Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Роберт Земекис
Отзыв кота Бублика
Сказал кот Бублик и покраснел
Что организацию экспедиции я доверил Николаю.
(с) "Два капитана"
Когда Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) был маленький, в его городок приехал цирк, а вместе с цирком - семейная труппа Оманковских, лучших в мире канатоходцев. И Филипп сразу заболел искусством хождения по канату. Он начал настойчиво тренироваться, изучал жонглирование и акробатику, а когда подрос - уехал из своего городка в Париж и там начал давать уличные представления.
В один из дней он познакомился с Анни (Шарлотта Ле Бон), которая также выступала на улице с музыкальными номерами. Анни стала его подругой.
Как-то раз, когда Филипп сидел в очереди к дантисту, он увидел в журнале картинку, на которой были изображены строящиеся в Нью-Йорке башни-близнецы. И Филиппа как ударило: он понял, что должен протянуть канат от крыши одной башни до другой и пройти по этому канату безо всякой страховки.
Собственно, Филипп уже пытался делать что-то подобное: например, он прошел по канату, протянутому между двумя башнями Собора Парижской Богоматери.
Однако башни-близнецы имеют в высоту 415 метров и это - совсем другое дело.
Филипп для продолжения тренировок обращается к легенде искусства хождения по канату - главе семьи Оманковских Папе Руди (Бен Кингсли). Тот поначалу не горит желанием передавать Филиппу свои секреты - он их передает своим детям, - однако увлеченность и одержимость Филиппа производят на него впечатление и в конце концов он становится наставником молодого канатоходца.
К Филиппу и Анни присоединяется фотограф-анархист Жан-Луи (Клемент Сибони), которого Филипп торжественно называет своим единственным официальным фотографом. Троица одержима идеей помочь Филиппу исполнить свою мечту, поэтому они собираются и отправляются в Нью-Йорк - готовить уникальный трюк.
***
Что интересно, в общем и целом - это реальная история реального человека, которого зовут Филипп Пети (он жив и сейчас). Филипп вырос во Франции, был канатоходцем и совершал уникальные трюки: он прошел по канату, натянутому между двумя башнями собора Парижской Богоматери, он прошел по канату, натянутому между пилонами Сиднейского моста "Харбор Бридж", ну и самое потрясающее его представление, которое произошло в 1974 году - это неторопливая прогулка по канату, натянутому между крышами башен-близнецов в Нью-Йорке, причем прогулка заняла 45 минут, во время которых Пети восемь раз перешел от одной башни к другой, при этом выделывая различные трюки: он то вставал на канате на одно колено, то вообще ложился на канат.
После этого Пети прославился и написал книгу "Достать до облаков" (To Reach the Clouds).
По этой книге совсем недавно, в 2009 году, британский режиссер Джейм Марш поставил документальный фильм "Канатоходец" (Man on Wire). В картине участвовал сам Филипп Пети и различные люди, которые помогали ему в его перфомансах. Фильм был очень популярным и даже получил "Оскара" как лучший документальный фильм.
Роберт Земекис вынашивал идею художественного фильма по сюжету книги Пети еще с 2005 года. И даже выход документального фильма Марша его не остановил - в конце концов, Земекис собирался делать не документальный, а художественный фильм.
На роль Филиппа Пети Земекисом изначально планировался только Джозеф Гордон-Левитт, который, кстати, хорошо владеет французским языком. Для подготовки к роли Джозеф немало общался с самим Пети, перенимая его французское и английское произношение, ну и, кроме того, Пети учил его ходить по канату и жонглировать.
И во время съемок Джозеф действительно сам ходил по канату, причем для сцены с башнями-близнецами канат был привязан на высоте 3,6 метра.
Как это все поставлено? Роберт Земекис свой фильм выстроил в не слишком оригинальном ключе. Главный герой с самого начала фильма стоит якобы на факеле якобы статуи Свободы на фоне башен-близнецов и рассказывает свою историю.
Сама история развивается строго линейно: Париж цвета сепии с редкими вкраплениями других цветов (это придумано давно и не Земекисом), самостоятельные тренировки, тренировки с папой Руди, Анна, Жан-Луи - ну и помчались в Нью-Йорк, совершать легендарный трюк.
При этом до главного трюка вроде бы действия немного, но тем не менее длится это все довольно долго и временами бывает слегка нудновато. Тем более что главный герой постоянно появляется все на том же факеле и поясняет совершенно очевидные вещи, не раскрывая главного: почему, собственно, Филипп решился на такой практически самоубийственный трюк.
В картине вроде все показывают подробно, а персонажи практически не раскрываются. Ни Пети не раскрывается, ни Жан-Луи, ни нью-йоркские герои, которые мгновенно соглашаются помогать Пети в этом мероприятии, нарушающем примерно сотню муниципальных законов и могущее принести всем существенные неприятности.
Тут практически нет драмы, тут нет изучения характеров и мотивации: просто Филипп загорелся мечтой и все вокруг ему помогают данную мечту осуществить - быстренько и шустренько.
Тренировки Пети Земекису неинтересны совершенно: ну и он пару раз прошел по канату в детстве, пару раз прошел по канату под руководством папы Руди, затем свалился с каната на деревенском празднике, после чего сразу сделал свой первый легендарный трюк - проход по канату между башнями собора Парижской Богоматери.
Ребят, а с чего он сразу туда-то полез, если он на деревенском празднике с каната свалился, когда какие-то бухие мужики начали его вышучивать? И как он так резко окрутел?
Нет, я понимаю, что тут действуют всякие кинематографические условности, но вы хоть каким-то намеком это дайте, грубым помолом. А тут нет грубых помолов: тут уличный артист, который вдруг резко становится крутейшим канатоходцем.
Ну и нью-йоркская история, которая на самом деле Пети с друзьями готовилась аж шесть лет, тут уложилась в несколько месяцев: приехали, разведали, задали число и побежали делать трюк.
Подготовка к трюку почти не показывается, разве что на пути Филиппа периодически оказываются люди, которые тут же мгновенно готовы ему помогать в полупротивоправных деяниях.
А вот сам трюк, который, конечно, является кульминацией картины, вместе с непосредственной подготовкой, которая делается в тот же день, занимает ровно половину двухчасовой продолжительности фильма. И тут уже, конечно, скучать не приходится - Земекис все это поставил очень динамично и строго кинематографично: на каждом шагу перед героями возникают многочисленные, почти непреодолимые трудности, которые они обязательно преодолеют, почти непреодолимые охранники и полицейские, которых они обведут вокруг пальца и вокруг дымовой трубы, ну и всякие материалы и приспособления будут внезапно выходить из строя, ломаться и вести себя самым что ни на есть паскудным образом. Но мы знаем, что матч состоится при любой погоде, и это некоторым образом успокаивает.
Проход по канату снят совершенно замечательно: нервы зрителей натянуты до предела и звенят, как тот самый канат на ветру.
Я картину смотрел на экране домашнего кинотеатра и не в 3D - и то это производило очень сильное впечатление.
Некоторые мои друзья посмотрели фильм в кинотеатре в 3D (Земекис давно уже большой поклонник этой технологии) и сказали, что здесь был чуть ли не лучший эффект 3D из всего, что они видели.
Джозеф Гордон-Левитт тут играет, как обычно, очень хорошо, хотя чисто сценарно его персонаж толком не раскрыт. Но одержимость в глазах Филиппа светится - это уже хорошо.
Шарлотта Ле Бон понравилась в роли Анни, но ее персонаж тоже как-то толком не раскрыт: ну, познакомились, ну, она его поддерживала, ну, потом взяла и уехала. К чему, с чего - а черт ее знает.
И даже роль Папы Руди, которую Бен Кингсли сыграл со своим обычным блеском, сценаристами свелась к банально-стерильному клише: он внешне очень суровый, но потом начнется "я тебя полюбил - я тебя научу".
Но похоже, что Земекис и не ставил себе задачи показать ярких персонажей в этой картине. Он повествование вел в сторону шоу, зрелища, и это шоу получилось отлично. А кто они, что они, почему и зачем - это пускай мы с котом Бубликом себе башки забиваем. Зрители же будут наслаждаться драйвом из серии "Все пропало! Нет, не пропало, полезай сюда!" и медитативным путешествием над бездной - для того это все и снималось.
Впрочем, что-то не похоже, чтобы зрители как-то уж очень активно наслаждались. Наоборот, что-то они как-то совсем неохотно наслаждаются: картина в прокате провалилась, собрав за полтора месяца всего $42 миллиона при $32 миллионах бюджета.
А жаль, снято-то красиво, несмотря на сценарную стерильность.
P.S. Я обязательно посмотрю документальный фильм Джемса Марша, очень меня эта история заинтересовала. Интересно, как там все было на самом деле.
Ну и несколько фотографий реального Филиппа Пети в момент исполнения его знаменитых проходов по канату.
Далее башни-близнецы.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
красиво и стерильно
можно
Кингсли почему то не узнал, бохатым будет.
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
Его все сведующие люди будут смотреть, но не факт конечно, что он хорош.
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
А где посмотреть?
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
Трейлер очень бодрящ. Но да, не факт, что будет конфетка.
На маленьком экране (даже если это домашний кинотеатр) немного не то. Не говоря уже про cam-rip, в котором смотреть фильм просто невозможно (особенно по той причине, что много темных сцен). Так что о своем походе в кино нисколько не пожалел )
По поводу cam-ripa, каюсь, грешен ) самого очень забавляют отзывы из разряда: "Я посмотрел экранку %Название фильма% в первый день проката - фильм г**но" ) У меня знакомый так "Мстителей" смотрел )
его представление, который произошло в 1974 году
Надо отдать должное Гордон-Левитту: ему удалось очень точно повторить характер Пети. В документалке он такой и есть - неприятный, высокомерный, самовлюблённый тип.
И документальный, и художественный фильмы мне понравились. Сравнивать их не совсем корректно, но если брать по модулю, то документальный понравился больше - когда реальные участники событий рассказывают о своих приключениях с жестикуляцией и мимикой, имея пронзительный и искренний взгляд, то пробираешься этой историей неподдельно. Ну и банальная мораль обоих фильмов - следуй за мечтой, - всё-таки прекрасная, душевная мораль 😄
Ну и банальная мораль обоих фильмов - следуй за мечтой, - всё-таки прекрасная, душевная мораль
Только вот мечта в данном случае довольно странная.:)
Кстати, судя по 2-м последним фото Земекис лажанул. У него канат был натянут в фильме с другой стороны башен
Точно 😉
Скорее уж фото при печати/сканировании перевернули просто.
Потому что там по-другому и не натянешь канат – башни стояли углами друг к другу.
P.S. А, да, вы уже сами заметили.
Примерно такая же претензия у меня к "Марсианину" - его всё таки отсмотрел в кино. Вроде и неплохо всё. Главный герой ловко живёт на пустынной поверхности Марса, спасательная экспедиция героически его спасает. Технически всё очень неплохо. А драмы нет. По сему, фильм выходит на один раз. Посмотрел - забыл.
Уже вышел, даже в 3D.
Алекс, а почему "был"? Филипп Пети и сейчас жив-здоров, как говорит Википедия.
Ага, неудачно выразился. Сейчас поправлю.