Тряпичный союз / Tryapichnyy soyuz
06.06.2016 23348   Комментарии (16)
6,8

Рейтинг Кинопоиск: 6,0
Рейтинг Экслера: 6,8

Всю жизнь я мечтал кого-нибудь взорвать.
Однако только и сумел, что налить некоторым в тапки.
Горькое признание кота Бублика

Жаль, что они так и не взорвали
башку церетелевскому Петру Первому.
Искреннее сожаление кота Бублика

Стеснительный подросток Ваня (Василий Буткевич) - типичный "ботан" и маменькин сынок. Друзей у него нет, после окончания школы Ваня пошел работать "живой рекламой" всяких памятников-надгробий, в общем, перспективы у парня - практически нулевые.

Как-то раз сидел Ваня на кладбище и грустил, как вдруг мимо него пронеслась троица весьма энергичных парней, которые в этом скорбном месте устроили тренировку по паркуру.

Ваня, преодолев робость, подошел к парням познакомиться, и они его взяли в оборот. Сначала Ваня накормил-напоил всю компанию - с деньгами у них совсем негусто, - а потом и вовсе пустил их пожить в свой домик в деревне, доставшийся Ване от бабушки.

В процессе более близкого знакомства выяснилось, что эта троица представляет собой группу радикалов под названием "Тряпичный союз", мечтающую изменить этот мир к лучшему с помощью насильственных методов.

Руководитель и вдохновитель группы - Петр (Павел Чинарев). Он одержим культом физической силы, деятельно тренирует остальных членов группы, много читает, но по своему мировоззрению скорее столпник, нежели экстремист: несмотря на свои физические упражнения, Петр верит, что одной силой духа можно творить чудеса и менять этот мир.

Второй член группы, Попов (Александр Паль), - эдакий бомбист-надомник. Ему нравится создавать взрывчатые вещества и не терпится кого-нибудь взорвать. Впрочем, на данный момент он взорвал только чердак Ваниного домика, но лиха беда начало.

Третий член группы, самый деятельный, но наименее одержимый из всех, - это Андрей (Иван Янковский). Судя по всему, он участвует во всей этой тусовке больше ради того, чтобы куда-то девать бурлящую в нем энергию, так что если группа вдруг дойдет до серьезных дел, то вполне возможно, что тот же Андрей ее первым и сдаст.

Впрочем, до серьезных дел они вряд ли дойдут, уж больно разношерстная компания. А вот Ванин домик завалить они могут, на это у них дурной силушки хватит.

***

Для режиссера Михаила Местецкого это первый полнометражный фильм. До "Тряпичного союза" он писал сценарии (например, к "Легенде №17" и "СуперБобровым"), ну и еще он снял очень прикольную пародию на всякие "научно-популярные" фильмы "Ноги - это атавизм".

Тема, которую он выбрал для сценария своего первого полнометражного фильма, неслучайна: сам Местецкий в свое время тусовался вместе с радикальной арт-группой "Общество Радек", которой руководил довольно известный арт-экстремист Авдей Тер-Оганьян.

История "Тряпичного союза" - вовсе не автобиографичная, но Местецкий сам взрослел, общаясь с радикалами, и главный герой фильма Иван также взрослеет, общаясь с этой своеобразной компанией.

Фильм - хороший, мне явно понравился. Ну да, там есть кое-какие провисы, там есть некоторые метания из жанра в жанр и всякие угловатости, но в данном случае я Местецкому все могу простить за оригинальность, искренность, легкую безбашенность и нежелание работать в рамках традиционных клише. (Кстати, вот картина "Легенда №17", при всей ее качественности, была сделана как раз четко в рамках киношных шаблонов.)

В чем тут прелесть, почему нет клише? Да потому что Местецкий снимает не то, чего ожидает от него зритель. Поначалу кажется, что там пойдет чернуха чернухой, - ан нет, после определенного повышения градуса чайник аккуратно снимается с плиты и никаких бытовых трагедий-растрагедий тут не будет, хотя они активно просятся, чтобы у зрителей (особенно зрительниц) глаза были на мокром месте.

Дальше кажется, что Местецкий сейчас будет показывать, как юношеский радикализм постепенно приводит ко вполне взрослому и махровому терроризму, - нет, этого тоже нет.

Поэтому история и смотрится так хорошо и нешаблонно: ну нет тут шаблонов! Просто трое пацанов с разной, иногда очень сложной судьбой, которые хотят что-то изменить и поэтому играют в тайное сообщество. И четвертый пацан, которому страшно одиноко и страшно не хватает друзей: он присоединяется к этой странной компашке, заметно взрослеет, находясь рядом с этой тусовкой одно лето, после чего, похоже, становится самым взрослым и самым ответственным из всех.

Во многих рецензиях и отзывах всю эту компанию почему-то сравнивают с тремя мушкетерами: три мушкетера и юный д'Артаньян, да там еще и Констанция Бонасье Бушуевского уезда нарисовалась, производя в компании традиционную смуту, замутив с д'Артаньяном, Арамисом и даже с Атосом, после чего ее отправили к миледи попробовать чего-нибудь растительного.

Но на самом деле никаких мушкетеров там нет: "Тряпичный союз" - это как раз лебедь, рак да щука, а также примкнувший к ним пескарик. Все они тянут телегу в разные стороны, и эта телега неминуемо развалится.

Василий Буткевич отлично сыграл Ивана: ну действительно, такой теленок в самом начале и эдакий маленький мужичок в конце, когда он единственный начинает представлять, что именно может делать этот их дурацкий "Тряпичный союз". И роль-то у него была самая сложная - на фоне вполне крепких и ярких остальных персонажей.

Троица "Тряпичного сюза" - хороша! Мятущийся могутный Петр сыгран Павлом Чинаревым очень здорово, а уж сцена, как он вызволял Попова из военкомата, - тут просто повеяло русскими былинами о том, как Илюша Муромец вызволял Алешу Поповича из половецкой приемной.

Бомбиста Попова, социально активного паренька, большого любителя голубых галлюциногенных жуков, блестяще сыграл Александр Паль, в очередной раз продемонстрировав ширину своего актерского диапазона: я его вообще считаю одним из лучших молодых российских актеров, вот везде он хорош и везде совершенно разный.

Его Попов даже у деревенских гопников интересовался их политическими взглядами, и надо было видеть рожи этих гопников, когда их спрашивали, правые они или левые.

Ну и главного интригана Андрея довольно ярко сыграл Иван Янковский: вот вроде парень симпатичный и деятельный, а все время ждешь от него какой-то подлянки - ну мажор мажором в компании простых честных пацанчиков.

Когда там на горизонте появилась Александра (Анастасия Пронина), я боялся, что картину понесет в болото "а потом они все там передрались из-за бабы", но и тут все было сделано аккуратно и грамотно: Констанция там воду слегка помутила, конечно, но разве что слегка, потому что все члены "Тряпичного союза" хорошо понимали: где есть бабы, там не будет никакого союза.

В общем, очень понравилось, люблю такие картины - искренние, оригинальные, незатасканные, с какой-то режиссерской мыслью и хорошими актерскими работами. И хотя мой юношеский радикализм не уходил дальше исполнения "Уголок России - отчий дом" в различных музыкальных группах, но стремление компании молодых горячих сердец снести к гребеням это церетелевское угробище мне близко и понятно. Да я бы и сам готов. Нет, взрывчатку делать не умею, но, может, хоть на стреме постою, если что? А, пацаны?

© 1998–2024 Alex Exler
06.06.2016
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
симпатично и оригинально
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 16

Мне немного "Френк" с Глиссоном мл. и Фассбендером напомнил. Тоже чувак попадает в маргинальную компанию, где черте-че творится, только "Союз" как-то душевнее.
06.06.16 11:37
0 0

Magvamp: Мне немного "Френк" с Глиссоном мл. и Фассбендером напомнил.

Ну, не знаю, на мой взгляд - ничего общего.
06.06.16 11:42
0 0

Про пескарика хорошо, да.

Сожрать его и лебедь не откажется, что уж говорить про рака и щуку.

Не пойду смотреть.

Ненавижу приживал, да ещё приют им давшего взрывающих.


06.06.16 11:55
0 0

Алекс, спасибо за блестящую рецензию. Здесь я как бы человек заинтересованный, поскольку просила посмотреть и оценить этот фильм. Ждала с волнением, потому что не всегда наши вкусы совпадали (например, вспоминаю твоё мнение о фильме "Орлеан"): ничего страшного, что люди смотрят по-разному на что-то, но было грустно...

Кстати, там в эпиграфе у кота Бублика две описки (слова написаны слитно одно с другим) - тем более досадные, что не раз убеждалась в его грамотности и уверена: уж он бы прошёл любой тест по русскому языку на "5". Привет ему от меня!
06.06.16 11:56
0 0

Лиора: Кстати, там в эпиграфе у кота Бублика две описки (слова написаны слитно одно с другим) - тем более досадные, что не раз убеждалась в его грамотности и уверена: уж он бы прошёл любой тест по русскому языку на "5". Привет ему от меня!

Я так думаю, что вы просто читаете рецензию на айфоне-айпэде. Они умеют склеивать слова, между которыми на самом деле стоят пробелы - это давно известно. Я проверил - все нормально написано. А на айпэде склеиваются (особенно в эпиграфах почему-то) 😉
06.06.16 12:03
0 0

Читаю с компа, но производитель тот же Apple.

Рада, что не ошиблась в оценке грамотности Бублика! Почаще, Алекс, давай ему слово...
06.06.16 12:08
0 0

И раз уж обмолвились про "Супербобровых" - по-моему, очень веселый стеб там получился. Особенно смешно, что одновременно с Дэдпулом шел. Рецензия на семью русских супергероев будет?
06.06.16 14:52
0 0

arrow: И раз уж обмолвились про "Супербобровых" - по-моему, очень веселый стеб там получился. Особенно смешно, что одновременно с Дэдпулом шел. Рецензия на семью русских супергероев будет?

Да, буду смотреть.
07.06.16 09:35
0 0

А смысл фильма в чем? Ну, собрались юноши, поиграли в игру, а дальше? Повзрослели хоть или все взорвались на своих минах?
06.06.16 22:31
0 0



igor28:
А смысл фильма в чем? Ну, собрались юноши, поиграли в игру, а дальше? Повзрослели хоть или все взорвались на своих минах?


Смысл в том, что спички - детям не игрушка.
07.06.16 09:35
0 0

Спасибо за наводку. Великолепный фильм. Есть в нем что-то неуловимо общее с "Благослови зверей и детей", который потряс меня в мои подростковые годы.


06.06.16 23:26
0 0

07.06.16 14:01
0 0

Сто дней после детстсва но нашего времени.
10.06.16 00:38
0 0

Звони всем, говори правду, а то в унитазе утоплю - супер, просто супер.
16.06.16 15:57
0 0

Мне показалось, что сценарий очень круто сделан. Такое ощущение, что автор на раз придумывает из головы, поэтому нет штампов. Все эти визуальные метафоры их духовных практик, типа толкания стенки, пирамиды, потом арт-выходка с Петром, это же все отлично работает на экране и это было придумано для фильма. Не часто мы видим такую щедрость от сценаристов. А потом, когда он в конце закольцевал все темы, вообще было ощущение, что это цельнотыренный какой-нибудь американский сценарий.

А режессура очень и очень не 😒 У него там группа подростков в фильм, на плошадке актеры, а темперамент вообще по нулям. Как будто взрослые загримированы, только сценарно-важные разговоры.
04.09.16 16:20
0 0