- Режиссер:
- Джон Хьюстон
Чарли Патэнна (Джек Николсон) родился в семье Анжело Патэнна (Джон Рэндольф) - американца итальянского происхождения, который одновременно являлся одним из "лейтенантов" мафиозной "семьи" Прицци, возглавляемой так называемым крестным отцом доном Коррадо Прицци (Уильям Хайки). Дон Коррадо весьма ценил Анжело Патэнна, поэтому при рождении Чарли заявил, что отныне у Чарли два отца - Анжело и сам дон Коррадо. Когда Чарли подрос, дон Коррадо провел с ним символическую процедуру смешения крови, и Чарли таким образом стал частью семьи Прицци: отныне семья Прицци всячески оберегает и защищает Чарли, а тот должен сделать все, чтобы защитить честь семьи.
Основные события фильма начинаются с момента свадьбы одного из Прицци. Чарли, присутствующий на этой церемонии, вдруг замечает очень красивую женщину, сидящую где-то на галерке. Кто это, откуда она, что за ангел спустился с небес на нашу грешную землю, задает себе вопросы пораженный в самое сердце Чарли и пытается узнать имя прекрасной незнакомки, но из этого у него ничего не получается. К счастью, оказалось, что очаровательная дама приглашена на свадебный обед, во время которого Чарли удается потанцевать с красоткой и завести ни к чему не обязывающий разговор.
Однако как только пробило 12 ночи, дама внезапно исчезла, не оставив Чарли никаких координат. То ли ее карета должна была превратиться в тыкву, то ли она просто вспомнила, что не убрала кипящее белье с плиты, - словом, красавица пропала, как с белых яблонь дым, не оставив Чарли даже какой-нибудь безделицы, вроде туфельки... Впрочем, речь в данном случае идет не о каком-нибудь принце-недотепе, а о Чарли Патэнна, Карающем Молоте семьи Прицци, а это не такой человек, который оставит Золушку с туфлей в одной руке...
Впрочем, даже Молоту толком не удалось ничего выяснить, потому что никто не мог ему назвать имя леди в платье цвета лаванды. И никто не знал, куда она исчезла. Кроме того, Чарли пришлось некоторое время провести в полиции, потому что во время свадьбы грохнули одного старого недруга дона Коррадо. Ну, знаете, обычное дело и все такое. Но так как все были на свадьбе - у всех было железное алиби, поэтому Чарли быстро отпустили.
А потом... Потом, когда Чарли уже отчаялся найти Золушку, она вдруг внезапно сама ему позвонила. Это было как сон, как поцелуй ангела. Ирэн Уокер (Кетлин Тернер) действительно сама набрала номер Чарли, чтобы извиниться за свое внезапное исчезновение. Да, у нее вдруг возникли кое-какие дела. Неотложные. Собственно, Ирэн - профессиональный убийца и на свадьбе она присутствовала только для того, чтобы создать себе алиби, а потом грохнуть того самого недруга дона Коррадо, - но Чарли об этом не знает. Для него она - внезапно обретенная Золушка, которая исчезла с бала, не оставив никакого предмета туалета для дальнейшей идентификации.
Как выяснилось, Ирэн живет в Калифорнии. А Чарли - в Нью-Йорке. Но это не смущает пылкого Чарли. Он немедленно мчится в Калифорнию на романтическое свидание с Ирэн. Затем мчится в Нью-Йорк, чтобы принять участие в совещании у Дона. После этого снова летит в Калифорнию, но уже не к Ирэн, а по бизнесу - грохнуть человека, который украл у Дона деньги. Затем - опять в Нью-Йорк. После этого - снова к Ирэн...
В общем, они полюбили друг друга. Чарли еще не знает, что у них с Ирэн много общего, но скоро он это узнает. Чарли введет Ирэн в семью, и им вместе придется сражаться с недоброжелательностью Доминика Прицци, который почему-то сильно невзлюбил Чарли. Доминик - очень влиятельный человек в Семье. Однако к Чарли благоволит Дон, так что наш герой пока еще плотно держится в седле. Да и жена у него - профессиональный убийца, что не может не радовать, потому что приятно, когда муж с женой друг друга хорошо понимают...
***
Очень симпатичная комедия, просто замечательная. Однако с ее правильным восприятием у многих зрителей есть определенные проблемы. В основном это связано с переводом. Я "Честь семьи Прицци" сначала посмотрел на видеокассете и долго не мог понять, что вообще находят в этом фильме, потому что кино мне показалось совершенно не смешным и откровенно дурацким. "Тупизна какая-то, - недоуменно говорил я после просмотра. - Что за ерунда? Как такие приличные актеры могли сняться в такой дурацкой картине? За что там 22 награды, "Оскар" и еще 7 номинаций на "Оскар"?" Ну никак я не мог понять, за что такой дурацкий фильм так обласкали. И все мои знакомые, которые смотрели фильм на кассете, были согласны - ерундовое кинцо. Чушь собачья...
Но американские знакомые, которые смотрели этот фильм, утверждали, что "Честь семьи Прицци" - очень милая черноюморная комедия, отличная пародия на мафиозные фильмы и смотреть ее - одно удовольствие. После этого стало понятно, что фильм, вероятно, здорово испорчен переводом. И тогда я его нашел на DVD и посмотрел в оригинале... Оказалось, что "Честь семьи Прицци" - действительно отличное кино. И что перевод этот фильм - просто убил. Наповал. Насмерть. Потому что случай такой особый...
Какой-нибудь боевичок, где "shit-fuck" от начала и до конца, переводом испортить довольно сложно. Но в данном случае почти весь фильм построен на диалогах, особой манере произносить слова, итальянских акцентах, разнообразных интонациях и так далее, поэтому я не сильно представляю, как его вообще можно адекватно перевести, капитально не испортив. Потому что в данном случае важен не столько правильный перевод диалогов (в них там как раз нет ничего сложного), сколько интонации, акценты и манера.
Персонаж Джека Николсона - Чарли Паэтанно - мужик недалекий и туповатый. Прямо скажем - тормоз. Собственно, режиссер Джон Хьюстон этот характер так себе и представлял, поэтому Николсону было четко сказано: "Помни, этот Чарли - просто дурак". Поэтому Чарли все время сохраняет глуповатое выражение на лице, а говорит со слегка имбецильными интонациями. То есть такой дядя-тормоз, совершенно великолепно изображенный Николсоном.
Кэтлин Тернер в роли Ирэн Уокер - хороша, но ничего выдающегося. Просто красивая тетка, и все такое. В ее случае больше играет сценарий: тетка - профессиональный убийца, которая водит за нос и семью Прицци, и своего туповатого муженька.
Зато другая женская роль - блудная дочь Доминика Прицци Мэйроуз Прицци, которую исполняет Анжелика Хьюстон (кстати, она дочь режиссера Джона Хьюстона), - это просто шедевр! По фильму Мэйроуз нарушила волю отца, ведет себя вызывающе, одевается еще более вызывающе, а ее род занятий с точки зрения итальянской семьи - верх позора: Мэйроуз профессионально декорирует помещения. Поэтому Доминик выкинул дочь из своего сердца, и Мэйроуз приходится провести целую серию декораторских маневров, чтобы помириться с папашей. Мэйроуз - та еще штучка. Она - настоящий Прицци, хотя папаша Доминик так не считает. Сцена, когда Мэйроуз рассказывает папаше, как подлый Чарли ее обесчестил, может просто вызвать истерику. Анжелика там совершенно потрясающая!.. Она за эту роль получила "Оскара" (это единственный выигранный "Оскар" из восьми номинаций), и я тут подпишусь под каждым словом - роль просто великолепная!
Отдельную прелесть фильму придает весьма удачное пародирование всех этих мафиозных "семей". Манера разговора дона Коррадо - ничуть не хуже манеры дона Корлеоне. В диалогах мафиозных персонажей все время педалируются излюбленные мафиозные выражения, и это очень забавно.
Но вот в этом-то и заключается определенная противоречивость данной картины. Если не понимать, что там и зачем пародируется, и смотреть "Честь семьи Прицци" как серьезный мафиозный фильм - будет явное разочарование, как у того зрителя, который на IMDB крыл этот фильм почем зря, заявляя, что это худший фильм в его жизни и что он ни на грамм не верит в мгновенную любовь Чарли к Ирэн. Между ними не пробегает искра, сообщил этот парень, и я от души веселился, читая данные перлы...
Резюмирую. Очень симпатичная и действительно забавная пародия на мафиозные фильмы: с хорошим сценарием, качественной постановкой и очень неплохой игрой актеров. Николсон - весьма хорош, Анжелика Хьюстон - просто великолепна! Однако смотреть этот фильм нужно в оригинале (хотя бы с русскими субтитрами). Потому что иначе вы не уловите почти ничего из того, что составляет основную прелесть данной картины.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
симпатичная пародия
вполне можно