Беги, Лола, беги
13.03.2000 29650   Комментарии (4)

Увы, я этот фильм посмотрел на видео, а не на большом экране. Хотя он, безусловно, относится к тем произведениям, которые противопоказано смотреть на "рыбьем глазе" телевизора, наслаждаясь звуком, доносящимся из одноваттовых телевизионных колонок, перемежаемым криками детишек за окном, которые избивают дворника ведерками для игры в песочек. >

Такой фильм надо смотреть на огромном экране во всю стену, чтобы тебя долбило сурраундом и чтобы при каждом взрыве видео- и музыкальных эффектов сердечко ухало куда-то в область селезенки. Вот тогда будет достигнут нужный баланс ощущений, особенно если ты не забудешь перед началом фильма купить попсового корна и пару баночек пива.

Но я всех этих мелких радостей жизни был лишен, потому что не выдержал муки преследования читателями, которые каждый день просили в письмах: "Экслер! Посмотри "Лолу" и выскажи нам все, что ты думаешь об этом гениальном фильме!" Или: "Экслер! Оторви свои пасхальные джинсы от стула, сходи в кино, посмотри "Лолу" и выскажи всем, что ты думаешь об этом полном отстое и отвратительной дешевке!"

Результатом этого потока просьб стало то, что я-таки купил кассету и посмотрел этот - как сейчас говорят - "культовый" фильм по моему культовому телевизору, грызя культовые семечки, которые были пожарены в культовой тефлоновой сковородке. Кот Бублик, кстати, этот фильм тоже смотрел с большим интересом. Но Бублик потом признался, что бегающая по экрану Лола ему сильно напоминала мышку, чем и вызвала его живейший интерес к этому произведению искусства. Я же смотрел этот фильм с большим интересом по совсем другой причине, о чем мы сейчас и поговорим...

Уже не первый раз режиссеры видеоклипов начинают снимать полнометражные художественные фильмы. Обычно из этого редко получается что-то приличное. Достаточно вспомнить "Му-му" Грымова, которую я утомился смотреть где-то после первых 20 минут, или "Маму" Евстигнеева, которую я-таки досмотрел до конца, поэтому обязательно обругаю в ближайшее время. Такой паршивый фильм с такими прекрасными актерами надо было очень постараться снять...

Но в случае с мамой "Му-му" видеоклиповые режиссеры явно попытались размежеваться со своей основной профессией, поэтому снимали "нормальное" полнометражное кино, на чем и погорели. А Тыквер поступил умнее. Он не стал под что-то подделываться, а снял чистый видеоклип. Снял мастерски, следуя всем законам видеоклипа и используя всевозможные достижения техники съемок, которые были изобретены для клипов. Кстати, я не знаю - является ли основной профессией Тыквера съемка видеоклипов, а заговорил об этом только потому, что "Лола" - это видеоклип. Но клип, который занимает целый фильм. Не "растянут на целый фильм", так как в этом случае получилось бы нечто отвратительное, а именно занимает целый фильм. То есть чистые 90 минут на экране разворачивается стремительное действие, характеризующееся мгновенной сменой планов, цветовой гаммы, углов съемки и так далее, которое держит в напряжении от начала до конца. Именно этим, на мой взгляд, и объясняется просто бешеный успех этого фильма (более 14 крупных наград в разных странах и "Лучший фильм года" в Германии).

Что самое интересное, как таковой фильм не представляет собой нечто уж совсем выдающееся. Наоборот. Сюжет фильма очень прост. У девушки Лолы есть парень - Мэнни. Парень работает мелким курьером у какого-то мафиози. В один прекрасный (правильнее было бы сказать - печальный) день Мэнни забывает в метро пакет, в котором всего-навсего 100 000 марок. До встречи с боссом ему остается 20 минут, он звонит Лоле и признается, что если эта сумма у него не окажется в течение этого времени, то его убьют. Или он пойдет грабить магазин, что равносильно смерти или тюрьме, потому что у него нет никакого опыта в ограблении магазинов. И Лола начинает бежать, чтобы достать деньги. Причем бежит она к своему папашке, который работает то ли управляющим, то ли директором банка.

В общем, это почти все. Суть фильма заключается в том, что этот сюжет повторяется несколько раз (а точнее - три раза) с разными вариантами развития событий. То есть каждый раз действие начинается со звонка Мэнни Лоле, та начинает бежать, но мелкие различия в самом начале ее беготни (испугает ли ее собака на лестнице, поставит ли подножку некий придурок и так далее) приводят не только к огромной разнице в событиях процесса добывания денег и финала, но и к различию дальнейшего развития событий у многих случайных героев, которые попадаются Лоле на всем протяжении ее пути (эти жизненные пути даются по каждому герою в виде клипового набора фотографий; прием не нов, я его встречал в каких-то других фильмах). Что там происходит и чем заканчивается каждый из вариантов - рассказывать смысла нет, потому что иначе будет не очень интересно смотреть сам фильм. Кстати, мысль о том, что незначительное изменение первоначального развития событий может привести к огромному резонансу во всех последующих этапах жизни, иногда совершенно изменяя их, - уже много-много лет муссируется в литературе (особенно в фантастике) и в кино.

Но дело там, повторяю еще раз, не в сюжете. Тыкверу настолько блестяще удалось от первого до последнего кадра сохранить совершенно бешеную динамику, используя всевозможные эффекты и способы съемки, что смотреть "Лолу" - одно удовольствие даже по обычному видео. Я представляю, в какой восторг приходят зрители, посмотрев этот фильм на большом экране с хорошим звуком.

Сам Тыквер говорил: "Я хотел, чтобы "Беги, Лола, беги" схватила зрителя за шиворот и поволокла за собой с головокружительной скоростью "американских горок"..." Невероятно, но ему это вполне удалось. Многим режиссерам не удается добиться такой динамики и экспрессии даже в пятиминутном видеоклипе, а Тыквер ухитрился сохранить невероятное ощущение скорости в целом полуторачасовом фильме. И даже мультипликационные вставки в фильме смотрятся вполне естественно.

Резюмируя. Этот фильм нельзя называть шедевром мирового кинематографа. По крайней мере шедевром того, что мы называем мировым кинематографом. "Беги, Лола, беги" - это достаточно уникальный эксперимент, который окончился фантастическим успехом. Уникальность эксперимента заключается в том, что его повторить нельзя. Даже не то чтобы нельзя, а просто не имеет смысла. Клиповая техника съемок практически неприменима для полнометражных фильмов. Да она и не предназначается для этого. Поэтому "Лола" и является уникальной, потому что режиссер сумел доказать, что можно снять 90-минутный фильм с помощью подобной техники. И можно даже сделать так, что это будет очень яркий, динамичный и захватывающий от первой до последней минуты фильм. Но повторить этот эксперимент так, чтобы добиться подобного успеха - нельзя. Я в этом почти уверен. В "Лоле" Тыквер выжал из клипов все, что только было возможно. Второй раз это уже не получится. Даже у Тыквера, который сотворил, казалось бы, невозможное.

Так что этот фильм обязательно надо посмотреть. Потому что ничего подобного, скорее всего, вы больше не увидите. Но посмотреть "Лолу" очень желательно на большом экране, чтобы не кастрировать ощущения. Хотя я даже от просмотра фильма на видео получил истинное удовольствие. Но обязательно пойду его смотреть на большом экране.

© 1998–2024 Alex Exler
13.03.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 4
Режиссерская работа 5+
Сценарий 5
Кратко о фильме:
супер!
Нужно ли смотреть:
нужно
Комментарии 4

Отличное кино.
Динамизьм - супер.
Держит в напряге с первой и до последней секунды.
Честно говоря, мне очень хотелось, чтобы LOLа таки добежала
и желательно с деньгами.

Алекс, спасибо за рецензию, благодаря ей я посмотрел этот отличный фильм.
16.07.07 10:27
0 0

Сначала пожалел, что купил, и стал ругать Экслера плохими словами, но после примерно 34-й минуты (там где начало попытки #2) не пожалел! Кино - супер!
30.07.07 22:42
0 0

Ну про повторить вы ошиблись. Тот же Аронофски в последствии снял гораздо более классный "видеоклип" Реквием по Мечте.

Отлично!. .. И динамика, и сюжет. Не важна криминальная составляющая, она сразу теряется.
Никто почему-то о смысле фильма не затрагивал тему, а он там есть и даже не один. Мистическая сила любви. Она прослеживается в действиях Лолы - и в казино, и эпизод в "скорой помощи". Мы увидели две неудачные попытки, и только третья оказалась успешной.
Представляете? Любви даются три попытки. Не встречал в жизни, это замысел режиссера и сценариста, он фантастичен. Плюс важные перебивки с простыми вопросами любящих друг друга людей, они жизненные, и вызывают внутри отклик.
Гениальный фильм, на мой взгляд недооцененный.
12.11.23 02:02
0 0