DOOM / Doom
19.12.2005 27044   Комментарии (3)
Боевик, США, 2005, 100 мин.
Бюджет: $60 млн.  Сборы по миру:  $51 млн
Никто из нас не выйдет отсюда живым.
Гребенщиков
- Слушай мою команду: "Оружие на плечо!"
- Зачистить сектор!
Основные думные команды
Ну и где там ревенанты? Где манкубусы, летающие головы, какодемоны и элементали смерти? Где, вашу бабушку, барон ада?
Вопрос кота Бублика

Что-то неладное произошло в генетической лаборатории на Марсе. Но что именно - доподлинно неизвестно, потому что до центра на Земле дошли только звукозаписи каких-то невнятных воплей и крики-стоны. Было понятно, что все пожрал проклятый хомяк, но кто, что, откуда и почему - пока ни у кого никаких мыслей не было. Поэтому, как и всегда в таких случаях, было принято решение объявить карантин пятой степени карантинности и отправить в лабораторию группу морпехов быстрого реагирования (то есть не тормозов) под командованием бравого сержанта по кличке Сержант (Дуэйн Джонсон), чтобы они зачистили сектор и доложили обстановку.

"Можно ли применять силу?" - осторожно спросил Сержант начальство, и ему ответили, что можно, но только в случае крайней необходимости. Ну, то есть, Сержант, расшлепайте там этих хомяков в лоскуты, чтобы они больше не смели жрать наших ученых, это приказ, Сержант.

Вот так подло и неожиданно люди из бригады Сержанта были лишены вполне заслуженного отпуска. Пришлось им менять приготовленные костюмчики на свою традиционную форму, доставать из комнаты для хранения оружия (как известно, оружие всегда хранится в комнате для хранения оружия - это старая традиция) свои именные пушечки и отправляться через кабину мгновенной телепортации с Земли на Марс - разбираться с проблемной лабораторией.

Пацаны у Сержанта - все как на подбор. Ну, разве что за исключением Малыша, который вообще непонятно как попал в отряд этих прекрасных мужчин. Но зато остальные - просто глаз радуется! Бесстрастный самурай Мэк (на самом деле у него очень длинное японское имя, но парень согласен на Мэка), суровый Уничтожитель, религиозный Грешник, беспредельный парень Портман, ну и Демон (Карл Урбан) - убийца-интеллектуал.

Впрочем, Демона Сержант с собой брать не хотел - у Демона слишком много личного связано с этой марсианской базой. Дело в том, что там работает его сестра Саманта (Розамунд Пайк), с которой у Демона не особенно хорошие взаимоотношения. Ну и чтобы не вызывать демонов прошлого, Сержант предлагает парню остаться на Земле. Однако Демон решил, что раз уж пацаны отправляются на Марс, то и он отправится на Марс, а то черт знает, что за хомяк там всех пожрал.

Разумеется, на Марсе их ждут страшные приключения. Темные коридоры с лампочками аварийного освещения, ужасы канализации, зловещие животные, а главное - всякие жуткие монстры, в которых превратились сотрудники лаборатории, заболевшие мутирующим куриным гриппом. Основные особенности этого заболевания таковы: человек превращается в кошмарного зомби, который начинает кушать крыс и нападать на людей. Друг на друга монстры не нападают - видать, одновременно с заболеванием они приобретают систему опознавания "свой-чужой". Так что Сержанту с бригадой придется трудновато.

Сложнее всего Демону. К обычным опасностям - застрелят, сожрут, разорвут на части, обольют кислотой - он давно привык. А вот несколько нервозная психологическая обстановка, связанная с марсианской станцией, давно погибшими на этой станции родителями и сестричкой Самантой, которая все время тусуется рядом с бригадой и решает различные генно-мутационные вопросы, - она Демона изрядно достает. Впрочем, хеппи-энд неотвратим, то есть зрителям с самого начала становится понятно, что с сестрой Демон все-таки помирится.

***

Как известно, в нынешнем Голливуде есть три источника и три составные части блокбастеризма. Это ремейки, фильмы по комиксам и фильмы по компьютерным играм. Третья составляющая, впрочем, используется не так уж и часто - в основном по причине того, что ничего хорошего из этого, как правило, не получается. Потому что крайне сложно угодить и вашим и нашим - то есть и зрителям, и поклонникам игрушки. Сделаешь фильм для зрителей - поклонники придут в ярость. Сделаешь фильм для поклонников - зрители и критики разнесут картину в лоскуты. Вон, например, "Супербратья Марио" на IMDB стоят в сотне худших фильмов всех времен и народов, а комедия между тем - не просто неплохая, а прямо-таки хорошая.

Идея экранизировать DOOM - одну из самых культовых компьютерных игр - у киношников витала давно. До реального воплощения этот проект дошел после появления игры "Doom III", и основных персонажей картины брали именно из этой версии. Первоначально роль Демона предложили Скале Джонсону - знаменитому рестлеру, который в последнее время нередко снимается, довольно безуспешно примеряя на себя лавры Шварценеггера. Но Скала, ознакомившись со сценарием, выбрал Сержанта - он решил, что это более интересный персонаж. В результате Демон достался новозеландскому актеру Карлу Урбану, который засветился на голливудском небосклоне после небольшой, но вполне заметной роли во втором "Властелине колец".

В общем, хорошо, что Демона сыграл Урбан, - при всей колоритности Джонсона его актерские способности дальше выкатывания глаз и страшного напряжения всех мышц черепа никак не идут. А Урбан - все-таки актер. Поэтому роль убийцы-интеллектуала у него получилась вполне даже неплохо.

А Джонсон в роли Сержанта был вполне на месте. Фраза "Слушай мою команду" в его устах звучала чарующе-правдоподобно, и славно то, что она же стала фактически вершиной ораторского мастерства этого храброго вояки.

Остальные персонажи бригады Сержанта, в общем, не удались. Бесноватый Портман вместо чего-нибудь невероятно эффектного просто был пожран, Малыш быстро снаркоманился, Грешника вообще замочили в самом начале, несмотря на всю его праведность и религиозность, а Мэк даже не достал самурайский меч.

Впрочем, понятно, что персонажи подобного фильма не должны поражать глубиной прорисовки характеров. Фильм по рубилке-стрелялке должен показывать рубилово-стрелялово - в "Doom" это есть. От начала и до конца. Коридоры с мерцающим аварийным освещением, колодцы, нанодвери, ну и всякие монстры, которые взрыкивают в темноте и периодически нападают на славных морпехов.

Поклонники игры, конечно, недовольны тем, что на монстрах режиссер Бартковьяк явно сэкономил. Ну ладно не показали барона ада - это еще можно пережить. Но хоть одну знаменитую летающую голову можно было запустить? Или парочку какодемонов? Увы, черта с два! Практически все монстры являются зомби в белых халатах, только и всего!

С оружием главных героев Бартковьяк фанатам игры тоже не потрафил. Как известно, главное оружие в DOOM - дробовик. Мощное, надежное и эффективное - это вам даже начинающий doom'ер скажет. Между тем морпехи в фильме непрерывно палят из автоматических винтовок, и тут даже ребенку понятно, что при таком расходе боеприпасов за ними должны ездить как минимум пара железнодорожных составов с патронами.

BFG в фильме, впрочем, показали. Как известно, в оригинале эта аббревиатура переводится как Big Fucking Gun, но в картине это оружие и назвали весьма целомудренно - Bio Force Gun, а уж как использовали - фанатам лучше не говорить. Плохо использовали. Совершенно бестолково. Так что защитники прав всяких тварей могут радоваться: при использовании Big Fucking Gun ни один монстр не пострадал.

"Для кого в итоге сделан этот фильм: для фанатов или для зрителей, которые толком не знают, что такое DOOM?" - такой вопрос задаем мы себе с котом Бубликом и сами же отвечаем: для зрителей с реверансами для фанатов. Реверансы бывают довольно неуклюжие (вроде этой дурки с BFG), вполне приличные (вроде нанодвери) и шикарные. К последнему относится финальное чукалово, снятое один в один по-игровому - глазами сражающегося персонажа. Это просто блеск и высокий класс. А уж когда Демон из кармана вытащил такую родную электропилу и отрезал ею у монстра пару миндалин - зал в лице кота Бублика просто взвыл от восторга. Впрочем, возможно, он взвыл и оттого, что я ему случайно сел на хвост, - наука пока не пришла к единому мнению по этому вопросу.

В результате фильм зрители воспринимают весьма по-разному. Продвинутые doom'еры в основном ругаются. Другая часть зрителей, которая игру и в глаза толком не видела, относится сдержанно: мол, боевичок как боевичок. Мочилка, ходилка, стрелялка. Эффектно. Громко. В общем, даже вставляет.

У меня впечатления похожие - сдержанно-положительные. Игру я знаю - ходил, стрелял, убивал и был убиваем, разрезал и был сжираем. Но к внешним аспектам и атрибутике отношусь без фанатизма, поэтому меня не раздражало, что Бартковьяк не особенно бережно подошел к воссозданию обстановки. Главное в DOOM - коридоры, жуткие завывания, мерцающий свет и обстановка непрерывной опасности. Это в фильме вполне присутствует, а что еще надо? Таким образом, посмотрел не без удовольствия. Игрушка была и есть культовой, фильм культовым не станет по определению, но, в общем, могло быть значительно хуже.

P. S. Кстати, в конце почти все умерли, что тоже не может не радовать.

***




 

© 1998–2024 Alex Exler
19.12.2005
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 3-
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
боевичок
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 3

По поводу воссоздания атмосферы. Многое упущено, что-то изменено не в лучшую сторону (в лучшую - ничто), но интерьер местами воссоздан удивительно точно, вплоть до белых бочек с красными крышками, кажется, будто вывавлившимися прямо из игры.
05.01.10 22:17
0 1

Насчет белых бочек согласен более, чем полностью. Да и в остальном тоже.
10.11.19 01:39
0 1

Только D3 превратился в череду темных коридоров и однотипных лабораторий.

Предыдущие версии не были horror. Они были "мясными". Но в Д3 продвинутая графика. Продвинутая настолько, что обзор на 50 метров вперед и отображение более чем 5х монстров одновременно, приводил к параличу даже лучших видях того времени. Так и получились узкие темные коридоры, где временами выпрыгивает пара монстров...

Фильм смотреть не нужно. Нужно смотреть последние 5 минут.
08.07.07 11:54
0 1