БЕЙСкетбол
12.04.2000 18654   Комментарии (0)

Сначала цитаты: "Очень смешно" - Нью-Йорк Таймс. "Все лучшие элементы американской комедии представлены в этой картине" - Сан-Франциско Кроникл...

Прочитав эти ласковые слова на кассете, я было уже решил, что точно не буду ее смотреть, помня о том, что хвалят обычно только полный отстой, потому что хорошие фильмы в подобной дешевой рекламе не нуждаются... Но потом вдруг увидел на кассете имя режиссера - Дэвид Цукер (некоторые переводчики его ухитряются называть "Закером"... сами они - "закеры")... Да-да, тот самый Дэвид Цукер, который со своим братом Джерри и товарищем по колледжу Джимом Абрахамсом сняли совершенно потрясающие "Совершенно секретно", "Аэроплан" и "Голый пистолет"... Фильмы, ставшие живой классикой пародийного жанра. >

Братья Цукеры и Абрахамс... У меня даже на глаза навернулись слезы умиления, потому что я вспомнил те благословенные времена, когда юный Леша Экслер стал председателем клуба любителей цукеровских фильмов. А было это так... В далекие студенческие годы у моего друга Яна Розенфельда появился видеомагнитофон с одной кассетой. С одной единственной кассетой, на которой были записаны фильмы "Аэроплан-1" и "Аэроплан-2". Мы с Яном эти два фильма смотрели вдоль и поперек раз по сорок, выучили их наизусть, постоянно цитировали фразы оттуда и обсуждали каждый эпизод. Как-то само собой родился клуб любителей цукеровских фильмов, где я был председателем, как самый главный фанат, а Ян стал сопредседателем, потому что владел кассетой с "аэропланами".

Клуб преспокойно существовал несколько месяцев, я исправно собирал с Яна членские взносы, мы на них покупали бутылку "Алазанской долины", пили вино и пересматривали "Аэроплан" снова и снова. Казалось, такая безмятежная жизнь будет продолжаться вечно. Но однажды случилось СТРАШНОЕ...

Как-то раз я пришел к Яну и попросил поставить "Аэроплан-2", чтобы еще раз посмотреть во всех подробностях один эпизод. И тут Ян мне заявил, что не может поставить "Аэроплан", потому что на эту кассету, видите ли, он записал "Терминатор". Вы представляете, какое кощунство? На кассету с "Аэропланом" он записал какой-то терминатор!!! Конечно, скандал был ужасный. Ян с треском был выгнан из Клуба, где остался всего один человек - председатель. То есть я. Но Клуб - не исчез! Он продолжал существовать даже с одним членом и даже несмотря на то, что членские взносы перестали поступать... Обо всем этом я с нежностью вспоминал, держа в руках кассету. И вот - новый фильм Дэвида Цукера...

Мда... Какой кошмар! Впрочем, неудивительно. У всех, даже великих киномастеров бывают ситуации, когда они начинают снимать полный отстой. У кого-то это происходит постепенно, но некоторые довольно резко переходят от блестящих фильмов к полной дешевке. Так что чему удивляться? После последних фильмов Данелии и Рязанова я уже ничему не удивляюсь. Вот и "БЕЙСкетбол" Цукера, каким бы кошмаром он ни оказался, шока не вызвал. Ну, полный кошмар. И что с того? Мы любим Цукера не за это.

Фильм, между тем, сделан по всем законам цукеровско-абрахамского жанра. Есть сюжет, в котором, как обычно, пародируется большее количество всевозможных фильмов. Причем на этот раз Цукер решил затронуть спортивную тему...

В далеких двухтысячных годах спорт окончательно коммерциализировался. Спортсмены непрерывно переходят из клуба в клуб, сами клубы переезжают из города в город, непосредственно в соревнованиях никто не заинтересован, потому что главное для любого спортсмена - реклама товаров фирм-спонсоров (лично мне не очень понятно, почему речь идет о будущем; по-моему, все это происходит и сейчас). Разумеется, подобная ситуация серьезным образом отразилась на посещаемости спортивных состязаний, то есть посещаемости, как таковой, уже нет вообще.

Но где-то в американской глубинке живут два отличных, хотя и придурковатых парня - Джо Купер (Трей Паркер) и Даг Ремер (Мэтт Стоун), которым суждено несколько изменить ход вещей. Как-то так получается, что на одной из вечеринок Джо и Даг придумали новую игру, которая называется БЕЙСкетбол - эдакая смесь из бейсбола и баскетбола. Суть ее очень проста. Игроки одной команды должны с места забрасывать мяч в корзину, а игроки другой команды должны их всячески отвлекать любыми путями. Как угодно отвлекать: говорить гадости, делать так, чтобы противника стошнило и так далее. Затем команды меняются. Вот и все нехитрые правила. Но игра внезапно завоевывает бешеную популярность, потому что: во-первых - площадку для нее очень легко сделать, во-вторых - у игроков не должно быть никакой специальной подготовки. Просто выходи и играй.

К тому же, у ребят еще появился спонсор - Тэд Денслоу, который учреждает бейсбольную лигу с условием, что игрокам будет запрещено переходить из клуба в клуб, и вообще все игры будут проходить под лозунгом "Долой "Хованщину" с оперных подмостков"... в смысле - "Долой коммерцию с бейскетбольного поля".

Все, вроде, идет хорошо. Нищие ребята (ведь коммерция запрещена) выигрывают игру за игрой, а бейскетбол завоевывает все большую и большую популярность. Внезапно Тэд Денслоу умирает (в лучших цукеровских традициях - давится сосиской) и некий спортивный ЗЛОДЕЙ пытается заставить ребят стать богатыми и счастливыми. Купер этому сопротивляется, желая остаться бедным и больным, а Даг наоборот - совершенно не прочь стать богатым и здоровым. Короче говоря, друзья ссорятся и чуть было не проигрывают чемпионат, но затем в дело вступает МУЖСКАЯ ДРУЖБА и все такое, ребята нежно целуются с использованием язычка и снова становятся бедными, но счастливыми, а ЗЛОДЕЙ отправляется горестно пересчитывать свои миллионы. Там еще много всяких сюжетных линий - любовная, черно-юморная и так далее, но это все вряд ли имеет смысл пересказывать.

Что можно сказать об этом фильме? У меня сложилось такое впечатление, что у Цукера внезапно поменяли полярность. Как у магнита. То, что было смешным - стало пошлым. Веселенький черный юмор, по которому они были большими специалистами, стал просто чернушным. Этот фильм, к моему ужасу, больше смахивает на совершенно кошмарную пародию на старые цукеровские фильмы. Почему он стал снимать настолько плохо - трудно сказать. Быть может, втроем режиссеры прекрасно дополняли и сдерживали друг друга, чего стало сильно не хватать, когда они стали снимать по одиночке. Абрахамс один начинал хорошо, но все больше и больше стал сползать в сторону довольно своеобразного юмора, когда картина считается неполной, если там кто-то не пукает или не блюет каждые пять минут. Похоже, что с Цукером случилось то же самое.

Куда делся ироничный, изящный и довольно тонкий юмор Цукеров? Ладно еще, что пропала знаменитая многоплановость их фильмов, когда на двух-трех-четырех планах одного кадра происходят совершенно разные и забавные сценки. Это все можно пережить. Но когда все это в конце концов вырождается в совершенно дурацкую, утомительную, но что самое главное - совершенно несмешную пошлятину, становится очень грустно. Где ты, Цукер? Где новый "Аэроплан"? Где "Голый пистолет", который вообще начинался с телевизионного сериала (он потом вышел отдельным фильмом) и вопреки всем законам в каждом новом продолжении был не хуже предыдущего...

Увы, нет больше старого Цукера. Сценарий слаб до невозможности. Цукер попытался компенсировать недостаток хорошего юмора - юмором шокирующим, который часто просто выходит за рамки приличий, но смешнее от этого фильм не становится. Наоборот, мне часто просто приходилось закрывать коту Бублику глаза, чтобы он не видел эту тошнотворную пошлятину.

Короче говоря, картина безусловно не удалась. И я, честно говоря, слегка обалдел, когда почитал критику. Ладно еще, когда на кассете написана всякая чушь, чтобы ее лучше покупали. Но когда критик называет эту тупейшую пошлятину "комедией невероятно умной и невероятно смешной", то я думаю, что или я что-то не понимаю в этой жизни, или эта жизнь что-то не понимает во мне. Или критик долго и смачно курил косяк перед просмотром этого фильма.

Чтобы исключить всякие посторонние воздействия (типа плохого настроения, состояния или помех во время просмотра), я эту картину посмотрел аж два раза с перерывом в месяц. Увы, второй просмотр только подтвердил первоначальный вердикт - КОШМАРНЫЙ ОТСТОЙ. Поэтому критики меня сильно удивили. Ладно еще, когда на Видеогиде пишут "Хотя свежести первых лент уже нет, на мой взгляд, это талантливая сатира на американскую культуру, духовность и образ жизни", потому что сатирой на американскую (и любую другую) культуру и духовность можно назвать вообще любой фильм. Это просто такой прием у критиков. Когда не знаешь, чего писать, пиши "это сатира на (вставить по вкусу)-ую культуру и духовность". Иногда "духовность" можно заменять термином "бездуховность". А "образ жизни" - "манерой поведения". И дальше с легкостью делается рецензия. Например... "Фильм "Титаник" - это талантливая пародия на американскую культуру, духовность и образ жизни. Он лишний раз напоминает американцам о том, что не в деньгах и не в погоне за наживой счастье! Недаром корабль тонет, унося с собой в пучину представителей класса угнетателей, обвешанных бриллиантами, а бедная, но свободолюбивая Скарлет, пардон, Кейт Уинслет спасается, чтобы через много-много лет исследовать морские глубины с помощью российского корабля "Академик Келдыш". Или "Фильм "Клеопатра" стал блистательной и едкой пародией на американский образ жизни. Режиссер в аллегорической форме, используя для примера древнюю Лесопотамию, показал, что развратное и агрессивное поведение никогда не доведет до добра!"

Некоторые критики фильм вообще не смотрели. Я знаю, что это признак высокого профессионализма - писать рецензию на фильм, его не посмотрев, но когда Ростоцкий из журнала "Премьер" пишет, что "Разумеется, не обошлось и без традиционного для Цукера ерничества - на сей раз, помимо великого множества фильмов о спорте, на экране с плохо скрываемым удовольствием разделывают под орех оскаровских любимцев - "Храброе сердце" и "Титаник"", я начинаю думать, что у меня что-то не в порядке с головой. Потому что в фильме нет ни одного намека ни на "Храброе сердце", ни на "Титаник". Впрочем, может быть, "Титаник" напоминает лед в морозилке у Джо? Черт его знает. Ничего другого я предположить не могу.

Заканчиваю эту заметку эпизодом из фильма:
Джо Купер разговаривает с больным ребенком:
- Знаешь, Купер, - говорит больной ребенок. - Я умру.
- Ну и что? - отвечает Купер. - Мы все когда-нибудь умрем.
- Да, - говорит ребенок. - Но вы же умрете не на этой неделе!

© 1998–2024 Alex Exler
12.04.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3
Режиссерская работа 2
Сценарий 1
Кратко о фильме:
полный кошмар
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 0