Бал монстров / Monster's Ball
20.01.2003 23695   Комментарии (0)
Драма, США, 2001, 111 мин.
"Бал монстров" - так в американских тюрьмах
называют последний день осужденного перед
казнью. В этот день осужденного вкусно
кормят и выполняют его последнее желание.

Семейство мужчин Гротовски - дед Бак (Питер Бойл), сын Хэнк (Билли Боб Торнтон) и внук Сонни (Хит Леджер) - так называемая трудовая династия. Но пусть перед вашими глазами не встает умилительная картина трех мужичков-бодрячков, которые каждое утро встают с шутками-прибаутками, ждут, когда женушки сделают им завтрак и напоят кофе, а затем так же весело отправляются на завод - точить деталь, на угольную шахту - рубить уголь или в цирк - дрессировать львов. Ничего этого нет. Потому что, во-первых, ни у одного из династии Гротовских в настоящий момент нет жены, во-вторых, потому что дед Бак уже завязал с работой в связи со слабостью здоровья, а в-третьих, потому что их трудовая династия проходит в местной тюрьме. Гротовские, что называется, спокон веков работают тюремными надзирателями, а также нередко принимают участие в казнях осужденных.

Работа, как вы понимаете, нерадостная. Да и жизнь у семейки Гротовских - не сильно радостная. Дед Бак - заклятый расист. Поэтому, как водится у людей, проявляющих какую-то резкую нетерпимость, Бак - желчный, злобный и мерзкий старикашка, отравляющий существование и себе, и всем вокруг себя. Хэнк - суровый, неразговорчивый и депрессивный мужчина, который тянет свою лямку, и кажется, что для него вся жизнь заключена в безрадостной работе. Он тоже считает себя расистом - то есть, делает вид, что ненавидит черных, - однако на самом деле Хэнк проявляет какие-то эмоции по отношения к афроамериканцам только для того, чтобы угодить отцу. Хэнк на самом деле вообще не любит проявлять хоть какие-то эмоции. Черные ему, в общем-то, до фонаря... Один Сонни среди всего этого семейства проявляет какие-то человеческие чувства - он обычный парнишка, который был бы веселым и жизнерадостным, живя он в другой обстановке, - однако дед и особенно отец, который постоянно давит ему на психику, постепенно меняют Сонни и похоже, что через десяток лет он станет точно таким же, как Бак и Хэнк.

Женскому обществу нет места в доме династии Гротовских. Жена Бака покончила жизнь самоубийством - вероятно, не выдержала жизни с мужем, который постоянно ее третировал. Старикашка Бак, изредка затрагивая эту тему, говорит Хэнку о его матери с такой злобой, как будто она ему всю жизнь испортила, а не наоборот. О бывшей жене Хэнка в фильме ничего не говорится, однако два надгробия, расположенные в дальнем конце участка Гротовских, наводят на мысль о том, что не только мать Хэнка покончила жизнь самоубийством, но и жена (как известно, самоубийц не хоронят на кладбищах при церкви).

Кажется, что так будет всегда: Хэнк и Сонни работают в местной тюрьме, а старикашка Бак сидит дома и брюзжит, - однако в какой-то момент мерное и безрадостное течение жизни этой семьи резко меняется. Сначала Сонни проштрафился перед отцом - в момент казни осужденного чернокожего Лоуренца Масгров (Шон Комбс) его стошнило, и Сонни прервал мерное течение этой жуткой церемонии. Этот проступок для Хэнка явился последней каплей, которая прорвала плотину давно сдерживаемой ненависти по отношению к сыну, и Хэнк попытался выгнать Сонни из дома. Однако Сонни, который всегда любил отца и очень страдал оттого, что Хэнк его ненавидит, покончил жизнь самоубийством. А далее... Далее случилось нечто совсем удивительное. Хэнк полюбил женщину - негритянку Летисию (Хэлли Бэрри), чьего мужа он только что казнил на электрическом стуле по приказу суда.

Летисия еще не знает, что Хэнк был невольным убийцей его мужа. Ей очень одиноко, и внезапная любовь Хэнка является для этой женщины поистине избавлением от мучивших ее проблем. Однако для Хэнка эта любовь, скорее, только создает проблемы, а не решает их. Ведь есть еще его отец Бак, который ни под каким видом не одобрит это увлечение сына. Но Хэнк после смерти Сонни сильно изменился. Нет, не то чтобы он раскаялся и теперь убивается по сыну, однако он во многом переосмыслил свою жизнь, жизнь своего отца и покойного сына. Хэнк теперь решил жить совсем по-другому. А вот получится ли у него это или нет - пока не известно...

***

Хороший фильм. Честно говоря, услышав, что в картине затрагиваются всякие нелегкие вопросы расовой дискриминации, а кроме того, что там играет Хэлли Бэрри, совершенно сдвинутая на всякой политкорректности, я подумал, что ничего хорошего из этой картины получиться не может - набьют туда политкорректных слюней и соплей по полной программе, а Хэлли Бэрри это все с большим удовольствием истерично озвучит. Однако оказалось, что я, к счастью, был не прав. Потому что в картине нет ничего лишнего и нарочито политкорректного, а тема дискриминации рассматривается спокойно и без истерик.

В общем, это фильм об одиночестве и безысходности, но и о том, что судьба человека всегда находится в его собственных руках. Всегда, как бы плохо тебе ни было, можно коренным образом изменить свою жизнь. Нужно только взяться и сделать это. Однако с другой стороны, чудес на свете не бывает. Если ты к сорока годам стал законченным депрессивным мизантропом, то жизнерадостным оптимистом тебе не стать никогда - хоть ты брюзгливого и давящего на тебя папашку сплавишь в дом престарелых, сменишь работу и перестанешь винить чернокожих в том, что они когда-то бесплатно работали на твоих предков, а теперь этого делать не хотят...

Так что это правильное кино. Оно показывает, как человек может барахтаться в своем горшке со сметаной, пытаясь сбить из сметаны масло, но также демонстрирует, что все это ограничено стенками сосуда. А за них не выйти - ну никак. Поэтому заключительная фраза "Все у нас будет хорошо, вот увидишь" на фоне трех могил с самоубийцами - звучит именно жизненно, хотя и не оптимистично. Звучит именно так, как она должна звучать в реальной жизни, не более и не менее.

"Бал монстров" хорош прежде всего с постановочной стороны. Он снят очень ровно, грамотно и профессионально. И по актерам видно, что они играют не как бог на душу положит, а четко подчиняясь поставленной режиссером задаче. В результате этого актерский ансамбль играет очень слаженно и монолитно. Все на своем месте, ни одной лишней или фальшивой ноты. И даже знаменитый рэппер Паф Дидди, который в списке актеров выступает под своим реальным именем Шон Комбс, играет очень достойно и профессионально, чего я никак не ожидал от музыканта. Эксперименты с Бон Джови, Билли Айдолом, Дэвидом Боуи, Джанет Джексон и остальными не позволяли надеяться, что из этого получится что-то приличное. А здесь - на удивление хорошая роль. Просто, можно сказать, вылитый Дон Чидл, честное слово...

С актерской точки зрения самый блеск - семья Гротовски. От деда до внука. О Билли Бобе Торнтоне разговор особый, но и Бойл в роли мерзкого старикашки-расиста, и Леджер в роли зашуганного и страдающего от нелюбви отца парнишки - очень хороши. А сам Хэнк - Торнтон - просто блеск. Впрочем, Торнтону всегда отлично удавались такие роли - скупые, немногословные, однако насыщенные большим внутренним драматизмом. Мне он очень понравился, и если давать за этот фильм "Оскара", то именно ему.

Кстати, об "Оскаре"... Большинство критиков, говоря об этом фильме, примерно половину рецензии посвящают длительному обсуждению вопроса, за что Хэлли Бэрри американские киноакадемики (вручающие "Оскара") назвали лучшей актрисой года. Не очень понимаю, что тут обсуждать. Их "Оскар" - кому хотят, тому и вручают. Ну да, я тоже не считаю Хэлли Бэрри не просто хорошей актрисой, но и вообще актрисой. На мой взгляд, у нее кроме сисек и беспомощного выражения лица (придающего особую пикантность сиськам) ничего нет. В этом фильме она сыграла - ну, как бы сказать - сносно. В последнем эпизоде даже, пожалуй, и хорошо. Но тут за версту видно, что это исключительно режиссерская заслуга. Поэтому я тоже не понимаю и все такое, но это совершенно не мое дело. Не я придумал "Оскар", не я его вручаю, поэтому это их личное дело - кому и за что они дают эту награду. Нужно было им в этом году наградить чернокожую актрису (первая негритянка, получившая "Оскара" как лучшая актриса - ура, ура, торжество политкорректности в самом политически корректном ее проявлении) - вот они ее и наградили. Конечно, люди всей Земли считают, что уж если и награждать афроамериканку, то это должна была быть Вупи Гольдберг (которая, кстати, этот "Оскар" давно заслужила, как никакая другая чернокожая актриса; впрочем, Вупи получала эту награду, но как лучшая актриса эпизодической роли), однако киноакадемики не слушают людей всей Земли. Они глухи к выражению общественного мнения. Но это их собственные проблемы.

Кстати, что интересно... У меня на форуме есть участник по имени Wolfgang, который работает в Голливуде. Так вот что он написал в форуме примерно за месяц до вручения "Оскара", цитирую:

С кем поспорить, что Халле Берри дадут Оскара за этот фильм? Они тут такую активность развили в связи с тем, что аж (!) три чёрных актёра номинированы! А Халле дадут и она голосом маленькой девочки, пытающейся выпросить куклу, будет "плакать" и благодарить всех и вся. Если дадут ей - то для поддержания политкорректного имиджа, если Дензелю или (о, Боже!) Смиту - то значит, Кроу кому-то сильно в Голливуде не угодил. Ну, у последнего найдётся достаточно юмора, чтобы пережить "трагедию" спокойно.

Прям шайтан, честное слово! Особенно в части предвидения реакции Хэлли Бэрри на статуэтку...

Впрочем, хватит обсуждать, давайте резюмировать. "Бал монстров" - хорошая психологическая драма, весьма профессионально поставленная и ровно сыгранная. Никаких натяжек и несообразностей я не заметил - наоборот, все выглядит вполне естественно и жизненно. А концовка - так просто обрадовала. Я все боялся, что создатели фильма скатятся до какой-то дешевой мелодрамы. Не скатились. Закончили фильм именно так, как он должен заканчиваться. В общем, посмотреть его даже нужно, особенно тем, кто любит хорошие и серьезные фильмы, потому что "Бал монстров" - вполне достойный представитель в этой категории. Однако если вы решите посмотреть картину только для того чтобы понять, за что Хэлли Бэрри получила "Оскара" - не утруждайте себя. Потому что все равно не поймете. Нам этого понять не дано.

© 1998–2024 Alex Exler
20.01.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошая драма
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0