Испания: дом-музей Сальвадора Дали
Наконец-то я - как сейчас принято говорить - закрыл незавершенный гештальт: посетил дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе. На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой, почему он незавершенный и зачем его надо закрывать, но раз все так говорят - и я так буду говорить. В конце концов, чем я лучше других, правильно?
Так вот, дом-музей Сальвадора Дали - это третий элемент в так называемом "Треугольнике Дали" - цепочке памятных мест, связанных с жизнью и творчеством этого неистового каталана.
Главный элемент (угол) - это театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Второй элемент (не в порядке значимости) - замок Галы Дали в Пуболе. Ну и третий элемент - вот этот дом-музей Дали в Кадакесе. Я в Кадакесе и окрестностях уже побывал, однако в прошлый свой приезд в дом-музей не попал: туда надо брать билеты минимум за несколько дней.
И объясняется это очень просто: фонд Дали, который занимается наследием художника и организует экскурсии, к посещению дома-музея относится очень ответственно. Поэтому туристов туда пускают очень дозировано: максимум десять человек раз в пятнадцать минут, при этом работники дома-музея организуют просмотр так, чтобы группы посетителей в самом здании вообще не пересекались. И это, я вам скажу, очень даже правильный подход, который я целиком одобряю. Лучше заранее взять билеты, но иметь возможность обстоятельно все посмотреть и поснимать, чем сразу попасть в дом-музей сразу и при этом бродить в толпе туристов, каждый из которых должен заснять свою физиономию во всех ракурсах на фоне всех предметов музея.
К следующему своему приезду в Кадакес (а место это - совершенно замечательное и я готов туда приезжать снова и снова) я подготовился заранее: за полторы недели до того заказал билеты через Интернет. Эти билеты требуется выкупить не позже, чем за полчаса до экскурсии, иначе они будут проданы.
Я прибыл вовремя, билеты выкупил, дом-музей посетил - и теперь готов поделиться с вами фотографиями и своими впечатлениями.
Дом-музей Сальвадора Дали находится не в самом городке Кадакес, а рядом с ним - в рыбацкой деревушке под названием Порт-Льигат.
Вот залив, вокруг которого расположена эта деревушка. (Все фото кликабельны.)
Вид на дом-музей и его территорию с противоположной стороны залива. Вон на фото справа белое здание - сам дом, а слева от него - большая оливковая роща, она тоже относится к дому Дали.
Дом-музей крупным планом.
Симпатишный домик рядом с музеем. Видимо, там располагается администрация.
Перед кассами дома - знаменитая лодка, из которой растет дерево.
Рядом с домой расположены всякие хозяйственные постройки, перед которыми встречаются некие забавные скульптурки - уж и не знаю, работы ли это самого Дали или еще кого-то.
В одном домике есть зал, в котором демонстрируется фильм о Сальвадоре Дали. Также там выставлено несколько макетов, которые показывают, с чего начиналось строительство усадьбы Дали и чем оно завершилось.
А началось оно с того, что в 1930 году Дали приобрел рыбацкий домик, расположенный прямо на берегу залива. Он начал его обустраивать под себя и Галу, затем супруги постепенно докупали другие домики по соседству, присоединяли их к своему дому, ну и где-то к 1960 году постепенно сформировалось то самое причудливое строение, которые сейчас является домом-музеем.
Вот макет, показывающий, так дом Дали выглядел в 1930-1932 годах.
А вот так он выглядел в период с 1958 по 1972 год.
Сам Дали прожил в этом доме 53 года. Гала здесь жила до конца шестидесятых, а потом перебралась в маленький готический замок в Пуболе, который ей подарил Дали.
Дали в этом доме прожил вплоть до смерти Галы, которая произошла 10 июня 1982 года. После этого художник перебрался в замок в Пуболе, но через два года после его переезда там произошел сильный пожар, во время которого Дали чуть не погиб, после чего он поселился в своем Театра-музее в Фигерасе, где и провел остаток жизни.
Кстати, в поместье в Кадакесе супруги Дали жили не постоянно. Обычно они туда приезжали на лето, а зиму нередко проводили в Нью-Йорке: собственно, как ни странно, первоначальную известность Дали приобрел не в родной Каталонии, а в Соединенных Штатах, где они с Галой прожили десять лет и где сама Гала активно занималась продвижением творчества Сальвадора.
Но давайте уже посмотрим на усадьбу изнутри.
Медвежья прихожая. Вас встречает чучело медведя с плетеной лампой в лапах. Абажур лампы Дали сделал из снасти для ловли креветок. На шее медведя подвешен поднос для писем.
Позади медведя восседает сова. Дали вообще любил чучела различных животных и птиц, в доме этих чучел - полно. Как говорил сам Сальвадор: "В этом доме все мы - чучела".
Диванчик прихожей, сделанный в форме губ - такой же, как и знаменитый алый диван, выставленный в театре-музее в Фигераса.
Кстати, оригинальный диван в форме губ имеет несколько другую форму - вот он. Он вообще был создан как часть знаменитой композиции театра-музея: там с помощью двух картин (глаза), двойного камина (нос) и дивана в форме губ образовывалось лицо.
Ну и в упрощенной форме диван-губы наряду с утекающим циферблатом является одним из самых распространенных сувениров, относящихся к творчеству Дали.
Маленькая столовая с камином рядом с прихожей. Вдоль стен - морские звезды. Стоящие на столе подсвечники сделаны по эскизу Дали.
Пучок бессмертников на стене - любимое растение Галы: такие же пучки встречаются в доме вместо люстр, они же висят вместо люстр в замке Галы.
Библиотека. Книги (Дали был хорошо образован и очень много читал) перевезены в театр-музей, здесь стоят муляжи. Пучок бессмертника вместо люстры и охапки бессмертника на шкафу.
Наверху на стеллажах - чучела трех лебедей, когда-то плавающих в заливе. Дали лебедям надевал колпачки со свечками, которые красиво светились во тьме до того момента, пока лебеди не опускали голову в воду, чтобы схватить рыбку. История умалчивает, в какой момент из лебедей сделали эти чучела.
Из гостиной можно выйти на открытую террасу.
Рядом с библиотекой в стене сделан воздуховод, внутри поставлено зеркало, которое создает эффект того, что ты смотришь в пещерку бесконечного размера. К сожалению, фото этот эффект не передает.
В стене террасы сделано отверстие, позволяющее любоваться видом на залив. Дали с Галой на этой террасе обычно завтракали.
Коридор перед святая-святых - мастерской художника.
В помещении два больших окна. Именно здесь были написаны самые известные картины Сальвадора Дали.
У художника было несколько очень крупных полотен - по 5-6, а иногда даже и по 10-12 квадратных метров. При этом Дали обычно работал сидя: долго стоять он не мог из-за болей в спине. И у него в мастерской была установлена огромная металлическая рама, с помощью которой полотно можно было перемещать по высоте - для удобства работы.
Деревянный диван с радио и магнитофонами.
Маленькая кладовка, в которой Дали хранил краски и кисточки.
Темное помещение радом с мастерской, очень причудливо декорированное. Здесь стоит столик, за которым Дали работал над ювелирными украшениями.
Также здесь складировались самые разные предметы, представляющие интерес для художника.
Из комнаты ступеньки ведут наверх в небольшое помещение под крышей. Также туда можно попасть по ступенькам из коридора.
"Желтая комната", названная так по цвету обивки диванов и стульев.
Ванная Дали.
Комната с птицами, откуда ступеньки ведут в огромную спальню.
Спальня.
В большом овальном зеркале отражается маленькое выпуклое зеркало в черной раме: оно было установлено таким образом, чтобы свет восходящего на рассвете солнца падал на лицо художника и будил его.
Рядом со спальней расположена гардеробная со шкафчиками, на стенках которой Гала развешивала вырезки из журналов, где упоминались Дали и она, а также фотографии Дали и ее вместе с различными знаменитостями. Там есть обложка номера журнала Time от 1936 года, на котором красуется Дали - вот она.
А из гардеробной маленький коридор ведет в "Овальную комнату": помещение, выстроенное по форме панциря морского ежа с двумя небольшими окнами. Это была такая пещерка уединения для Галы, она тут проводила немало времени. У этой комнаты есть очень интересный эффект: даже тихое слово, произнесенное в этой комнате, отражается от стен и заметно усиливается.
Вот и все внутренние помещения.
Теперь выходим в оливковую рощу, относящуюся к усадьбе.
Открытая терраса с надбитым яйцом. Как известно, Дали очень нравилась совершенная форма яйца и он часто использовал этот символ в декорировании помещений.
Белая башня, на которой также установлено огромное яйцо - верхушка башни хорошо видна со стороны залива.
Череп коня вещего Олега находится над дверью башни.
Отдельный флигель с прозрачными окнами на крыше. Там демонстрируется причудливый фильм, смонтированный Дали из своих перфомансов. Скажем прямо, Дали обожал придуриваться перед фото- и видеокамерой и делал он это очень забавно.
Рояль как элемент декора. Дали его называл "Застывшая музыка". Или не называл - это просто мое предположение.
Инсталляция на крыше.
Великан, созданный из говна
и палок остова рыбацкой шхуны и
черепицы. Официальное название
скульптуры "Христос из мусора".
Это не шутка, такое название ей дал сам
художник.
Вид из рощи.
Вид в сторону залива.
На самом верху холма стоит еще один флигелек, в котором демонстрируется фильм, посвященный Дали и Гала. Перед ним стоит насколько шестиногих стульев необычной формы: их сделал сам Дали, чтобы было удобнее любоваться заливом.
А вид там открывается действительно впечатляющий.
Ну и теперь идем к внутреннему дворику, где Дали с Галой принимали гостей. Внутрь усадьбы гости не допускались, Дали неоднократно говорил, что это "Дом для двоих".
Небольшая комнатка на выходе из дома.
Тенистый дворик со скамейками и парой каменных стульев причудливой формы.
Два узких проходика к большому двору с бассейном. В проходах, разумеется, размещены всякие забавные предметы.
Данная скульптура называется "Молодые Пушкин и Наталья Гончарова читают Лермонтова в подлиннике". По крайней мере, это я предполагаю, что она так называется.
Большой двор с бассейном. Я видел фотографию, где в этом дворе пьют-гуляют человек пятьдесят.
Релаксная комната в торце бассейна.
Диван в форме губ, шины Pirelli, фигурки писающих матадоров - все это вполне в стиле Дали.
Эта скульптура называется "Одиночество и беллетристика".
Небольшая летняя кухня с мангалами у самого выхода. Также тут стоит пустая телефонная будка, чье назначение неизвестно до сих пор.
Ну и двухпенисная стенная фигура у выхода, с помощью которой Дали прощается с посетителями своего дома-музея.
Очень занятное место, я не пожалел, что здесь побывал. Ну и таким образом я замкнул "Треугольник Дали", так что теперь придется придумывать какой-нибудь другой незавершенный гештальт.
Мои статьи об Испании:
- Замок Галы-Дали в Пуболе
- Кадакес - жемчужина побережья Коста-Брава
- Памятка туристам, приезжающим в Испанию
- Сдача своего жилья в аренду в Испании - подводные камни
- Аренда жилья в Испании - некоторые тонкости
- Как получить вид на жительство в Испании
- Дорога на Андорру
- Кастельфольит и Улот
- Педральта
- Как делают хамон и колбасы
- Логроньо (Ла Риоха)
- Красоты Риохи
- Бенидорм - испанский Майами
- Динопарк Альгар
- Водопады Альгара, старинный городок Гуадалест
- Красоты Монтсеррата
- Барселона: гора Монжуик
- Ронда
- Ронда: арена для боя быков, коррида, старинное оружие
- Процессия в Ронде
- Льорет-де-Мар
- Тосса-де-Мар
- Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
- Музей науки "Космокайша"
- Кордоба - Мескита
- Сарагоса
- Римская Сарагоса
- Бильбао
- Остров Гастелугаче
- Сан-Себастьян
- Витория-Гастейс
- Памплона
- Мадрид
- Альгамбра
- Башни Теруэля
- Романс о влюбленных из Теруэля
- Толедо
- Долина павших
- Эскориал - дворец и усыпальница испанских королей
- Марбелья
- Марбелья - Avenida del Mar
- Сан Педро Алькантара
- Мурсия
- Аликанте
- Пеньискола и замок тамплиеров
- Валенсия
- Валенсия и парк "Динополис"
- Валенсия: Сады Турии
- Город искусств и наук в Валенсии
- Музей фальяс в Валенсии
- Замок Montsoriu
- Замок Castell Jalpi
- Городок Пеньискола и крепость тамплиеров
- Каталония в миниатюре
- Куэнка
- Заколдованный город
- Мост Дьявола
- Бесалу
- Сеговия
- Таррагона
- Эль-Фар и Рупит
***
Особенно Кадакес и та часть музея в Фигейрасе, где ювелирка представлена.
Мужского рода не знаю. Но вообще сильно напоминает немецкую die Gestalt: dict.leo.org
Alex Exler: На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой
Мужского рода не знаю. Но вообще сильно напоминает немецкую die Gestalt: https://dict.leo.org/russisch-deutsch/gestalt
я лично при упоминании немецких слов в разговоре на русском даю им род "по-русски". так привычнее
На сайте резервации билетов предлагается выбрать не просто время, а, например, 9:30 - 9:50. Эти 20 минут – это время для входа или все время посещения?
Видимо, для входа. Внутри дома ведется экскурсия и дается время на осмотр, снаружи в саду время не ограничено.
Алекс (если, конечно не трудно): а каким бы был ваш вариант маршрута "Семь дней на просмотр достопримечательностей Испании"?
Хорошая мысль, надо будет составить 😉