Клуб Коттон / The Cotton Club
19.04.2004 40296   Комментарии (3)

"Есть две вещи, которые я не переношу в этом мире: людей, нетерпимых к чужой культуре, и голландцев!"
Папа Остина Пауэрса и Доктора Зло

Нью-Йорк, Гарлем, 20-е годы прошлого столетия. Времена сухого закона, расцвета мафии и джаза, ярких нарядов, шикарных женщин, бутлегерства, бандитских разборок и - клуба "Коттон": места, где все эти приметы времени объединялись в буйном хороводе музыки, танцев, взрывов страстей и сборищ гангстеров. Владельцем клуба "Коттон" был Оуни Мэдден (Боб Хоскинс) - бандит ирландского происхождения, чьи влияние и власть потихоньку все уменьшались под напором итальянских "семей", однако в описываемый в картине период времени Мэдден еще сохранял большой авторитет среди других бандитов, контролирующих нелегальный бизнес в Гарлеме.

Один из главных героев фильма - Дикси Дуайер (Ричард Гир) - работал трубачом в одном из гарлемских клубов, где частенько выступали степисты. Работа неплохая и непыльная, но тем не менее у Дикси было мало шансов круто подняться вверх по карьерной лестнице, потому что трубач и первой скрипкой никогда не станет, а уж прорваться в дирижеры - об этом даже и мечтать не приходилось.

Но как-то раз в один из вечеров жизнь Дикси круто изменилась. Началось все с того, что в клуб, где Дикси поигрывал на трубе, пришел выпить и повеселиться один из самых безбашенных гангстеров той эпохи - Голландец Шульц (Джеймс Ремар). Отсутствие башни и репутация человека, который стреляет не задумываясь, - с одной стороны, принесла Шульцу неплохие дивиденды в виде довольно обширной территории, которую он контролировал, однако, с другой стороны, существовало немало людей, которые хотели стереть Голландца с лица земли - просто потому, что даже в криминальном бизнесе нельзя заниматься полным беспределом, а нужно уметь договариваться.

В тот вечер, когда Шульц пришел развлечься и послушать трубу Дикси, другой бандит Джоуи Флинн (Джон Раян) заказал убийство Голландца. Гангстеры, переодетые полицейскими, ворвались в клуб и бросили под стол Шульца динамитную шашку, однако по счастливой (для Дикси) случайности трубач вовремя заметил опасность, предупредил Голландца и таким образом спас ему жизнь. И вот тут все у Дикси в жизни пошло совершенно по-другому, потому что Голландец решил проявить свою благодарность. Шульц намекнул Дикси, что тот может считать себя счастливчиком. Потому что тот парень, к которому благоволит Голландец, объяснил Дикси Шульц, уже ни о чем в этой жизни может не беспокоиться. Дикси может немедленно увольняться из клуба, сказал Голландец, и следовать за ним. Он вытащил счастливую карту, заметил Шульц, и теперь жизнь заиграет новыми красками...

Впрочем, первоначально эти новые краски показались Дикси не очень-то привлекательными. Потому что Голландец просто-напросто присоединил трубача к своей бандитской свите и заставил везде таскаться за собой. Основной обязанностью Дикси стало развлекать некую Веру Цицеро (Дайан Лэйн) - симпатичную молодую даму, которую Шульц подцепил в клубе в день покушения и сделал своей любовницей. Голландец хотел, чтобы Вера все время была рядом с ним - даже тогда, когда он выходит в свет со своей законной женой. Поэтому к Вере приставили Дикси - дескать, это его девушка, поэтому жена Голландца может не беспокоиться.

Дикси нравится Вера, и он оказался в довольно двусмысленном положении: с одной стороны, на людях они изображают любовников, но с другой - если Шульц узнает, что Дикси притронулся к Вере хоть пальцем, - трубача просто убьют, невзирая ни на какие его заслуги в прошлом. Поэтому и Дикси, и Вера, которой также нравится Дуайер, постоянно ходят как по лезвию ножа.

Однако постепенно ситуация изменилась. В Гарлеме заправляет не только Голландец, но и Оуни Мэдден. А Оуни решил, что Дикси - вполне подходящая личность для того, чтобы представлять интересы гангстеров в кинобизнесе, куда бандитами вкладываются большие деньги. Дикси стал играть в фильмах роли мафиози и неожиданно прославился. Теперь Дикси может себе позволить наплевать на Голландца. Однако Голландец не может позволить Дикси наплевать на себя. Поэтому будет большая заварушка...

***

Еще одна совместная работа Фрэнсиса Форда Копполы и Марио Пьюзо. Сценарий написан Копполой, Пьюзо и Уильямом Кеннеди, постановка - Копполы. Для 1984 года это был безумно дорогой фильм - на него потратили почти 50 миллионов долларов, - и в прокате он полностью провалился, потому что собрал менее 30 миллионов.

Почему фильм стоил таких денег? В нем что - присутствуют какие-то ошеломляющие спецэффекты? Вовсе нет. Просто Коппола хотел воссоздать обстановку 20-30-х годов до мелочей, и она была воссоздана, причем совершенно изумительно. Подобное погружение в атмосферу тех лет я, пожалуй, больше нигде не припомню. Не зря "Клуб "Коттон" номинировался на "Оскар" в категориях "Лучший монтаж" и "Работа художника". Впрочем, эти номинации победу не принесли, но зато фильм получил награду британской киноакадемии (BAFTA) за дизайн костюмов.

Однако костюмы костюмами, обстановка обстановкой, но я не очень понимаю, почему академики не оценили постановку и игру актеров. На мой взгляд, фильм просто великолепный. Это, конечно, не "Крестный отец", однако "Клуб "Коттон" для себя я отношу к золотой киноклассике и не понимаю, почему картина была встречена достаточно прохладно. (Кстати, и на IMDB у нее совсем невысокий рейтинг.)

История Дикси Дуайера и Веры - всего лишь одна из сюжетных линий картины. Как водится у Копполы, в фильме несколько совершенно различных сюжетных линий, которые связаны или общими персонажами, или самим клубом "Коттон", давшим название фильму. Например, это история брата Дикси Винсента (одна из первых ролей Николаса Копполы, племянника режиссера, выбравшего себе актерский псевдоним Николас Кейдж), который сначала работал на Голландца, затем поссорился с ним и ввязался в безнадежную войну с Голландцем и Оуни Мэдденом.

Еще одна линия - история двух степистов-афроамериканцев Сэндмена Уильямса и Клэя Уильямса: братьев взяли работать в "Коттон", но позже Сэндмен сделал сольный номер, в результате чего Клэй на него смертельно обиделся и ушел из "Коттона". Сэндмена играет замечательный актер и танцовщик Грегори Хайнс, а Клэя, что интересно, играет брат Хайнса - Морис... Также в этом сюжете рассказывается о любви Сэндмена к мулатке Лайле (Лонетт Макки).

Следующая линия - история постепенного отхода от дел Оуни Мэддена и передача его зоны влияния в руки Счастливчика Лучано. Весь фильм рядом с Оуни находится его давний партнер по кличке Французик (Фред Гуинн), и взаимоотношения между ними - весьма забавны, особенно в сцене, когда Оуни выкупает Французика у похитившего его Винсента Дуайера.

Ну и еще одна совсем небольшая линия - кратковременное появление знаменитого гангстера Бампи (Лоуренс Фишберн), который затеял гарлемскую войну тридцатых годов, когда афроамериканские бандиты пытались очистить Гарлем от тяжелой лапы Голландца Шульца. Что интересно, в "Клубе "Коттон" Бампи появляется только в паре небольших эпизодов, но спустя тринадцать лет был сделан фильм "Гангстеры", где подробно рассказывалось о событиях этой гарлемской войны. Бампи там играл все тот же Фишберн, а Голландца Шульца - Тим Рот, причем играл, что странно, крайне средненько, да и вообще фильм получился довольно слабый.

Актерские работы в фильме, за редкими исключениями, превосходны. Меньше всех мне как раз понравился Ричард Гир в роли Дикси, но зато почти все остальные роли - великолепные. Лучше всех, на мой взгляд, - Голландец Шульц в исполнении Джеймса Ремара. Это что-то фантастическое! Настоящий безбашенный психопат, подверженный приступам бешеной ярости, причем Ремар его играет настолько тонко и достоверно, что все остальные попытки воссоздать образ Голландца в других фильмах выглядят как жалкое подобие. Даже Тим Рот, который обычно довольно успешно играет психопатов, в "Гангстерах" выглядел крайне бледненько. А уж Голландец в исполнении Дастина Хоффмана (фильм "Билли Батгейт" ) - над этой ролью лучше сразу опустить завесу жалости и промолчать. Я не знаю, кто сказал Хоффману, что он может играть психопатов-мафиози. У него это никогда не получалось.

А вот Ремар... Эпизоды с ним можно пересматривать бесконечно. Мне больше всего нравится сцена в самом начале, когда он только знакомится с Верой и наблюдает, как с ней кокетничает Дикси. У Ремара в этом эпизоде жутким образом постоянно меняется лицо и кривятся губы. То он пытается расплыться в улыбке и произвести впечатление на Веру, то вдруг видит, как она смотрит на Дикси, - и улыбка превращается в гримасу бешенства... Ну и потрясающе сделана сцена, когда Оуни пытается примирить Шульца и Флинна, а также когда Шульц позже приходит заплатить Оуни за убийство Флинна. "Знаешь, почему я стал таким крутым? Потому что я с детства каждый день съедал по голубю!" - говорит Шульц, прекрасно зная, что Оуни обожает голубей. В этом весь Голландец - он всегда нарывается на неприятности. Собственно, в конце концов он и нарвался.

Кстати, Голландец Шульц - вполне реальное историческое лицо. Его настоящее имя - Артур Флегенхаймер, но известен он был именно как Голландец Шульц (хотя по национальности Артур был вовсе не голландцем, а евреем). В "Клубе "Коттон" Голландца убивают по приказу Счастливчика Лучано, в "Гангстерах" его грохают люди того же Счастливчика Лучано после хитрой интриги Бампи. На самом же деле Голландца Шульца убили по приказу боссов Синдиката - той самой мафии, "Коза ностра". И одним из боссов этого Синдиката был как раз Счастливчик Лучано, так что историческая достоверность в картине, вроде, сохраняется.

Вообще в "Клубе "Коттон" многие сюжетные линии имеют совершенно реальные прототипы. Винсент Дуайер в реальности был ирландским гангстером по кличке Бешеный Пес. Он действительно сначала работал на Голландца, потом отделился и стал воевать с Шульцем и Мэдденом.

История с братьями Уильямс тоже имеет вполне реальную подоплеку - это как раз история самого Грегори Хайнса и его брата Мориса. То есть в фильме они фактически играют самих себя.

Клуб "Коттон" - действительно знаменитый в 20-30-х годах прошлого столетия клуб, в котором бывали многие знаменитости и который прославился на весь мир, когда с 1927 года в нем стал выступать оркестр Дюка Эллингтона...

Резюмирую. Великолепный фильм, настоящая золотая классика. Несмотря на то что он снят уже двадцать лет назад, "Клуб "Коттон" смотрится превосходно и ничуть не устарел, что нередко бывает с другими старыми фильмами. Если вы вдруг по каким-то причинам его не видели - смотреть обязательно. Просто потому, что в этом фильме здорово все: от сценария до постановки, художественного воплощения и игры актеров. Я этот фильм обязательно пересматриваю раз в год. И каждый раз получаю огромное удовольствие...

P.S. Возможно, вам будет интересно посмотреть на фотографию настоящего Артура Флегенхаймера - Голландца Шульца.

А это фотография той самой акции возмездия - когда Голландца нашпиговали свинцом по приказу Синдиката.

***



© 1998–2024 Alex Exler
19.04.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5+
Сценарий 5+
Кратко о фильме:
великолепное кино
Нужно ли смотреть:
обязательно
Комментарии 3

Посмотрел фильм под влияние реценции. Разочаровался. Актеры, конечно, замечательные, особенно негры. Но весь фильм, по моим ощущением, крутится вокруг достаточно примитивных эстрадно-ресторанных номеров. Если их убрать - вообще ничего не останется. Сценарий нулевой, предводители мафии изображены настолько курьёзно и беспомощно, что диву даёшься. Жена серьёзного мафионера является в клуб и устраивает ему публичный скандал по поводу того, что он там гуляет с любовницей? Главная героиня, лицом (уродливым и неумело намазанным) и повадками напоминающая дешевую шлюху, боится сесть на поезд и уехать в Голливуд со своим женихом, знаменитым артистом? И вместо этого отправляется продолжать сексуально удовлетворять постылого ей гангстера? Что он - поедет за ней в Голливуд со всей своей шайкой? А когда гангстера пришивают добрые люди, тут она конечно, подмывшись, бросается к не успевшему ещё уехать жениху, и он рад до усрачки, и они бросаются в объятия друг друга, и полный happy end?! В общем, в категорию "шедевры" он, на мой взгляд, никаким боком не попадает...
30.04.20 02:21
0 0

Хороший фильм, но немного странно ставить его на одну ступеньку с Крестным Отцом... Но субъективный рейтинг есть субъективный...
Cas
08.02.09 05:12
0 0