- Режиссер:
- Карен Шахназаров
(пафосно) Наконец-то Карен Шахназаров осчастливил нас своей фантасмагорией, из которой мы сможем узнать, каким образом лучше всего отравить жену, тещу или тещину моську по кличке Моська, чтобы эта подлая тварь перестала цапать нас за пятки. (буднично) Впрочем, на этот счет существует специальная литература, а зачем снят этот фильм - лично мне не очень понятно. Еще более непонятно, как режиссер, снявший, в общем-то, вполне неплохие, а временами даже весьма хорошие фильмы ("Мы из джаза" - отличный фильм, а "Город Зеро" - просто шедевр), создал такую по-студенчески беспомощную картину. Впрочем, эмоции потом, а сначала давайте о сюже...>
Да и о сюжете, если честно, говорить-то особенно и нечего. У меня сложилось впечатление, что Шахназаров сначала замыслил два разных фильма, а потом то ли бюджет не позволил, то ли кто-то посторонний вмешался, то ли ему самому не хотелось долго париться, короче говоря, два фильма свели в один, торжественно назвали его "комической фантасмагорией" (с тем же успехом картину можно было назвать "косметической фантомастикой") и выпустили в свет. Итак, о сюжете...
Живет себе юная семейная пара Волковых - Олег (Игнат Акрачков) и Катя (Жанна Дуданова). Олег представляет собой довольно аморфное существо с юношеским пушком на верхней губе, а служит он в театре, изображая то "кушать подано", то "я убью тебя, падла". Впрочем, "я убью тебя" у него совершено не получается по причине все той же аморфности. Не дорос еще до Гамлета Олег, ой не дорос!
Жена его, Катерина, работает учительницей и представляет собой неимоверно пышную даму с прямо-таки кустодиевскими формами. В самом начале фильма нам показывают идиллическую картину, когда Олег с Катериной, тесно прижавшись друг к другу, по-стариковски смотрят телевизор, и это семейное счастье кажется безоблачным.
Однако на пороге очень быстро появляется змей-искуситель в лице нового соседа семьи Волковых - работника мясокомбината Арнольда (Александр Баширов). Арнольд по-соседски зашел перекусить, выпить и очень скоро коварно увел неимоверно застенчивую Катерину (в начале фильма она - просто сестрица Аленушка) в ванную, где они, надо думать, предались блуду.
И тогда, при виде этого антиобщественного поведения, в кротком Олеге вскипел праведный гнев, и он побежал к ванной, чтобы сделать нечто страшное... И сделал! Он коготком царапнул дверь и тонюсеньким голоском спросил: "Катя! Вы что там делаете?". Как что? НОСКИ СТИРАЮТ, неужели не догадался, дубина! Примерно это ему агрессивным тоном сказала раскрасневшаяся и внезапно окрутевшая Катя, у которой от тесноты ванной бюсты и бедра настойчиво искали пути выхода из блузки и джинсов.
Вот так они и стали жить. Олег играл в театре, а Катя постоянно запиралась в ванной с Арнольдом. И когда Олег пытался выяснить, что же они там все-таки делают (вот дурдом), Катя на него орала, что он себе непонятно что позволяет, негодяй. Но в конце концов даже Олег не выдержал подобного семейного кризиса. И решил он сделать нечто страшное! По-настоящему страшное, чтобы все так и обалдели!
Для этого он отправляется в ближайший бар, заказывает триста грамм водки и... пьет их, раздумывая о своей нелегкой судьбе. И вот тут к нему подсаживается странный пенсионер Иван Петрович Прохоров (Олег Басилашвили), который раскрывает глаза Олегу на всю эту ситуацию: оказывается, и Петрович это знает совершенно точно, проблему можно решить совершенно кардинально. Для этого достаточно просто отравить к чертовой матери всех, кто мешает Олегу жить. Жену, Арнольда, тещу (она тоже в какой-то момент появилась в квартире) и, до кучи, домоуправа, чтобы не орал под окном.
Иван Петрович - большой специалист по ядам, потому что в прошлой жизни он был папой Александром VI (опять же Басилашвили) Борджиа, а тот в этом деле понимал толк. И Олегу Иван Петрович начинает читать длиннющие лекции о том, кто, кого, когда, каким способом отравил и что по этому поводу сказали компетентные органы. И Олег, загоревшись возможностью решить все свои проблемы, время от времени пытается жену отравить. Но не получается...
До этого момента кажется, что мы имеем дело с фильмом на бытовую тему, - о людях, так сказать, нелегкой судьбы. Но с момента попытки отравления начинает казаться, что скоро наступит комедия, потому что сюжет сжимается, как пружина, и начинает быстро раскручиваться. Впрочем, все действие укладывается в несколько строчек...
Катя вместе с мамой ушла жить к Арнольду. Внезапно с дачи вернулась жена Арнольда Зоя (Ольга Тумайкина) и выгнала всю эту гоп-компанию в квартиру к Олегу. Но тут выясняется, что Зоя уже очень давно любит Олега как актера. И Олег уходит к Зое, где у них случается секс, во время которого Зоя продолжает Олегу лекцию Ивана Петровича об истории ядов и отравлений (самый идиотский момент в этом фильме нелегкой судьбы).
После этого появляется Иван Петрович со своей лекцией и затаскивает Олега не пойми куда - на тусовку, где собрались все отравители прошлого во главе с семейкой Борджиа. Там семейка рассказывает о том, как, кого, когда и каким способом они отравили и что на это сказали компетентные органы. Собственно, на этом фильм и заканчивается, однако в самом конце, чтобы, вероятно, подлить керосинчику в пламя этого дурдома, зрителям почему-то сообщается о том, что история, рассказанная в фильме, происходила на самом деле, и что Олег с Зоей поженились, и Катя с Арнольдом поженились. Куда теща делась - не говорят, но, видимо, ее тоже так и не отравили.
***
Фильм, если честно, слабый до невозможности. Причем особенно неприятное чувство оставляет тот факт, что сцены с семейством Борджиа (когда они сами показывают эпизоды из своей богатой отравлениями жизни) сняты очень и очень неплохо. Хорошие костюмы, яркие сцены, Андрей Панин, отлично играющий Чезаре Борджиа и Олег Басилашвили, очень хорошо выглядящий в роли Александра Борджиа.
Но какого черта под это подведен совершенно бездарный сюжетец с этим актерчиком и его попастой женой - совершенно не понятно. Фильм из-за этого просто разваливается на какие-то не связанные друг с другом куски. Если бы Шахназаров чуть-чуть напрягся и просто снял бы фильм о весьма колоритной семейке Борджиа - получилось бы, судя по отдельным сценам, как минимум приличное кино.
А в данном случае остается только плеваться и ругать эту картину от начала до конца. Потому что комедией это не является ни на грамм. Фантасмагорией это не является ни на грамм. Бытовой драмой это тоже не является, потому что в сюжете Шахназаров с Бородянским пытались ввести элемент фантасмагории, а она, как вы уже поняли, не получилась.
Попытка засунуть этого несчастного Олега на а-ля "воландовский" бал отравителей - наихудшая идея из всех, которая только могла прийти в голову Шахназарову. Это все выглядит настолько бледно и беспомощно, что не в склад, не в лад, поцелуй кошку в голову (кот Бублик на этих словах вдруг оживился и даже приподнял голову, но его никто целовать не стал, поэтому он снова уронил голову на лапы и задрых).
Резюмирую. В общем-то, конечно, этот фильм смотреть не надо, потому что по совокупности он даже до троечки не дотягивает. Этот несчастный Олег - совершенно никакой и вызывает стойкое чувство отвращения. Остальные актеры выглядят получше (тещу играет сама Людмила Касаткина), однако они мало что могут сделать с этим совершенно непонятным сценарием.
Эпизоды с семейкой Борджиа сняты очень и очень неплохо, а Андрей Панин лишний раз доказал, что он серьезный драматический актер, однако они не составляют и половины фильма, поэтому вряд ли из-за них имеет смысл высиживать всю картину. Если же вам случайно попадется кассета, тогда промотайте всю эту туфту с Олегом и его дурацкими соседями, а посмотрите сцены с Паниным и Басилашвили. Они стоят того. Но только они.
Короче говоря, я крайне разочарован. Шахназаров, вроде, еще достаточно молодой режиссер (ему нет и пятидесяти), чтобы можно было говорить о симптомах старческого маразма. Но фильм настолько поражает своей беспомощностью во многих эпизодах (сцену, когда Олег с Зоей лежат в постели, и Зоя читает ему очередную лекцию о ядах - по-моему, любой студент снимет на порядок лучше), что из этого можно сделать очень странный вывод: или Шахназаров совсем разучился снимать, или он делал только исторические сцены, а бытовуху вымучивал какой-нибудь его бездарный подручный. Ничего другого я предположить не могу.
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 2 |
Сценарий | 2 |
что-то очень невнятное
нет