Рейтинг Экслера: 6,8
- Режиссер:
- Элина Суни
Отзыв кота Бублика
Предчувствие Лидии Масловой, "Коммерсант"
поместили в несчастный город на переферии.
Сергеев Андрей
Аркадий Беликов (Александр Семчев), бывший оперный певец, приезжает в маленький провинциальный городок Круглов, чтобы в местной школе учить детей пению. На вокзале он встречает уставшего от пошлости жизни бомжа-философа в пальто (Михаил Гусев), который сам с собой играет в шахматы. Также на вокзале сидит человек в пенсне и с книжкой Чехова, который вроде как торгует мороженым, однако ящик для мороженого пуст.
Аркадий сначала пристает к бомжу с совершенно ненужными тому разговорами, затем выговаривает человеку в пенсне по поводу того, что он тут сидит с пустым ящиком, после чего бомж вместе с торговцем мороженым слегка навтыкали Аркадию по его объемной физиономии.
Далее, после некоторой череды приключений, Аркадий находит школу, в которой он должен преподавать. После знакомства с директрисой (Галина Лебедева) и преподавательским составом Беликов выясняет, что учить пению он должен одного ученика по фамилии Арбузов - это очень странный парень, надежда школы, который собирается поступать в консерваторию на вокальное. Однако разговаривать парень не разговаривает, ему лень. Ему хочется только петь.
Беликов отказывается обучать одного Арбузова, он требует, чтобы его занятия посещал весь класс. И там в классе Беликов знакомится с ученицей по фамилии Кулькова (Алиса Гребенщикова). Это улыбчивая девушка, которая находится на тринадцатом месяце беременности. Причем она утверждает, что ребенок у нее появился от любви к музыке.
И постепенно Кулькова сильно изменит Беликова, который привык всех и всегда поучать.
***
Это режиссерский дебют ученицы мастерской Александра Митты Элины Суни. Картина вышла тринадцать лет назад, получила пару призов кинокритиков, но в прокате ее не было, и картина практически неизвестна широкой публике.
Мне ее порекомендовали посмотреть с формулировкой "Сюрная шизуха, ты такие любишь". А и правда, я такие люблю, поэтому стал смотреть.
Несмотря на то что и название фильма, и персонаж на вокзале, косящий под Чехова, вызывают прямые ассоциации с "Человеком в футляре" Антона Павловича, здесь главный герой - вовсе не человек в футляре. Нет, он тоже любит всех поучать и требует, что все должно быть по правилам, однако, в отличие от чеховского Беликова, здешний Беликов - фигура вовсе не негативная. Да, он чертов зануда, но одновременно чем-то очень симпатичный. И когда Беликов сталкивается с легкой провинциальной шизухой, он просто не знает, как на нее реагировать.
А провинциальная школа - это, знаете ли, очень даже вещь в себе. На педсоветах годами обсуждается один и тот же вопрос: ситуация с Кульковой и характеристика Арбузову. Одна учительница преподает сразу несколько предметов, потому что учителей не хватает и им также приходится совмещать преподавание с работой в коровнике. Марья Петровна с Татьяной Александровной имеют застарелый конфликт, и Татьяна Александровна периодически лупит Марью Петровну классным журналом по башке. Директриса каждый день уезжает домой на скорой, которую она вызывает себе вместо такси. А голосование по тем или иным вопросом всегда объявляется "единогласным" даже если "за" проголосовало двое, а "против" - семеро.
И вот представьте себе, что в такую обстановку попадает человек из столицы, привыкший к упорядоченному существованию и к тому, что существуют всякие правила и инструкции, которые должны выполняться.
Чеховский Беликов все окружение постепенно подминал под себя, а вот Беликов из этого фильма, наоборот, совершенно изменился, причем прежде всего под воздействием школьницы Кульковой, которая живет в своем воображаемом мире и ей дела нет до каких-то правил, законов и постановлений.
Снято это совсем не в духе соцреализма: обстановкой сюра и легкой шизофрении картина слегка напоминает "Город Зеро" Шахназарова, хотя оговорюсь, что шахназаровский фильм на несколько голов выше.
Но здесь тоже все довольно симпатично. Начиналось, впрочем, слегка невнятно, и я даже подумал - не выключить ли, однако, когда Беликов добрался до школы и там появилась Кулькова, стало вполне интересно и до конца я досмотрел уже с удовольствием.
Александр Семчев своего Беликова сыграл очень хорошо: занудливый, но трогательный вначале, получивший какой-то новый внутренний стержень в конце.
Однако самое главное украшение фильма - Алиса Гребенщикова. Ее Кулькова - это что-то невероятно светлое, задорное и искрящееся. Чудесная роль, школьница прям какая-то совершенно воздушная.
Алиса у себя в ЖЖ сама писала об этом фильме: "Это фильм, который мне дорог. Мне дорога моя роль, она у меня под кожей жила, пока мы снимали. Я видела его на разных стадиях готовности, до помутнения в глазах его любила и до дрожи ненавидела, таких сильных чувств по отношению к неодушевленному предмету не испытывала никогда. Я не знаю, хороший он или не получился таким, как его задумала режиссер Элина Суни. Но из всего того, что мне приходилось играть в кино, это - цветочек, его беречь надо и от заморозков стеклянной банкой накрывать".
И с Семчевым у них получилась отличная экранная пара: только Беликов в этой провинциальной школе, где все восхищаются Арбузовым, а Кулькову считают "проблемой", разглядел в Кульковой несомненный талант.
Ну и также очень запомнилась Галина Лебедева в роли директрисы - замечательный персонаж. Галина Лебедева очень мало где играла, разве что недавно появилась в фильме "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов".
Хорошее кино, мне понравилось. Принципиально немейнстримное, не слишком простое для восприятия, однако очень симпатичное и искреннее. Я люблю подобное кино, это совершенно штучный продукт, такое выпускают очень редко.
P. S. Найти этот фильм не очень просто, но можно. Кроме того, фильм есть на Youtube.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
легкий сюр в провинциальном городе
вполне можно
https://youtu.be/0Oh-lrOA4J4