- Режиссер:
- Лиса Чолоденко
Отзыв кота Бублика
- Мам, что такое депрессия?
- Ну, знаешь, плохое настроение, нервы ни к черту.
- Ты поэтому такая злая все время?
- Конечно.
- Сын, у твоей мамы нет депрессии.
- Еще как есть. И я ей рада. Умным она полагается.
Из фильма
Режиссёр Лиза Холоденко набросала очень точный, безжалостный, психологический портрет современного американского общества, общества, в котором даже люди семейные страшно одиноки, а прозак считается чем — то вроде витаминов. Главная героиня — Оливия Киттеридж очень любопытная дама. Она — психотеррорист, оставляющий после себя человеческие руины. Оливия нетерпима, резка, по любому вопросу имеет своё мнение, которое не стесняется высказывать, она настолько нетолерантна, что даже (какой ужас !) осуждает однополые браки!
shuran-kutan
Это мини-сериал. Четыре часовые серии, рассказывающие об отдельных эпизодах двадцатилетней истории семейства Киттеридж, живущего в маленьком городке штата Мэн: Оливии (Фрэнсис МакДорманд), ее мужа Генри (Ричард Дженкинс) и их сына Кристофера (Джон Галлахер-младший).
Серия первая. У Генри, работающего в аптеке, умирает пожилая сотрудница. Узнав об этом, Оливия, которая вечно выговаривает Генри то за одно, то за другое, презрительно говорит, что вот теперь-то Генри наймет какую-нибудь молодую дурочку, которая будет им восхищаться. Генри действительно нанимает молоденькую простушку Дениз (Зои Казан), которая замужем, но Генри тем не менее принимает большое участие в ее судьбе. Оливия, работающая учительницей математики, имеет роман с преподавателем английского Джимом О'Кейси (Питер Муллан).
Серия вторая. Сын Оливии и Генри Кристофер вырос и собирается жениться. Оливия встречает в порту своего бывшего ученика Кевина Колсона (Кори Майкл Смит), чья мать имела биполярное расстройство и Оливия пыталась ей как-то помочь. Оливия приводит Кевина на ужин перед свадьбой с родственниками невесты, а потом они с Генри приезжают на свадьбу.
Серия третья. Оливия и Генри узнают от сына, что тот разводится. После ужина с друзьями Оливия почувствовала себя плохо, Генри повез ее в больницу, но на больницу в этот момент было совершено нападение.
Серия четвертая. Оливия приезжает в Лос-Анджелес к сыну, который второй раз женился. Взаимопонимания с сыном она так и не достигла, и Оливия возвращается домой. После смерти Генри она хочет покончить жизнь самоубийством, однако встречает вдовца Джека Кеннисона (Билл Мюррей), который сам хочет свести счеты с этой жизнью, но вдвоем им становится слегка лучше.
***
Сериал поставила режиссер Лиса Чолоденко (ее родители имеют украинские корни). В основе сериала - серьезное литературное произведение: одноименный роман Элизабет Страут, за который писательница получила Пулитцеровскую премию. Роман состоит из 13 рассказов, повествует о различных перипетиях жизни людей в маленьком городке, и Оливия далеко не во всех этих рассказах присутствует на первом плане, она там скорее является связующим элементом.
В сценарии, который написала Джейн Андерсон, сконцентрировались именно на Оливии и ее близких. При этом все уложили в четыре серии - видимо, очень правильно сделали, потому что 12 или даже 20 серий значительно снизили бы накал восприятия.
(Кстати, и роман называется "Оливия Киттеридж", и сериал так называется, а с чего вдруг наши дистрибуторы дали ему название "Что знает Оливия", которое дает какие-то совершенно неоправданные намеки на некую детективную составляющую, то мне, как обычно, неведомо.)
Оливия Киттеридж - личность не слишком привлекательная. Она в школе очень строга к своим ученикам, не отличается приветливостью, дома постоянно третирует покладистого мужа, а по отношению к сыну ведет себя просто жестоко. Отец Оливии страдал то ли от депрессии, то ли от биполярного расстройства и в результате покончил жизнь самоубийством.
У самой Оливии с психикой тоже не очень в порядке. Она депрессивна, у нее часто случаются приступы раздражительности, которые она вымещает на близких.
Но вместе с тем нельзя сказать, что она - очень плохой человек. Она способна на сочувствие, она поддерживает некоторых учеников и некоторых жителей городка. И как ей в один момент заметил ее сын: Оливии много кто может быть симпатичен, но только не сын и не муж.
В сериале показывается, как постепенно меняется Оливия, как до нее что-то начинает доходить. Но, к сожалению, доходит слишком поздно, и она начинает заботиться о муже только после инсульта - тогда, когда он этой заботы, возможно, даже и не ощущает, хотя Оливия пытается себя убедить в том, что это не так.
А вот с сыном у нее ничего так и не получилось. И она толком так и не поняла, что искалечила сыну все детство. Ведь она вроде ничего дурного не делала, она просто воспитывала ребенка, чтобы он стал достойным членом общества. На свой манер воспитывала, изводя его каждую минуту и раздавая ему пощечины.
Фрэнсис МакДорманд великолепно сыграла Оливию со всем ее более чем сложным характером. Фрэнсис - актриса широчайшего диапазона, и у нее отлично получаются как сильные волевые женщины, так и забавные идиотки.
Здесь - еще один персонаж, совсем другой. Оливия не то чтобы волевая, у нее просто, как это называется, "дурной характер". Связано это с психическими проблемами, не связано - уже без разницы. Но Фрэнсис малозаметными, но очень точными мазками показывает, какой ее героиня может быть с людьми, которые ей интересны и которых она, может быть, любит. В сцене, когда О'Кейси просит ее выйти в коридор из класса и читает стихи, взгляд у Оливии совершенно неподражаемый. И то, как она говорит ему какие-то малозначимые фразы: в них важны не слова, а интонация.
Вообще, взгляды Оливии, которые она бросает на мужа, на сына, на каких-то других людей, - они настолько выразительные, что, кажется, ей при этом и говорить ничего не надо.
Одновременно с ней попадаются довольно забавные эпизоды, в которых, например, Оливия ругается с детишками или пытается пугать их. Учитель же. Прям как в той старой хохме: "Чем педофил отличается от педагога? Тем, что первый, в отличие от второго, совершенно искренне любит детей".
Ричард Дженкинс прекрасно сыграл Генри. Который имеет полностью противоположный характер в сравнении с Оливией. Он добрый, сочувствующий. Постоянно пытается оказывать какие-то трогательные знаки внимания жене, которую он любит, несмотря ни на что. А жена эти знаки внимания принимает так, как будто Генри ей подсовывает жабу.
И даже странноватая увлеченность Генри малышкой Дениз не имеет ничего общего с какими-то сексуальными притязаниями и супружеской изменой - нет, Генри просто нужен человек, который будет ценить то, что он для него делает. Оливия этого не ценит, а Дениз, со всей своей наивностью, умеет быть благодарной.
Кстати, Ричард Дженкинс с Фрэнсис МакДорманд вместе играли в замечательном фильме братьев Коэнов "После прочтения сжечь", причем персонаж Дженкинса там был безнадежно влюблен в персонаж МакДорманд.
Стиль постановки сериала мне очень напомнил некоторые фильмы братьев Коэнов, причем я говорю вовсе не о подражании, а об уровне режиссуры Лисы Чолоденко. Да и смерти, которых в сериале немало, довольно часто происходили вот прям как-то по-коэновски.
Очень понравилась роль Кристофера, которого во взрослом возрасте сыграл Джон Галлахер-младший. Он отлично показал, как Кристофер, став взрослым самостоятельным человеком, так и не может избавиться от детских травм, нанесенных ему Оливией. Он пытается с этим справляться, но видно, что его это до сих пор мучит.
Замечательный получился эпизод со взрослым Кевином Колсоном, чья мать умерла от биполярного расстройства и сам Кевин с ужасом понимает, что у него тоже проявляются знакомые симптомы. Кевина сыграл Кори Майкл Смит, и он своей слегка медитативной отстраненностью чем-то напоминал Билли Боба Торнтона. В том же эпизоде, кстати, сыграла Рэйчел Броснахэн, которая через три года после этого сериала зажжется суперзвездой в "Удивительной миссис Мейзел".
Также упомяну Джесси Племмонса, который изобразил застенчивого курьера, поступающего в учебное заведение, а через несколько лет превратившегося в довольно мерзкого типа, третирующего Дениз.
Ну и Дениз у Зои Казан получилась прям по-Жванецкому - "Прелесть, какая дурочка". Хорошая роль, очень симпатичная.
Отличный актер Билл Мюррей на первый план выходит только в четвертом эпизоде. (В третьем он появляется только в одной небольшой сцене в аптеке.) Оливия и Джек, бесконечно одинокие старичок со старушкой, оба имеющие суицидальные наклонности и не знающие, зачем им проживать следующий день, поддерживающие друг друга, - это было очень трогательно, хотя и очень грустно. И жаль, что Мюррея было так мало.
Посмотрел с огромным удовольствием и, несмотря на некоторую депрессивность происходящего, просто наслаждался и постановкой, и актерской игрой. Ну разве что сцена свадьбы мне как-то не очень понравилась, а в остальном - просто отлично.
Что интересно, начиная смотреть второй эпизод, испытал некоторое разочарование от того, что со времен событий первого эпизода прошло немало лет. Было как-то жалко расставаться с событиями первого эпизода: хотелось, чтобы это все продолжалось и продолжалось.
Очень хороший сериал, не пропустите. Я в свое время его каким-то образом упустил, хорошо, что кто-то посоветовал в комментариях, спасибо за это.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный сериал
да
Алекс, только что посмотрели в кинотеатре "Searching", который продюсировал Бекмамбетов. Нашли по обзору у Стакмана. Трейлер странный, не хотел идти, но подруга потащила. Не пожалел.
Мне кажется, стоит прийти к какой-нибудь последовательности: режиссер в рецензии назван то Чолоденко, то Холоденко (там, где: "Стиль постановки сериала мне очень напомнил...").
1. У этой же режиссёра есть полнометражный фильм "Детки в порядке" (The Kids Are All Right, 2010). В главролях Джулианна Мур, Аннетт Беннинг и Марк Руффало.
Очень стоит посмотреть; не ради рецензии (не факт, что его стоит рецензировать, в силу темы сюжета), а просто как хорошо сделанный фильм.
2. И раз уж упомянута Зои Казан: "It's Complicated" 2009 года -- Мэрил Стрип, Алек Болдуин, Стив Мартин, плюс еще несколько хороших актёров в мелких ролях.
...режиссёром не особо любимая тобою Нэнси Майерс, но такие актёры плохо играть не умеют.
Мне интересно было посмотреть на такое без карикатурно-фриковости и гламурности, да ещё и снято хорошо (своё дело мадам Cholodenko явно знает).
Или пытается себя убедить, что это не так.
Наверное, "только после инфаркта".
HR-менеджеры это тут очень хорошо знают 😄
Другое дело, Йошку тогда надо писать "Джóхэнсен", раз уж строго придерживаемся оригинального (в данном случае - американского) произношения )
ru.wikipedia.org
Вот тут Оливер называет ее Лисой Чолоденко
Добавлено - смотреть с 1:36, при встраивании метка начала воспроизведения не учитывается
наверное, лучше "превратившегося", а то несогласованное предложение получается