Видео высокого разрешения

18.12.2007 39484   Комментарии (51)

Поводом для написания этой статьи послужил звонок друга. Он похвастался, что приобрел новый телевизор c HD Ready, который поддерживает видео высокого разрешения. На вопрос, что именно он собирается смотреть в высоком разрешении, если, насколько мне известно, у него нет ни Blu-ray-плеера, ни HD-DVD-плеера, ни чего-то в этом роде, друг ответил, что его DVD-плеер, купленный за $100, поддерживает видео высокого разрешения. На мою фразу о том, что такого быть не может, друг гордо сказал, что там прямо на плеере написано - поддерживает HDCD. Ну, тут и стало все понятно, потому что HDCD - это формат аудио высокого качества, но никак не видео.

Поэтому давайте все-таки разберемся на бытовом уровне в том, что такое видео высокого разрешения, какие там форматы бывают, а главное, на чем и как это все смотреть.

Сначала - о разрешении как таковом. Стандартные фильмы в формате DVD-Video записываются в разрешении 720х576 (PAL) или 720х480 (NTSC) точек. Такое разрешение не может обеспечить высококачественное изображение при просмотре на больших экранах, поэтому со временем были разработаны и новые виды разрешений, которые уже относятся к так называемому видео высокой четкости (HDV - High Definition Video).

Максимальное на данный момент разрешение видео высокой четкости - 1920х1080 точек, что почти в три раза больше, чем стандартный DVD-Video. Кроме того, у видео высокой четкости может быть еще и несколько промежуточных разрешений поменьше. Стандартом сейчас являются два вида разрешений: HD720 (1280x720 точек) и HD1080 (1920x1080). Оба этих разрешения могут быть как с чересстрочной разверткой (interlaced), так и с прогрессивной (progressive). Какая именно развертка имеется в виду, можно видеть по соответствующему индексу: 1080i - разрешение 1920х1080 чересстрочная, а 1080p - разрешение 1920х1080 прогрессивная.

Чересстрочный - метод хранения изображений, при котором каждый кадр разбивается на два полукадра, составленных из строк, выбранных через одну. В прогрессивной развертке показывается сразу полный кадр. Считается, что прогрессивная развертка дает более качественное изображение, однако на практике визуально отличить, например, 1080i от 1080p довольно сложно (вот здесь толковая заметка на эту тему).

Разницу между 576p и 1080p легко увидеть даже на уменьшенных изображениях, а если вы по ним щелкнете мышью и сравните между собой полноформаты - то тут вообще никаких вопросов не будет.


Кадр из стандартного DVD


Кадр из HDV 1080p

Телевизоры и проекторы, у которых указано HD Ready, как правило, поддерживают разрешение 1366х768, хотя могут поддерживать и до 1080i. Наклейка Full HD означает, что устройство поддерживает все разрешения вплоть до 1080p. Фильмы Full HD с Blu-ray и HD DVD плееров телевизоры/проекторы HD Ready воспроизводят, но понижая тип изображения до своего - например, 1080p воспроизводят как 1080i или уменьшают разрешение. На обычных телевизорах/проекторах без HD Ready фильмы с Blu-rau и HD DVD воспроизводятся просто как обычные DVD - с разрешением 576p.


Значок Full HD

Однако после того, как вы приобретаете устройство (телевизор, проектор), поддерживающий HD, возникает вопрос, с какого плеера можно получить подобное разрешение и где брать соответствующие фильмы.

Более или менее стандартный выход - это плееры, поддерживающие диски в формате Blu-ray или HD DVD. Это два новых, конкурирующих друг с другом формата дисков, на которых записывается видео в максимальном разрешении 1080p. Однако с Blu-ray и HD DVD на данный момент ситуация печальная, причем сразу по трем причинам.

  1. DVD-плееры, поддерживающие Blu-ray или HD DVD, пока еще стоят очень больших денег, порядка $1000. (Определенным выходом может стать приобретение Sony Playstation 3, который одновременно является плеером Blu-ray, или XBOX 360 с соответствующей приставкой, который умеет воспроизводить фильмы HD DVD.)

  2. Дисков с фильмами Blu-ray или HD DVD в России пока еще очень мало - фактически единицы.

  3. Стоимость дисков с фильмами Blu-ray или HD DVD очень высокая - порядка $70.

Ну и что с этим делать? Ждать еще пару лет, пока появится достаточное количество дисков и они станут стоить более или менее разумных денег? Ну, можно и так. А можно приобщиться к миру высокого разрешения со стороны новых форматов сжатия, которые позволяют помещать фильм в высоком разрешении на пару-тройку обычных DVD.

Наверняка всем знаком стандарт MPEG-4, который позволяет сжимать фильмы DVD раза в четыре без особой потери качества. В хорошем качестве 4-6-гиговый DVD (MPEG-2)  конвертируется примерно в 1,5 Гб MPEG-4, а в приемлемом качестве - аж в 700 мегабайт, что позволяет переписывать DVD-фильм на обычный компакт-диск. Среди пользователей всяких районных и файлообменных сетей особенно популярны кодеки DivX и XviD, и фильмами в этом формате наполнены закрома всяких файлообменников.

Однако сжимать и конвертировать можно не только обычные фильмы в формате DVD, но и фильмы в формате HD-video, взятые с дисков Blu-ray либо HD DVD или записанные со спутниковых передач высокого разрешения (HDTV). При этом результирующее разрешение зависит от многих параметров. Оно может быть сохранено в соответствии с оригинальным размером кадра (1920х1080), а может быть и уменьшено с целью получения файла определенного размера. Но разрешение при этом должно быть не меньше 1280х720 (720i или 720p), иначе это уже не high definition. Обычно используют следующие три разрешения (хотя встречаются и другие): 1280x720, 1366x768, 1920x1080.

С видеоформатами (и кодеками) тут все не так просто. Используются как привычные MPEG-2 и MPEG-4, так и достаточно пока экзотические кодеки и форматы вроде WMV-HD (примеры роликов можно скачать с сайта Microsoft), H.264, VC-1.

Как это все смотреть? Ну, во-первых, на компьютере. Фильмы в высоком разрешении умеют смотреть Windows Media Player, Cyberlink PowerDVD, Nero ShowTime и другие - при наличии, конечно, соответствующего кодека. Для каких-то экзотических контейнеров вроде Matroska (расширение MKV) с кодеком H.264 может потребоваться специальный софтверный плеер вроде GOM Player. Ну и при этом следует иметь в виду, что для качественного и ровного воспроизведения видео высокой четкости требуются довольно значительные ресурсы компьютера: мощный процессор не ниже Pentium 4 и хорошая видеокарта. В противном случае при воспроизведении возможны задержки.


GOM Player с фильмом высокого разрешения

Но смотреть фильмы высокого разрешения на экране монитора - занятие достаточно дурацкое, потому что вся прелесть HD в полной мере проявляется при масштабном воспроизведении: экран плазменной или ЖК-панели, экран домашнего кинотеатра. Поэтому народ извращается по-всякому, подключая к компьютеру панель или видеопроектор. Некоторые даже собирают специальный компьютер для задач воспроизведения HD-видео.

Однако такой подход, хотя он и правомерный, обладает рядом существенных недостатков.

  1. Компьютер, как правило, находится достаточно далеко от приемника видеосигнала - панели, проектора. Можно, конечно, организовать передачу данных через провод, но тогда тут же встает серьезная проблема управлением воспроизведения.

  2. Отдельный компьютер в качестве HD-плеера - слишком дорогое решение. В противном случае, если в качестве плеера используется рабочий компьютер, приходится мириться с массой различных неудобств.

Наилучший выход в данной ситуации - приобретение обычного бытового плеера, который бы умел воспроизводить видео высокого разрешения с обычных DVD. Такие плееры уже существуют, они называются "DVD-плееры с поддержкой видеопотока высокого разрешения". Их выпускаются фирмы Kiss, Snazzio и другие.

Я поизучал, что сейчас представлено на российском рынке (выбор, к сожалению, минимальный), и пока остановился на плеере Dune HD One на чипсете Sigma Designs EM8620L.

Что он умеет нового по сравнению с обычным бытовым DVD-плеером?

  • Воспроизводит видео высокого разрешения: MPEG-2 MP@HL, DivX-HD, WMV-HD.

  • Воспроизводит следующие аудиоформаты: AC3 (Dolby Digital), DTS, MP3, OGG Vorbis, MPEG-4 AAC, WMA9/Pro, PCM.

  • Масштабирует обычные DVD до разрешения 1080p.

  • Воспроизводит видеопотоки с внешних жестких дисков, RAID-массивов, флешек, из локальной сети - по кабелю и через WiFi.

Погонял я месяцок это устройство, выводы сделал следующие.

Плюсы

  1. Действительно вполне пристойно воспроизводит HDV поддерживаемых форматов: MPEG-2, HD, DivX-HD и WMV-HD. Никаких рывков и зависаний не наблюдается.

  2. Воспроизведение файлов по локальной 100-мегабитной сети идет качественно и безо всяких задержек. 

Минусы

  1. Не поддерживается Matroska и кодеки  H.264, VC-1. А именно в этом формате гуляет большинство HD-фильмов в файлообменниках.

  2. Через USB поток высокого разрешения воспроизводить невозможно - тормозит безбожно. То же касается WiFi. Так что единственный вариант воспроизводства через сеть - кабель Ethernet;

  3. Воспроизведение стандартных DVD заметно неудобнее, чем на обычном DVD-плеере: не всегда срабатывает переход по разделам, почему-то не очень ровные границы изображения. Хваленое масштабирование в данном случае ничего не дает: обычный DVD, растянутый до 1080p, выглядит точно так же, как этот же фильм, воспроизводимый через стандартный плеер. А вот на Sony Playstation 3 масштабирование чисто визуально качество обычных DVD слегка повышало.

  4. Пульт управления плеером - безумно неудобный. Какой идиот придумал делать кнопки с булавочную головку - не знаю, но убивать его за это нужно максимально болезненным способом.

  5. Устройство заметно тормозит, получая сигналы от пульта. Причем если запустить последовательно несколько разных команд - плеер может обалдеть настолько, что его придется выключать и включать заново.

  6. Ускоренная перемотка на HD-фильмах работает совершенно отвратительно. На одних фильмах вообще не перематывает, просто останавливается картинка, на других - мотает с рывками и остановками. Нередко при перемотке появляется какой-то странный поиск непонятно чего, что еще более замедляет процесс.

Но тем не менее я доволен. Фильмы в поддерживаемых форматах найти можно, кроме того, обнаружил "Магазин HDTV", где продается несколько сотен фильмов в HD-разрешении на обычных DVD и можно подобрать соответствующие форматы (например, под маркой супериздания все диски будут играться на этом плеере). Из приобретенных пары десятков дисков слегка придуривался только один, причем он же нормально воспроизводился на компьютере.

Еще бы решить вопрос с Matroska и H.264/VC-1 - было бы классно. Эта же фирма предлагает плеер Dune HD Ultra, который поддерживает данный формат и кодеки, а также может выступать целым медиасервером, однако цена у него недетская - $750. Впрочем, оказалось, что они могут заапгрейдить мой Dune HD One до основных возможностей HD Ultra за относительно небольшие деньги. Я заказал апгрейд, так что посмотрим, что из этого получится: очень хочется иметь возможность проигрывать MKV-файлы.

По поводу впечатлений от HDV - я весьма впечатлен. Когда обычный DVD воспроизводится на экране с диагональю 2,5 метра - оно хотя и выглядит очень пристойно (вот здесь я писал о новом проекторе), но это все-таки не качество кинотеатра. Но запустив через этот плеер фильм 1080p, я  тут же ощутил всю прелесть высокого разрешения - фильм смотрелся, абсолютно как в кинотеатре. И это уже можно было с полным правом называть полноценным домашним кинотеатром.

P.S. Еще нужно упомянуть о плеерах с масштабированием - их сейчас появилось довольно много. Позиционируются так: "Обычные DVD-фильмы в разрешении High Definition". Это, в общем, полная фигня: такие плееры просто масштабируют (растягивают) обычную картинку 576p в 1080i. На качество это, практически не влияет. Есть отдельные скейлеры (устройства масштабирования), стоящие от $500 до $7000, которые при масштабировании качество явно улучшают (там идет довольно сложная обработка плюс применяется куча всяких фильтров). А когда это делает дешевый плеер - смысла в таком действе попросту нет.

© 1998–2024 Alex Exler
18.12.2007

Комментарии 51

То есть мне никто так и не скажет, почему в Штатах HD-DVD плееры стоят в ТРИ раза дешевле, чем в РФ? И это совсем никому не интересно?
21.12.07 08:18
0 0

Ромарио: То есть мне никто так и не скажет, почему в Штатах HD-DVD плееры стоят в ТРИ раза дешевле, чем в РФ? И это совсем никому не интересно?



Ты думаешь, ты Америку открыл, что ли? Давно известно, что в Штатах электроника стоит в 2-3 раза дешевле, чем в России. Почему - лично мне пофиг. Я все равно не могу это изменить.
21.12.07 12:08
0 0

Ромарио: То есть мне никто так и не скажет, почему в Штатах HD-DVD плееры стоят в ТРИ раза дешевле, чем в РФ?

Наверно потому что в Штатах этот рынок гораздо больше? Кому в России нужны такие плееры при уже упомянутой тут цене дисков?
21.12.07 21:46
0 0

Хочу высказаться в пользу выделенного компьютера (HTPC/MediaPC) для просмотра видео.

Пользуюсь таким уже больше года - и не испытываю никаких проблем.

Комп довольно слабенький - Athlon 64 3000+, гиг памяти, видео nVidia 7300GS. В то время обошелся мне долларов в 600, насколько я помню. Система - обычная WinXP, в качестве оболочки - MediaPortal. MP сам может видео показывать, но я предпочитаю использовать отдельный плеер, который можно настроить более гибко (как-то привык к ZoomPlayer, хотя может быть любой). Управляется все с ИК-пульта, хотя есть беспроводные клавиатура и мышь для случаев, когда нужно воспользоваться этим "плеером" как обычным компьютером.

Естественно, поскольку это компьютер, нет никаких проблем с поддержкой любых форматов - играется все подряд: от MPEG1 до DVD и Матрешки с H.264. Плюс просмотр фотографий, музыка, Internet-TV и ролики с YouTube, плюс все остальное, что может делать компьютер. Если винт достаточно большой, можно всю коллекцию видео (или хотя бы "активную" часть коллекции) хранить прямо на нем. У меня места не так много, так что постоянно там лежат только мультики для детей. Им, кстати, очень удобно пользоваться - сами включают, идут в соответствующий каталог, где вся коллекция мультфильмов показывается в виде "иконок", выбирают, что хотят, и смотрят.

Для видео стандартного разрешения конечно делается грамотный upscaling (пользуюсь ffdshow). Я имею возможность сравнить - подключил обычный DVD-плеер ко входу S-Video HD-телевизора, и смотрел один и тот же диск через него, и через компьютер. Земля и небо!

Возможности настройки - не ограничены. Не нравится интерфейс - меняется элементарно заменой скина в MediaPortal, который при желании можно даже самому отредактировать (я, например, сделал фон на основном экране не таким ярким, как по-умолчанию, а шрифты - покрупнее). Не устраивают кодеки - легко апгрейдятся или просто меняются на другие. Есть тяга к hard-core, можно вообще поставить Linux с MythTV.

В общем, полная свобода и независимость.

Да, еще один момент. У меня в этот комп еще вставлена плата ТВ-тюнера, так что и телевизор я смотрю через него. Точнее даже смотрю не прямой эфир (хотя и так можно), а в основном в записи - настроил, какие передачи записывать, и потом смотрю в удобное мне время, причем без рекламы, которая пропускается автоматически.

Короче - настоятельно рекомендую! 😄
19.12.07 22:41
0 0

alpax: Система - обычная WinXP, в качестве оболочки - MediaPortal.



Спасибо, попробую. А кодеки какие ставили и плеер какой используете?
21.12.07 12:23
0 0

Новости о PS3 - pda.compulenta.ru
19.12.07 16:53
0 0

yartat, certero, спасибо, именно это и хотел услышать. Мне было очевидно, что покупать практически немодернизирумую, ускоспециальную железяку нет смысла. У компа есть выход в сеть, харды, любой софт, возможность выбирать себе проигрыватели, кодеки, ДУ, звук и т.п.

Еще на нем можно играть. Вот PS3, таки-да, во многом превосходит обычный комп, но и она не настолько гибкая, а уж обычный плеер вообще кажется странным решением в ситуации, когда все решения устаревают на глазах из-за неспособности их апгрейдить самому.

От Экслера было странно услышать, что комп ему не годится
19.12.07 12:33
0 0

Народ, что-то я не понял насчет "HD-DVD плееры стоят в районе 1000 баксов". Купил на прошлой неделе Toshiba HD-A35 1080p HD DVD Player на Амазоне. Стоит 330 долл. Они при растаможке золотыми становятся, что ли?
18.12.07 22:40
0 0

Ромарио : они золотыми становятся, когда начинаешь покупать HD-DVD диски с фильмами
18.12.07 22:42
0 0

Я считаю, что на сегодняшний день именно комп (HTPC) - это оптимальное решение для просмотра HD-кино.



Собственно, не обязательно иметь именно отдельный HTPC, если вас существующий комп находится от телевизора в пределах досягаемости пятиметрового кабеля.
18.12.07 22:20
0 0

А почему все-таки не приспособить для проигрывания комп? Соображения "не влезет на полку" не такие серьезные - можно форм фактор подобрать. А плюсов масса - кодеки можно тасовать хоть каждый день
18.12.07 20:49
0 0

Pauls : Я, например, так и сделал. Собрал комп: Athlon64 X2 4200+/Gigabyte GA-MA690G-3H/1024MB DDRII 667/DVD+RW/HDD/БП 350W/Zalman HD-130 с пультом. Все вместе обошлось в $800. В качестве оболочки: WinXP SP2 + MediaPortal 0.3.2 + IRTrans, который отлично работает с моим пультом, подключение к телеку через HDMI. Проигрывает практически все: и образы BD, и образы HD-DVD, и HDTV рипы, и DVD и проч фильмы, ACD, интернет радио и проч. Я пока не пробовал DVD-A - не было диска проверить. Доволен как слон.
18.12.07 22:28
0 0

Я так понимаю HTPC, это всего лишь комп подключенный к телевизору/прооектору. И, конечно, через DVI/HDMI. А кто может подсказать, как научить видеокарту выдавать сигнал в, мягко говоря, нестандартном родном разрешении телевизора/проектора. Потому как телевизор при любой интерполяции добавляет кучу лишних артефактов. Статическая картинка(рабочий стол) на моей плазме смотрится отвратительно. Полагаю, нужны драйвера. Но под виндоуз я их не наблюдал. Или это глюки моей видеокарты?

Извините, если офтоп.
18.12.07 18:46
0 0

BlackCat:Статическая картинка(рабочий стол)  на моей плазме смотрится отвратительно.


Ну так еще бы! На плазме зерно с кулак величиной, да и плазма с разрешением Full HD, стоит совершенно не реальных денег. Тут поможет только ЖК.
20.12.07 07:48
0 0

Alex Exler: neko_no_totoro: Приходится перекодировать матроску в mp4.

А чем перекодируете, кстати?


Пока PS3 Video9.

Alex Exler: [QUOTE]neko_no_totoro: Понимает MP4, но тоже с серьезными ограничениями:



MP4 - это что за контейнер? И какой коде?



neko_no_totoro: h264 понимает вплоть до профиля Main Rev.4.



А контейнер?[/QUOTE]

.MP4 - это контейнер, поддержку которого я впервые увидел в Nero Recode. Определен в MPEG-4 Part 14 (ISO/IEC 14496-14): en.wikipedia.org

en.wikipedia.org


Кодек видео - MPEG4 AVC он же ITU H.264 он же ISO/IEC 14496-10:
Аудиокодек - MPEG2 Part 7 он же ААС он же ISO/IEC 13818-7

18.12.07 15:24
0 0

Гм, а никто никогда не обращал внимание на то, что на "Full HD" телевизоры тоже нанесён логотип HD ready?



HD ready означает готовность телевизора принимать HD-сигнал, просто в спецификации HD ready прописано минимальное разрешение матрицы на уровне 1280x720 (это полное разрешение HD-формата 720p/50). Противопоставлять "Full HD" против "HD ready" - это "фишка", свойственная именно русскоязычному интернету, благодаря тому, что один популярный русскоязычный сайт в своё время запустил такую утку. На самом деле, если телевизор "Full HD", то наверняка он и "HD ready" тоже.



Логотип "HD ready" был задуман как обозначение того, что телевизор способен принимать европейскую разновидность HDTV (50 Гц), и отсутствие такого логотипа (или родственого ему логотипа HD tv ) даже на самом раскрутейшем телевизоре - разве что повод подозревать его в том, что европейское HDTV через него смотреть нельзя.
18.12.07 13:18
0 0

Противоречиво несколько получилось:

"...достаточно пока экзотические кодеки и форматы вроде ... H.264, VC-1"

ниже:

"Не поддерживается Matroska и кодеки H.264, VC-1. А именно в этом формате гуляет большинство HD-фильмов в файлообменниках"

Нормальный программный апгрейд для воспроизведения h.264 Full HD для этого плеера не пройдет, чип слабый (матроску потянет, здесь особой аппаратности не нужно). Для этого нужен плеер с чипом 8623 или 8624.

Надо бы предупредить о том, что не всё то, на что прилеплена наклейка Full HD обязательно поддерживает 1080p. Например у филипса есть телевизоры с матрицей 1920*1080 ( Full HD), но поддерживают только 1080i.
18.12.07 12:36
0 0

Burst: Противоречиво несколько получилось:



Согласен, сейчас поправлю.



Burst: Нормальный программный апгрейд для воспроизведения h.264 Full HD для этого плеера не пройдет, чип слабый (матроску потянет, здесь особой аппаратности не нужно).



Спасибо за предупреждение, но не совсем понял этой фразы. Матроска - контейнер, h.264 - кодек. H.264 часто упаковывают именно в матроску. Так что он потянет или нет? Или имеется в виду, что потянет матроску с VC-1 или XviD DivX?
18.12.07 12:49
0 0

Я себе такого зверька заказал.
Играет h264 и матрешку и стоит явно дешевле Дюны.
Да и свой DVD-плеер Ямаха в утиль сдавать не придется. Верой и правдой служит все таки.
popcornhour.com
18.12.07 12:22
0 0

Motaro: Я себе такого зверька заказал.



Штука хорошая, но у нас здесь ее не найти. Но есть вот такая прикольная штука - хочу потестировать www.tvix.ru
18.12.07 12:29
0 0

Да, я на Dune посматривал, но отсутствие Н.264... Хотя во второй версии разработчики обещают это исправить. А на данный момент лучший ИМХО вариант, собрать HTPC самому, тем более уже и приводы есть читающие оба формата (BR и HD) за разумные деньги, да и с кодеками проблемы отпадают.
18.12.07 08:20
0 0

berboris, этот плеер проигрывает обычные DVD-диски обычной чёткости, просто растягивает потом картинку до HD-разрешения. С таким растягиванием практически так же хорошо справится и телевизор - думаю, ты не заметишь разницы. Преимущество такого плеера - удобное и качественное подключение по HDMI. Этот плеер позволит тебе увидеть очень качественное видео стандартной чёткости, но по-настоящему высокую чёткость ты с него не получишь.

17.12.07 23:34
0 0

Ага, на hdtv.ru сравнивают 1080p/25 с... тем же 1080p/25, без потерь «завёрнутым» в 1080i-транспорт . Налицо непонимание разницы между 1080p/25 и 1080p/50 - распространённое явление, к сожалению.
17.12.07 23:20
0 0

Алекс, а что скажете по поводу вот этого плеера?

www.consumer.philips.com



Philips dvd Player 1080p HDMI
17.12.07 23:09
0 0

berboris: Алекс, а что скажете по поводу вот этого плеера?



Насколько я понял - это самый обычный плеер с масштабированием. То есть просто растягивает картинку. Смысла в этом нет.
17.12.07 23:37
0 0