- Режиссер:
 - Джоэл Коэн
 
- В ролях:
 - Стив Бушеми, Джулианна Мур, Джон Гудман, Джефф Бриджес
 
У
                      каждого человека в жизни должно быть что-то, что действительно
                      доставляет ему удовольствие. Чем можно заняться даже в том
                      случае, когда жизнь дала трещину, дети взорвали учительницу
                      или сели в тюрьму, жена ушла к начальнику или, что еще хуже,
                      к подчиненному, сосед накапал в налоговую инспекцию, бармен
                      больше не наливает в долг, компьютер пожрал злобный вирус,
                      кот написал в любимый итальянский ботинок, рыбка
                      наглоталась воды и утонула, любовница пообещала рассказать
                      жене, что ты уже больше пяти минут не можешь, главный должник
                      умер от инфаркта, а теща наоборот - выжила после случайного
                      падения с небоскреба. Незащищенный человек после таких неприятностей
                      может и ласты склеить, и крышей двинуть. А защищенный? В
                      чем состоит защищенность? Ведь от подобных казусов не спасет
                      ни социальная значимость, ни количество денег на счету,
                      ни даже наличие влиятельных родственников. Так что же спасет
                      человека, у которого случаются подобные или еще какие-нибудь
                      неприятности? Или даже если неприятностей как таковых и
                      нет, а просто становится очень скучно жить на этом свете?>
                    
Раковина!
                      Человека спасет его раковина, в которую он может забраться
                      так же, как и рак-отшельник в свой домик, после чего акула,
                      мурена, баракуда и прочие членистохвостые могут в бессильной
                      злобе щелкать клювом - РАКА ИМ ОТТУДА НЕ ВЫКОВЫРЯТЬ! Потому
                      что он защищен. Он сидит в своей раковине и наслаждается
                      приятным послеобеденным сном, переваривая очередной трупик
                      (да-да! раки питаются трупами! вы возмущены? а вы чем питаетесь,
                      а?)
У
                      человека своя раковина не обязательно выражается каким-то
                      защитным экраном, броней или высоченным забором с колючей
                      проволокой. К примеру, одному моему другу вполне было достаточно
                      коробки из-под большого телевизора. Когда он туда забирался,
                      его не прошибали даже вопли жены (я бы сказал, какая она
                      была кошмарная сука, но дал себе слово не выражаться в видеозаметках)!
Впрочем,
                      роль раковины часто может исполнять какое-то хобби, увлечение
                      или развлечение. Некоторые собирают марки (принято, кстати,
                      считать, что этим занимаются исключительно тайные эротоманы),
                      кое-кто разводит аквариумных рыбок (хронические алкоголики),
                      отдельные индивидуумы выпиливают лобзиком по дереву (безобидные
                      шизофреники), некоторые выпиливают лобзиком по чугуну (мазохисты),
                      встречаются даже люди, которые в свободное время пишут стихи
                      (у них в организме явно не хватает кальция) и тому подобное.
                      Но это все так называемые одиночные занятия, которые свидетельствуют
                      о явной патологии.
Куда
                      лучше, когда человек находит свою раковину в том, чтобы
                      совершать какие-то коллективные действия: ходить на футбол,
                      играть в преферанс или бридж, гонять шары в кегельбане,
                      махать кием в бильярде и так далее. В этом случае, конечно,
                      человек приобщается к некоему коллективному психозу, но
                      мы все помним, что не надо отрываться от коллектива. Индивидуальный
                      психоз - обществом осуждается. Коллективный психоз - всячески
                      поощряется коллективом, а в особенности - вышестоящим руководством.
Стоп,
                      чего-то я совсем затеоретизировался. О чем это я? А-а-а-а,
                      вот о чем! Главный герой фильма - Джеф "Чувак"
                      Лебовски (Джефф Бриджес) в качестве своей раковины использует
                      катание шаров. В смысле, боулинг. Причем в этой жизни у
                      него кроме боулинга толком ничего и нет. Потому что Чувак
                      - один из немногих весьма неплохо сохранившихся ископаемых
                      хиппи, доживших до 90-х годов. Редчайший, можно сказать,
                      экземпляр. Остальные хиппи растряслись - кто куда. Кто-то
                      скурвился и стал до отвращения преуспевающим. Кто-то перешел
                      на более тяжелые наркотики и ушел от действительности на
                      небеса к Большому Джимми. Кто-то алкоголил не в меру и тоже
                      ушел на небо, но уже к Большому Джону - "Ячменное Зерно".
                      А кто-то просто закончил свое бренное существование под
                      колесами мусороуборочной машины, потому что нельзя опускаться
                      до того, чтобы не иметь хоть какой-то крыши над головой.
Чувак,
                      в отличие от всех остальных, все делал в меру. Протестовал
                      в меру, курил (и продолжает курить) только марихуану и не
                      переходил на "тяжелые" наркотики, пил и пьет только
                      коктейль "белый русский" (кофейный ликер, водка,
                      молоко; забавный коктейль, кстати, я его пробовал), причем
                      не больше двух-четырех коктейлей в день, что печень вполне
                      выдерживает. Кроме того, Чувак не утруждает себя работой
                      на благо американского общества. Чуваку плевать с высокой
                      башни на американское общество, процветание и прочие предметы
                      культа тупоголовых обывателей. Впрочем, его также не интересует
                      смысл собственного существования, да и никакие философские
                      вопросы не обременяют его голову. Чувак просто живет так,
                      как ему нравится жить. И этим глубоко симпатичен. Потому
                      что если парень хочет играть по своим правилам игры, при
                      этом не создавая трудностей никому вокруг, то почему бы
                      и нет? Он же должен заслуживать определенное уважение.
Впрочем,
                      получается так, что ему внезапно начинают создавать проблемы.
                      Просто на ровном месте. И просто потому, что некие бандюки
                      спутали его - Джефа Лебовски - с другим Лебовски, который
                      вовсе не бывший хипарь и безработный, а наоборот - весьма
                      богатый пузырь. Бандюки ведут себя с Чуваком очень грубо.
                      Они матерятся (впрочем, Чувак по этому делу сам большой
                      специалист), макают Чувака в унитаз, требуют денег, а один
                      бандит - вот скотина - написал Чуваку на ковер. Впрочем,
                      увидев, что Чувак никак не может претендовать на звание
                      богатого человека, они удаляются, даже не извинившись.
Как
                      говорится, тут и сказочке бы конец? Ведь бандюки обознались,
                      так что Чувак может спокойно возвращаться к своему боулингу,
                      пособию по безработице и "белому русскому", но
                      не тут-то было! Ковер был важной декоративной составляющей
                      интерьера Чувака. Точнее сказать, кроме этого ковра у Чувака
                      ничего ценного-то и не было. Поэтому Чувак решает (замечу
                      - себе на беду), найти того самого богатого пузыря Лебовски,
                      чтобы потребовать у него компенсации за испорченный ковер.
И
                      вот тут у Чувака начинаются проблемы. Знаете, как оно бывает?
                      Едете вы на поезде, который ведет обкурившийся травки машинист.
                      У машиниста время течет раз в пять медленнее, чем у всех
                      остальных, поэтому поезд он ведет со скоростью курицы, не
                      догоняемой петухом. Вы сидите в купе и смотрите в окно,
                      причем вам кажется, что поезд едет назад, потому что его
                      обгоняют все: пешеходы, автомобили, мешочники и велосипедисты.
                      И вот, на одной из станций, машинист принимает на грудь
                      бутылку водки. Алкоголь в сочетании с травкой дает взрывообразный
                      эффект, после чего время для машиниста начинает идти раз
                      в десять быстрее, чем у вас. И он разгоняет поезд до немыслимых
                      скоростей. В окне начинает все мелькать - мелькать - мелькать
                      -  мелькать - мелькать - мель - мель - мель - мель
                      - ме - кать - кать - кать - кать - ка - ть - ть - ть....
Вот
                      так и у Чувака. Жил себе спокойной, размеренной жизнью.
                      Ходил катать шары, в машине слушал "Криденс",
                      дома слушал записанный на плеере шум кегельбана, периодически
                      даже принимал ванну, покуривая косячок, словом, дышал полной
                      грудью. И вдруг в этом размеренном существовании разом появились:
                      бандюки, бьющие морду и писающие на ковер, пузырь Лебовски,
                      шлюха Бонни - жена пузыря Лебовски, которую похитили, непонятные
                      национал-социалисты, требующие денег, свидание с похитителями
                      и подбрасывание им портфеля с грязным бельем вместо миллиона
                      баксов, похищение у Чувака автомобиля, в котором лежал миллион
                      баксов, гнев пузыря Лебовски, который оказывается вовсе
                      не пузырем, дочь Лебовски, которая является специалисткой
                      по "вагинальной живописи" и хочет родить от Чувака
                      маленького чувачишку, отрезанный палец Бонни, который черт
                      на самом деле знает чей палец, парнишка, укравший машину
                      Чувака, но не отдающий миллион баксов, опять бандюки, опять
                      национал-социалисты, Бонни вернулась, деньги не вернулись,
                      скоро соревнования по кеглям, Чувака обещают в лучшем случае
                      убить, а в худшем - отрезать ему член, все это сопровождается
                      полетами во сне и наяву, короче говоря - круговерть пошла
                      такая, что просто не ходи купаться.
И возиться со всей этой мешаниной приходится Чуваку, которому вовсе не хочется становиться эдаким Эркюлем Пуаро или Перри Мейсоном. Ему бы получить приличный ковер, вместо оскверненного, да и заработать на халяву немножко денежек, чтобы не ограничивать себя в "белом русском".
Фильм
                      - чистый стеб. Стеб весьма удачный. Наклевывающаяся было
                      некая серьезная детективность сюжета тут же переходит в
                      откровенную буффонаду, и так продолжается до самого конца
                      фильма. Причем становится абсолютно не важно - кто, кого,
                      за сколько, почему, зачем и что из всего этого выйдет. Хочется
                      только одного: чтобы вся эта шиза подольше не заканчивалась.
                      Потому что уж больно забавно и классно снято. Все намешано
                      и перемешано так, что сам черт ногу сломит, но в этом-то
                      весь и кайф. Надоели эти детективы, триллеры, психологические
                      мелодрамы, драмы, комедии и трагедии. В данном же случае
                      режиссер (точнее, оба брата Коэны) не стал ни на чем зацикливаться.
                      Никаких тебе культов, социально значимых вопросов, политического
                      подтекста и так далее. Стеб, водоворот событий, полное расползание
                      сюжета в разные стороны, а главное - отлично созданные и
                      сыгранные персонажи главных и второстепенных героев.
Чувак
                      (Джефф Бриджес) - просто классный. Но самый супер - это
                      приятель Чувака, которого зовут Уолтер Собчак (Джон Гудман).
                      Он толстенный, громогласный, немного свихнут после Вьетнама,
                      имеет четкие принципы в жизни и старательно помогает Чуваку
                      максимально ввязываться в неприятности. По происхождению
                      Уолтер - польский католик, но он был женат на еврейке, поэтому
                      принял иудаизм и теперь блюдет субботу. Персонаж совершенно
                      карикатурный, но вместе с тем - абсолютно жизненный. У многих
                      наверняка есть приятель подобного рода.
Но в фильме полно и других, не менее колоритных персонажей. Например, та самая специалистка по "вагинальной живописи" Мод Лебовски (ее играет прекрасная актриса Джулианна Мур). Или психованный фанат-кегельбанщик по прозвищу Иисус (Джон Туртурро). Или Стив Бушеми в роли напарника по кегельной команде Чувака и Собчака (ему досталась почти бессловесная роль, а в конце фильма он умирает от сердечного приступа; сцена развеивания его праха над океаном не подкачала, потому что от возвышенного пафоса перешла к привычному стебу).
Короче
                      говоря, картина получилась очень оригинальная, стильно нестильная,
                      динамичная, навороченная, возвышающе-ниспровергающая, стебовая
                      и закрученная. Братья Коэны развлеклись, как хотели. Лично
                      же я вполне хорошо развлекся, посмотрев, как они развлекаются.
                      "Большой Лебовски" - безусловно событие. Уж больно
                      выпячивается из рядов обычной голливудской жвачки. И хорошо
                      выпячивается. Грамотно.
Кстати, жанр этого фильма черта с два определишь. "Эксцентрическая комедия" - не подходит. Разве, что слово "эксцентрическая". "Детектив" - тоже черта с два, ибо детективность сюжета там проявляется только в самом начале, а затем Коэны этот детектив убили несколькими меткими выстрелами. "Трагифарс" - уже более-менее близко к теме. Но все равно - не подходит. Так что давайте назовем этот жанр "Большой Лебовски" и на этом успокоимся.
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 5 | 
| Режиссерская работа | 5 | 
| Сценарий | 5+ | 
класс!
нужно