Артист / The Artist
12.04.2012 44975   Комментарии (52)
Бюджет: $15 млн.  Сборы по миру:  $121 млн
Это шедевр.
Отзыв кота Бублика

Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) - звезда голливудского немого кино. Публика валом идет на его фильмы, глава студии Аль Циммер (Джон Гудман) потирает руки и подсчитывает барыши. Валентайн живет в роскошном особняке с красавицей-женой и наслаждается своим успехом. 

Как-то раз на студию пришла молодая актриса Пеппи Миллер (Беренис Бежо) - наниматься в танцевальную массовку. Валентайн обратил внимание на Пеппи, между ними стали проявляться какие-то романтические чувства, однако вскорости звезда Джорджа довольно быстро стала закатываться. Дело в том, что в кинематографе начинается эпоха звукового кино, в которую Валентайн совершенно не вписывается. 

Циммер, как акула бизнеса, отлично понимает, что студия должна двигаться дальше семимильными шагами и как можно быстрее уходить от немого кино, в результате чего Джордж получает отставку, а место главной звезды студии теперь занимает Пеппи - она отлично подошла для нового вида кинематографа. 

Валентайн, который еще не понимает, что его время ушло, вкладывает все свои средства в постановку нового фильма, в котором он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве режиссера. 

Излишне говорить, что этот фильм полностью провалился, а вот новые картины студии с Пеппи Миллер в главной роли прокатывались с ошеломляющим успехом. 

Джордж потерял все сбережения, жена его выгнала из их роскошного особняка, в результате чего бывший любимец публики живет в какой-то хибаре, а рядом с ним остались только собачка-терьер и шофер Клифтон (Джеймс Кромвелл), которому он уже полгода не платит зарплату. 

Валентайн скатывается все ниже и ниже, и все могло бы закончиться очень плохо, если бы не Пеппи Миллер, которая вовремя пришла Джорджу на помощь. 

***

Потрясающий фильм, просто шедевр! Немой черно-белый фильм, снятый в 2011 году, который буквально "порвал" все кинофестивали, получил 110 престижнейших наград и 76 номинаций - да что это вообще такое? 

Более или менее похожий эксперимент проводил Мэл Брукс в 1976 году, когда он снял "Немое кино" - черно-белую немую комедию. Картина получилась забавной, ее номинировали на четыре "Золотых глобуса", однако тогда не было ничего похожего на взрыв наград и эмоций, сопровождающих "Артиста" Хазанавичюса. 

Идея снять подобное кино у режиссера возникла давно. Причем он первоначально понимал, что это не будет чистая стилизация под старые немые фильмы. Да, картина будет черно-белая и немая, однако ее будут смотреть нынешние зрители, поэтому там будут использоваться некоторые приемы, не характерные для кинематографа начала XX века. 

Хазанавичюс ставил своего рода эксперимент: сможет ли он донести до зрителя историю бывшей кинозвезды, пользуясь при этом только изображением - без цвета и диалогов. 

При подготовке к созданию этого фильма и он, и главные актеры - Жан Дюжарден и Беренис Бежо - пересмотрели огромное количество старых немых фильмов. Им нужно было изучить, как тогда двигались, как использовали мимику, как ставили кадр. 

Задача перед режиссером стояла очень и очень сложная. Казалось бы, кто в XXI веке будет смотреть немой черно-белый фильм, когда даже "Титаник" уже выпустили в 3D? 

Но именно данная картина показала, что дело не в красках, не в звуках и даже не в 3D. Почему на "Артиста" обрушился такой ошеломляющий водопад престижнейших наград? Ведь здесь рассказывается не об одноногом негре-гомосексуалисте, пытающемся найти взаимопонимание со своей пьющей матерью из племени сиу. Это вроде как совершенно простая и немудреная история о любимце публики, вышедшем в тираж. Ну и история любви (банальность детектед!), пронесенной сквозь долгие годы. 

А крышу у всех сорвало по одной простой причине. Это невероятно талантливый фильм! Тонкий, элегантный, романтичный и какой-то очень и очень светлый. В нем настолько великолепно сочетаются постановка, игра актеров, потрясающая музыка Людовика Бурсе, работа художников-дизайнеров, что никто из членов американской Киноакадемии уже и не подумал о том, что они дают "Оскары" за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую главную роль, лучшую музыку и лучший дизайн костюмов - французскому фильму. (Впрочем, замечу, что тут снялись и несколько замечательных голливудских актеров - Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Малкольм Макдауэлл.)   

Это теперь самый обласканный наградами французский фильм в истории, а Дюжарден - первый французский актер, получивший "Оскара" за лучшую мужскую роль. Ну ничего члены киноакадемий и кинокритики не могли поделать с этим фильмом, он никого не оставил равнодушным! 

Что интересно, первоначально Хазанавичюс хотел делать картину о немецком немом кино времен расцвета экспрессионизма - фильмов Фрица Ланга, Фридриха Мурнау, Георга Пабста. Однако потом в качестве основы был взят все-таки Голливуд, так что прототипами (весьма, конечно, условными) Валентайна и Миллер послужили Дуглас Фэрбенкс и Глория Свенсон.

Чтобы соблюсти достоверность, все снималось в Лос-Анджелесе - это раздуло бюджет до $15 миллионов, хотя первоначально планировалось потратить заметно меньше. Весь период съемок Дюжарден жил в здании 1930 года на Голливудских холмах. Особняк Пеппи Миллер в действительности - реальный дом, где жила звезда немого кино Мэри Пикфорд, так что Валентайн в фильме лежит на кровати Мэри Пикфорд. 

В самом Голливуде очень благосклонно приняли этот проект. Студия Уайнстинов согласилась выступить дистрибуторами, Хазанавичюсу во время съемок оказывали всяческое содействие. Джон Гудман принял предложение сыграть Циммера после нескольких минут знакомства со сценарием, Джеймс Кромвелл также не колебался, ну и Малкольм Макдауэлл сам предложил сыграть в картине крошечную роль одного из актеров массовки во время проб Пеппи Миллер. 

С точки зрения постановки в картине много чрезвычайно удачных и эффектных эпизодов. Некоторые из них - просто-таки чаплинского уровня: игра Пеппи с плащом Валентайна, совершенно изумительная сцена дублей с Валентайном, когда он танцует с Пеппи. Также Хазанавичюс искусно использует неожиданные звуковые эффекты - например, в сцене, когда Валентайну везде начинает чудиться звуковое кино. 

Но, конечно, одна постановка не вознесла бы картину на такой уровень, если бы не изумительная игра главных исполнителей - Жана Дюжардена и Беренис Бежо. Они вместе уже играли у Хазанавичюса в очень милой пародийной комедии "Агент 117", после которой, кстати, и Дюжардена заметили как актера, в результате чего он получил роль в картине "99 франков", и Хазанавичюса заметили как режиссера, благодаря чему вообще состоялся проект "Артист". 

Роли Валентайна - Миллер Хазанавичюсом изначально писались под Дюжардена - Бежо, и никакие другие кандидатуры не рассматривались. (Кстати, Беренис Бежо - жена Хазанавичюса.)

У меня Жан Дюжарден - один из любимейших актеров. У него редчайшее обаяние (прям новое воплощение Жерара Филипа), замечательное актерское дарование плюс, несмотря на очень эффектную внешность, присутствует отличное чувство самоиронии. 

Что интересно, Дюжарден особо и не собирался становиться актером художественных фильмов. Он работал в жанре стендап-комеди, часто выступал в телевизионных шоу, а в кино снимался постольку-поскольку. Теперь, конечно, перед ним любые кинематографические дорожки открыты, однако сам Дюжарден утверждает, что не собирается перебираться в Голливуд и продолжит сниматься во Франции. 

Роль Валентайна написана именно для него, и никто не смог бы там выглядеть более органично. Между тем задача перед актером стояла непростая. Валентайн в своем звездном статусе - личность, в общем, не слишком приятная. Нарциссизм, самолюбование, пошлейший двухметровый портрет в особняке, изображающий Валентайна в пафосном одеянии, - типичная суперзвезда с манией величия. 

После наступления эпохи звукового кино - другая сторона: полнейшая деградация, алкоголизм и идиотские пьяные выходки. 

Но что в одной, что в другой ипостаси персонаж Дюжардена не теряет ни грамма своего невероятного обаяния и благородства. Я не знаю, насколько благородство присуще самому Дюжардену, однако сыграно это совершенно безукоризненно. 

И как филигранно он изображает во время дублей с Пеппи нахмуренную физиономию главного героя, а потом срывается на совершенно некиношную широченную улыбку, когда оказывается с Миллер лицом к лицу. Это одна из самых изумительных сцен в картине. 

Беренис Бежо также очень и очень хороша! В "Агенте 117" она явно терялась в тени Дюжардена, однако здесь - они совершенно равнозначные партнеры. Причем Бежо вовсе не изображает какую-то из знаменитых актрис прошлого, хотя она очень внимательно изучала их манеру держаться на экране. Хазанавичюс перед съемками ей сказал, что ему требуется совершенно оригинальный персонаж, который будет участвовать в рассказываемой на экране истории, и это не должна быть, например, Мэри Пикфорд или Глория Свенсон. 

Так что Пеппи у Бежо - совершенно оригинальная, при этом задорная, обаятельная и не менее яркая, чем Валентайн у Дюжардена. А уж как замечательно она сыграла сцены встречи с Валентайном, когда он скатился на самое дно...

Кстати, о финальном танце. Конечно, Хазанавичюс мог воспользоваться возможностями современного кинематографа, чтобы снять профессиональных танцоров, периодически показывая головы Дюжардена и Бежо. Но он потребовал от актеров, чтобы они самолично исполнили этот танец, - они его сделали, причем на репетиции потратили два месяца. Результат того стоил - когда видишь, что это танцуют именно они, эффект совершенно другой, Хазанавичюс был совершенно прав.  

Ну и пара слов о еще одном актере, который сыграл заметную роль в данной картине. Это терьер по кличке Угги, сыгравший тут любимца Валентайна. И Дюжарден, и Хазанавичюс говорили, что Угги сам по себе - прекрасный актер, и они были просто поражены тем, насколько четко тот выполнял все, что от него требовалось. (Хотя, добавлял Дюжарден, при этом в кармане обязательно надо было носить пару сосисок.) Обычно в таких случаях снимают несколько собак, но практически все сцены играл именно Угги, и только в сцене пробега собачки к полицейскому был задействован какой-то другой песик. Кто-то из рецензентов сетовал на то, что Угги не сможет получить своего "Оскара", однако это не так - Угги был вручен приз Palm Dog, который специально предназначен для собак, снимающихся в кино. 

Говоря о фильме, невозможно не отметить музыку Людовика Бурсе, которая также является важнейшей составной частью успеха "Артиста", особенно учитывая тот факт, что картина - немая. Музыка совершенно изумительная, на мой взгляд - на уровне мелодий Морриконе для "Однажды в Америке". Не знаю, будут ли они так же популярны вне картины, как это случилось с музыкой Морриконе, но в фильме это все звучит просто потрясающе. 

В общем, съемочная группа сделала просто шедевр! Который лишний раз доказывает, что для создания действительно замечательных (и при этом, замечу, кассовых) картин не нужны ни огромные деньги, ни 3D, ни даже цвет. Нужны только талант и профессионализм, которые у этих людей присутствуют в избытке. Просто молодцы, замечательное кино сделали!

***











© 1998–2024 Alex Exler
12.04.2012
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5+
Режиссерская работа 5+
Сценарий 5+
Кратко о фильме:
шедевр!
Нужно ли смотреть:
обязательно
Комментарии 52

Мэл Брукс в 1976 году, когда он снял "Немое кино" - черно-белую немую комедию.

Фильм Цветной!!
29.08.23 08:10
0 0

Один из любимейших фильмов.

Это к вопросу "о никто даже и вспомнит".
11.06.14 00:13
0 0

Фильм охуительный.
sgt
03.07.12 00:33
0 0

Весь фильм улыбался как дурак, давненько меня так не прошибало.
01.06.12 17:49
0 0

Вот кому-то не нравится сценарий и сюжет - да, они банальны до нельзя. И что? Существуют разные жанры, не в каждом должна быть лихо закрученная детективная интрига, и в мелодрамах она совсем лишняя. Зато тут есть настоящие чувства, отличная игра, великолепная музыка, а главное - непередаваемая и неопределимая общая атмосфера, которую математикой не измеришь. А черно-белость и отсутствие звука не более чем дополнительные "фишки", которые позволяют лучше погрузиться в эту самую атмосферу. Не считая того, что черно-белое изображение, благодаря своей контрастности, дает интересный визуальный ряд, отличный от цветного, и не менее прекрасный.
В общем шедевр или не шедевр - вопрос спорный, но фильм великолепный и своих оскаров достоин.
12.05.12 10:27
0 0

Единственное, чем я пытаюсь объяснить себе оценки этого фильма - может быть, в этом году не сняли ничего получше. Ни сценарий, ни идея, ни воплощение лично меня почему-то (возможно, извините, кому-то вразрез) совершенно не впечатлили. Понравился только эпизод с пиджаком немного и - бесспорно - музыка. Есть несколько сносок на (действительно шикарный и бесподобный) "Поющих под дождем". Но между этими фильмами во всех отношениях непреодолимая пропасть.
08.05.12 15:52
0 0

Алекс, отдельное спасибо за "одноногого негра" 😄 Такие циничные остроты, наверное - главная причина моей наркотической зависимости от ваших рецензий. Обязательно пополнит мою коллекцию цитат на случай, когда у самого не хватает слов выразить свою мысль в споре.










16.04.12 12:53
0 0



Алекс, спасибо за заметку.

Получил большое удовольствие от просмотра фильма.

Смотрел уже почти по привычной схеме.

Не читая ничего о фильме и даже саму заметку, посмотрел только оценку.

Потом посмотрел фильм, причем понял, что за фильм и что это именно тот который получил кучу призов только в процессе просмотра.

После просмотра прочитал заметку и комментарии! 😄

Конечно мне помогло. что я совершенно случайно посмотрел накануне Документальный французский фильма "Чрезвычайное путешествие" о Жерже Мельесе и его знаменитом фильме - «Путешествие на Луну».

У меня как раз был свеж рассказ о событиях сопутствовавших звуковой революции в кино.

Сам фильм очень понравился. Сначала да, немного вяловато смотрелось, не привычно, но потом захватило и уже смотрел не отрываясь.

Такой интересной и качественной постановки сцен, операторской работы, я не помню с фильма "Сколько ты стоишь?" (Combien tu m'aimes?).(IMHO)

Давно не испытал такое большое эстетическое удовольствие от просмотра. Ввозможно еще и на контрасте, много такого кино наверно не надо, но иногда напомнить кристальную выразительность качественного черно-белого кино - стоит!



p.s. "Завидую" тем кто способен получать такое незамысловатое удовольствие от смелой, уничтожающей критики талантливых, успешных, не стандартных работ. Это же так повышает самооценку и выделят из "серой массы" тех кому нравятся талантливые, не стандартные произведения искусств.
16.04.12 10:22
0 0

Сцену, когда он корчил серьёзную морду во время танца, пересматривал несколько раз. Очень смешно!

Ваще, подсел на черно-белое голливудское кино. (правда - голосовое и 40-60-х).
15.04.12 11:42
0 0

_
14.04.12 14:22
0 0

[QUOTE]D-Razor:


Шикарно, спасибо большое.
15.04.12 15:09
0 0

Который лишний раз доказывает, что для создания действительно замечательных (и при этом, замечу, кассовых) картин не нужны ни огромные деньги, ни 3D, ни даже цвет. Нужны только талант и профессионализм, которые у этих людей присутствуют в избытке.


Если есть талант и профессионализм, можно снять гениальный фильм и в цвете и со звуком и без денег. А вот если есть сомнения, но сделать\снять\сотворить гениальный фильм очень хочется... А вернее сказать, чтоб все кругом вздохнули "Гениально!" и бросились давать призы и награды, вот тут и рождаются идеи о немом чб кино в 21 веке.

Не похвалить такое кино просто дурной тон какой-то. К вопросу о рейтингах.
14.04.12 22:36
0 0

Алекс, а вы видели небольшой ролик, где Дюжарден проходит пробы на роль злодея во всяких голливудских фильмах? Советую посмотреть - это очень забавно. Дюжарден просто великолепен. А "Артист" гениален. Специально пошел на него в кинотеатр. И нисколько не пожалел об этом. По окончании фильма хотелось зааплодировать, но я постеснялся.
13.04.12 21:18
0 0

D-Razor: Алекс, а вы видели небольшой ролик, где Дюжарден проходит пробы на роль злодея во всяких голливудских фильмах?



Не видел. Если поделитесь ссылочкой - буду очень благодарен.
14.04.12 13:06
0 0

Даже обзор получился как и сам фильм: "Тонкий, элегантный, романтичный и какой-то очень и очень светлый"
13.04.12 10:47
0 0

Akhmad : Спасибо 😉
14.04.12 13:06
0 0

Алекс, с нетерпением жду Вашей рецензии на "Инкассатора"!
12.04.12 23:27
0 0

Я смотрел в кино, с женой и другом.

Мне - очень уныло.

Смотрел на часы - когда же кончится.

Сюжета там, как такового нет, поэтому вопрос "что же будет дальше?" - фактически неприменим.

Т.е. удовольствие предлагается получать от атмосферы, декораций, актёрской игры как таковой.

ХЗ, я не смог, мне было тупо не интересно.

Но кому то оч, возможно.

З.Ы. Смотрел в декабре 2011, поэтому особых ожиданий не было, пошёл тупо на Дюжардана и Бежо, но тем не менее.

З.Ы.2. "бесподобная мимика" Дюжардана 100% идентична оной в OSS117 Каир и Рио.

Но в тех двух её почему-то никто не заметил, а в этом (он же без звука!) решили признать её гениальной=).

З.Ы.3. Вот, не с целью потроллить, а альтернативная т.з.

Мне эта ближе.

bormental-r.livejournal.com
12.04.12 20:04
0 0

eagle-son :

Из указаной ссылки

"Друзья мои, кто хочет поспорить, что через год об этом фильме никто даже и не вспомнит?"

Не так?
04.12.13 13:00
0 0

eagle-son: Мне - очень уныло. Смотрел на часы - когда же кончится.



Аналогично. Только в два этапа смог досмотреть. Работа по аутентификации была проведена большая, слов нет, но зачем? Что в итоге то? Актерская игра — бутафорская. Героям не сочувствуешь. В их великую любовь не веришь. Сюжетные ходы предсказуемы. Даже там где напустили туману (аукцион например) всё было ясно сразу. По мне так лучше лишний раз посмотреть (или пересмотреть) какой-нибудь старый фильм. Да, есть пару-тройку интересных сцен, но в целом на редкость тягомотно. Извините.


12.04.12 20:31
0 0

Что тут можно сказать - создатели фильма всем доказали, что такое настоящее Кино!
12.04.12 19:50
0 0

Добавлю от себя: смотрел в старом кинотеатре. Получилось совсем аутентично 😄

Но это мне повезло, что в городе есть такое кино
12.04.12 17:51
0 0

Алекс, прошу прощения за ошибку.

В качестве реабилитации 😄 - Жан Дюжарден стал одним из режиссеров фильма "Право на лево" (Les Infideles) и там все-таки снял свою жену.

www.hollywoodreporter.com
12.04.12 17:47
0 0

Если не ошибаюсь, жену Валентайна играет жена Дюжардена...
12.04.12 15:57
0 0

Flu_fighter:
Если не ошибаюсь, жену Валентайна играет жена Дюжардена...




Жену играла, как я понял, Пенелопа Энн Миллер. Она точно не жена Дюжардена. Жена Дюжардена - Александра Лэми. Она не играла в "Артисте".
12.04.12 16:51
0 0

Flu_fighter:
Если не ошибаюсь, жену Валентайна играет жена Дюжардена...




Серьезно? Не знал, сейчас проверим.
12.04.12 16:47
0 0

Да, действительно, фильм необычен по ненешним временам. Дюжарден великолепен, мимика бесподобная. Полностью согласна с рецензией, добавить нечего. Смотреть обязательно.
12.04.12 15:35
0 0

У Дюжардена очень интересная, несовременная внешность, я когда "Агента117" первый раз смотрела (по ТВ), была абсолютно уверена, что фильм - 60-х годов. 😄 Там и музыка соответствующая. Вот умеет Хазанавичус иллюзию времени создать.
12.04.12 10:33
0 0

Irenka:
У Дюжардена очень интересная, несовременная внешность, я когда "Агента117" первый раз смотрела (по ТВ), была абсолютно уверена, что фильм - 60-х годов. Там и музыка соответствующая. Вот умеет Хазанавичус иллюзию времени создать.




Точно, я тоже сразу обратил внимание.
12.04.12 10:41
0 0

Думаю, оценку 8.3 на IMDB можно обьяснить тем, что большинство "критиков" там - американцы, для которых "Американский пирог-3" уже шедевр
12.04.12 10:03
0 0

Yuriksat:
Думаю, оценку 8.3 на IMDB можно обьяснить тем, что большинство "критиков" там - американцы, для которых "Американский пирог-3" уже шедевр




Да, меня тоже поразило, что оценка очень высокая. Фанатам американского пирога это понравиться было не должно.
12.04.12 10:25
0 0

Алекс, 10 - это твоя оценка на кинопоиске? Это нововведение будет теперь во всех новых рецензиях?
12.04.12 09:58
0 0

TROTIL: Алекс, 10 - это твоя оценка на кинопоиске? Это нововведение будет теперь во всех новых рецензиях?



10 - это моя оценка на IMDB. Да, теперь все время буду писать, что я поставил.
12.04.12 10:02
0 0

Очень добрый фильм, редкость в нынешнее время.
12.04.12 09:55
0 0

Мне, кстати, всегда любопытно было, почему Хазанавичюса в русскоязычной прессе бросились писать через "у". Насколько я помню, в русском языке литовские фамилии традиционно пишутся через "ю".
12.04.12 09:53
0 0

Basil IV:
Мне, кстати, всегда любопытно было, почему Хазанавичюса в русскоязычной прессе бросились писать через "у". Насколько я помню, в русском языке литовские фамилии традиционно пишутся через "ю".




А фиг знает. Он мужик-то непростой. Еврей с литовской фамилией, живущий во Франции.
12.04.12 10:42
0 0

Раз уж упомянута Глория Свенсон -- Алекс, а "Бульвар Сансет" ты смотрел?
Отличный фильм, несмотря на более чем полувековой возраст.
12.04.12 09:50
0 0

Dmitry Bolkhovityanov: Раз уж упомянута Глория Свенсон -- Алекс, а "Бульвар Сансет" ты смотрел?

Отличный фильм, несмотря на более чем полувековой возраст.



Не смотрел, надо будет глянуть.

Интересно, как бы смотрелся этот фильм в 20-е годы. Получил бы он хотя бы одну нашраду или нет?
12.04.12 09:39
0 0

AlxTr: Интересно, как бы смотрелся этот фильм в 20-е годы. Получил бы он хотя бы одну нашраду или нет?



Так очень трудно рассуждать. Этот фильм хотя в отсутствии цвета и звука и подражает 30-м годам, но если внимательно посмотреть и сравнить, то как раз видеоряд и съемка мало похожи на то время. Когда пытаются стилизовать именно под 30-е годы, обычно используют много статичной съемки в духе "вид на сцену" и еще любят ускорять движение. И музыка обычно -- джазовые проигрыши.

Тут же с точки зрения съемки и музыкального сопровождения -- 50-60 годы. Здорово похоже на того же Хичкока (как раз недавно смотрел "Vertigo", там даже основная романтическая музыкальная тема страшно похожа на таковую из этого фильма).
12.04.12 23:30
0 0

Сплошной вострог получился у Алекса.
12.04.12 09:18
0 0

Stalk:
Сплошной вострог получился у Алекса.




Так фильм - сплошной восторг.
12.04.12 09:27
0 0

значит, будем смотреть:)
12.04.12 09:03
0 0