- Режиссер:
- Фрэнсис Форд Коппола
May I present to you, the very sexual, the very toite,
Austin Power's godfassia.
Шутка для знатоков
Третья часть "Крестного отца" была снята спустя 16 лет после выхода второй части (напомню, что вторую часть сняли через два года после первой). Совершенно точно известно, что делалось это продолжение вовсе не из каких-то высоких творческих побуждений, а только из-за денег, - у студии Zoetrope, принадлежащей Фрэнсису Форду, в тот момент были серьезные финансовые проблемы из-за провала в прокате фильма "Tucker - The Man and His Dream". Собственно, Коппола никогда не скрывал, что некоторые фильмы он делал исключительно из-за денег, но эти деньги ему были нужны для того, чтобы воплотить собственные кинопроекты, освободившись от диктата продюсеров.
Поэтому третья часть была задумана как чисто коммерческая поделка, снималась как чисто коммерческая поделка и получилась чисто коммерческой поделкой. Не отстоем, не ерундой, однако это именно поделка, хотя и снятая действительно великим режиссером.
Кстати, студия "Парамаунт", которой принадлежали права на дальнейшую разработку бренда, неоднократно пыталась разработать третью часть самостоятельно, без привлечения Копполы. Нескольким сценаристам были заказаны продолжения, и эти продолжения были написаны. В них семью Корлеоне кидало то туда, то сюда: борьба с ЦРУ, с Кастро, с международными наркокартелями (ворон с вороном, что ли?). К сценариям приложил руку и Пьюзо, который сделал две версии. В первой власть в семье перешла в руки Энтони Корлеоне, которого завербовало ЦРУ, после чего семья Корлеоне стала сражаться с каким-то латиноамериканским диктатором. Во второй версии основным действующим лицом становился Винсент Манчини, внебрачный сын Сонни, и там планировалось показать большой отрезок жизни молодого Сонни. По этим сценариям "Парамаунт" планировала снимать третью часть, и в качестве режиссеров рассматривались кандидатуры Мартина Скорсезе, Сиднея Лумета, Майкла Чимино, Майкла Манна и других. Но, как и в случае со второй частью, победила все-таки кандидатура Копполы, и окончательный сценарий был написан Копполой вместе с Пьюзо...
Что происходило на этапе подготовки к съемкам?.. Копполе нужно было минимизировать затраты, поэтому с исполнителями главных ролей шел ожесточенный торг по поводу гонораров. Аль Пачино, разумеется, требовал оплаты по полной программе - 7 миллионов долларов плюс процент с проката. Для тех лет это был очень большой гонорар (даже сейчас, когда гонорары звезд возросли чуть ли не на порядок, у Аль Пачино официальный запрашиваемый гонорар - 11 миллионов). Коппола на такую сумму не согласился и даже угрожал снять третьего "Крестного отца" без Пачино - начав фильм со сцены похорон Майкла, а дальше запустив подробную историю Винсента Манчини-Корлеоне (внебрачного сына Сонни). Однако они сторговались на пяти миллионах без процента со сборов - и Майкл остался жить до 1997 года. (В фильме срок смерти не называется, но в сценарии фигурирует именно эта дата.)
С Робертом Дюваллом, исполнителем роли Тома Хагена, договориться не удалось. Дювалл требовал 5 миллионов и ни цента меньше, поэтому Коппола в сценарии позволил Тому умереть несколькими годами раньше описываемых событий, а вместо него ввели персонаж советника-юриста, которого сыграл перманентно загорелый Джордж Хамильтон. Его роль - это чистый Том Хаген. Но Хамильтон - это не Дювалл, поэтому персонаж получился совершенно невзрачный.
Роль Винсента Манчини первоначально хотел сыграть Роберт Де Ниро. Коппола благосклонно отнесся к этой идее и даже в сценарии хотел значительно состарить Майкла по отношению к реальному возрасту Аль Пачино (в реальности Де Ниро всего на четыре года младше Аль Пачино), однако, подумав, решил, что это будет слишком. В результате на роль Винсента был приглашен Энди Гарсиа, которого после фильма стали называть "новым Аль Пачино". Но напрасно, потому что дальнейшая кинокарьера Гарсиа получилась достаточно скромной... Кстати, Энди не сразу утвердили на эту роль. Изначально на нее пробовались Вэл Килмер, Мэтт Дилон, Алек Болдуин, Чарли Шин, Билли Зейн и Николас Кейдж.
В сценарии смерти и похоронам Майкла отводилось довольно большое экранное время. Сцена похорон даже была снята, да и фильм Коппола хотел назвать "Смерть Майкла Корлеоне". Однако студия "Парамаунт" потребовала сохранить название "Крестный отец III", похороны Майкла вообще убрали из фильма, а сцена смерти стала совершенно схематичной: сидел-сидел, вдруг упал...
С кастингом на роль дочери Майкла Марии тоже было все весело. Первоначально на эту роль Коппола и студия четко планировали Уайнону Райдер. Но она была вынуждена отказаться из-за проблем со здоровьем. Коппола также мечтал снять в этой роли Джулию Робертс, но Джулия не смогла участвовать в проекте из-за обязательств по другим фильмам. Ходят слухи, что эту роль хотела сыграть Мадонна, и певица даже проводила переговоры со студией, доказывая, что достаточно всего-то немного состарить Майкла-Пачино, чтобы Мадонна как раз выглядела как взрослая дочь солидного папаши, - но ей отказали. В результате роль Марии Корлеоне сыграла дочь Копполы - София. Она, кстати, играла во всех трех фильмах. (В первых двух - маленькие эпизодические роли: младенец и девочка на корабле.)
Роль негодяйского дона Антобелло хотел сыграть Фрэнк Синатра. Старина Фрэнк сначала был ярым противником фильма "Крестный отец", потому что персонаж Джонни Фонтейн явно писался Пьюзо с самого Синатры. Однако после невероятного успеха первых двух картин Синатра изменил свое отношение и даже сам хотел сыграть в третьей части. Впрочем, предложенный гонорар его не устроил, и в роли дона Антобелло выступил Эли Уоллаш.
А теперь давайте поговорим о сюжете...
Со времен "Крестного отца II" прошло почти двадцать лет - и в третьем "Крестном отце" Майкл Корлеоне (Аль Пачино) постарел на двадцать лет. Каким бизнесом он занимается? Сумел ли он стать добропорядочным и респектабельным бизнесменом? И да, и нет. Потому что в любом большом бизнесе - а семья Корлеоне занимается большим бизнесом - всегда сохраняется криминальный элемент, даже если это не носит характера прямых убийств. Но коррупция, подкуп, шантаж, незаконные сделки и так далее - цветут пышным цветом, так что вряд ли Майкл Корлеоне двадцать лет спустя отличается от того Майкла Корлеоне, который занимался "легализацией бизнеса". Он просто ворочает более крутыми делами.
Что за бизнес сейчас у Майкла - толком не объясняется. Известно только, что Майкл через одного высокопоставленного ватиканского церковного деятеля вкладывает гигантские суммы денег в ватиканский банк, чтобы получить определенный контроль над ватиканскими средствами. То есть Майкл осуществляет подкуп некоторых высших чинов Ватикана. Ну а высшие чины пытаются "кинуть" Майкла, наивно полагая, что их высокий сан спасет от расправы. Кроме того, там закручивается большая интрига с предательством среди близкого окружения Майкла. Вот, собственно, и вся деловая часть сюжета.
Вторая часть сюжета связана с детьми Майкла - сыном Энтони (Фрэнк Д'Амброзио) и дочерью Марией (София Коппола). Майкл, конечно, хотел, чтобы Энтони пошел по его стопам и стал новым доном, однако Энтони выбрал другой путь - путь оперного певца. Разумеется, это разбивает сердце Майкла, однако под воздействием Кэй (Даян Китон), с которой у него возобновились дружеские отношения, Майкл все-таки разрешает Энтони жить той жизнью, которую он сам выбрал.
А Мария... Мария влюбилась в Винсента Манчини (Энди Гарсиа) - незаконнорожденного сына Сонни. Майклу Винсент очень напоминает Сонни в юности - он такой же бесстрашный, порывистый и горячий. Майклу нравится Винсент, однако он его не устраивает в качестве зятя. Впрочем, у Винсента совсем не матримониальные планы. Его как раз интересует высокий пост в семье. А любовь-морковь - это дело десятое. Ради карьеры Винсент спокойно пожертвует любовью, так что они с Майклом договорятся...
***
По поводу третьей части до сих пор идут ожесточенные споры. Одни зрители считают третьего "Крестного отца" достойным завершением трилогии и этот фильм ставят на одну доску с первыми двумя. Другие считают, что по сравнению с первыми двумя частями третья - рядом не стояла и что это вообще позор для Копполы. Третьи, посмотрев "Крестного отца III", пожимают плечами и говорят, что Коппола явно хотел "срубить бабулек" - вот и срубил. А фильм, в общем, фигня...
Я, скорее, отношусь к третьим. Не то чтобы это фигня, но именно коммерческая поделка. Старательное подражание нынешнего Копполы прошлому Копполе. Фильм построен на сплошных стереотипах, поэтому художественной ценности практически не представляет и его можно посмотреть разве что для коллекции.
В чем, вы спросите, штампы? Да во всем! Во-первых, концовка. Она полностью слизана с первого "Крестного отца". Только в первом фильме от того, как Майкл решал все свои семейные дела, просто мороз шел по коже, а в третьем все эти опереточные убийства - печенюшки отравленные, дужкой от очков ткнули в шейку - могут вызвать только смех, ничего более. На эту тему Абрахамс отлично оторвался в фильме "Мафия", где большинство пародий были как раз связаны с "Крестными отцами", причем в основном - с третьей частью.
Во-вторых, эпизод беседы Майкла с Кэй в Италии. Ах, они уже были готовы простить друг другу все прегрешения, как вдруг... Не буду говорить, что именно "как вдруг", чтобы не портить впечатление тем, кто этот фильм еще не смотрел, но выражение "рояль в кустах" к этому эпизоду подходит один в один. Нет никакой жизненности, как в первых двух фильмах. Одна натянутость и иллюстративность. Придумали натужную ситуацию - подложили под нее натужное действие. Вот и все.
Сцена передачи браздов правления - просто безобразная. Это же надо было в первых двух сериях сделать все, чтобы возвеличить понятие "дон" и показать, насколько сложно им стать, чтобы в третьей части сделать практически самопародию: ты, Винни, перестань трахать мою дочку, а я тогда тебя назначу доном. И все тебе будут целовать ручки и в попку будут целовать тоже. За такое маникюрными ножничками тыкать надо в сценаристов - Копполу и Пьюзо - вот что я вам скажу.
Аль Пачино мне в этом фильме совсем не понравился. София Коппола, в общем, тоже. Единственное светлое пятно - Энди Гарсиа в роли Винни. Действительно - молодой Сонни. Гарсиа там играет просто отлично. Все остальные актеры - не впечатлили. Все как-то серо и пресно. Тем не менее третий "Крестный отец" был номинирован аж на семь "Оскаров". Почему? Не знаю. Вероятно, по инерции. И на воспоминаниях о первых двух. Но воспоминания оказались намного лучше продолжения, поэтому из семи номинаций фильм не получил ни одной награды, что бывает довольно редко.
Нужно ли его смотреть? Для коллекции, наверное, да. Но именно что для коллекции. Потому что если первые два фильма - это настоящие шедевры и золотой фонд современной кинематографии, то третий "Крестный отец" - это просто Коппола решил заработать денег. Заработать ему удалось. Создать шедевр - нет. Однако мэтр не умеет снимать плохие фильмы...
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
качественная поделка
вполне можно