Воровка / Burglar
24.10.2002 19917   Комментарии (0)
Комедия, США, 1987, 103 мин.

- Папа! Я таки женюсь!
- Как ее фамилия, Абраша?
- Гольдберг!
- Дай я тебя поцелую, сыночка. Наконец-то ты решил жениться на еврейке!
- Вупи Гольдберг, папа!

В США эта старенькая комедия входит в категорию Б+, а это значит, что фильм не был в широком прокате, однако в России комедию "Воровка" хорошо знают еще с эпохи начала видеобума, и тогда картина была весьма популярной. Недавно "Воровку" выпустили в лицензии, и я подумал, что это вполне хороший повод вспомнить о забавной комедии с Вупи Голдберг...

(бодро) Бернис Роденбарр - типичная чернокожая афроамериканка... Ой. Раз афроамериканка, значит уже чернокожая. (уже менее бодро) Бернис Роденбарр, которую играет Вупи Голдберг, - типичная афроамериканка. Она живет в Америке, и она чернокожая. Чернокожая, как и полагается порядочной афроамериканке. Как и полагается порядочной афроамериканке, она уже отсидела в тюрьме - по пустяковому делу. То ли пришила кого-нибудь, то ли попалась на наркотиках, то ли просто не вовремя сперла машину не того парня.

Но тюрьма Берни исправила. Ей не понравилось сидеть в тюрьме, несмотря на то, что она там была на хорошем спортивном счету. Поэтому, когда Берни вышла, она решила завязать. Нет, не свои волосы завязать в косички, - они у нее и так завязаны в сто тысяч косичек, как это принято у афроамериканских сестричек, - а завязать с воровством и всяким криминалом. Она решила стать до отвращения порядочной, поэтому открыла магазин и начала чинно и мирно торговать книжками.

Правда, оно понятно, что больших денег таким образом не заработать, ведь магазин у Берни вовсе не в дорогом районе, а кроме того, покупатели частенько пытаются украсть у Берни штучек пять всяких разных книжонок, - но Берни не унывает и методично наставляет из-под прилавка пистолет прямо в интимные места наглых покупателей, чтобы те все-таки заплатили за товар, и таким образом надеется когда-нибудь выгрести в мир большого издательского бизнеса.

Однако у Берни есть одна большая головная боль. Это Рэй Киршман (Г. У. Бейли), мелкий полицейский детектив. Он в курсе некоторых прошлых проделок Берни, которые скрылись от следствия в прошлый раз, поэтому с легкостью может засадить Берни за решетку еще на пару лет. Но Рэй пока не хочет засаживать Берни за решетку. Он хочет, чтобы та для него ограбила кого-нибудь и принесла в клювике двадцать тысяч долларов для него и норковую шубку для его жены. А иначе он, Рэй, вспомнит свои незыблемые моральные принципы и заложит Берни с потрохами.

Берни не хочет обратно в тюрьму. Но она и не хочет воровать, потому что дала себе клятву завязать. Кроме того, Берни также отличается серьезными моральными принципами. Она ворует не абы у кого, а только у богатых. Вероятно, она марксистка, но в фильме об этом ничего не сказано.

Короче говоря, Берни отправляется на довольно простое дело, которое ей подкинул знакомый ювелир. Ей нужно посетить квартиру бывшего мужа одной дамочки-дантистки и вытащить оттуда драгоценности дантистки, которые муж забрал себе на память. Дело, вроде, довольно простое, но по закону подлости все простые на первый взгляд дела впоследствии создают массу проблем.

Как ни странно, этот закон сработал и в случае с Берни. Когда она забралась в квартиру мужа дантистки, этот муж вернулся домой, чтобы трахнуть очередную девочку, которую он подцепил в баре. После развода с дантисткой у него было такое хобби - шляться по барам и трахать девочек. Но после того как он трахнул девочку (Берни все это время сидела в шкафу и удивлялась, как такой классный парень мог пройти мимо ее внимания), парня убили. Кто убил и за что - Берни из шкафа не увидела.

Сначала по подозрению в убийстве арестовали дантистку. Однако когда та рассказала о Берни, полиция стала искать негритянку, потому что все улики указывали на нее: у Берни были ключи от квартиры, наводка, прошлая судимость и так далее. Так что если Берни попадется, она загремит в тюрьму очень и очень надолго. По этой причине Берни решила не попадать в тюрьму. И она вместе со своим другом, придурочным собачьим парикмахером Карлом Хефлером (Бобкет Голдуэйт), ведет собственное расследование, одновременно пытаясь отбиться от все наседающего на нее детектива Рея. Несладко приходится Берни, уж поверьте мне на слово. Однако она девушка целеустремленная, да и терять ей практически нечего, так что, глядишь, чего и нароет...

***

Довольно симпатичная и смешная комедия. Те самые старые добрые времена (несмотря на то, что прошло всего каких-то пятнадцать лет), когда понятия о юморе были совсем другие, а сортирные шуточки и сплошная пошлятина еще считались дурным тоном.

Неглупый и увлекательный сюжет, динамичное развертывание событий, очень неплохая и логичная детективная составляющая, забавные персонажи - вот набор, из которого состоит этот фильм.

Берни в исполнении Вупи Голдберг - прелесть! Впрочем, она всегда прелесть. Берни - боевая тетка с большим чувством собственного достоинства, которая не ломается ни при каких обстоятельствах и сохраняет способность шутить в любых ситуациях. Отдельная песня - эпизоды ее походов с придурочным парикмахером и ее "разборки" с Рэем.

Придурочный парикмахер Карл - типичный Боб Голдуэйт в своем репертуаре со своим уникальным ломающимся голосом, - но все равно смешно. Особенно в эпизоде, когда он требует у бармена по кличке Башка (кстати, в лицензионном переводе некоторые ключевые моменты все-таки оказались упущены) написать реальное имя в бланке получения посылки.

Рэй, мелкий детектив-шантажист, тоже хорош. Кстати, незадолго до "Воровки" Г. У. Бейли сыграл у режиссера Уилсона в первой "Полицейской академии" (именно Уилсон ее и снимал) лейтенанта Харриса. Однако здесь у него совсем другой типаж: мелкая и противная полицейская сошка, готовая продать всех и вся, лишь бы дали денег. "Рей, так ты продал меня? - Со всеми потрохами, моя дорогая, со всеми потрохами!"

Отдельных добрых слов заслуживает полицейская парочка в лице дамы-начальницы и ее напарника, которого играет Джон Гудман. "Ты все-таки должна была позволить мне вышибить эту дверь", - эту фразу герой Гудмана произносит спустя несколько дней после того, как его тетка-начальница должна была позволить вышибить эту чертову дверь, во время совершенно безумной автомобильной погони по Сан-Франциско. И такая детская обида звучит в его голосе, такая долго сдерживаемая горечь, что я, честное слово, чуть не расплакался.

Резюмирую. Милая, смешная, легкая и динамичная комедия с хорошим сюжетом и симпатичной игрой актеров. Если вы любите именно такие комедии - обязательно посмотрите этот фильм. Сортирного юмора не обещаю, но это, повторяю, 1987 год. Тогда снимали именно так.

© 1998–2024 Alex Exler
24.10.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
симпатичная комедия
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0