- Режиссер:
- Валерий Тодоровский
без вас в варьете и смотрела французскую борьбу
с участием негра, то ясно, что вы призадумаетесь...
Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка
Москва, середина пятидесятых. Бодрые, хотя и несколько однотипные комсомольцы под предводительством железной Кати (Евгения Брик) совершают налет на парк культуры имени отдыха. Нет, конечно, их интересуют вовсе не обычные советские граждане, чинно выплясывающие под полковой оркестр идеологически выдержанные танцы: падекатр, падепатинер, падеграс, польку и вальс. Боевой отряд комсомольцев летучих интересуют совсем другие люди. Точнее, нет, не люди! А выродки из советских людей - настоящая отрыжка капитализма в лице так называемых стиляг, которые бросают вызов обществу будущего своими яркими пиджаками, клетчатыми штанами, галстуками с пальмами и особенно коком на голове.
Эти негодяи танцуют вовсе не вальс! Они прячутся в заброшенные строения, заводят там свою "музыку на костях", после чего разлагаются самым натуральным образом, извиваясь в буги-вуги, джиттер-баге и линди-хоп, снабжая этот кошмар своими собственными вариациями под названиями "атомный", "канадский" и "тройной гамбургский". Цветастые юбки вздымаются, демонстрируя белье, коки трясутся, помада размазывается - словом, просто какой-то капиталистический ад!
Но комсомольцы смело стоят на пути капиталистических завоеваний! Повинуясь четким командам Кати, народные дружинники ловят распоясавшихся стиляг, разрезают на них чуждую идейным советским гражданам одежду, стригут эти ненавистные напомаженные коки.
Комсомолец Мэлс (Антон Шагин), чье имя составлено из начальных букв фамилий социалистических божков Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, со всем пылом молодого гражданина Страны Советов бросается догонять убегающую стиляжную нимфу Пользу (Оксана Акиньшина), чье имя, как и у Мэлса, составлено из политически грамотных слов - ПОмним Ленина ЗАветы. Мэлс преследует ее, как сатир, и кажется, что вот-вот догонит, после чего разрежет на ней цветастые тряпки и вернет в лоно святого Коммунистического союза молодежи, но Польза не так уж и проста! Ловко сыграв на чувстве сострадания, присущем каждому комсомольцу, она обманула Мэлса и выставила его на посмешище товарищам по борьбе.
Вы думаете, Мэлс после этого с новой силой возненавидел стиляг? Как ни странно, вовсе нет! Яркий наряд Пользы, эффектный макияж и вызывающее поведение резко контрастируют с мужеподобными замашками комсомольского вожака Кати, в результате чего Мэлс влюбляется, как малолеток! И настолько влюбляется, что бросает своих бывших товарищей, нахлобучивает кок, приобретает эти цветастые тряпки - и несется на Бродвей, тусоваться со стилягами.
Чтобы отстоять свое право быть не как все, Мэлсу придется пройти через много различных препятствий. А уж завоевать любовь Пользы - о, этого не смог добиться ни один чувачок из стиляжьей компании. Даже великий Фред (Максим Матвеев) - душа компании и ее ангел-хранитель - не смог покорить Пользу. Но Мэлс не сдается! Он научился танцевать, он научился даже играть на саксофоне! Так что посмотрим, чья возьмет!..
***
Как известно, создатели фильма - режиссер и продюсер Валерий Тодоровский, а также продюсеры Вадим Горянинов и Леонид Ярмольник - категорически не хотели определять жанр картины как мюзикл. Ведь мюзиклы, как известно, народ не особенно жалует. Однако назвать "Стиляги" драмой, мелодрамой или трагикомедией они также почему-то не захотели, в результате чего изобрели достаточно странный, претенциозный и совершенно некиноведческий жанр "фильм-праздник". При этом они создали опасный прецедент. Теперь многие российские режиссеры, желая выпендриться, начнут определять жанры своих картин как "фильм-взрыв", "фильм-ураган" или "фильм - наркотическая эйфория", совершенно запутывая зрителей и критиков.
Впрочем, какая нам, в сущности, разница, что они там написали в качестве определения жанра? Ведь "Стиляги", по сути, мюзикл и есть - примерно такой же, как "Мулен Руж" и "Мамма Миа!". Есть некий сюжет (драматичный в случае "Мулен Ружа", комичный в случае "Мамма Миа!" и трагикомичный в случае "Стиляг"), в процессе отыгрывания которого персонажи вдруг начинают петь. В "Мулен Руже" и "Мамма Миа!" поют побольше, в "Стилягах" - поменьше, только и всего. Ну и если создателям так хочется, я даже готов определить жанр этого фильма как музыкальная трагикомедия - так годится? Но уж никак не "фильм-праздник", увольте меня от этого!
Ну, а теперь давайте разбираться, что это за фильм и фильм ли он праздник. Как было понятно из афиш и трейлера, "Стиляги" - это вовсе не чернуха об ужасах социалистического концлагеря. И не "Вестсайдская история", несмотря на то что довольно мощная любовная линия там все-таки присутствует. Это мюзикл о стилягах - молодежном течении в СССР 40-60-х годов прошлого века. Стиляги хотели выделиться из серой советской обыденности яркой (зачастую - безвкусной и карикатурной) одеждой и вызывающей прической, говорили на собственном сленге с примесью всяких американизмов, слушали джаз на самодельных пластинках (знаменитая "музыка на костях") и танцевали запрещенные танцы.
Рассказывая о стилягах, Тодоровский, конечно, действительность несколько утрирует и гиперболизирует. Хотя советская швейная промышленность в лице своего главного представителя - Верейской швейной фабрики - и не баловала простых граждан цветовыми и дизайнерскими решениями, но тем не менее по улицам не ходили одни лишь серые мышки в ужасной одежде, как это показано в фильме. Но гипербола в данном случае вполне оправданна - режиссеру нужно было показать контраст между безликой массой и людьми, которые с помощью яркой одежды и запрещенных танцев пытались обрести хоть какую-то свободу.
На мой взгляд, создателям фильма удалось найти разумный баланс между драмой и музыкальной комедией. Суровые реалии социалистического концлагеря, с одной стороны, показаны совершенно четко (хотя и гипертрофированно), но, с другой стороны, это все не носит характер чернухи, поэтому картина производит вполне светлое и радостное впечатление. Мне только показалось, что музыкальных номеров все-таки было маловато - четыре пятых картины занимает сюжет о жизни простого парня Мэлса и его приходе в компанию стиляг, а это явно менее интересно, чем музыкальные номера. Впрочем, я выражаю исключительно свое личное мнение.
С музыкальными номерами в фильме все очень хорошо. Даже отлично! Некоторые зрители, правда, были недовольны новыми аранжировками, новыми текстами и непривычным исполнением старых известных хитов, но мне этот подход показался совершено правильным - какой интерес перепевать старые хиты один в один? Нужно новое осмысление, новые обработки! И в "Стилягах" это сделано в полном блеске: исполнение Гармашем "Человека и кошки" (да и сама постановка эпизода), проводы Фреда с рыдающими девушками, исполняющими песню группы "Колибри", "Скованные одной цепью" на комсомольском собрании и невероятно неожиданная, но тем не менее прекрасная "Восьмиклассница" во время постельной сцены - это просто шедевры!
Некоторые зрители ставят в вину Тодоровскому то, что, мол, некоторые песни подобраны как бы от фонаря. То есть тексты не подходят и все такое. И действительно, при чем тут какая-то "Восьмиклассница" (хотя слова там были изменены), когда Мэлс укладывается в постель с Пользой, которая явно старше него? Но мне это все не мешало. "Восьмиклассница" и "Восьмиклассница" - главное, чтобы создавалось соответствующее настроение, а оно, безусловно, создается. Да и постановка практически всех музыкальных сцен - просто блестящая! И тут даже трудно выделить лучшую из этих сцен, потому что и "Человек и кошка", и "Скованные одной цепью", и прощание с Фредом - их хочется пересматривать снова и снова. (Отмечу, конечно, что в "Скованных одной цепью" видны явные заимствования из "Стены" Алана Паркера.)
С игровой точки зрения восторгов на порядок меньше. То есть их практически нет совсем. Прежде всего, мне не понравился главный герой, сыгранный Антоном Шагиным. Тодоровскому можно простить то, что Мэлс - в общем-то, серенькая мышка с глазами удивленной крыски. Можно считать, что это так по сюжету и следует - серенькая комсомольская мышка перерождается в яркого стиляжного суслика. Так что внешность - дело десятое, была бы харизма, что отлично доказывают примеры Эдварда Нортона и Мэтта Дэймона. Но у Шагина харизмы, к сожалению, почти нет. Может быть, пока. Но в фильме она никак не проявляется. Нет, он, конечно, старается и даже неплохо вытягивает музыкальные сцены, но в общем и целом - средненький главный герой, который, по идее, должен быть главным ударным тараном.
С главной героиней также не сложилось. Кроме более или менее эффектной внешности (спасибо стилистам и костюмерам) - более ничего. То ли Тодоровский Акиньшиной толком не объяснил, кого она вообще должна изображать, то ли Акиньшина сама не тянет, но образ Пользы получился совершенно мутным и расплывчатым. С чего она там главная женщина-загадка - абсолютно не понятно. А уж обе сцены с матерью были просто совершенно провальными.
Со второстепенными ролями все значительно лучше. Сергей Гармаш блистательно сыграл отца Мэлса - впрочем, Гармаш практически всегда великолепен. Максим Матвеев замечательно изобразил Фреда. Вот это как раз харизма и обаяние - по полной программе. Олег Янковский очень понравился в роли высокопоставленного папаши Фреда. А уж сцена с танцем - просто изумительная. Кстати, Тодоровский утверждал, что Янковский танцевал сам. Ну и также нужно отметить Игоря Войнаровского, сыгравшего эпизодическую, но очень яркую роль Боба. А уж как он шикарно двигался в сцене обучения Мэлса танцам...
Из претензий к сюжету и постановке следует также отнести изрядную затянутость картины, особенно в конце, после рождения ребенка. Фильм резко потерял темп, и там вдруг пошла такая нудятина, что даже удивительно. На мой взгляд, кусок после рождения вообще был лишний: к фильму он ничего толком не прибавил, а вся эта бытовуха смотрелась скучно и не к месту.
Таким образом, картина получилась достаточно неоднозначная. Музыкальные номера - от хорошо до отлично. Три песни - просто шедевры! Основной сюжет и его постановка - на четверочку с минусом, а в финале - на твердый трояк. Главные герои - не понравились, зато второстепенные хороши.
Но в любом случае нужно сказать, что этот фильм - безусловно, событие. Тодоровский взялся за очень сложный жанр и, в общем и целом, с ним справился. Да, есть определенные проблемы и недоработки, но картина как таковая - неординарная и достаточно яркая.
P. S. Можно как угодно относиться к этому фильму, но посмотреть "Человека и кошку" в исполнении Гармаша, прощание с Фредом, "Восьмикласницу" и, пожалуй, эпизод с Горбуновым в пивняке должны все. Потому что оно того стоит!
***
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4- |
симпатично
да
Из всех музыкальных номеров (дома хороший звук) выкинул-бы как второсортицу "моя маленькая бэйба". Какой-то рассинхрон с визуальной экспрессией - вроде все круто, а песня "не качает". Остальные номера - все хороши.
Странная реакция у народа на концовку. Где нудятина, не связанные эпизоды и бытовуха ? Куда оптимистичнее-то ? Это такой хэппи-энд по советски - когда все непросто, но люди кругом хорошие. Перебор с криками "да пошел ты !", когда Фред рассказал про стиляг. Человек ему пер через пол-земного шара саксофон...нельзя так и невозможно....
Кстати, да, немного есть 😉
Да чушь, будем считать, что это все - фантазия Тодоровского, Короткова и Маргулиса. Но фантазия и не более, тогда этот продукт удобоварим. Иначе - что-то такое остро-солено-сладко-приторно-пряное, что и не разберешь. А как фэнтези-мюзикл, можно схавать.
И для тех, кто ищет в фильме рациональное зерно: да окститесь! это не серьезный фильм, не комедия и не мелодрама. Это стеб и пародия с долей трагикомедии. И Тодоровский отлично это сам понимает.
А еще - это фильм, где 80% драйва картины делают актеры второго плана. Гармаш, Розанова, Ярмольник, Янковский, Горбунов - блеск! Вот это актеры СОВЕТСКОЙ школы, и их видно, на удивительной самоиронии и четко выписанном соответствии типажей и характеров. Так вот ради них и стоит посмотреть "Стиляг".
Там что-то странное. На официальном сайте написано Брик. Примерно на пяти других известных сайтах - Хиривская. Я сначала написал Хиривская, потом исправил.
Как вы относитесь к паркеровской Стене?
Очень хорошо отношусь, отлично поставлено.
Алекс, ряд эпизодов и "картинок" фильма показывают, что действие происходит не в "40-60" годах, а именно в конце 40-х, начале 50-х! Пока не был разоблачен "культ личности"... Портреты вождя... Акцент на злостном исключении буквы "С" из имени главного героя... после разоблачительного ХХ-съезда это было бы уже невозможно!
Но "битники" с "коками и баками под Элвиса" с "тракторами на манной каше" появились уже в 60-х, и именно после "разоблачения кровавого культа"! ...Нахрена было персонажей 60-х, с которомыми действительно боролся Хрущев, запихивать в эпоху Сталина???
Вообще, именно в 40-е годы, показанные в фильме, во всех кинотеатрах страны шел замечательный фильм "Серенада солнечной долины", джаз звучал на всех танцплощадках, а саксофон вовсе не "приравнивался к холодному оружию"!
А заголовки газет, приведенные в фильме, я сам видел в дедушкином сундуке! Только они были из 60-х годов! Нахрена же было переносить их в 40-е???
Да все очень просто! Если все это говно повесить на "либерального" Хрущева, народ не поймет! Хрущев же "оттепель" устроил! Именно он и "дозволил" появление "стиляг" в свое время... и он же их запретил!
Но для "творческой интеллигенции" в лице г-на Тодоровского, период "хрущевской оттепели" - это святое! Нельзя это трогать грязными лапами! Ущемление свобод возможно было только в период "кровавого режима", где только избранные понимали "в какой стране мы живем"! Поэтому, невзирая на факты, действие перенесено в "кровавое время".
Авторам пофиг, что саксофон, это просто обычный духовой музыкальный инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра... а не только джаз-банда! ...как и труба, как и контрабас... Просто выбрали символ, и все пофиг!
Теперь о дебилах... Такое впечатление, что камрады, организовавшие шоу "Имя России" еще долго не успокоятся! Им, за их тупизну устроили флэш-моб с избранием Сталина, а они приняли это как вызов, и теперь нас ожидает целая серия дебильных фильмов с разоблачением "кровавой гэбни" и "ужасов сталинизма"! ...ну, сами виноваты...
Боюсь, что следующий фильм г-на Тодоровского (Стиляги-2) будет о том, как Сталин лично застрелил Джона Леннона, а потом лично подстроил аварию Виктора Цоя (Стиляги-3)!
...Про творческий путь и героическую гибель Игоря Талькова можно заснять целый сериал!
ЗЫ: Жалко, что Зверев, Галкин и Укупник еще живы... 😒 А ведь Бондарчук уже создал из них совокупного главного героя в "Обитаемом острове"... И тоже кровавую гэбню забарывает! 😄
"Мэлс - в общем-то, серенькая мышка с глазами удивленной крыски. Можно считать, что это так по сюжету и следует - серенькая комсомольская мышка перерождается в яркого стиляжного суслика. Так что внешность - дело десятое, была бы харизма...средненький главный герой, который, по идее, должен быть главным ударным тараном.", и отсутствие харизмы и унылую рожу героя. Получилась бы притча, о человеке, который так и не убил дракона в себе.
Насчет именно фильма... как снят, как играли актеры и пр. полностью согласен с Алексом... Жалко, что никто не заметил "клюквы" г-на Тодоровского...
Алекс, ряд эпизодов и "картинок" фильма показывают, что действие происходит не в "40-60" годах, а именно в конце 40-х, начале 50-х! Пока не был разоблачен "культ личности"... Портреты вождя... Акцент на злостном исключении буквы "С" из имени главного героя... после разоблачительного ХХ-съезда это было бы уже невозможно!
Но "битники" с "коками и баками под Элвиса" с "тракторами на манной каше" появились уже в 60-х, и именно после "разоблачения кровавого культа"! ...Нахрена было персонажей 60-х, с которомыми действительно боролся Хрущев, запихивать в эпоху Сталина???
Вообще, именно в 40-е годы, показанные в фильме, во всех кинотеатрах страны шел замечательный фильм "Серенада солнечной долины", джаз звучал на всех танцплощадках, а саксофон вовсе не "приравнивался к холодному оружию"!
А заголовки газет, приведенные в фильме, я сам видел в дедушкином сундуке! Только они были из 60-х годов! Нахрена же было переносить их в 40-е??
Почему в 40-е? В фильме есть четкие указания на годы 54-55 (в паре сцен мелькали даты да и возраст ГГ ИМХО совпадает, в 45-м герою лет 10(сцена с любовником) ), т.е вполне четко, действие происходит уже в эпоху Хрущева (мне как немного знающему историю, это было понятно). Хотя я согласен с тем, что возникает ощущение, что фильм о более позднем времени с одной стороны и что, это поздний сталинизм с другой стороны. Я даже сунулся смотреть, когда 20-й съезд был.
Насчет сцены с исключением. Как раз перед ним мелькнула дата 55 год. Лично мне кажется, что без разбора откидывания буковки "с" сцена бы очень много потеряла. Для нас знающим о 20-м съезде абсурдность происходящего подчеркнута очень наглядно, хотя ИМХО и не хватает сцены исключения из комсомола комсомолки Кати, через год-полтора: "за проявленную политическую близорукость" с припоминанием ей этой сцены.
А насчет заголовков: кто-нибудь может подсказать, где почитать их историю и когда они впервые появились?
Алекс, ряд эпизодов и "картинок" фильма показывают, что действие происходит не в "40-60" годах, а именно в конце 40-х, начале 50-х! Пока не был разоблачен "культ личности"...
Особых противоречий тут нет, так как в СССР стиляги зародились именно в конце 40-х. В 1949-м году в "Крокодиле" (кстати, смотрел этот номер в Публичке) опубликовал статью "Стиляга".
PS В свое время смотрел по "Культуре" отличный многосерийный документальный фильм о них "Бродвей нашей юности".
Согласен. Но в фильме четко фигурирует 55 год. Что меня сильно удивило.
Вы тоже читаете Гоблина? 😄
Ну не воспринимайте вы все так близко к сердцу. Ну что такое, а? Если есть в фильме хоть слово о человеке пострадавшем от репрессий, сразу режисеру прилепят ярлык разоблачителя, борца с кровавым режимом и т.д. Фильм совсем про другое.
Это я к тому, что Польза, это такое же имя как и Мэлс, разворачивается в лозунг "Помни Ленинские заветы", и должно по общей сути фильма являться ее настоящем именем, а не кличкой.
UPD: "Старый корабль" - это Горбунов в пивнушке поет.
А еще повеселила обложка, под которой была Камасутра - "Сборник геометрических задач на постороение"
Ну в саундтреке "Будь со мной" точно есть 😄