма, состоящего из нескольких новелл. В каждой из этих новелл так или иначе должен был фигурировать какой-то из новых туалетов. Предполагалось, что каждую новеллу снимет какой-то очень известный режиссер - Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Вим Вендерс и так далее - по аналогии с тем, что над каждым проектом туалета работал известный архитектор.

Однако когда в Японию по приглашению Такасахи приехал немецкий режиссер Вим Вендерс, он сказал, что может сам снять полнометражный фильм, в котором бы фигурировали все эти строения. Вендерс всегда очень интересовался Японией: он снял два документальных фильма о Токио, японской культуре и японской одежде.

Кодзи Янаи эта идея понравилась, и в итоге Вендерс снял полнометражный фильм, который он назвал по знаменитой песне "Perfect Day" Лу Рида 1972 года - Хираяма, в том числе, слушает ее в машине.

"Идеальные дни" - фильм в основном созерцательный. В нем происходят определенные события, но все-таки основа фильма - нехитрые ритуалы, которые исполняет Хираяма. Мы не знаем, почему он живет один и была ли у него семья. Мы узнаем только то, что у него есть богатая сестра, которая в шоке от того, что ее брат живет такой жизнью, и она с ним практически не общается.

Хираяма - человек очень неразговорчивый, молчун. Видно, что ему вообще тяжело дается общение с кем-то, он предпочитает проводить время молча, занимаясь своей рутиной, читая или любуясь проблесками солнца сквозь листву деревьев. (В японском языке есть специальное слово komorebi, которое и означает игру света и теней, создаваемую трепещущими на ветерке листьями.)  

Мы понимаем, что на своей работе он зарабатывает какие-то копейки, и у него все расходы строго рассчитаны, но он совершенно неприхотлив, и его эта ситуация вполне устраивает. Более того, когда он выясняет, что за свою коллекцию кассет он может выручить очень серьезные деньги - на него это не производит никакого впечатления, потому что кассеты - чтобы слушать, а не чтобы их продавать.

Конечно, он живет прошлым: старая музыка, старая машина, старые привычки. У него нет ни компьютера, ни смартфона, он понятия не имеет, что такое Spotify. И его это устраивает. Он счастлив со своей маленькой квартиркой, кассетами и своими нехитрыми радостями. Каждый день, выходя на улицу, он улыбается, причем совершенно независимо от того, на улице солнце или дождь. Когда он едет на машине, слушая любимую музыку и любуясь строениями Токио, он тоже улыбается - ему нравится этот город.

Временами в его жизни появляются какие-то новые мелкие ритуалы. Например, как-то раз он обнаружил, что в одном из туалетов кто-то оставил листочек для крестиков-ноликов со сделанным первым ходом. Хираяма сделал свой ход и оставил листочек на том же месте. После этого он каждый день обнаруживал ответный ход. Он не знает, кто оставляет этот листок, но принимает участие в игре.

Также в какой-то момент к Хираяме домой приходит его племянница, которая поссорилась с матерью и просит разрешения провести несколько дней у дяди. Интересно, что племянница очень живо интересуется тем, как живет ее дядя и чем занимается, она просит взять ее на работу и она разделяет с Хираямой его нехитрые ежедневные ритуалы, и кажется, что ей тоже это нравится. 

Больше мы ничего не узнаем об этом человеке. Мы понимаем, что в прошлом он пережил какие-то трагедии - очень мельком упоминается отец, с которым Хираяма отказывается общаться, - но об этом больше ничего не рассказывается. 

Это просто такой срез жизни немолодого и одинокого человека, которому очень мало чего надо в этой жизни, и он находит свои радости в очень простых вещах - пусть даже это игра света и теней от трепещущих на ветру листьев деревьев. И он, судя по всему, счастлив. Каждый день он встречает с улыбкой, и он очень ценит все мгновенья своей жизни. 

Я во время просмотра все время вспоминал сериал "Наследники", где показана семья невероятно богатых и влиятельных людей. У них все есть в этой жизни, они все могут себе позволить. И все они несчастны: их жизнь проходит в бесконечных интригах, они составляют какие-то заговоры, подставляют и предают друг друга, и они живут как пауки в банке.

И вот их полная противоположность - уборщик туалетов, нижайший из нижайших и почти нищий. При этом он счастлив и доволен своей жизнью. 

Вот ведь как оно в этой жизни интересно складывается...


Эта картина номинировалась на главные призы Каннского фестиваля, на приз Азиатской киноакадемии, на премию Сезар и Оскар. На Каннском фестивале картина получила приз за лучшую мужскую роль Кодзи Якусё, а также приз экуменического жюри. На премии Азиатской киноакадемии Кодзи Якусё также получил приз за лучшую мужскую роль. 

Мне очень понравился этот фильм. Он вроде бы такой очень простой. Да и задуман был как такой своеобразный продакт-плейсмент. А в итоге получился фильм созерцательный, очень светлый, чем-то даже завораживающий и заставляющий задуматься об определенных вещах. При этом картина оставляет очень хорошее послевкусие: я все время ее вспоминаю, и помню ее практически покадрово.

Интересно, что такие фильмы обычно нравятся критикам, и не особенно нравятся зрителям. Однако на Rottentomatoes от критиков 96%, высочайшая оценка, но и от зрителей - 90% свежести. Также на IMDB у картины очень высокий рейтинг. 


© 1998–2024 Alex Exler
12.09.2024
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
созерцательная кинопоэма
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 65

Вот бьі набрать кассет и с мп3 залить на них песен. Или в Японии только ориджинал ценится?
16.09.24 13:32
0 0

Хираяма счастлив не просто так. Он практически живёт по принципам дзен буддизма, в котором уборка имеет особое значение.
Уборка - это не столько способ избавиться от грязи, сколько возможность сделать чище свое сердце. Следуя этим простым рекомендациям, вы шаг за шагом будете приближаться к очищению души.
Уборка в стиле дзен
14.09.24 00:50
0 1

Просто человек в гармонии с самим собой. Такое очень редко встречается в реальном мире.
Jks
12.09.24 14:44
0 2

"Я тут чё прикинул, братва, такая тема: хулиганы, катастрофы - смутное время" (С)

"Выбирай правильную движуху: застраХУЙ, застраХУЙ братуху!" (С)

Вот примерно такие мысли у меня от вашего комментария. В фильме вы не поняли нихрена.

Вам кажется что манипурное (гуглите) достижение целей согласно расписанному плану это есть прямо вершина всего. И если кто-то не принимает участие в этом rat race - то он неудачник, живущий в зоне комфорта и ожидающий скорой погибели от тех, кто его затопчет.

А на самом деле человек просто живёт с Богом в душе.
16.09.24 10:13
0 0

Вот да, спасибо, что вспомнили этого персонажа и произведение.
13.09.24 10:09
0 0

Так и есть. Нечто подобное описывали Стругацкие в "Град обречённый". Там был такой персонаж - дворник Ван.
Jks
12.09.24 16:39
0 4

Просто человек в гармонии с самим собой. Такое очень редко встречается в реальном мире.
Это называется зона комфорта. Прилагай минимальные усилия и будь счастлив. Проблема в том, что условия меняются - бизнесы закрываются, профессии исчезают, дома горят, аварии, несчастные случаи, измены, интриги, болезни. Если не делать совсем ничего - пропадешь. Не бежишь вперед - тебя затаптывают те, кто бежит. На эту тему был хороший фильм (забыл название), когда главный герой, наконец, понял, что надо что-то делать - молитвы не помогут, сами проблемы не рассосутся: надо взять себя в руки, развестись с неверной женой, дать в морду начальнику.

Аналогия из дикой природы - вид, попавший в узкую нишу, где у него нет конкурентов, стагнирует и вымирает, если эта ниша исчезает.
12.09.24 15:31
3 5

Напомнило:
Да, сэр, — подтвердил мистер Уэллер, — и был очень приятный джентльмен — один из тех точных и аккуратных людей, которые засовывают ноги в маленькие пожарные ведра из резины, если погода дождливая, и прижимают к сердцу только одного друга — нагрудник из заячьих шкурок; он копил деньги из принципа, менял сорочку каждый день из принципа; никогда не разговаривал с родственниками из принципа, опасаясь, как бы они не попросили у него взаймы, и вообще был на редкость приятный тип. Он стригся из принципа раз в две недели и договорился покупать костюмы из экономического принципа — три костюма в год, с тем чтобы старые принимали назад. Как очень регулярный джентльмен, он обедал всегда в одном и том же месте, где брали шиллинг девять пенсов с человека, и, бывало, съедал на добрый шиллинг девять пенсов, как частенько замечал хозяин, заливаясь слезами, не говоря уже о том, что он раздувал зимой огонь в камине, а это обходилось ровно в четыре с половиной пенса ежедневно, и досадно было смотреть на него при этом.
12.09.24 14:02
0 0

Это еще не самое дно. Дно - это когда испустит дух кассетник, сдохнет машина, уволят с работы, вышвырнут из квартиры. Тогда останутся только komorebi.
12.09.24 13:46
4 2

Дно, это когда не могут нажраться и остановиться уже украв тонны денежной бумаги, например.
Jks
12.09.24 14:46
0 3

Очень добрый и душевный фильм. Вроде ничего существенного не происходит, а смотреть приятно. Превращаешься отчасти в такого же молчаливого созерцателя.
12.09.24 12:30
0 5

Не знаю, кто такой Вендерс, но фильм прекрасный.
12.09.24 12:18
2 0

кто такой Вендерс
тот, кто снял "Париж, Техас".
25.09.24 21:39
0 0

Вдруг этот смотрел или слышал. Его даже сам Экслер ругал.
Хотя это тот редкий случай, когда я с ним не согласен.
14.09.24 00:25
0 0

Так ремейк же.
13.09.24 09:20
1 0

Город ангелов практически о том же.
12.09.24 18:45
0 0

Весьма известный режиссёр, ещё с 70-х. Только о месте человека в этом мире и гармонии с ним и снимал, в основном. Из "обязательных"-,Париж, Техас/Небо над Берлином/Алиса в городах и документальные-Пина, Клуб Буэно Виста, Соль земли.
12.09.24 18:01
0 2

Судя по рейтингам, у него самые лучшие фильмы - "Алиса в городах" и "Идеальные дни". Второй я смотрел, надо посмотреть первый.
12.09.24 13:51
0 0

Всяко лучше, чем римейк с Клетчатым.
12.09.24 13:33
1 1

Рекомендую заполнить пробел "Вим Вендерс" хотя бьі посмотрев "Небо над Берлином"
"Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка."
Ну, не знаю, хочу ли я...
12.09.24 13:23
2 0

Рекомендую заполнить пробел "Вим Вендерс" хотя бьі посмотрев "Небо над Берлином"
12.09.24 12:58
0 5

Так а с туалетами-то что?
Достроили?
Или использовали как декорации и забросили?
Кто бывал из здешних?

зы.
Вон в Белгороде даже рекламировать не пришлось, граждане сами догадались, как пользоваться.
А в Одессе вообще ресторанчик открыли вокруг туалета.
12.09.24 12:09
1 5

Ну, легенда же была такая? Я вот с кем-то из москвичей поделился восторгом от посещения, они мне ее и поведали. Реально №1 из всего виденного.
Вреде Рубинов был автором книги про всякие злачные места столицы, с большой главой про историю московских уборных.

Пусть за мавзолей ходят по нужде.
Там постоянно занято.

Возле Спасской башни, пятьдесят метров к реке, был общественный туалет, в котором снимали "Иронию судьбы", сцена в бане.
Мир-дверь-мяч вы.

Возле Спасской башни, пятьдесят метров к реке, был общественный туалет, в котором снимали "Иронию судьбы", сцена в бане.
И я там... Ну, был.
А теперь (и давно) его там нет. Так им, москалям, и надо. Пусть за мавзолей ходят по нужде.
12.09.24 18:48
2 1

В суровые 90-е годы их первым делом продал под кафе.
Кто продал? Ты продал?

В Берлине давно есть подобный ресторан в Шарлоттенбурге.
12.09.24 13:47
0 1

На Невском проспекте в Ленинграде было три замечательных туалета. В суровые 90-е годы их первым делом продал под кафе.
Так что мы должны быть благодарны крестному отцу Путина, Собчаку не только за президента, но и за отсутствие туалетов на Невском.
12.09.24 13:40
0 0

А в Саратове вообще кафе открыли в туалете.
12.09.24 13:03
0 1

Давно достроили и работают. На Ютубе пару месяцев назад было про них видео Варламова.
12.09.24 12:41
0 2

Мне кажется, если человек в мире м самим собой, то он может заниматься любой работой и жить в покое. Другое дело, что подавляющее большинство людей никак не могут определить, каков этот самый "мир'. Ну и этот покой синоним застоя, сознательный отказ от любого движения вперёд.
12.09.24 11:41
2 6

Форест Гампу?
"Беги, Форрест, беги и не склоняйся!" 😉
25.09.24 21:43
0 0

Увы, это не описка - человек написал именно так, как хотел. Робин Гуду, Дон Жуану, Форрест Гампу.
У Джеймс Бонда на день рождении было много гостей.
Действительно противно. Как будто где-то на Пикабу среди безмозглой школоты находишься.

Неопрятность в изложении указывает на неопрятность ума. Но оне ещё и огрызаются.
24.09.24 21:31
0 1

У вас там ники пошли, затем цифры - не хватает только "!!!111".

Прекращайте истерику, вы же поняли, о чем я.
14.09.24 09:51
0 0

Я не знаю, кто такая Форест Гампу, потому не могу знать и того, какие у нее кроссовки.
Алекс У Red Actor 12.09.24 19:25

Кто такая Форест Гампу?
Алекс У Red Actor 12.09.24 13:35
14.09.24 00:36
0 0

Ваша версия.
Форресту Гампу
12.09.24 21:15
0 3

Но ты точно знаешь, что кто-то в чем-то накосячил на базовом уровне.
Я это вижу. Кто-то просклонял мужское имя Форрест Гамп как Форрест Гампу. Кому? - Форрест Гампу. Чтобы это было написано грамотно, речь должна идти о женщине по имени Форрест Гампу. Это ли не базовые знания?
12.09.24 21:11
0 1

И последний гвоздь в крышку.
Вы заколачиваетесь на ночь? Зачем вам это?
12.09.24 21:09
0 1

Алексу У? Уу? Ууу?Ваша версия.
Юстасу.
Sbr
12.09.24 20:55
0 1

И последний гвоздь в крышку.
Почему я пишу имя персонажа правильно, а ты два раза написал его с одним "р".
Базовые знания?
12.09.24 20:18
0 0

Алексу У? Уу? Ууу?
Ваша версия.
12.09.24 20:09
0 0

Но ты точно знаешь, что кто-то в чем-то накосячил на базовом уровне.
12.09.24 20:03
1 0

ОписАться может каждый...
Увы, это не описка - человек написал именно так, как хотел. Робин Гуду, Дон Жуану, Форрест Гампу.
12.09.24 19:27
0 1

Я не знаю, кто такая Форест Гампу, потому не могу знать и того, какие у нее кроссовки.
12.09.24 19:25
0 0

Ладно. Какой марки были кроссовки у Форрест Гампу?
Базовые же знания.
12.09.24 18:52
0 0

Jedem das seine...
12.09.24 16:28
2 0

Это вопрос самоуважения - не косячить на настолько базовом уровне.
Я не знаю, кто такая Хунта и кто такая Чилли...
12.09.24 16:24
0 0

Man muss es nicht übertreiben. ОписАться может каждый...
Sbr
12.09.24 15:57
0 2

Это вопрос самоуважения - не косячить на настолько базовом уровне.
12.09.24 13:54
3 8

Кто такая Форест Гампу?
Место зануды занято Рекордом.
12.09.24 13:45
4 6

Кто такая Форест Гампу?
12.09.24 13:35
5 2

Ну и этот покой синоним застоя, сознательный отказ от любого движения вперёд.
Форрест Гампу тоже надоело любое движение вперёд. В движении должен быть смысл, хотя́ бы расход лишних калорий.
12.09.24 12:43
1 1

Реклама японских туалетов
12.09.24 11:36
1 0


В ролях:
Кодзи Якусё, Ариса Накано, Токио Эмото, Томокадзу Миура, Юрико Кавасаки, Юми Асо, Аои Ямада, Аои Ёсида, Ацуси Фукадзава, Масахиро Комото
Напомнило "Схватку двух йокодзун". 😄
12.09.24 11:10
0 1

А могут и насса,такие чудеса,
Ведь раньше был красив я, как японец Кюраса,
Но около носа ужалила оса,
И стал я как портрет работы Пабла Пикасса
(с)
24.09.24 21:24
0 0

Напомнило "Схватку двух йокодзун".
..В Токио близится к завершению майское басё - ..
- напомнило поэтический цикл "Про Басё и кисё":
"В дни депрессии Басё
Делал тигра из кисё,
Формируя черной тушью
Полосё за полосё."

Навеяло (минуты 4 с 1:20)
12.09.24 11:01
0 4

Логично, чо. Такой жизнью приятно жить, а не смотреть на неё. А смотреть на страсти-мордасти. И это тоже добавляет приятности жизни.
24.09.24 21:15
0 0

Мне показалось, что последняя сцена дает понять что он как раз-таки несчастлив но не может себе в этом признаться.
12.09.24 10:55
0 2

Вот-вот.
Фильм о грустной и трагической истории человека, который отказался от борьбы и созидания и утопил свою жизнь в туалете.
12.09.24 16:24
0 2

Мне показалось, что последняя сцена дает понять что он как раз-таки несчастлив но не может себе в этом признаться.
Это можно так трактовать, но мне так не показалось.
12.09.24 10:57
0 0

Вендерс могуч.

Как раз позавчера посмотрел "Американский друг" - экранизация третьего романа о Рипли, с Хоппером и еще только пробующим себя в кинематографе Ганцем.
Казалось бы, вышедший позднее "Игра Рипли" с Малковичем круче по всем параметрам, да и ставила его сама Кавани, но... но.
12.09.24 10:45
0 0

Ну основная линия там такая же, как в "Игре Рипли" Кавани, с нюансами в деталях реализации ключевых элементов, разве что, у Хоппера Рипли получился слишком уж симпатичным и в его интриги веришь с очень большим усилием, а у Малковича Рипли - пресыщенный жизнью безжалостный подонок, в пробуждение теплых чувств к кому то у коего удается поверить лишь с еще бо́льшим усилием.

PS: А еще, в титрах фильма источником указан только один роман.
14.09.24 09:59
0 1

"Американский друг" - экранизация третьего романа о Рипли
Сразу двух романов:
«Американский друг» (нем. Der amerikanische Freund) — артхаусный франко-германский триллер 1977 года, снятый Вимом Вендерсом по мотивам второго и третьего романов Патриции Хайсмит из серии о похождениях афериста Тома Рипли.
13.09.24 03:00
0 1