Рейтинг Кинопоиск: 7,3
Рейтинг Экслера: 7,8
- Режиссер:
- Марко Кройцпайнтнер
Отзыв кота Бублика
Берлин, 2001 год. Молодой немец турецкого происхождения Каспар Лайнен (Элиас ЭмБарек) выучился на адвоката и наконец-то получил свое первое серьезное дело: его назначили общественным защитником для Фабрицио Коллини (Франко Неро) - итальянца, тридцать лет прожившего в Штутгарте. Несколько дней назад Коллини пришел в отель, где в одном из номеров находился влиятельный 84-летний фабрикант Жан-Батист Майер (Манфред Цапатка). Коллини представился журналистом, однако, когда он вошел в номер по приглашению Жана-Батиста, достал пистолет и разрядил его в Майера.
Коллини прямо в отеле сдался полиции, однако не стал отвечать ни на какие вопросы. Все улики против него, ему грозит пожизненное заключение. Но даже когда ему назначили адвоката, Фабрицио и с ним не промолвил ни единого слова: кажется, ему абсолютно все равно, какой приговор вынесет суд.
На следующий день после того, как Каспар получил дело, он с ужасом выяснил, что Жан-Батист Майер - это человек, которого Лайнен всегда знал как Ханса Майера, и он для Каспара фактически дедушка: Каспар вырос в семье Майер, у него был юношеский роман с внучкой Ханса - Йоханной (Александра Мария Лара), которая стала наследницей состояния Майера, и именно благодаря Хансу Лайнен смог получить образование и выучиться на адвоката.
Налицо явный конфликт интересов, и Каспар собирается отказаться от ведения дела, хотя это явно плохо повлияет на его карьеру, однако представлять сторону истца семья Майер пригласила крупнейшего юриста страны, профессора Ричарда Маттингера (Хайнер Лаутербах), который в свое время преподавал у Лайнена, и, когда Каспар сказал Маттингеру о том, что собирается отказаться от дела, тот заметил, что в любом деле для него могут быть какие-то противопоказания. А суть адвокатской работы - защищать людей независимо ни от чего! И тогда Каспар решает продолжить заниматься этим делом.
Резоны Маттингера понятны. Он - представитель обвинения, и ему намного проще в качестве стороны защиты видеть перед собой новичка, своего бывшего ученика, благоговеющего перед ним, блестящим юристом.
Однако Лайнен за дело взялся всерьез, и вполне возможно, что он все-таки докопается до сути, потому что там важен не суд и не приговор, а то, почему Коллини убил Майера.
***
Литературная основа сценария данного фильма - одноименный международный (он был переведен на многие языки) бестселлер немецкого писателя Фердинанда фон Шираха. Успеху книги во многом способствовало то, что сам Ширах является известным адвокатом по уголовным делам, то есть тему судопроизводства отлично знает, а кроме того, его напрямую коснулся вопрос семейного прошлого: дед Шираха был видным нацистским деятелем (в частности, он был гауляйтером Вены) и его в Нюрнберге осудили на двадцать лет. О прошлом своего деда Фердинанд узнал в двенадцать лет, и принять эту историю ему, понятно, было нелегко.
Также в сюжет книги и фильма вплетены еще два знаковых момента: многонациональность современной Германии и связанные с этим проблемы и противоречия, а также общественное осуждение многими немцами скандально известного "Закона Дрейера" от 24 мая 1968 года, принятого Бундестагом, который, благодаря ловкой юридической уловке, позволил многим германским военным преступникам, виновным в доказанных зверствах против мирного населения, избежать наказания.
Очень хороший фильм, который я посмотрел с большим интересом. Молодой неопытный адвокат, получивший, казалось бы, абсолютно безнадежное дело: зверское убийство уважаемого члена общества, все доказательства налицо, а главное - преступник отказывается говорить. Ну и как, спрашивается, его при этом защищать? У Каспара поначалу нет никаких зацепок. Кроме того, в суде он будет выступать против Маттингера, а это означает, что Лайнен фактически является ягненком, отданным на заклание матерому волку.
Тем не менее Каспар за это дело взялся с большим пылом, и он постепенно, ниточка за ниточкой, все-таки раскрутил эту старую историю и докопался до правды.
Наблюдать за детективной составляющей этого фильма интересно и увлекательно. И я ни разу не соглашусь с теми рецензентами, которые говорят о том, что фильм явно затянут и что там есть всякие линии и эпизоды, которыми, по их мнению, можно было бы пожертвовать.
Не вижу я там таких линий и таких эпизодов: все раскручивается хотя и постепенно, но неуклонно и планомерно, многие мелочи имеют значение и в процессе повествования потом так или иначе снова проявляются, вроде бы случайные встречные или отец, с которым Каспар много лет не общался, начинают играть определенную роль в расследовании и ведении дела в суде - там по ходу судебного процесса вокруг Каспара образуется небольшой круг помощников.
Каспара, главного героя фильма, сыграл популярный немецкий актер Элиас ЭмБарек. Он, кстати, по происхождению - вовсе не турок: отец Элиаса - араб из Туниса, мать - австрийка. Сниматься он начал с двенадцати лет, широкую известность получил в двадцать четыре года, когда сыграл одну из главных ролей в популярнейшем немецком сериале "Турецкий для начинающих" - сериал шел три сезона.
Здесь Элиас, на мой взгляд, сыграл отлично. Каспар не слишком уверен в себе, борется с определенной застенчивостью, обусловленной недостатком опыта, однако буквально вгрызается в это расследование, и видно, что это все становится для него прямо-таки личным делом: он много времени и сил тратит на то, чтобы докопаться до истины. И его с пути уже не собьет ни Маттингер, противостояние с которым - яркая часть фильма, ни старая любовь Йоханна, наследница убитого Майера. Каспар - обаятельный, но без смазливости и без себялюбия, внимательный, сочувствующий и эмоциональный. Отличная роль, ЭмБарек очень понравился, надо будет с ним еще что-нибудь посмотреть.
Легенда кинематографа Франко Неро здесь сыграл совершенно потрясающую роль. И это при том, что Коллини за весь фильм едва ли произносит несколько слов. Человек, которого переполняла ненависть, он много десятков лет хранил это в себе и ждал часа, когда сможет отомстить Майеру. (Там по фильму объясняется, почему он был вынужден ждать так долго, и с этим еще связан интересный момент судебного разбирательства.)
Неро фактически играет одними глазами, и в этих глазах такая мощь, такая боль и такое безразличие к собственной дальнейшей судьбе, что я прямо-таки не понимаю, как это можно вот ТАК суметь показать.
Чрезвычайно понравился Хайнер Лаутербах, сыгравший Ричарда Маттингера. Необыкновенно харизматичный, уверенный в себе мужчина, который считал, что уж Каспара-то он в суде заткнет одним словом, но в результате в суде они бились совершенно на равных, и ближе к концу заседания между ними разыгралась интереснейшая дуэль.
В судебных заседания также интересно было наблюдать за председателем суда, которую сыграла Катрин Штрибек: твердый характер, безусловная харизма, но вместе с тем сочувствие и определенный юмор.
Ну и отмечу итальянку Нину, которую сыграла Пиа Штутценштайн. Каспар случайно столкнулся с ней в пиццерии, после чего получилось так, что он Нину взял к себе на работу. Любопытный персонаж: она довольно забавно пикировалась с Каспаром, который ее ценил и прощал всяческое своеволие.
В картине звучат важные вопросы, которые молодое поколение в лице Каспара задает старшему поколению в лице Маттингера. Об ответственности за преступления, о покаянии нации за то, что она совершила, о том, благодаря кому и каким способом безусловные преступники могли уходить от ответственности. Конечно, там будут звучать фразы из серии "Да что ты можешь понимать о том времени", "Ты не можешь судить о том, что тогда происходило" и так далее, однако видно, что молодое поколение подобные ответы не устраивают совершенно.
Отличный фильм, мне очень понравился, рад, что я его не пропустил. В России он выходил в прокате в "Кинолэнде" в январе этого года, на "Кинопоиске" у него рейтинг даже немного выше, чем на IMDB. Но по статистике голосов и там и там видно, что его посмотрело небольшое количество зрителей, а жаль.
P. S. Смотрел на немецком с русскими субтитрами, послушал официальный российский дубляж - понравилось, реально хорошо сделано.
P. P. S. А еще было очень приятно посмотреть на итальянский городок Монтекатини, который фигурирует в фильме. Я там пару раз был.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный фильм
решайте сами
З.Ы. "Помнить" 2015 года - вот он впечатлил. А это... фэнтези какое-то.
Я ещё помню Неро по разным антимафиозным итальянским фильмам, которые так любили прокатывать в СССР. А ещё Джон Рид у Бондарчука. Ну, и второй "Крепкий орешек". И везде у него взгляд грустного удава, который добычу уже схарчал, но ещё не переварил.
Я сейчас говорю о фильме "Работа без авторства / Werk ohne Autor (2018)"
Фильм "Дело Коллини" по сути является иллюстрацией применения закона, который должен был положить конец бесконечным преследованиям рядового и младшего офицерского состава. Ну нельзя же по 25 лет преследовать тех, кто расстреливал по приказу.
Фильм же "Работа без авторства " настолько более многогранен и интересен , что просто не передать. Тема ответственности нацистов за преступления здесь и показана намного интереснее, хотя она далеко не главная, при этом отражена она намного более многогранно, были нацисты, которые именно в душе нацисты и останутся такими на всю жизнь, как бы их не обеляли потом, а были просто "вступившие в партию" , чтобы продвинуться по карьерной лестнице, такие и карьеры не сделали и нацистами в душе никогда не были, зато огребли потом по полной...
Хотя фильм имеет хронометраж 3ч10мин, но мы с женой просто не могли оторваться....
Короче - смотрите не пожалеете, кто еще не видел.
Ну и для затравки:
рейтинг "Работа без авторства " везде близок к 8
режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк не менее знаменит другим своим фильмом
"Жизнь других" (2006) с рейтингом более 8 и кучей наград.
Ну и чтобы два раза не вставать.
Есть еще один очень разрекламированный фильм на ту же тему
Тайная жизнь / A Hidden Life (2019) тоже с высоким рейтингом , но он просто по сюжету намного слабее обоих вышеперечисленных фильмов. В этом фильме кроме австрийских идиллических горных деревенских пейзажей, причем снятых исключительно на широкоугольную камеру, больше ничего по сути нет, сам основной сюжет безусловно вызывает уважение, но его реально минут на 30 экранного времени, фильм же буквально натянут на почти 3 часа.
"Жизнь других" (2006) с рейтингом более 8 и кучей наград.
Там всё-всё -- и сценарий, и актёры отличные, и снято прекрасно.
Алекс, посмотри, не пожалеешь.
А ваш ответ с шуточкой про "улицу перешел" звучал как то, что интрига именно в нацистском прошлом жертвы. Да, фильм мы не смотрели - поэтому и интересуемся.
Наверное, я понял фильм в меру своего разумения. Он мне показался очень конъюнктурным - и в плане турка-юриста, и в идее допустимости самосуда вместе с очередным раундом раскаяния за злодеяния фашизма. Сожалею, что моя точка зрения в этой части не совпала с вашей, я абсолютно честно попытался ее понять.
Похоже, вы ничего не поняли из этого фильма.
Сурдину (тому же) Интерстеллар вполне вставил тоже. Правда он сконцентрировался как раз на черных дырах и проч, a всякая мутотень с личными переживаниями его не задела. Интерстеллар для меня был "мостли ОК".
Но, как гуманитарию, весьма доставило раскапывание оккультных мотивов, религиозных интуиций и темы неразрешимого межличностного отчуждения. )
Наметки философии в фильме есть, но чисто в зачаточном виде.
А книжка Марсианин довольно прикольная, так что не удивлен. Но явно не комедия, понятное дело.
"St" в начале слога в немецком звучит как "шт" - вот как в "штайн" .
Который в оригинале "Fack ju Göhte"?
Можно конечно. Но, ИМХО, не нужно.
Да и на милашку Каролину Херфурт и колоритную Алвару Хёфельс приятно посмотреть.
Так что -- фильм вполне годный на один раз, когда хочется чего-нибудь лёгкого.
Кстати, он ещё сыграл одну из главных ролей в немецком ремейк "Идеальных незнакомцев". Мне немецкий вариант понравился даже больше русского.
Можно конечно. Но, ИМХО, не нужно.
2 results (0.28 seconds)
Алекс, что за закон-то?
По-немецки, зато подробно.
"В роковом 1968 году, когда всю Западную Европу потрясли студенческие волнения, в ФРГ был принят закон, согласно которому на преступления, совершенные нацистами в 1933-1945 годах, как и на все прочие, распространялся срок давности."
всё ясно.
Вы еще и немецкий понимаете?